О диагностике можно говорить в нескольких смыслах.
- В медицинском смысле – когда консультант обследует организацию и ставит ей диагноз, прописывает способ «лечения». Когда диагностика закончена, начинается «лечение».
- Техническая диагностика проходит по тому же сценарию.
- Диагностика как метод решения того, возьмется ли консультант за эту работу или нет.
В рамках договора с Заказчиком диагностика похожа на исследование: анализ документов, изучение статистики, интервью, наблюдение.
Ю. Прохоров пишет о специфике диагностики:
— в качестве объекта в ней всегда рассматривается целостная система,
— она всегда направлена на выявление особенностей конкретной организации и работников,
— в конечном счете, она направлена на решение тех или иных проблем организации и персонала.
Каков метод, таков и результат.
- Консультационная диагностика.
Под диагностикой в управленческом консультировании наиболее целесообразно понимать способ и средство самоопределения консультанта, то есть определения консультантом своего места во взаимодействии с людьми и системами, целей и ориентиров для дальнейшей работы, содержания, способов и режима своих дальнейших действий.
Следствие первое
Поскольку консультант на протяжении всего процесса взаимодействия с клиентом:
1) проводя аналитическую работу, узнает что-то новое о людях, организации, рыночной среде;
2) совершает какие-то действия, вызывая изменения в организации, и узнавая о ней что-то новое по ее реакциям на воздействие;
3) корректирует свои намерения и средства работы с учетом полученных результатов,
он должен регулярно, если не непрерывно, производить пересамоопределение.
Это означает, что диагностика – это не этап работы консультанта, а процесс, длящийся с первых шагов навстречу клиенту и, возможно, не завершающийся с окончанием контактов с ним.
Следствие второе
Статистика и цифровые данные безбожно врут.
Рассказы людей – это всегда «кривое зеркало».
Единственным способом получения правдивой информации становится действие, напоминающие научный эксперимент: консультант как-то воздействует на представителей организации и по реакциям определяет характер и направленность работы механизмов, управляющих организацией, людьми и приведших к возникновению проблем.
Следствие третье
При подходе к диагностике как процессной, ведущейся по принципу «диагностика действием» или «воздействующая диагностика», внимание и активность консультанта направляются, в первую очередь, на свои средства и способы работы, на поиск их наибольшей эффективности и полезности для Заказчика.
Консультант, работающий таким образом, принимает на себя всю полноту ответственности за происходящее с людьми и организацией при его участии.
(Дудченко В.С. Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007. С. 266-269 Глава 13. Формы и методы развития человека в организации)
________________