(Текст магистранта сохранен в авторском изложении.В качестве материала для ЭССЕ магистрант «взял» свою конфликтную ситуацию, которую он хотел бы разрешить с помощью предложеных знаний/методов/ подходов и технологий, освоенных на курсе)
Оглавление
Введение.
Часть 1. Картография исходного конфликта.
1. Эмпирическое описание конфликта.
2. Методическое описание конфликта.
3. Развитие ситуации.
Часть 2. Картография внутриличностного конфликта.
1. Эмпирическое описание.
2. Методическое описание конфликта.
3. Многомерность внутриличностного конфликта.
4. Проблематизация внутриличностного конфликта. Критика внутриличностного конфликта.
5. Теоретический блок.
6. Проектирование внутриличностного конфликта.
Часть 3. Возвращение к исходном конфликту.
1. Проектирование исходного конфликта.
2. Реализация исходного конфликта.
Резюме.
Использованная терминология. 0
Список использованной литературы.
Введение.
Стоит отметить, что мой конфликт, о котором пойдёт речь ниже, начался с его осознания. До момента, как мне сообщили, что «нет бесконфликтных людей» и попросили выбрать для анализа «самый близкий» для меня конфликт, я считал себя абсолютно бесконфликтным человеком. Оказалось, что это не так. Чуть позже, когда я прошел тест на предрасположенность к конфликтам, стало понятно, что я предпочитаю уходить от конфликта, либо вовсе его избегать. Но всё равно конфликты были. И я понял, что пора сказать себе правду. Надо научиться управлять конфликтом, чтобы личностно вырасти и стать «матёрым волком». Пора осознать, какие в моей жизни есть конфликты и выбрать тот, который я наиболее сильно переживаю.
Я пропустил первое занятие по курсу «Организационный конфликтменеджмент», о чём очень сожалею. Ведь именно на первом занятии закладывается та база, которую надо знать, изучая любой предмет. Не зря говорят, что первое мнение самое важное.
Поэтому, пришлось догонять. Пообщавшись заранее с коллегами, я выяснил, что именно я пропустил. На первом занятии вводились нормы и правила поведения. Вкратце, стоит перечислит правила:
- На занятиях действует принцип конфиденциальности – это значит, что информация, полученная на протяжении периода обучения, не может быть вынесена за пределы рабочей группы и тем более быть использована, если это нанесёт вред кому-либо из участников;
- Принцип «здесь и теперь» — во время обучения надо концентрироваться на текущем моменте времени. Неважно, что было до, неважно, что случится потом. Только «здесь» и «теперь»;
- Принцип открытости – во время обучения надо быть предельно правдивым, в первую очередь перед самим собой. Ведь первый шаг, к решению любой проблемы – это её осознание.
Также, стоит перечислить следующие нормы:
- Необходимо обсуждать принципы, правила и нормы в процессе взаимодействия на курсе;
- Внимательно следить за любыми конфликтогенами и указывать на них;
- Необходимо конспектировать лекции, а лучше записывать их на диктофон для последующего анализа;
- Следует отключать мобильный телефон на время занятий;
- Не стоит опаздывать на занятия.
Эти правила и нормы, а также требования к зачёту и система оценивания студентов были мной чётко проанализированы, и я, хоть и с запозданием на неделю, дал согласие их соблюдать.
Теперь перейдём непосредственно к анализу конфликта.
Часть 1. Картография исходного конфликта
- 1. Эмпирическое описание конфликта
Описываемый конфликт состоит в недопонимании между мной и моей подругой, общение с которой я очень ценю. Встретились мы относительно недавно, чуть более полугода назад, но с тех пор она заняла в моей жизни очень важное место. Я испытываю к ней очень тёплые чувства, часто проявляю заботу. Поначалу мы начали с ней встречаться, однако через некоторое время она прекратила наши отношения. Расстались мы спокойно, договорились остаться друзьями. Я продолжал и продолжаю испытывать к ней тёплые чувства, периодически оказываю ей знаки внимания, пытаюсь как можно чаще встретиться с ней, выбраться куда-нибудь, приятно провести время. За всё время наших отношений она часто отказывала мне на многие предложения, иногда даже не объясняя причину отказа. Такие поступки меня задевали, я не видел причин, почему бы нам не сходить куда-нибудь вдвоём. Внешне я не показывал виду, пытался переключиться на что-нибудь иное. Между нами никогда не было никаких конфликтов, открытых обид и вербального недопонимания.
После разрыва наших отношений она почти сразу же начала встречаться с другим парнем. Я был с ним знаком, знал, что он ухаживает за ней. Это меня немного задело. Отношения с её новым «другом» не заладились – каждый раз, когда мы случайно встречаемся, у нас возникают конфликтные ситуации. Она никак не реагирует на наши конфликты, предпочитает не выбирать сторону.
