Яндекс.Метрика

Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей

Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей

  Предлагаем вашему вниманию   фрагменты книги А.А. Попова,   каждый тезис которой  приглашает к размышлению и переосмыслению  некоторых установок.5240

«….мышление – это не фантазия, не «умные» рассуждения, которые можно производить сразу, как только захочешь и без затраты усилий. Нет, мышление, моделирование мира – это всегда преодоление, вынужденная война, война идеального «нормативного» образа мира с материальным, приводящая к пониманию того, где они различаются, и опора на какие-то свойства материального позволит максимально утвердить идеальное в жизни».   

 «…глобальной внутриполитической ошибкой является тотальное игнорирование человеческого потенциала 140-миллионного населения России. Внутренняя политика, являющаяся, прежде всего, социальной политикой, осталась политикой сдерживания человеческого потенциала, в том числе: по типу базового действия — социальным вспомоществованием и социальным попечительством; по типу субъекта социальной ответственности — патерналисткой моделью с элементами общественной модели; а по типу участия государства — административной политикой. Такая политика делает невозможной любые практики капитализации и мобилизации человеческих ресурсов».

 Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей

Попов Александр Александрович
Попов Александр Александрович

Аннотация:

Современные молодые люди, оканчивающие школу, определяющиеся с высшим образованием, находятся в простой ситуации выбора между двумя вариантами. Вариант первый, очевидный: стать исправным винтиком общественной машины, идеальным производителем, стоимость которого определяет работодатель, и идеальным потребителем, потребности которого определяют создатели рекламы. Не стоит питать иллюзий, сами работодатели и создатели рекламы являются такими же исправными винтиками. Вариант второй, сложный: научиться управлять собственной жизнью, ставить собственные цели, определять собственные возможности. Для этого придется учиться думать.

Автор книги предлагает научиться думать. На таких разных темах, как творчество братьев Стругацких, русский рок, история европейской философии, мыследеятельностная методология Щедровицкого, он показывает, что книги и песни, написанные когда-то в прошлом, и истории, случившиеся давным-давно с другими людьми, могут быть опорой для определения себя в настоящем и в будущем. Вокруг тем разворачиваются сквозные вопросы, побуждающие молодых людей разных эпох философствовать: Кто я и что такое вообще человек? Что я могу знать? Во что я должен верить? На что я смею надеяться? Будущее — как про него можно думать?

Книга предназначена для тех, кто оканчивает школу или уже стал студентом, но будет интересна также тьюторам, преподавателям и родителям, готовым обсуждать насущные философские вопросы со своими учениками и детьми.

Предисловие

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я заведомо не говорю «юные читатели», ибо, хоть эта книга и предназначена в основном для юношества — учеников старших классов или студентов младших курсов, или тех молодых людей, которые получают образование и строят свою жизнь вне официальных институций, — её читателем вполне может стать и зрелый человек. Книга придётся «ко двору» педагогу, психологу, менеджеру проектов, связанных с использованием и развитием человеческих способностей. Но она заинтересует не только тех, кому вопросы самоопределения и становления человека важны «по долгу службы», а всем, кто ставит такие вопросы самому себе (и это не поздно сделать в 30, в 40, в 50 лет) или кто заботится о развитии собственных детей. Ведь книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой цикл лекций, доходчиво, и притом на безукоризненной научной и философской основе, описывающий основные представления о том, как человеку конструировать себя и свой жизненный путь, показывающий условия соотнесения собственных планов с действительностью и их реалистичности, ставящий те вопросы, на которые нужно отвечать при продумывании своих действий в современных пространствах деятельности, социальных отношений и культурных символов.

Книга состоит из текстов, в значительной мере различающихся между собой. Больше половины статей в её основной части — это именно лекции, прочитанные автором для его воспитанников, в интенсивных школах, на молодёжных форумах, в ходе индивидуального тьюториала. Но все эти материалы объединяются двумя большими темами, красной нитью проходящей через них.

 Первая тема — «обучение свободе» и «обучение распоряжению свободой». Напрямую автор говорит об этом в первой лекции, со ссылкой на подход Э. Фромма к свободе как состоянию, которое ещё необходимо освоить, научиться в нём находиться и использовать его как свой инструмент. Но фактически, возможность свободного полагания своей жизни и свободной реализации своей траектории является стержнем для остальных материалов, в которых обсуждаются уже конкретные методы, которыми достигается свобода, конкретные образы и «способы» жизни, которые её культивируют, а кроме того — честно обозначается, что при любом самоопределении, проектном действии, включении в практику, в её отличии от «деятельности» соблазн бегства от свободы возникнет, и нужно трезво понимать, нужна ли она тебе и в чём её ресурс.

Вторая тема — это введение в конструирование как подход к деятельности и вообще к жизни. Именно так — не придумывание и не мечты о чём-то, чего ещё нет, но очень хочется, чтобы было; не планирование и не проектирование общепринятых действий в заданной и в этом смысле неизбежной ситуации, а — конструирование нового явления, принципиально отличающегося от известных образцов, но основанного на элементах этих образцов, переосмысленных, заново скомбинированных и поэтому приобретающих новое, до этого невиданное качество. Каждая из лекций основной части книги посвящена особому явлению, требующему конструирования: собственной идентичности и своим способностям; Будущему как всеобщему явлению (точнее, используя метафору братьев Стругацких, «островкам Будущего»); поколению и его культурному пространству; Человеку и способам его познания; личному Делу, понимаемому и как бизнес, и как призвание; ближайшей культурно-исторической эпохе и Поколению как её главному субъекту; наконец — образовательному проекту нового типа, обеспечивающему само-стояние и свободу человека. Большинство этих явлений, если не все, традиционно воспринимаются нами как естественные, «случающиеся» вследствие естественного хода событий либо «чуда», или же как создаваемые автоматически, по некоему известному канону или привычки — ведь именно так большинство людей старшего поколения и немалая часть молодёжи подходят к продумыванию своего жизненного пути, выбору профессии или нового места работы, даже к выбору спутника жизни. Именно поэтому мы и говорим о конструировании как о подходе к действительности в целом. Одно дело, если эта действительность воспринимается неизменной и не зависящей от моих усилий — в ней бывает скучно, в ней можно оказаться беззащитным от стихийных сил, но зато в ней в целом спокойно, стабильно и безответственно. Совсем другое дело, если знаешь — твердо знаешь — что действительность не предзадана, а формируема, в том числе, твоими собственными усилиями, с точки зрения твоих интересов. Это иногда изматывает, поскольку нужно всё продумывать, ко всему относиться, во всех событиях «гнуть свою линию», но зато ты становишься как бы равномощен мир или, по крайней мере, всей той ситуации, в которой находишься, становишься независим от её обстоятельств и, в конечном итоге, свободен.

В сущности, две «сквозные» темы книги на самом деле оказываются двумя аспектами целостного вопроса о свободе: её ценности как стержню своей личности — и конструированию как главному инструменту и условию осуществления этой самой ценности. (Александр Асмолов).

(«Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей» / А.А. Попов; предисл. А.Г. Асмолова — Ижевск : ERGO, 2013. — 252 с. )

Источник 

_____________

  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ

Конфликтология и конфликты