Наброски о функциональном пространстве конфликта.
(после прочтения фрагмента доклада Г.П.Щедровицкого «Социально-семиотические функции произведения искусства» на семинаре в Доме творчества Уральского филиала ВНИИТЭ, пос. Новоуткинск Свердловской обл. 7 июля 1978»)
Есть такая профессиональная позиция — конфликтолог, которая «разворачивает» конфликтный материал для его осмысления, так как изначально, о конфликте, как об «объекте», участники и наблюдатели имеют самое поверхностное, простое (примитивное) представление.
Наблюдатели – именно они формируют общественное мнение , они в большей степени выражают свое отношение к конфликту и к сторонам конфликта ЗА или ПРОТИВ.
Участники конфликта и наблюдатели, такое разделение на группы очень важно, так как если не будет наблюдателей, то конфликт приобретает жесткие формы противостояния и жестокого физического насилия, с интенцией на полное уничтожение или тотальное порабощение слабой стороны.
Кроме того, есть разные профессиональные сообщества (СМИ, социологи, культурологи, историки, политики, профсоюзы, бизнес и пр.), которые выражают свое отношение к конфликту, но относятся совершенно иначе, чем простые наблюдатели и участники конфликта.
Формируются два пространства, в которых разворачивается конфликт.
1) Социокультурное пространство конфликта включает в себя две основные функциональные группы, которые можно рассматривать как социально-семиотические функции, без которых собственно конфликт развиваться не может: участники конфликта и простые наблюдатели.
2) Культурное пространство конфликта, которое в отношении к социокультурному пространству, дает возможность ввести, так называемую «действительность». Оно создается профессиональными сообществами. Отношения между сопереживаниями, опытом, чувствами/эмоциями в конфликте и размышлениями над ними — это и есть то напряжение. которое формирует действительность. Другое дело, что кто-то может работать только в социокультурном пространстве, а кто-то и в культурном.
Культурное пространство функционально и оно конструируется.
Культурное пространство – это пространство в котором задаются вопросы из будущего. В поисках ответа на вопрос «Как выходить из конфликта?» — это и есть показатель культуры или ее отсутствия. Что такое культура? Культура – это норма, которая создается в обществе, производится, транслируется. это образование и воспитание, и они воспроизводятся. Воспроизводство нормы требует определенной функции, а значит, культурное пространство конструируется и функционально по своей сути. Можно выделить пять основных функций.
Первая функция – исследовательская (как создавался/формировался/созревал/проявлялся конфликт). Она «вымывает» чувства и эмоции и оставляет в сухом остатке логику, термины, модели… Исследователь должен разобрать множество отношений и связей и выяснить процессы и механизмы, в которых разворачивается конфликт, так как они все друг на друга работают, друг через друга выражаются, друг друга подкрепляют и все это как бы концентрируется в конфликте. В этой функции важен МЕТОД, способы его работы, интерпретация. Никакой «жизни» в результатах исследования нет, а потому они не могут удовлетворить ни одну из конфликтующих сторон, за исключением, если вдруг, последние обнаружат в нем свои интересы.
Пример. Э. Дюркгейм описал метод в социологии, пригодный для изучения социальных фактов. «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним».[1]
Вторая функция — идеологическая, это разделение наблюдателей на противостоящие друг другу группы и объединение внутри групп по отношению к конфликту.
Основание для этого разделения могут быть разные, как, где, в какое время оно происходит по-разному, но оно обязательно должно происходить. Группы пересказывают свое отношение к конфликту и сторонам конфликта, формируя «своих» и «чужих». Люди встречаются и обсуждают то, что их волнует. У них одинаковое видение этого конфликта и одинаковое отношение к нему. Идет живая коммуникация, они вместе сопереживают и им становится немного легче, потому что они вместе.
Пример. Ситуация в Украине, Майдан: — «Кто не скачет, тот москаль».
Третья функция – коммуникативно-знаковая.
В мире человеческого бытия не может существовать ничего вне оценки и попытки объективно описать что-либо из мира человеческого сознания, из мира человеческого искусства вообще. Задача научного анализа состоит в том, чтобы выявить эти основания для оценки и перевести их из плана подсознательного в план объективированный.
Именно здесь реализуется функция придания знака и значения конфликту. Это фактически определяет способы прочтения конфликта, как текста задается смысловая структура его понимания, куда включено обязательное отнесение к чему-то в истории.
Пример. Великая отечественная война, война советского народа за освобождение от фашизма.
Четвертая функция — экспертная
Когда развертывается конфликт, он немыслим без содержательной критики. Именно эксперт с опорой на свое профессиональное знание сказать НЕЧТО о конфликте в контексте конфликтологии и истории конфликтов.
Задача экспертов выделить такие характеристики, по которым появляется возможность следить за линиями развития, какие новые проблемы решает конфликт в исторической перспективе развития деятельности.
Каждый раз, высказывая свое суждение о конфликте, становясь в какое-то отношение к нему, выражая в организации и материале (в форме) свое отношение к конфликту, эксперт исходят из определенной организации оснований для оценки, высказывания, сравнения, что и оказывает воздействие на процесс нормирования и смыслообразования.
Эксперт ведает ситуациями смыслообразования, он соучаствует в них.
Пятая функция – образовательная, воспитательная.
Первостепенное значение для учебного предмета «Конфликтология» имеет организация пространства культуры конфликтования. Или мы формируем/воспитываем людей не подготовленных для сотрудничества/конкуренции, или учим правильно, культурно защищать свои интересы и договариваться, как и на каком языке про конфликт можно говорить адекватно, чтобы не создавать себе врагов.
В этой связи представляет интерес замечание Г.П.Щедровицкого по поводу различения подлинного произведения искусства и простого «отображения» жизни.
Г.П. Щедровицкий: — «Мне недавно пришлось читать лекции преподавателям эстетики, методистам города Москвы, и один из них, умный и способный человек сказал – произведение искусства должно быть таким: «Когда я посмотрел, я должен взять автомат и идти убивать. И это значит, что это – подлинное произведение искусства». На что я ему ответил – да, но это значит, что у вас нет эстетического художественного отношения, ибо вы смотрите на это не на как произведение искусства. Для вас это – «отображение жизни». Для него эта же действительность, которая требует от него действия, как в их случае» [2]
Резюме:
Если в социокультурном пространстве конфликты создаются участниками осознанно и целенаправленно, ради развития и утверждения собственных позиций, то организация культурного/ функционального пространства конфликта, должно создавать условия для принципиально разрешимых конфликтов, не порождая врагов.
02 января 2015 г.
[1] Дюркгейм Э. Метод социологии //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 256-309.
[2] Г.П.Щедровицкий. Социально-семиотические функции произведения искусства. Фрагмент доклада на семинаре в Доме творчества Уральского филиала ВНИИТЭ, пос. Новоуткинск Свердловской обл. 7 июля 1978.
_______________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты