«Развитие агломераций – это не только комплексное освоение территорий, но и формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней»
(Министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев)
Исходя из логики государственного управления под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием меж селенных территорий и ресурсов.
В посткризисное время актуальность развития агломераций в России усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.
Агломерирование городов – естественный путь урбанизации. Современное государство не может игнорировать происходящие изменения и оставаться в стороне от этого процесса
Критические проблемы, решаемые в ходе развития агломераций:
- Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития.
- Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций.
- Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков.
- Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.
Все входящие в агломерацию муниципальные образования приобретают возможность участия, в общем, более крупном проекте и получения благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.
Импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людских ресурсов. Анализ мировой практики урбанизации показывает, что такие центры формируются там, где средняя плотность составляет 350 чел/кв.км. Малолюдные российские пространства не могут продуцировать такие импульсы и одновременно не могут являться надежным рынком сбыта отечественных товаров и услуг. Напротив, развитый рынок может существовать только на высоко урбанизированных территориях, составляющих каркас системы расселения в стране.
В российском правовом поле отсутствует понятие агломерации.
И это при том, что агломерационная практика в России значительно опережает теорию. Правовое оформление агломераций формирует вызовы для ряда сфер государственного управления:
- административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
- разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
- пространственное планирование (в части сочетаний и взаимоувязок документов стратегического и территориального планирования);
- организация бюджетного планирования.
Развитие агломераций – задача федерального масштаба.
Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Такие стратегии утверждены в 2010-2011 гг. для всех федеральных округов Российской Федерации.
Перспективная локализация агломераций в стратегиях округов:
Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона Хабаровская и Иркутская.
Стратегия Сибири — ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск.
Стратегия Уральского федерального округа — агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.
Стратегия Приволжского федерального округа — Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации.
Стратегия Южного федерального округа — перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.
Стратегия Центрального федерального округа — Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.
Стратегия Северо-Западного федерального округа — агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда – Череповец».
Если говорить об агломерации как о системе комплексного развития сопряженных, связанных друг с другом территорий, как о форме организации взаимодействия соседних муниципалитетов, то речь может идти не только о крупных городах, но даже о сельских населенных пунктах.
Агломерация должна рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса.
Пространственные модели агломераций
Выделяют несколько типов (моделей) пространственного развития городских агломераций.
- Моноцентрическая модель.
- Полицентрическая модель.
- Рассеянная модель
- Лучевая модель (линейная).
Моноцентрическая модель.
Развитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель имеет много преимуществ в отношении максимально эффективного создания сетей транспорта и инфраструктуры. Также она позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости. Однако в данной модели не учитываются
коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации, которые изолированы и менее значимы в экономическом плане при этом будут
Полицентрическая модель.
Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанных между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели, но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации.
Развитие города сопровождается развитием ряда не связанных между собой объектов.
Лучевая модель (линейная).
Развитие города вдоль транспортных коридоров с образованием в каждой из них «лучей» развития, тесно связанных с главным городом, но совершенно необязательно – между собой.
Лучевая модель более пригодна для бурно развивающихся мегаполисов (поскольку данная модель дает возможность быстрого развития вдоль мощных транспортных коридоров).
В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию свое окружение.
В агломерации должны быть выделены оптимальные территории:
- для жилищного строительства;
- для садово-дачного строительства;
- для размещения производства;
- для ведения сельского хозяйства и размещения производства по переработки с/х продукции;
- для организации зон отдыха (территории, имеющие рекреационный потенциал);
- для размещения кладбищ;
- для размещения полигонов ТБО.
Проектируем пространство для будущего!
______________
Город как пространство развития
Конфликтология и конфликты