Яндекс.Метрика

Бесконфликтная образовательная технология

Бесконфликтная образовательная технология

Бесконфликтная образовательная технология

Экспертный взгляд на авторскую образовательную технологию

АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования» (МИРНО). [1]

(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», социолог, конфликтолог)

Введение.

Современная организация образовательного процесса в России  не сосредоточена только  в стенах  государственных вузов. В образовательном пространстве развернули свою деятельность  негосударственные, некоммерческие образовательные учреждения (АНО  и НКО),   которые решают задачи дополнительного образования и повышения квалификации.  Государство поощряет   функционирование  и развитие НКО и АНО,  предоставляя им право льготного налогообложения. [2]   В июне 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций.[3]     Появление авторских программ делает  актуальным вопрос экспертиз  авторских разработок и методик. Но как узнать и как внедрять в образовательную  практику какую-либо новинку, без проведения критического анализа и поиска ответов на многие  вопросы: Где место этой авторской технологии?    Каковы должны быть   внутренние и внешние ограничения   данной технологии?  Каков устойчивый результат? Каковы требования к преподавателю/автору/тренеру? На какой контингент рассчитана технология? Под какие задачи? Как проводить экспертизу образовательных технологий, исходя из каких норм и критериев?      На эти и другие вопросы может ответить эксперт, который должен опираться на общие закономерности проектирования и внедрения образовательных технологий в практику, способный    в свернутой  форме раскрыть  процесс обучения, для дальнейшего его воспроизводства. [4]   Знание о других  альтернативных образовательных  технологий – является одним из основных требований к эксперту, который при оценке конкретной технологии учитывает общую ситуацию в сфере образования вообще и на рынке труда, в частности.

Кто формирует сознание молодёжи и воспитывает детей, тот контролирует будущее страны. Сохранить национальный суверенитет можно только  вместе с сохранением духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. Главной  угрозой  национальной безопасности является разрушение  традиционных духовно-нравственных основ нашего общества. Против России  идёт информационная война с применением самых изощрённых технологий, которые    переводятся на западные стандарты. [5]

Роль эксперта  в образовательных технологиях

Не  секрет, что рынок образовательных услуг наводнен  разнообразными жанрами и продукцией: семинары, тренинги, проектно-аналитические сессии, форсайты и пр. Авторские группы/коллективы стараются не пускать  в свою «кухню» посторонних лиц, тщательно оберегают свое ноу-хау. Опасения не напрасны. Существует нечистоплотность некоторых лиц  в присвоении себе чужих наработок,  плагиат и распространение информации,  снижающей значимость того, что делается коллективом.  И  только   тот коллектив, который стремится к развитию, не опасается открывать ноу-хау и обсуждать его с коллегами, приглашая экспертов и специалистов в образовательной сфере.  Ибо развитие возможно только за пределами достигнутого уровня.

Некоммерческие организации в образовательной сфере  берут на себя   три  основных  задачи, которые  не в состоянии выполнить в полной мере государственные вузы:

  • Разработка образовательных  программ  и технологий, с учетом быстрых изменений рынка труда, под конкретные задачи конкретной организации.
  • Внедрение  теоретических разработок в практику деятельности.
  • Повышение квалификации и  дополнительное образование по авторским  образовательным программам.

Эксперт   занимает отстраненную позицию по отношению к данной образовательной идее и форме ее воплощения в методах обучения.

Под экспертизой  авторской образовательной технологии имеется в виду оценка авторитетными специалистами объекта. Объект – это авторская  программа и технология обучения.

Основные элементы   авторской образовательной технологии (АОТ)

  • Авторская  программа
  • Технология и методы
  • Компетенции автора/преподавателя
  • Методические материалы
  • Эмоционально-психологическое и интеллектуальное состояние аудитории

Семинар на тему «Эффективное управление  партнерскими отношениями с родителями  в соответствии  с требованиями профессионального стандарта «педагог»,   проходил в контексте замечательный слов   Ш.А. Амонашвили – грузинского и российского педагога, психолога   «Учитель – соработник у Бога…».[6]

Кратко о технологии дополнительного образования

 Образовательные программы дополнительного образования предназначены для разных групп:

  • для конкретного коллектива,
  • для профессионального сообщества,
  • для смешанной группы (из разных областей деятельности).

