Глобальные цивилизационно-мессианские проекты, задающие реальный выход за рамки этой цивилизации как условие переидентификации русского этноса
Русскому полиэтносу можно сохраниться как самостоятельной величине в условиях начавшейся псевдодемократической операции по слому естественно сложившихся форм идентификации, только осуществляя переидентификацию в масштабах всего исторического универсума. То есть сохраниться российскими и русскими можно, только если начать ставить цели мирового развития с позиции России — прожигать и пробивать дырки в уже заполненном и, казалось бы, определенном коридоре заданного мирового прогресса.
Поскольку постановка целей предполагает действие, — то это действие, осуществляемое населением России, и будет задавать российскость и русскость. И здесь мы опять имеем много заготовленного в русской истории: русско-российский полиэтнос — это по-даосски пустой, открытый к новому народ с чудовищной энергитийностью прошлого — и идеи русского космизма, и проект Федорова возрождения мертвых, и идеи уникального регионального транспорта, позволяющие совершенно по-новому осваивать пространства Западной Сибири и Дальнего Востока и идея компьютерных систем, создающих вспомогательные усиливающие среды для работы человеческого сознания, и идеи агробиореволюций, порождающих огромные объемы растительной пищи. И надо четко отадавать себе отчет, что создавать подобные прорывные проекты нам никто не мешает. При этом надо осознать четко только одно — существовал занавес, сейчас шторки открыли, и это должно быть использовано только для одного — осознать и образовать себя для осуществления социокультурного созидательного рывка.
С этой точки зрения, одной из задач образования является формирование как можно большего количества людей, головы которых заполнены радикальными прорывными проектами и знаниями об основных результатах развития наук. Очень важно, чтобы эти проекты не носили с самого начала сиюминутно прагматического характера и не были прикреплены к запросам и сформированным потребностям населения (как это получилось с Японией, когда развитие микроэлектроники и телевидения начинает диктоваться сложившейся системой запросов богатого населения Западной Европы и Америки). Проблема состоит в том, как трансформировать и изменить сами эти запросы. Нам нечего здесь гнаться за японцами и стремиться занять рыночные щели подобным образом. С существующей в настоящий момент в России культурой производства мы вряд ли сможем составить им конкуренцию в удовлетворении все более дифференцированных и все более хитроумных индивидуальных потребительских запросов. Это не означает, что нам этим вообще не надо заниматься, этим, безусловно, кто-то должен в России интересоваться, но это не может быть главным направлением «рывка», не может быть стратегией движения.
Анализу выбора стратегии рывка посвящена другая наша коллективная монография — «Методология русского чуда», здесь же, обсуждая проблемы консциентальной войны, мы хотим зафиксировать лишь, что для жизни и развития российско-русского сознания необходимо предложение тысячелетней оптимистической перспективы совершенствования систем жизни, которые бы стали осваивать российские люди. Именно наличие и серьезная разработка практических проектов, нацеленных на освоение новых форм жизни способны раздавить все имеющиеся геоглобальные проекты, связанные в основном с переделкой существующих форм раздела мира. Итак, должен быть предложен рывок, связанный с напряженным подвигом в улучшении систем жизни, а не с удовлетворением сложившейся системы потребностей. Кратко обрисуем возможное существо этого рывка:
- Этот рывок должен быть связан с возможностью освоения и формирования способа жизни, который могли бы вести российские семьи одновременно в Сибири, на Дальнем Востоке, на дне океана, на поверхности Марса.
- Формы поселения должны складываться вокруг своеобразных инструментально оснащенных колонизационно-производственно-исследовательских станций, на которых живет одна или несколько семей. Эти станции должны совмещать в себе функцию микрозавода, агростанции, исследовательской лаборатории, центра телекомпьютерной связи, траспортной станции.
- Люди, подготовленные к жизни на подобных станциях, должны владеть к окончанию школы представлениями о направлениях основных прорывов в инженерно-естественнонаучных дисциплинах и навыками проектно-разработческой и исследовательской работы.
- Работа по освоению выделенных приоритетных направлений — создание атмосферы и автономных систем жизни на Марсе и на дне мирового океана, практическое освоение новых типов энергии, продление способностей организма к жизни до трехсот лет — должна вознаграждаться государством, что будет способствовать складыванию проекта «Меритального российского общества» — общества, где заслуги служения обязательно вознаграждаются.
Итак, основная идея переидентификации российско-русского этноса связана, на наш взгляд, со стремлением породить новые способы освоения жизни на основе прорывных проектов.
Примечания:
- Понятия мыслеформы, мыслеобраза заимствованы нами из неопубликованного доклада Е. Л. Шифферса, посвященного проблемам самоубийства.
- Мы не являемся сторонниками коммунистического режима, просто, на наш взгляд, предательство при всех режимах является предательством, а, скажем, верность, неважно чья — А. В. Коржакова или личного врача семьи Николая Второго — является нравственно-этической добродетелью. А также простое доказательство того, что произошло предательство, состоит в том, что у России отсутствует собственный путь движения, не укладывающийся в убогие схемы бюрократического коммунизма (за которые так и не вышел Зюганов) и антигосударственного либерализма (Чубайс, Лебедь). См. нашу книгу «Методология русского чуда».
- См. Friedrich A. Frhr. von der Heydte. Der moderne Kleinkrieg. Wiesbbaden, 1986.
- Как остроумно заметил Юрий Громыко: Крупнов: «Это — локальная тотальная война».
- Символическое, кстати, не означает фиктивно-демонстративное и халтурное.
- Поэтому, когда А. И. Лебедь сетовал на солдат российской армии, воюющих в кроссовках «Адидас», он просто не понял, что для ряда солдат война перестала быть символическим действом по правилам, когда противоположная сторона их убивает без всяких правил.
- См. В. А. Лефевр. Конфликтующие структуры.
- См. А. Tofffler and H. Toffler. War and antiwar in 21 century. N. Y., 1993.
- Очень интересно, что, несмотря на лозунги «Обогащайтесь!» и огромное социальное расслоение, которое приводит к формированию гигантских различий в способах жизни людей в России, происходит одновременно страшное усреднение в целях, помыслах и взглядах огромных масс людей.
- Хотя есть, конечно, и другой план, четко выделенный Гумилевым — вступление разных этносов друг с другом в органическое единство, при котором этносы могут либо усиливать, либо одряхлять друг друга.
- Принцип трех «С» — самоорганизация саморазвития самодеятельности — был сформулирван Г. П. Щедровицким в 1990 году.
Для каких войн нужно консциентальное оружие
Малые войны в сценариях больших геополитических переделов
Тотальная антисистема и локальная химера
______
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты