В 2014 году рефлексивные конфликтологи России отмечают своё двадцатипятилетие.
История формирования сообщества конфликтологов в России
Началом развития конфликтологической мысли и практики в нашей стране послужило создание в 1989 году Российско-американской программы по конфликтологии. Тогда поддержку в становлении конфликтологического образования в России оказали конфликтологи из США (Дон А.Хупер, Вильям Ф. Линкольн и др.), а инициатором этого процесса был Советский комитет защиты мира. Организационно, конфликтология оформляется в разных формах и институтах. Открываются центры по изучению и разрешению конфликтов (Сибирский центр конфликтологии, Санкт-Петербургский центр разрешения конфликтов, Московская школа конфликтологии и др.), оформляются частные практики, lj 2000 года периодически издавались научно-практическийе Журналы и сборники («Конфликтология», «Конфликт и консенсус», «Социальный конфликт, «В контексте конфликтологии…». Были созданы организации по проблемам теории и практики конфликтологии (Клуб конфликтологов в Красноярске, «Международная ассоциация конфликтологов», «Всероссийской ассоциации конфликтологов», «Российской ассоциации преподавателей конфликтологии», «Ассоциации выпускников-конфликтологов», «Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ» и др.). В Торгово-промышленной палате РТ создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур. Надо сказать, что сообщества конфликтологов России действуют изолированно друг от друга, не имеют сайтов, между конфликтологами отсутствует постоянная профессиональная коммуникация. Более 20 вузов нашей страны осуществляют выпуск конфликтологов. Среди них: Москва, Санкт-Петербург ( единственный в России факультет конфликтологии в СПбГУП), Ростов-на-Дону, Казань, Иркутск, Калуга, Ярославль и др. В 2011 году вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».
История конфликтологии как научного направления.
Конфликтология представляет собой раздел этой науки, решающий четыре основные задачи:
- изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов;
- раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками;
- анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также самих конфликтологов;
- описание результатов деятельности и личностных особенностей конкретных ученых.
Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть рассмотрен через призму относительно периодизация ее развития. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых исследований. Это позволило выявить в истории эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов.
I период – до 1924 года В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т.д. В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
II период – 1924 – 1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук отраслей конфликтологии. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода — одиннадцати. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет. Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер, который определяется действием следующих четырех основных факторов:
- степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;
- степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;
- уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;
- характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.
Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа.
Первый этап: 1924—1935 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.
Второй этап: 1935—1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап: 1949—1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап: 1972—1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. В 1988—1992 гг. А.Я.Анцуповым разрабатывается эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов. Она стала одной их первых отечественных общих теорий конфликта. Существенная работа по развитию прикладных аспектов этой теории проделана А.И. Шипиловым.
III период—1992 г. — настоящее время — появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (60—350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год, создаются центры, профессиональные группы по исследованию и регулированию конфликтов.
Кто же такой специалист-конфликтолог?
Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности в менеджменте, дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности, связанной с урегулированием конфликтов. На разных уровнях конфликтов требуются разные компетенции конфликтологов и разные программы их подготовки. На микроуровне, конфликтолог – профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуация в межличностном взаимодействии. (Необходимо отметить, что для обыденного сознания, «конфликтолог» – это ругательное слово, адресованное конфликтной личности: «Человек, который ругается по поводу и без него»). В обществе — это специалист по национальным и религиозным конфликтам, задача которого – помогать находить общий язык людям разных культур и религий. В бизнесе – это специалист, помогающий сторонам разрешить конфликт интересов в досудебном порядке. По мнению экспертов, стоимость самого конфликта значительно превышает стоимость услуг конфликтолога-посредника. Так 65% проблем, связанных с качеством продукции, зависит от конфликтов, а 42% своего рабочего времени менеджеры тратят на урегулирование конфликтов в коллективе. Конфликты, динамикой которых в силу своих компетенций должен управлять конфликтолог, оформляются в различных сферах общественной жизни: социально-политической, идеологической, социально-экономической, педагогической, культурной и др. Мысль о том, что можно подготовить специалиста, способного мобильно ориентироваться в разного рода конфликтных ситуациях, на первый взгляд, кажется утопической. Однако к настоящему времени в мировой практике накоплен опыт применения общих методов предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов. Совокупность методов конфликторазрешения можно разделить на три группы:
- силовые, основанные на применении силы и насилия;
- правовые, связанные с использованием юридических процедур;
- мирные стратегии посредством организации переговорного процесса и медиаторства.
Медиатор (посредник) необходим в ситуациях, когда ставится задача улучшения взаимодействия, интеграция интересов или координация процесса взаимодействия. Какими же видами профессиональной деятельности может осуществляться посредничество? Видов профессиональной направлении посредничества может быть несколько: ведение и/или участие в переговорах, медиация (переговоры с участием третьей нейтральной стороны), конфликтологическое консультирование, конфликтологическая экспертиза, модерация, фисилитация, консилиация (ведение переговоров без непосредственной встречи сторон за одним словом, своего рода «челночная дипломатия») и др.
Резюме. Развитие любой деятельности предполагает конкуренцию и борьбу за глобальный и локальный рынок, влияние на власть, в условиях информационной войны, столкновение интересов и конфликты – это та реальность, с которой имеет дело субъект деятельности. А потому, знание о том, как устроен конфликт, какова функция конфликта, поиск ресурсов в конфликте, эти и другие вопросы привлекают внимание большинство людей, а формирование конфликтологической и конфликтной компетенций являются важной составляющей обучения не только будущих конфликтологов, но и современных управленцев, бизнесменов, политических и общественных деятелей.
Московская школа конфликтологии поздравляет своих коллег с юбилейной датой!
О Московской школе конфликтологии (МШК)
Конфликтология и конфликты