Бесконфликтная образовательная технология
Экспертный взгляд на авторскую образовательную технологию
АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования» (МИРНО). [1]
(Цой Л.Н. – канд. соц. наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», социолог, конфликтолог)
Введение.
Современная организация образовательного процесса в России не сосредоточена только в стенах государственных вузов. В образовательном пространстве развернули свою деятельность негосударственные, некоммерческие образовательные учреждения (АНО и НКО), которые решают задачи дополнительного образования и повышения квалификации. Государство поощряет функционирование и развитие НКО и АНО, предоставляя им право льготного налогообложения. [2] В июне 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций.[3] Появление авторских программ делает актуальным вопрос экспертиз авторских разработок и методик. Но как узнать и как внедрять в образовательную практику какую-либо новинку, без проведения критического анализа и поиска ответов на многие вопросы: Где место этой авторской технологии? Каковы должны быть внутренние и внешние ограничения данной технологии? Каков устойчивый результат? Каковы требования к преподавателю/автору/тренеру? На какой контингент рассчитана технология? Под какие задачи? Как проводить экспертизу образовательных технологий, исходя из каких норм и критериев? На эти и другие вопросы может ответить эксперт, который должен опираться на общие закономерности проектирования и внедрения образовательных технологий в практику, способный в свернутой форме раскрыть процесс обучения, для дальнейшего его воспроизводства. [4] Знание о других альтернативных образовательных технологий – является одним из основных требований к эксперту, который при оценке конкретной технологии учитывает общую ситуацию в сфере образования вообще и на рынке труда, в частности.
Кто формирует сознание молодёжи и воспитывает детей, тот контролирует будущее страны. Сохранить национальный суверенитет можно только вместе с сохранением духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. Главной угрозой национальной безопасности является разрушение традиционных духовно-нравственных основ нашего общества. Против России идёт информационная война с применением самых изощрённых технологий, которые переводятся на западные стандарты. [5]
Роль эксперта в образовательных технологиях
Не секрет, что рынок образовательных услуг наводнен разнообразными жанрами и продукцией: семинары, тренинги, проектно-аналитические сессии, форсайты и пр. Авторские группы/коллективы стараются не пускать в свою «кухню» посторонних лиц, тщательно оберегают свое ноу-хау. Опасения не напрасны. Существует нечистоплотность некоторых лиц в присвоении себе чужих наработок, плагиат и распространение информации, снижающей значимость того, что делается коллективом. И только тот коллектив, который стремится к развитию, не опасается открывать ноу-хау и обсуждать его с коллегами, приглашая экспертов и специалистов в образовательной сфере. Ибо развитие возможно только за пределами достигнутого уровня.
Некоммерческие организации в образовательной сфере берут на себя три основных задачи, которые не в состоянии выполнить в полной мере государственные вузы:
- Разработка образовательных программ и технологий, с учетом быстрых изменений рынка труда, под конкретные задачи конкретной организации.
- Внедрение теоретических разработок в практику деятельности.
- Повышение квалификации и дополнительное образование по авторским образовательным программам.
Эксперт занимает отстраненную позицию по отношению к данной образовательной идее и форме ее воплощения в методах обучения.
Под экспертизой авторской образовательной технологии имеется в виду оценка авторитетными специалистами объекта. Объект – это авторская программа и технология обучения.
Основные элементы авторской образовательной технологии (АОТ)
- Авторская программа
- Технология и методы
- Компетенции автора/преподавателя
- Методические материалы
- Эмоционально-психологическое и интеллектуальное состояние аудитории
Семинар на тему «Эффективное управление партнерскими отношениями с родителями в соответствии с требованиями профессионального стандарта «педагог», проходил в контексте замечательный слов Ш.А. Амонашвили – грузинского и российского педагога, психолога «Учитель – соработник у Бога…».[6]
Кратко о технологии дополнительного образования
Образовательные программы дополнительного образования предназначены для разных групп:
- для конкретного коллектива,
- для профессионального сообщества,
- для смешанной группы (из разных областей деятельности).
На семинаре присутствовал почти весь коллектив учителей школы вместе с директором школы и его заместителями – 45 человек. Время проведения 18 ак. часов. Примерно половина участников ранее уже принимали участие в подобных семинарах и быстро включились в процесс семинара. На лицах тех, кто впервые принимал участие семинаре, был скепсис и некоторое недоверие.
