Яндекс.Метрика

Главные мифы об авторском праве

Главные мифы об авторском праве

Представляем   статью  Кирилла  Митягина  — специалиста   в сфере интеллектуальной собственности,  кандидата юридических наук,   партнера юридического общества Nevsky IP Law,   в которой даны конкретные рекомендации  по  предупреждению и разрешению конфликтов в сфере авторского права.

 Главные мифы об авторском праве

Митягин Кирилл
Митягин Кирилл

Миф № 1. Можно использовать все, если указать источник

Что говорят: «Мы не присваиваем заслуги других авторов, а просто агрегируем различные публикации. Если мы берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем».

На самом деле: Многие уверены, что любой контент, выложенный в свободный доступ, можно копировать безвозмездно и без разрешения, если указать имя автора и источник. Это действительно звучит логично и хочется верить, что в будущем так и будет. Но пока же, к сожалению, все не так. Отсутствие запрета не считается согласием или разрешением.

Если автор в прямой форме не согласился на копирование своего материала, то использование будет незаконным и влечет ответственность.

Где это написано: абз. 2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Как сделать правильно: Нужно спрашивать разрешения. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.

Если выйти на связь с автором не удается, включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами. В этом разделе провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. С большой вероятностью это позволит вам избежать иска.

Миф № 2. Права на контент в соцсети нельзя защитить

соцсетиЧто говорят: «Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что наш собственный материал публикуется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккунт в соцсети нет. Поэтому защититься невозможно».

На самом деле: Аккаунт в социальной сети можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности — сложный объект, составное произведение и база данных. Поэтому защита возможна.

Где это написано: пп.3 п.1 ст.1228, ст.1240, п.2 ст.1260 ГК РФ

Как сделать правильно: Аккаунт в соцсети можно защищать как прямо поименованный в законе результат интеллектуальной деятельности (РИД). Варианты оформления прав и условия охраноспособности для страницы в соцсети — в таблице.                               Рисунок1

Миф № 3. Права на созданный работником контент автоматически переходят к работодателю

зарплатаЧто говорят: «Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили „хитрый“ пункт, что все созданное работником поступает в собственность компании. Это стопроцентная гарантия того, что все созданное работником — наша интеллектуальная собственность».

На самом деле: То, что результаты деятельности работников автоматически становятся интеллектуальной собственностью работодателя — самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф.

Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может творить сама. Это может делать только человек или коллектив авторов.

Где это написано: п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным владельцем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками материалы становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»).

В отечественном правопорядке так не происходит — к сожалению или к счастью.

Как сделать правильно: Чтобы присвоить права на программное обеспечение, бизнес должен иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.

Для этого недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем всем известный «хитрый» пункт. Для получения прав от сотрудника необходимо для каждого результата деятельности готовить следующие документы:

1) грамотный трудовой договор, в котором предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;

2) формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (к примеру, спецификация);

3) служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат;

4) акт о передаче результата от работника работодателю;

5) соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.

С таким списком процесс захочется пустить на самотек. Хотя бумаг и бюрократии действительно немало, помните о двух вещах:

во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность — возможно, самый ценный, а то и единственный актив, который есть в вашем проекте;

во-вторых, бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронный формат — для этого существуют программные решения.

 Миф № 4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов

Что говорят: «Мы свято чтим авторское право, поэтому спрашиваем разрешение на копирование материалов у всех авторов».

цитатаНа самом деле: Спрашивать всех и всегда совсем не обязательно. Закон предусматривает множество исключений, в которых запрашивать разрешение у автора не надо.

Где это написано: ст. 1273-1280 ГК РФ.

В частности, без согласия автора допускается цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях. Отрывки из чужих произведений правомерно публиковать в том объеме, который оправдан целью цитирования. Можно приводить отрывки из газетных и журнальных статей — в форме обзоров печати.

Как сделать правильно: Изучите полный список исключений, когда можно и когда нельзя использовать произведения автора без его согласия. Возможно, в вашем случае эти исключения имеют значение. Воспользовавшись ограничениями закона, вы сэкономите время (на переговоры с авторами) и деньги (на выплату авторских вознаграждений).

К примеру, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование. Достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст. ст. 1243, 1326 ГК РФ).

 Миф № 5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов

Что говорят: «Если контент маркирован копирайтом (©), за его использование всегда нужно выплачивать вознаграждение автору».

интеллектуальная собственностьНа самом деле: Во-первых, для бесплатного использования произведений существуют исключения (см. предыдущий пункт). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды, безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности. Но они имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческой работы.

Где это написано: ст. ст. 1273-1280 ГК РФ (исключения), п.1 ст.1228 ГК РФ (обязательный творческий характер деятельности по созданию произведений).

Как сделать правильно: Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. Если есть сомнения, лучше посмотреть аналогичную судебную практику и проверить, получают ли аналогичные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.

Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для извлечения дохода. Не зря интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века. Поэтому обращаться с ней нужно деликатно.

Интеллектуальная собственность — это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента. Поэтому пользоваться этим инструментом нужно с умом — как для наращивания собственных возможностей по увеличению прибыли с интернет-проектов, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.

 Источник

________

  Об урегулировании споров с авторами

 

Конфликтология и конфликты