Яндекс.Метрика

Функциональное пространство конфликта

Функциональное пространство конфликта

Наброски   о функциональном пространстве конфликта.

Цой Л.Н.

(после прочтения    фрагмента доклада Г.П.Щедровицкого  «Социально-семиотические функции произведения искусства»   на семинаре в Доме творчества Уральского филиала ВНИИТЭ, пос. Новоуткинск Свердловской обл. 7 июля 1978»)  

Есть  такая профессиональная позиция — конфликтолог, которая  «разворачивает»  конфликтный материал   для его осмысления, так как изначально, о конфликте, как об «объекте»,   участники и наблюдатели  имеют самое поверхностное, простое  (примитивное) представление.

Наблюдатели – именно они формируют общественное мнение , они  в большей степени выражают   свое  отношение к конфликту и к сторонам конфликта ЗА или ПРОТИВ.  

Участники конфликта и наблюдатели, такое  разделение   на группы очень важно, так как если  не будет наблюдателей, то конфликт приобретает жесткие формы противостояния и  жестокого физического насилия, с  интенцией на полное уничтожение или тотальное  порабощение  слабой стороны.

Кроме того, есть  разные профессиональные сообщества (СМИ, социологи, культурологи,  историки, политики, профсоюзы, бизнес и пр.),   которые выражают свое отношение к конфликту,  но относятся совершенно иначе, чем простые наблюдатели и участники  конфликта.

Формируются два пространства, в которых разворачивается конфликт.

1)  Социокультурное пространство  конфликта включает в себя две  основные  функциональные группы,  которые можно рассматривать как  социально-семиотические функции,  без которых  собственно конфликт развиваться не может: участники конфликта и простые наблюдатели.

2) Культурное пространство конфликта, которое  в отношении к социокультурному  пространству, дает возможность ввести, так называемую «действительность».  Оно создается профессиональными сообществами.   Отношения между   сопереживаниями,  опытом,  чувствами/эмоциями в конфликте и размышлениями над ними —  это и есть то напряжение. которое формирует   действительность.  Другое дело, что кто-то может работать только в социокультурном пространстве, а кто-то и в культурном.

Культурное пространство функционально и оно конструируется.

4 4 sr5Культурное пространство  – это пространство в котором задаются вопросы из будущего.   В поисках ответа на вопрос   «Как выходить из конфликта?» — это и есть показатель культуры или ее отсутствия. Что такое культура?  Культура – это норма, которая создается в обществе,   производится, транслируется.  это образование и воспитание, и они воспроизводятся. Воспроизводство нормы требует определенной функции, а значит, культурное пространство конструируется и  функционально по своей сути.   Можно выделить пять  основных функций.

Первая функция – исследовательская (как создавался/формировался/созревал/проявлялся  конфликт).  Она «вымывает»   чувства и эмоции и оставляет в сухом остатке  логику, термины, модели…  Исследователь должен  разобрать множество отношений и связей и выяснить процессы и механизмы, в которых разворачивается конфликт, так как они все друг на друга работают, друг через друга выражаются, друг друга подкрепляют и все это как бы концентрируется в  конфликте. В этой функции важен МЕТОД,     способы его работы,  интерпретация. Никакой «жизни» в  результатах  исследования  нет, а потому  они не могут удовлетворить ни одну из конфликтующих сторон, за исключением, если вдруг,   последние  обнаружат в нем свои интересы.

Пример.   Э. Дюркгейм описал  метод   в социологии,  пригодный для изучения социальных фактов.  «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним».[1]  

Вторая функция —  идеологическая,  это разделение наблюдателей  на противостоящие друг другу группы и объединение внутри групп   по  отношению к конфликту.

Основание для этого разделения могут быть разные,  как, где, в какое время оно происходит по-разному, но оно обязательно должно происходить.   Группы пересказывают   свое отношение  к конфликту и сторонам конфликта,  формируя  «своих» и «чужих». Люди встречаются и  обсуждают то, что их волнует. У них  одинаковое видение этого конфликта  и одинаковое отношение к нему.  Идет живая коммуникация, они вместе сопереживают  и им становится   немного легче, потому что   они вместе.

Пример. Ситуация в Украине, Майдан: —  «Кто не скачет, тот москаль».

Третья функция – коммуникативно-знаковая.

В мире человеческого бытия не может существовать ничего вне оценки и попытки объективно описать что-либо из мира человеческого сознания, из мира человеческого искусства вообще.  Задача научного     анализа состоит в том, чтобы выявить эти основания для оценки и перевести их из плана подсознательного в план объективированный.

Именно здесь реализуется функция  придания знака и значения конфликту.   Это фактически определяет способы прочтения конфликта, как текста     задается смысловая  структура его понимания,   куда включено  обязательное отнесение к чему-то в истории.

Пример.  Великая отечественная война, война  советского народа за освобождение от фашизма.

Четвертая функция  — экспертная  

Когда развертывается конфликт, он  немыслим  без  содержательной критики. Именно   эксперт     с опорой на свое профессиональное знание сказать НЕЧТО о конфликте в контексте  конфликтологии и истории конфликтов.

Задача  экспертов   выделить такие характеристики, по которым  появляется возможность  следить за линиями развития, какие новые проблемы    решает конфликт в исторической перспективе развития деятельности.

Каждый раз, высказывая свое суждение о конфликте,  становясь в какое-то отношение к нему, выражая в организации и материале (в форме) свое отношение к конфликту,   эксперт   исходят из  определенной организации оснований для оценки, высказывания, сравнения, что и оказывает воздействие на  процесс нормирования и  смыслообразования.

Эксперт ведает ситуациями смыслообразования, он соучаствует в них.

Пятая функция – образовательная, воспитательная.

  Первостепенное значение для учебного предмета «Конфликтология»   имеет   организация  пространства    культуры конфликтования.  Или мы  формируем/воспитываем  людей  не подготовленных   для сотрудничества/конкуренции, или   учим правильно, культурно защищать свои интересы и договариваться, как и на каком языке про  конфликт можно говорить адекватно, чтобы не создавать себе врагов.

В этой связи   представляет интерес  замечание Г.П.Щедровицкого по поводу различения  подлинного произведения искусства и  простого  «отображения» жизни.

Г.П. Щедровицкий:  — «Мне недавно пришлось читать лекции преподавателям эстетики, методистам города Москвы, и один из них, умный и способный человек сказал – произведение искусства должно быть таким: «Когда я посмотрел, я должен взять автомат и идти убивать. И это значит, что это – подлинное произведение искусства». На что я ему ответил – да, но это значит, что у вас нет эстетического художественного отношения, ибо вы смотрите на это не на как произведение искусства. Для вас это – «отображение жизни». Для него эта же действительность, которая требует от него действия, как в их случае» [2]

Резюме:

Если в социокультурном пространстве конфликты  создаются   участниками осознанно и целенаправленно, ради развития и утверждения собственных позиций, то организация культурного/ функционального пространства  конфликта,  должно    создавать условия для принципиально разрешимых конфликтов,  не порождая  врагов.

02 января 2015 г.


[1] Дюркгейм Э. Метод социологии //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 256-309.

[2] Г.П.Щедровицкий. Социально-семиотические функции произведения искусства. Фрагмент доклада на семинаре в Доме творчества Уральского филиала ВНИИТЭ, пос. Новоуткинск Свердловской обл. 7 июля 1978.

_______________

ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ

 

Конфликтология и конфликты