Яндекс.Метрика

Социальные инновации и конфликты: ресурсы и принципы вмешательства в конфликты

Социальные инновации и конфликты: ресурсы и принципы вмешательства в конфликты

вопросы

Цой Л.Н.

Существенные характеристики социальных инноваций.

Анализ теоретических работ экономистов, социологов, историков и культурологов показывает, что все   инновации (технические и социальные) имеют общие существенные характеристики, независимо от того, в какой стране они происходят и на каком историческом этапе развития общества. В СССР все, что не соответствовало поставленных властью целям, что мешало их достижению, выражало сомнение или недостаточно быстро адаптировалось в новой ситуации, должно было исчезнуть, то есть перестать существовать.  Переход к прямому «управлению» всеми процессами производства и распределения был тогда логическим следствием взявшей верх идеологии, не соответствующей, как оказалось, реальным процессам изменения внешних и внутренних условий. После распада СССР появилась иная социальная реальность,  в которой столкновение   (конфликт)  рыночных и демократических процессов «рынок» и «демократия» —  является нормой жизни. Социальные инновации  связанны  с изменением всей статусно-ролевой системы в различных сферах  деятельности.  В этом плане, социальные реформы в России, можно  отнести к социальным инновациям.  Существенными характеристиками социальных инноваций на ранней стадии реализации являются следующие:

  • Высокий риск и высокая степень неопределенности.
  • Конкретность в частных формах управления.
  • Разрушение устоявшихся общественных и индивидуальных стереотипов.
  • Обострение социальных противоречий, проблем  и ужесточение форм  конфликтного взаимодействия.
  • Появление новых норм, культурных образцов и нового правового пространства.
  • Сложнопрогнозируемые побочные эффекты.

Таким образом, любая социальная инновация сопровождается рисками,  ужесточением форм конфликтного взаимодействия и эскалацией конфликтов, появляется потребность в переходе на новый уровень управления и развития.

рискиЕсли обратить внимание на социальные реформы и на те социальные процессы, которые им сопутствуют в России во всех сферах жизнедеятельности, то необходимо признать, что практически все они, разрушают устоявшиеся общественные и индивидуальные стереотипы, вызывают социальные протесты и жесткие формы противостояния, вплоть до терроризма. Именно поэтому необходимо рассматривать социальные реформы как социально-инновационные проекты, требующие поиска новых ресурсов, новых форм и норм взаимодействия между разными социальными группами, как в правовом, так и экономическом, организационном, интеллектуальном и духовном аспектах.

Виды  ресурсов для регулирования конфликтов.

 Конфликтное поле представляет  собой  не только риски и опасности разрушения,  оно    содержит в себе все потенциальные  ресурсы для   разрешения конфликта,  часто не видимые для самих конфликтующих сторон:

  • концептуальные ресурсы  – обеспечивающие целостность и связность проекта, его методологическую устойчивость и логическую непротиворечивость;
  • исследовательские ресурсы  – привлечение специалистов для обследования, диагностики и анализа выделенной предметной области проекта;
  • нормативно-правовые ресурсы , опирающиеся на существующие или разрабатываемые в ходе проекта нормативно-правовые акты разного уровня;
  • информационно-коммуникативные ресурсы , открывающие доступ к проекту для всех заинтересованных сторон, строящие брэнд проекта и дающие возможность участникам получить доступ к необходимым данным и их обсуждению;
  • организационные ресурсы , предусматривающие точное и быстрое распределение задач и ответственностей среди участников и обратную связь для контроля или регулирования выполнения задач;
  • инструментальные ресурсы  – обеспечивающие реализуемость проекта и его связь с практикой действий: показатели оценки ситуации, статистика, социологические исследования, некие методы упорядочивания баз данных;
  • образовательные ресурсы  – возможность повышения квалификации и расширения горизонтов профессионального сознания в ходе разработки и реализации проекта;
  • идеологические ресурсы  – учитывающие привлекательность, престижность и актуальность выдвигаемых в проекте идей для достаточно большого количества участников (не только молодежи);
  • политические ресурсы , подразумевающие поддержку проекта федеральной, региональной и муниципальной властью, региональными, национальными, конфессиональными и другими элитами;
  • финансовые ресурсы , которые важны тактически, но не являются стратегическим ресурсом проекта.

