Генезис метода
Метод ИНИ прошел в своём становлении ряд этапов. Первая «Программа инновационной игры» была опубликована в Ярославле в 1982 году. Метод Инновационных игр «второго поколения» оформился к 1987 году[3]. Первая коммерческая инновационная игра была проведена в Алма-Ате в августе 1988 года. Одним из зафиксированных её результатов стало создание, по инициативе одного из участников, Республиканского Центра изучения общественного мнения Казахстана — ЦИОМ. В 1990-ые годы В.С.Дудченко при характеристике разрабатываемой им методической системы отказался от самого слова «игра», относя на 1990-1993 годы становление т.н. «инновационного метода», в котором «игровая специфика и форма уходят полностью»[4]. В современных условиях Игровое сообщество рассматривает метод ИНИ как актуальный для управленческого консультирования.
ИНИ, как метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.
1. Системо-мысле-деятельностная методология Г.П.Щедровицкого, а также идеи системного и ситуационного анализа и деятельностного подхода.
2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н.И.Лапина исследовательского проекта «Нововведения в организациях» (1978-1985).
3. Методология и инструментарий «организационного развития» — «исследование действием» (action research), «обучение действием», а также Тавистокская модель тренировки групповых отношений, предполагающая работу по формированию лидерских качеств участников «резиденциальных (т.е. выездных) сессий».
4. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в имитационном игровом моделировании.
5. Разработанная болгарским ученым Г. Лозановым методология интенсивного обучения иностранным языкам, активно используемая в нашей стране Г.А.Китайгородской и В.В.Петрусинским. ИНИ заимствовали метод «психологического погружения» в содержание работы и принцип усвоения информации сверхкрупными объемами, минуя каналы рационального восприятия.
6. Идеи и методики созданного при участии К.Роджерса социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия. В России инициатива использования тренинговых методов в практической психологии принадлежит Л.А.Петровской.
Содержание
- Цели и результаты ИНИ
- Генезис метода
- Определение метода
- Принципы организации
- Специальные техники.
- Алгоритм ИНИ
Примечания
1.Лапин Н.И., Садовский В.Н. Советско-американские научные связи по методологии, теории и практике системных исследований // Вопросы философии, 1985, N 11, с. 82-91.
2.Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
3.Программа инновационной игры./ В.С.Дудченко и др.- Ярославль: ЯФ ИПК Нефтехим, 1987.
4.Дудченко В.С. Методология исследования и преобразования социальных систем. Инновационный подход. Автореф. дис… докт. социологических наук, М., 1994
5. Дудченко В.С. Инновационные игры. Практика, методология, теория.- Таллинн: Валгус, 1989. с. 25.
_______________
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ДУДЧЕНКО В.С.
Конфликтология и конфликты