Болезнь я считаю социальной моделью самоощущения и поведения людей, которая:
- — практически не связана с физическим состоянием тела,
- — в разные эпохи строится совершенно по-разному.
Человек даже на смертном одре способен сохранить трезвый рассудок и ясную память, когда он отказывается быть «больным».
«Больной» — это социальная роль в модели. Которая предписывает играющему ее человеку переживать определенные чувства (испытывать слабость, страдать от боли, бояться смерти и т.д.) и вести себя соответствующим образом.
Люди делают болезнь и себя как больного.
Эта же модель предписывает людям, окружающим «больного», определенные переживания и поведение (родственники должны сочувствовать и заботиться, друзья непрерывно справляться о здоровье – не важно интересно им это на самом деле или нет, чем-то помогать или хотя бы спрашивать о необходимости помощи и т.д.).
Эта модель устроена таким образом, что она ослабляет «больного», усиливает его жалость к себе, включает у него механизм реакции депривации (возмущение человека нарушением прав: в данном случае у «больного» появляются в соответствии с моделью права, которые он будет отстаивать вплоть до судебных тяжб).
Окружающие своим поведением практически вынуждают «больного» быть больным.
Источники силы и энергии
Отказ человека играть предписанную моделью роль «больного» дает неимоверную власть над нарушениями функционирования организма и энергию для устранения этих нарушений.
Первый источники силы и энергии – разотождествление своих переживаний, мыслей и действий с непродуктивными социальными моделями и переживания, строй мыслей и действия в соответствии со своей индивидуальной органикой, а не с императивами этих моделей. Сила и энергия, генерируемые нашей органикой, — результат открывающегося доступа к их первичным источникам и из них.
Второй источник, производящий внутреннюю силу, — разотождествление внутреннего «я» со своими оболочками. В технологии Раджа-йоги (древняя медитационная практика, направленная на развитие ума, интеллекта) человек задает себе ряд вопросов и отвечает на них переживанием состояний, на порождение и осознание которых направлены эти вопросы.
- Является ли моя рука мною? Нет, поскольку рука «моя», она мною быть не может. Я – это нечто иное.
- Является ли мое тело мною? Является ли мои внутренности мною? … и далее по той же логике.
- Являются ли мои чувства мною? Поскольку они «мои», значит они – не «я»; мне они принадлежат как нечто, не являющееся мной.
- Являются ли мои переживания мною? Являются ли мои ощущения мною? Является ли мой страх мною? … и далее по той же логике.
- Являются ли мои мысли мною? Нет, ведь они – «мои»! они, как нечто отличное от меня, принадлежат мне.
- Является ли моя вера мною? Является ли моя личность мною? Является ли моя сила мною? Является ли моя душа мною? …
В последствии человек начинает понимать и чувствовать, что твое «я» — это совершенно иная субстанция, чем все оболочки (телесно-физической, эмоционально-чувственной, интеллектуально-духовной).
Внутреннее самодвижение и основанное на нем саморазвитие. Люди с поисковым инстинктом обладают способностью не останавливаться, чего бы они не достигли, но находиться в вечном потоке все новых и новых аспектов мира. Но увеличение процента инноваторов для современных обществ, мало подготовленных к этому, несет угрозу дестабилизации и разрушения. Третий источник силы и энергии – это разотождествление двух базовых механизмов, запускающих активность человека: самодвижения и действий как реакций на воздействие из вне. Это позволяет:
- сконцентрироваться именно на самодвижении, порождающем активность и дальнейшее развитие,
- избирательно, осознанно и конструктивно относиться к внешним воздействиям и свои реакциям на них, что делает эти реакции более эффективными.
Дудченко В.С. Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007. С. 120-123
PS// Знаменитый психолог Ролло Мэй в молодости страдал неизлечимой формой туберкулеза. Практически два года он находился на краю могилы в туберкулезном санатории. Существенное улучшение наступило у него только тогда, когда он осознал, что его телесное состояние зависит, прежде всего, от его отношения к болезни: от того, испытывает ли он чувство бессилия и сдается микробам, становясь их жертвой, или начинает активно бороться. Начав культивировать в себе это состояние активности и борьбы, через какое-то время он абсолютно выздоровел.
PS// Мысль материальная на 90% в отношении здоровья и болезни. ! Если твои идеи позволяют тебе болеть, то может отказаться от таких идей? И задать вопрос — какая тебе выгода от болезни?
_______