Яндекс.Метрика

Агломерации: возможности развития городов и модели

Агломерации: возможности развития городов и модели

Агломерация 1

Фрагменты аналитического  обзора  Министерства  регионального развития  РФ  Развитие городских агломераций: Вып. 2

 «Развитие агломераций – это не только комплексное освоение территорий, но и   формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней»

(Министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев)

Исходя из логики государственного управления под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов,  главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием меж селенных территорий и ресурсов.

В посткризисное время актуальность развития агломераций в России усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.

Агломерирование городов – естественный путь урбанизации. Современное государство не может игнорировать происходящие изменения и оставаться в стороне от этого процесса

Критические проблемы, решаемые в ходе развития агломераций:

  • Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития.
  • Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций.
  • Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков.
  • Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.

Все входящие в агломерацию муниципальные образования приобретают возможность участия, в общем, более крупном проекте и получения благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.

Импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людских ресурсов. Анализ мировой практики урбанизации показывает, что такие центры формируются там, где средняя плотность составляет 350 чел/кв.км. Малолюдные российские пространства не могут продуцировать такие импульсы и одновременно не могут являться надежным рынком сбыта отечественных товаров и услуг. Напротив, развитый рынок может существовать только на высоко урбанизированных территориях, составляющих каркас системы расселения в стране.

В российском правовом поле отсутствует понятие агломерации.

И это при том, что агломерационная практика в России значительно опережает теорию. Правовое оформление агломераций формирует вызовы для ряда сфер государственного управления:

  • административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
  • разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
  • пространственное планирование (в части сочетаний и взаимоувязок документов стратегического и территориального планирования);
  • организация бюджетного планирования.

Развитие агломераций – задача федерального масштаба.

Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Такие стратегии утверждены в 2010-2011 гг. для всех федеральных округов Российской Федерации.

 Перспективная локализация агломераций в стратегиях округов:

Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона  Хабаровская и Иркутская.

Стратегия Сибири — ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск.

Стратегия Уральского федерального округа — агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.

Стратегия Приволжского федерального округа — Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации.

Стратегия Южного федерального округа — перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.

Стратегия Центрального федерального округа — Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.

Стратегия Северо-Западного федерального округа — агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда – Череповец».

Если говорить об агломерации как о системе комплексного развития сопряженных, связанных друг с другом территорий, как о форме организации взаимодействия соседних муниципалитетов, то речь может идти не только о крупных городах, но даже о сельских населенных пунктах.

Агломерация должна рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса.

Схема территориального планирования агломерации
Схема территориального планирования агломерации

 Пространственные модели агломераций

Выделяют несколько типов (моделей) пространственного развития городских агломераций.

  • Моноцентрическая модель.
  • Полицентрическая модель.
  • Рассеянная модель
  • Лучевая модель (линейная). 

Моноцентрическая модель.

аРазвитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель имеет много преимуществ в отношении максимально эффективного создания сетей транспорта и инфраструктуры. Также она позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно  заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости. Однако в данной модели не учитываются

коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации, которые изолированы и менее значимы в экономическом плане при этом будут

Полицентрическая модель.

Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанныхПолицентрическая модель между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели, но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации. 

Рассеяная модельРассеянная модель 

Развитие города сопровождается развитием ряда не связанных между собой объектов.

 

Лучевая модель (линейная).

Развитие города вдоль транспортных коридоров с образованием в каждой из них «лучей» развития,  тесно связанных с главным городом, но совершенно необязательно – между собой.

Лучевая модель более пригодна для бурно развивающихся мегаполисов (поскольку данная модель даетлучевая модель возможность быстрого развития вдоль мощных транспортных коридоров).

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию свое окружение.

В агломерации должны быть выделены оптимальные территории: 

  • для жилищного строительства;
  • для садово-дачного строительства;
  • для размещения производства;
  • для ведения сельского хозяйства и размещения производства по переработки с/х продукции;
  • для организации зон отдыха (территории, имеющие рекреационный потенциал);
  • для размещения кладбищ;
  • для размещения полигонов ТБО.

 Проектируем пространство для будущего!

______________

 Город как пространство развития

Конфликтология и конфликты