Перед специалистами ДПО были поставлены конкретные задачи:
- научиться выходить из трудных и конфликтных ситуаций в коммуникации с родителями,
- разработать и освоить технологию проведения родительского собрания на принципах самоорганизации и повышения мотивации родителей,
- освоить конструктивные стратегии взаимодействия с родителями.
В процессе работы аудитория наполнялась заполненными ватманами, на которых участники писали свои мысли и обсуждали реальные кейсы. Работа велась в трех пространствах: общее — дискуссионное, групповое и открытое.
Для установления контакта с каждым участником, группы менялись и выполняли много разных упражнений на понимание и коммуникацию. В какое-то время некоторые участники выпадали из процесса по разным причинам, но постепенно к концу семинара все участники ощущали себя членами одной команды. Была сформулирована цель коммуникации между родителями и учителями – «Счастливый ребенок». И это главное о чем надо говорить с родителями.
Можно с уверенностью сказать, что коллектив АНО ДПО «МИРНО» разработал бесконфликтную технологию взаимодействия и коммуникации в трудных и конфликтных ситуациях. Казалось бы, много есть психологических работ и методик на эту тему. Но специфика работы двух ведущих семинара пока не нашла свое отражение ни в одной работе по образовательным технологиям.
Почти во всех работах по управлению, а любой образовательный процесс требует управленческих навыков, рекомендуется, чтобы в команде были разные люди, с разными взглядами и компетенциями, иногда даже противоположными. И на этом противоречии развивается процесс управления. Так согласно теории Ицхака Адизеса [7] для гармоничного развития любой организации необходимо сбалансированное присутствие четырех противоречивых элементов, которые он назвал витаминами:
- A (administration, администрирование),
- E – (enterpreneur, предприниматель),
- P (purpose, цель),
- I (integration, интеграция).
Нехватка даже одного из них может привести к серьезным проблемам. Вместе с тем концепция четырех витаминов может позволить диагностировать болезнь организации по характерным признакам и прописать лечение.
В моделях управления мы находим рекомендации консультантов, которые считают, что работа в команде требует игры противоположных ролей: как минимум, добрый и злой руководитель.
На данном семинаре, ведущие (Сченснович Н. Е. и Посадская Т. В.) [8]составили пару по принципу дополнительности, а не противоположности. Они так ловко уходили от конфликтного взаимодействия, что участникам не оставалось ничего делать, как бессознательно следовать им.
Если мы сопоставим две технологии – конфликтную и бесконфликтную, то каждой из них есть место в образовательном пространстве. Для учителей в школах необходима бесконфликтная технология, которая позволяет:
- выстраивать партнерские отношения между учителями и родителями,
- не поддаваться на провокации,
- удерживать конструктивную коммуникацию в сложных ситуациях,
- отвлекаться от несущественного.
Каждый участник получил рабочую тетрадь, в которой методично и содержательно раскрывались темы, а некоторые страницы требовали заполнения непосредственно на семинаре. К концу семинара, все поставленные перед семинаром задачи, были выполнены. Эмоционально — психологическое состояние участников был радостным от осознания того, что участники приобрели методы и инструменты работы с собой. Директор школы, как Заказчик, выразила благодарность ведущим за проведённую ими работу.
Таким образом, подготовленная программа и бесконфликтная технология для коллектива учителей школ, в дальнейшем может быть подробно описана и по ней можно учить специалистов ДПО и курсов повышения квалификации. Авторская образовательная технология построена на нравственных принципах российской культуры и ценностях многонационального народа России. Такие образовательные технологии являются гарантом национальной безопасности и сохранением традиционных духовно-нравственных основ нашего общества.
24.05.2017 г. Москва.
____________
[1] Сайт АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования».
[2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». Статья 10. Автономная некоммерческая организация
[4] Цой Л.Н. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции//Журнал «Кадровик» №3, 2012 г.
[5] Ольга Четверикова. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России.
[6] Ш. А. Амонашвили. Педагогические притчи.
[7] «Методология Адизеса. Реальный опыт внедрения»: Шохам Адизес, Алексей Капуста, Владислав Бурда. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.