На семинаре присутствовал почти весь коллектив учителей школы вместе с директором школы и его заместителями – 45 человек.  Время проведения 18 ак. часов.  Примерно половина участников ранее уже принимали участие в подобных семинарах и быстро включились в процесс семинара. На лицах тех, кто   впервые  принимал участие  семинаре, был скепсис и  некоторое недоверие.

Перед специалистами ДПО были поставлены   конкретные задачи:

  • научиться  выходить из трудных и конфликтных  ситуаций в коммуникации с родителями,
  • разработать и освоить технологию проведения родительского собрания на принципах самоорганизации и повышения мотивации родителей,
  • освоить конструктивные стратегии взаимодействия с родителями.

В процессе работы аудитория наполнялась заполненными ватманами, на которых участники писали свои мысли и обсуждали реальные кейсы. Работа велась в трех пространствах: общее — дискуссионное, групповое и открытое.

Для установления контакта с каждым участником, группы менялись и выполняли  много разных  упражнений на понимание и коммуникацию.  В какое-то время некоторые участники выпадали из процесса по разным причинам, но  постепенно к концу семинара все участники ощущали себя членами одной команды. Была сформулирована цель коммуникации  между родителями и учителями – «Счастливый ребенок».  И это главное о чем надо говорить с родителями.

Можно с уверенностью сказать, что  коллектив АНО ДПО «МИРНО» разработал бесконфликтную технологию взаимодействия и коммуникации в трудных и конфликтных ситуациях.   Казалось бы,  много есть   психологических работ и методик на эту тему.  Но специфика работы двух ведущих семинара  пока не нашла свое отражение  ни в одной работе по образовательным  технологиям.

Почти  во всех работах по управлению, а любой образовательный процесс требует управленческих навыков, рекомендуется, чтобы в команде были разные люди, с разными взглядами и компетенциями, иногда даже  противоположными. И на этом противоречии развивается процесс управления. Так согласно теории   Ицхака Адизеса [7] для гармоничного развития любой организации необходимо сбалансированное присутствие четырех противоречивых элементов, которые он назвал витаминами:

  • A (administration, администрирование),
  • E – (enterpreneur, предприниматель),
  • P (purpose, цель),
  • I (integration, интеграция).

Нехватка даже одного из них может привести к серьезным проблемам. Вместе с тем концепция четырех витаминов может позволить диагностировать болезнь организации по характерным признакам и прописать лечение.

В моделях управления мы находим рекомендации консультантов, которые считают, что работа в команде требует игры     противоположных  ролей: как минимум,   добрый и злой руководитель.

На данном семинаре,   ведущие   (Сченснович Н. Е.  и Посадская Т. В.) [8]составили пару по принципу дополнительности, а не противоположности. Они так ловко уходили от конфликтного взаимодействия, что участникам не оставалось ничего делать,   как  бессознательно следовать им.

Если мы сопоставим две технологии – конфликтную и  бесконфликтную, то каждой из них есть место в образовательном пространстве.  Для учителей в школах необходима бесконфликтная технология, которая позволяет:

  • выстраивать партнерские отношения между учителями и  родителями,
  • не поддаваться на провокации,
  • удерживать конструктивную коммуникацию в сложных ситуациях,
  • отвлекаться от несущественного.

Каждый участник получил рабочую тетрадь, в которой  методично   и содержательно раскрывались темы, а некоторые  страницы требовали заполнения непосредственно на семинаре.  К концу  семинара, все поставленные перед семинаром  задачи, были выполнены. Эмоционально — психологическое состояние участников был   радостным от осознания того, что участники приобрели методы и инструменты работы с собой. Директор школы, как Заказчик, выразила благодарность  ведущим за проведённую ими работу.

Таким образом, подготовленная программа и  бесконфликтная технология для коллектива учителей школ, в дальнейшем может быть подробно описана и по ней можно учить специалистов ДПО и  курсов   повышения квалификации.   Авторская образовательная  технология  построена на   нравственных принципах российской культуры и ценностях многонационального народа России. Такие образовательные  технологии являются гарантом   национальной безопасности и сохранением    традиционных духовно-нравственных основ нашего общества.

24.05.2017 г. Москва.

____________

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». Статья 10. Автономная некоммерческая организация

[6] Ш. А. Амонашвили. Педагогические притчи.  

[7] «Методология Адизеса. Реальный опыт внедрения»: Шохам Адизес, Алексей Капуста, Владислав Бурда.   ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.