Геополитическая стратегия Запада и России направлена в будущее, борьба за которое идет «здесь и сейчас».
Будущее определяют не агенты действия, а субъекты изменения.
Внесем различения;
1) «Агент» или «актор» (как синоним) указывают на кого-то, кто действует, кто готов к выбору или постановке цели на основе понимания своих интересов (вообще или в данной ситуации). Индивид, будучи агентом, может не быть субъектом, в случае, если он не произвел над собой рефлексивного акта субъективации (самоопределения). Западная стратегия направлена на создание такой социальной среды, в которой формируются агенты действия.
2) Субъект — это уже не только действие или свойство внешнего поведения, Это характеристика сознания индивида, его самоидентификация и самоопределение к миру жизни и деятельности на основании самосознания и рефлексии. Для формирования субъекта (индивидуального или коллективного) изменения, необходима рефлексивно-активная среда. Принцип рефлексивности – это конструктивный принцип совместной коммуникации и кооперации в осознании смыслов, знаний, взаимодействия и процессов, которые активизируются субъектами изменений.
Россия формирует рефлексивно-активную среду, которая способствует формированию субъектности и субъекта изменения.
(Разъяснение: Индивид-это тоже тип субъектности, но в витальной сфере. А вот после рефлексивных оборачиваний он становится индивидуумом. Если индивид-предельная неразличительность, как тип субъектности, как единица витальной сферы. То индивидуальность-наоборот, приобретение свойств предельной различительности для этой «единицы»).
Можно выделить несколько главных условий, при которых проявляется субъектность:
- он должен обладать властью, в смысле реальной способности осуществлять изменения;
- его действия носят целенаправленный характер и открыты для обсуждения;
- он имеет позицию и готов ее открыто обсуждать, с учетом позиции других;
- у него имеется определенный выбор вариантов поведения, некоторый простор для действий, которые не противоречат правилам договоренности с другими субъектами.
_________________________