И всё было бы хорошо, если бы не недавняя конфликтная ситуация. Пригласив в очередной раз её на свидание, я услышал в ответ: «Хорошо». Я сказал, что заеду за ней и мы вместе поедем «развеяться». Через несколько часов, с трудом добравшись по пробкам до её дома, я позвонил ей. Телефон был выключен. Я поднялся в квартиру – никого. Соседи не знают, в интернете нет. Я подождал несколько часов у подъезда, но она не появилась. И не позвонила. Когда я в очередной раз поднялся и позвонил в квартиру – дверь мне открыл её молодой человек, который сказал, что она никуда не поедет. Развернувшись, я молча уехал.
Через несколько дней мы увиделись в кругу общих друзей. Я чувствовал злость и обиду на неё, ждал, что она извинится за произошедшее. Но этого не произошло. Наше общение с тех пор перешло на формальное «привет-пока», я пытаюсь общаться с ней сухо, без эмоций. Она с удовольствием отвечает мне на вопросы, если я их задаю, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. До сих пор я игнорирую её общение, хотя осознаю, что слово «извини» я уже наверняка не услышу.
Я очень переживаю эту сложившуюся ситуацию, пытаюсь найти совета у друзей многие, из которых являются нашими общими друзьями. Большинство их советов сводятся к тому, что я должен начать нормально с ней общаться, забыв про случившееся. Однако ситуация до сих пор остаётся прежней – мы не общаемся.
- 2. Методическое описание конфликта
1) Границы конфликта
Конфликт имеет межличностный характер.
2) Субъекты конфликта
- Я;
- Моя подруга;
- Её молодой человек;
- Моя «группа поддержки», многие из них – наши общие друзья.
3) Отношения
Отношения между сторонами сложились очень натянутые. Открытого противостояния нет.
Нарушенные нормы
Во-первых, нарушаются нормы общения и поведения субъектов внутри социума. Во-вторых
4) Переживания, эмоции, чувства
С моей стороны: переживания, злость, непонимание, боль, недоверие, обида.
Она своих чувств пытается не показывать. Из того, что я замечаю: сожаление, грусть.
Затронутые интересы и ограниченные потребности
По пирамиде Маслоу – сверху вниз:
- Эстетические потребности (гармония, порядок);
- Познавательные потребности (понимание);
- Потребность в уважении (признание);
- Потребность в принадлежности и любви (быть принятым, быть любимым);
- Физиологические потребности (половое влечение).
5) Группа поддержки
- Небольшой круг моих друзей, многие из которых являются нашими общими друзьями. С ними Она конфликтную ситуацию не обсуждала, возможно у неё есть другая «группа поддержки».
6) Действия сторон
- Я минимизирую общение с ней;
- Она пытается вести себя как обычно, не проявляет эмоций.
7) Развитие ситуации
- Ситуация развивается достаточно медленно, т.к. ни один участник конфликта не выходит на его открытое обсуждение.
- При неудачах, или недобросовестному отношению к работе я срываюсь на Неё. Это выражается в агрессивном выражении мыслей по поводу ошибки, которую Она совершила. Эффективность работы в одной группе падает.
- Её нынешний молодой человек стал часто присутствовать на наших общих лекциях. Это обострило конфликтную ситуацию.
8) Использованные средства, ресурсы, силы.
- Я использую своё социальное положение для манипулирования другой стороной.
- Я пытаюсь казаться лучше, чем есть на самом деле, особенно когда она наблюдает за мной. По моему мнению это заново расположит её ко мне.
- Её молодой человек использует все силы, чтобы оградить Её от меня: пытается постоянно быть рядом с ней. На открытый конфликт со мной он также не выходит.
9) Факты и рассказы
Факты:
- Мы встречались;
- Мы расстались;
- Она сделала и продолжает делать мне больно;
- Мы практически не общаемся.
Рассказы (сплетни и слухи):
- Я безумно влюблен (или «она не умеет любить»);
- Она бессердечная стерва (или «я – идиот»);
- Она специально заставляет меня ревновать (или «я не могу её отпустить»);
- Мы никогда больше не будем вместе (или «мы рано или поздно снова будем вместе»).
- 3. Развитие ситуации.
Со времени начала конфликта ситуация сильно изменилась. В первую очередь, в общении между мной и моей подругой. После того, как мы расстались, прошло некоторое время и я начал относится к ней самой, да и ко всей ситуации в целом гораздо легче. Мы начали чаще и ближе общаться, несколько раз садились серьёзно разговаривать.
Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришел к выводу, что наш конфликт если не исчерпан, то потерял всю остроту для меня. Всю свою жизнь я пытался подстроить других «под себя», особенно девушек, с которыми встречался. Я был и остаюсь сильным манипулятором, который без колебаний может пойти «по головам». Её позиция заключалась в том, что она не признает себя ничьей «собственностью», особенно в отношениях с мужчинами. Она сильна и независима внутри, хотя снаружи часто надевает маску беспомощности, тем самым подтверждая тот факт, что она также является искусным манипулятором.