Главный ресурс, который всегда существует, но не всегда сознательно и планомерно используется на практике — это ресурс кооперации, партнерства, сотрудничества паритетных отношений и коммуникаций  на базе общих профессионально-диагностических принципов  и согласования интересов между всеми конфликтующими сторонами. Существующие представления управленцев, социологов и конфликтологов, признающие за конфликтами лишь их общие конструктивные или деструктивные функции, могут оказаться несостоятельным при практическом вмешательстве в конфликтные ситуации, если они не учитывают амбивалентентность  и ресурсность первичного состояния конфликта.

Методологические принципы «концепции вмешательства» в   конфликты.   

Анализ теоретических работ по подходам к конфликтам позволяет сформулировать пять основных методологических принципов, позволяющих продолжить работу по теоретической и практической разработке концепции управленческого «вмешательства» в конфликт.

  1. Принцип легитимности   при вмешательстве в любые конфликты.
  2. Принцип адекватности  воздействия, призванный способствовать выявлению реального предмета конфликта и поиску методов регулирования конфликтного взаимодействия.
  3. Принцип равности, то есть созданий равных условий для  конфликтующих сторон, одновременно с  ограничением  насилия, агрессии  и вражды.
  4. Принцип действенности   способов и методов  технологизации и операционализации  диагностики конфликтов.
  5. Принцип «выращивания» культурных норм самими участниками конфликта. Культурные нормы, вводимые извне, в большинстве случаев будут отвергаться.
  6. Принцип  регулирования и ограничения  внешних воздействий. С учетом того, что разрешение конфликта в итоге действительно создает некоторое равновесие сил, необходимо учитывать, что при неосторожном вмешательстве оно может создавать почву для вызревания нового конфликта, который пока находится в «зародышевом» состоянии.
  7. Принцип  рациональности  и соотношения с устойчивостью системы. Вмешательство в конфликты должно осуществляться с учетом не только  интересов конфликтующих сторон,   показывающих возможную степень разрушения или созидания в каждом конкретном случае, но и  степень риска разрушения целостности, ущерба и потерь для организации/общества.

Конфликтами можно управлять тогда, когда они открыто проявляются в противоборстве и столкновении субъектов.     Как правило, разрешение конфликта зачастую связано с изменением «идеала» или «модели желаемого выхода», которые сами по себе не являются объектами воздействия. Насколько правомочно вмешательство извне в изменение такого идеала? Если вмешательство правомочно, то, следовательно, необходимо иметь идеальную схему разрешения конфликтов на разных уровнях управления, сфер жизнедеятельности и уровней субъектности.

Необходимо разрушить силу мифа  о том, что   любые конфликты можно разрешить  или устранить.  Вместо этого мифа необходимо ввести принцип конструктивного конфликтного  взаимодействия как принципа развития. А поскольку при развитии возможно рождение новых форм, которые требуют «наращивания жизнеспособности» субъекта, то вмешательство в конфликт должно способствовать не только снятию   противоречий и разрешению проблем,  но и переходу субъектов на уровень создания новых социальных форм, новых проблем.

Профилактика социальных конфликтов возможна путем диагностирования актуальных и потенциальных точек напряжения в преддверии выработки управленческих решений (а не после принятия таковых) и соответствующей организацией диалога между всеми заинтересованными сторонами (включая тех, кому предстоит проводить решения в жизнь).

В  концепции  вмешательства в конфликты, связанные с социальными инновациями,  должен быть сформулирован императив эффективности управления конфликтами на всех уровнях. Он может звучать так: любое лицо/институт, занимающее в управлении (или в структурах власти)  руководящую должность/функцию,  если оно не контролирует динамику снятия противоречий и не обеспечивает процесс разрешения проблем, не сохраняет целостность  деятельности/системы в конфликтах,  управляет неэффективно.

____________

Инновации и конфликты

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