Яндекс.Метрика

Болезнь как социальная модель самоощущения

Болезнь как социальная модель самоощущения

Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007)
Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007)

 Болезнь я считаю социальной моделью самоощущения и поведения людей, которая:

  • — практически не связана с физическим состоянием тела,
  • — в разные эпохи строится совершенно по-разному.

Человек даже на смертном одре способен сохранить трезвый рассудок и ясную память, когда он отказывается быть «больным».

«Больной» — это социальная роль в модели. Которая предписывает играющему ее человеку переживать определенные чувства (испытывать слабость, страдать от боли, бояться смерти и т.д.) и вести себя соответствующим образом.

Люди делают болезнь и себя как больного.

Эта же модель предписывает людям, окружающим «больного», определенные переживания и поведение (родственники должны сочувствовать и заботиться, друзья непрерывно справляться о здоровье – не важно интересно им это на самом деле или нет, чем-то помогать или хотя бы спрашивать о необходимости помощи и т.д.).

Эта модель устроена таким образом, что она ослабляет «больного», усиливает его жалость к себе, включает у него механизм реакции депривации (возмущение человека нарушением прав: в данном случае у «больного» появляются в соответствии с моделью права, которые он будет отстаивать вплоть до судебных тяжб).

Окружающие своим поведением практически вынуждают «больного» быть больным.

 Источники силы и энергии

Отказ человека играть предписанную моделью роль «больного» дает неимоверную власть над нарушениями функционирования организма и энергию для устранения этих нарушений.

Первый источники силы и энергии – разотождествление своих переживаний, мыслей и действий с непродуктивными социальными моделями и переживания, строй мыслей и действия в соответствии со своей индивидуальной органикой, а не с императивами этих моделей. Сила и энергия, генерируемые нашей органикой, — результат открывающегося доступа к их первичным источникам и из них.

Второй источник, производящий внутреннюю силу, — разотождествление внутреннего «я» со своими оболочками. В технологии Раджа-йоги (древняя медитационная практика, направленная на развитие ума, интеллекта) человек задает себе ряд вопросов и отвечает на них переживанием состояний, на порождение и осознание которых направлены эти вопросы.

  • Является ли моя рука мною? Нет, поскольку рука «моя», она мною быть не может. Я – это нечто иное.
  • Является ли мое тело мною? Является ли мои внутренности мною? … и далее по той же логике.
  • Являются ли мои чувства мною? Поскольку они «мои», значит они – не «я»; мне они принадлежат как нечто, не являющееся мной.
  • Являются ли мои переживания мною? Являются ли мои ощущения мною? Является ли мой страх мною? … и далее по той же логике.
  • Являются ли мои мысли мною? Нет, ведь они – «мои»! они, как нечто отличное от меня, принадлежат мне.
  • Является ли моя вера мною? Является ли моя личность мною? Является ли моя сила мною? Является ли моя душа мною? …

В последствии человек начинает понимать и чувствовать, что твое «я» — это совершенно иная субстанция, чем все оболочки (телесно-физической, эмоционально-чувственной, интеллектуально-духовной).

Внутреннее самодвижение и основанное на нем саморазвитие. Люди с поисковым инстинктом обладают способностью не останавливаться, чего бы они не достигли, но находиться в вечном потоке все новых и новых аспектов мира. Но увеличение процента инноваторов для современных обществ, мало подготовленных к этому, несет угрозу дестабилизации и разрушения. Третий источник силы и энергии – это разотождествление двух базовых механизмов, запускающих активность человека: самодвижения и действий как реакций на воздействие из вне. Это позволяет:

  • сконцентрироваться именно на самодвижении, порождающем активность и дальнейшее развитие,
  • избирательно, осознанно и конструктивно относиться к внешним воздействиям и свои реакциям на них, что делает эти реакции более эффективными.

Дудченко В.С. Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007. С. 120-123

 

Ролло Мэй (1909-1994)
Ролло Мэй
(1909-1994)

PS// Знаменитый психолог Ролло Мэй   в молодости страдал неизлечимой формой туберкулеза. Практически два года он находился на краю могилы в туберкулезном санатории. Существенное улучшение наступило у него только тогда, когда он осознал, что его телесное состояние зависит, прежде всего, от его отношения к болезни: от того, испытывает ли он чувство бессилия и сдается микробам, становясь их жертвой, или начинает активно бороться. Начав культивировать в себе это состояние активности и борьбы, через какое-то время он абсолютно выздоровел.

 

PS// Мысль материальная на 90% в отношении здоровья и болезни. ! Если твои идеи позволяют тебе болеть, то может отказаться от таких идей? И задать вопрос — какая тебе выгода от болезни?

_______

 Инновации и конфликты

Библиотека