(Заметки о совместной встречи ОДН с Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов)
Цой Л.Н.
Слушали доклад Вячеслава Вячеславовича Щербины — д.соц.наук, профессора, специалиста по теории организаций и управлению персоналом, опубликовавший одиннадцать книг, десяток брошюр и более сотни статей.
Содержанию доклада более 30 лет. Вроде бы можно задать вопрос, а для чего современным консультантам по управлению знать то, что было 30 лет тому назад. Страна другая, люди другие, представление об управлении и деятельности развиваются. На мой взгляд, самое главное, что сделал Щербина В.В. в свое время – он внес различие между «исследованием» и «диагностикой», между академическим представлением о «диагностике» и представлениями практиков, которые непосредственно принимают участие в организационных изменениях.
Академические исследователи рассматривали «диагностику (в том числе, социальная), как универсальный для науки и практики процесс классификации объектов (по разным основаниям), при котором: объект описывается в терминах эмпирически «наблюдаемого поведения», а опознается либо в терминах «ненаблюдаемого поведения», либо в терминах «промежуточных переменных». (Г. С. Батыгин и ряд его учеников).
Взгляд практикующих управленческих консультантов рассматривали «диагностику», как вид деятельности, связанный с определением состояния социального объекта, в качестве которого выступала организация. Диагностика определялась как- «разновидность комплексного обследования организации», по содержанию же этот процесс описывался в терминах медицинских метафор, как «процесс, направленной на выявление симптомов патологии и болевых точек организации». В качестве же основных методов получения информации рассматривались — интервью и игровые методы. В качестве же вспомогательных: анализ документов и статистика. (А. И. Пригожин, Б. З. Сазонов, В. Ш. Раппорт, Прохоров и др.).
Практикующие заводские социологи (группа В. В. Щербины) рассматривала «диагностику» как элемент системы управленческих решений, ориентированный на задачи связанные оптимизацией функционирования или развития разнотипных соц. объектов (организация, целевая группа, работник) включенных в совместную деятельность.
Сравнительная таблица основных различий между «исследованием» и «диагностикой»
Средства проведения исследования. | Средства диагностики. | |
Сфера применения | Академическая наука | Преобразующая и корректирующая практика |
Объект | Группа объектов одного класса | Единичный объект |
Цель | Получение принципиально нового знания об объектах данного класса | Получение информации, необходимой для решения вопроса о необходимости изменения в состояния (режим работы) конкретного объекта. |
Функция | Расширение существующих представлений о природе и поведении объектов данного класса. | Прогнозирование поведения конкретного объекта; принятие решения о необходимости вмешательства в его состояние (режим работы) |
Результат | Изначально непредсказуем | Итоги диагностики изначально ограничены спецификой данного средства, заложены в процедуре используемого диагностического средства |
Содержание деятельности | Выявление общего, типичного или закономерного в природе, строении или поведении объектов данного класса. | Выявление специфичного и уникального в конкретном объекте. Того, что отличает его от других объектов данного класса |
Специфика взгляда на объект | Описание отдельных сторон или черт поведения объекта. | Описание объекта как целостности |
Ключевая функция | Расширение и углубление знаний об объектах данного класса. | А) Предсказание поведения (состояния) конкретного объекта.Б) Оценка его поведения, (деятельности, режима функционирования или через призму выполняемых им функций) |
Отношение к информации | Любая новая информация об изучаемых объектах важна и самоценна. | Избыточная информация вредна. Информации нужно ровно столько и такой, чтобы решить конкретную практическую задачу. |
Требование к процедуре | Стремление к полноте описания объекта и достоверности информации, предполагающее относительную сложность процедуры получения информации | Стремление к простоте и удобству эксплуатации |
Время, затрачиваемое на получение информации. | Чем больше – тем лучше | Оперативность получения информации как важнейшее требование (иногда даже ценой снижения достоверности). |
Специфика деятельности | Не повторяющаяся, поисковая, сугубо творческая деятельность | Повторяющаяся, рутинизированная деятельность |
Возможность технологизации процедуры | Не поддается алгоритмизации, технологизации и тиражированию | Высоко алгоритмизирована, технологизирована. Процедура изначально ориентирована на тиражирование |
Требования к лицу, получающему информацию | Требуется высокий уровень квалификации, талант, фантазия. | Не требует высокого уровня квалификации, фантазии и особого таланта. но требует к соблюдения технологии. |
Современная ситуация в России вынуждает управленцев и менеджеров быстро и безошибочно реагировать изменения. И насколько верно будет проведена диагностика, настолько верно могут быть приняты управленческие решения в целях повышения конкурентоспособности организации. Поэтому, такой методический инструмент, как диагностика требует повышенного внимания и обсуждения.
25 мая 2012 г.
Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах
Конфликтология и конфликты