Прослушав лекцию про манипулирование я всерьёз задумался. Что, если в данной ситуации я не могу поменять окружающий мир? Значит надо изменить себя. Скорее всего, все проблемы и конфликты в моей жизни происходят от того, что во мне манипулятор доминирует над актуализатором. Логично предположить, что решив внутриличностный конфликт, и добившись если не равновесия, то увеличение доли актуализатора во мне самом, можно будет заново попробовать построить отношения с подругой. Отношения, которые будут опираться на другие правила и нормы.
Поэтому я решил сменить тему конфликта. Новое название:
«Внутриличностный конфликт: как вырастить в себе актуализатора?».
Теперь, когда новая тема выбрана, надо заново рассмотреть конфликт.
Часть 2. Картография внутриличностного конфликта
2.1. Эмпирическое описание.
Все в человеческой жизни начинается в детстве, и я не исключение. У родителей часто не было времени на моё воспитание, поэтому воспитывала меня, в основном, бабушка. Я быстро перенял её способность искусно обманывать и манипулировать другими. Это было и осталось её защитной реакцией на всё происходящее в жизни. В школе я начал отрабатывать ложь на практике. Сначала получалось грубо, но к выпуску я научился по-настоящему верить в то, о чём говорю другим. Даже если это было неправдой, мне верили. В институте, сам того не осознавая, я оттачивал навык манипулирования. Кульминацией этого послужило получение диплома с отличием. До сих пор я уверен, что я смог этого добиться только с помощью ума своих товарищей, и также качественной лжи и небольшому проценту везения.
Но вместе со всеми успехами, я получил и недостатки. В первую очередь – это отсутствие теоретических знаний. Во вторых, это постоянное чувство напряженности, желание постоянно держать всё под контролем. Если что-то начинало идти не так, как я того задумывал, это приносило панику, злость, разочарование и депрессию.
На примере моих отношений с подругой: я хотел её подчинения мне, не понимал, почему она не доверяет мне.
После того, как я признался самому себе, что являюсь манипулятором, я решил поменять подход. Морально и личностно вырасти.
2. 2. Методическое описание конфликта
1) Границы конфликта
Конфликт имеет внутриличностный характер.
2) Субъекты конфликта
- Я – манипулятор;
- Я — актуализатор;
- Я – неизведанное;
- Внешний мир.
3) Отношения
Я – манипулятор явно доминирует, пытаясь заполнить всё пространство собой. Я – актуализатор не может ему помешать, т.к. находится на этапе роста. Неизведанное занимает достаточно большую часть, но не беспокоит. Внешний мир оказывает воздействие со всех сторон. Нарушенные нормы- нарушен баланс сил внутри меня. Я чаще действую, как манипулятор, не задумываясь о последствиях.
4) Переживания, эмоции, чувства
Достигая побед, я однозначно радуюсь, однако не так, так этого себе представлял. Я постоянно живу будущим или прошлым, не получая удовольствия от происходящего в настоящем. Это приводит к ускоренному течению жизни. В отношениях с людьми я постоянно наступаю на одни и те же «грабли»: при встрече пускаю пыль в глаза, пытаюсь по максимуму эксплуатировать человека, а затем, когда человек разгадывает, кто я на самом деле – я ухожу от общения с ним.
Иногда, это мне нравится, но всё чаще я задумываюсь о том, что хочу получить другой результат.
Затронутые интересы и ограниченные потребности
По пирамиде Маслоу – сверху вниз:
- Потребность в самоактуализации (развитие собственной личности);
- Эстетические потребности (гармония, порядок, внутреннее равновесие);
- Познавательные потребности (знание, понимание);
- Потребность в принадлежности и любви (быть принятым, быть любимым самим собой).
2.3. Многомерность внутриличностного конфликта
В данном блоке необходимо по-новому взглянуть на конфликт. Это сделать достаточно трудно, т.к. речь идет о внутреннем конфликте, решением которого является личностный рост. А без личностного роста невозможно взглянуть на проблему под другим углом. Получается замкнутый круг. Выход из данного круга – это теоретические и практические изыскания, направленные на понимание процесса развития внутреннего конфликта. Подробнее о теоретической и практической части изложено ниже в пунктах 5 и 6.
Однако, в данном блоке я приведу данные, полученные мной из теоретического курса.
Предмет конфликта: внутриличностное разногласие на тему мировосприятия и реакции на внешнее воздействие.
Объект конфликта: внутреннее «Я».
Референтная группа: семья, близкое окружение.
Ценности в референтной группе:
- Нравственные ценности;
- Взаимное уважение;
- Взаимная любовь;
- Взаимное доверие;
- Взаимовыручка.
Ценности в конфликтной группе (в самом себе):
- Честность по отношению к самому себе;
- Достижение поставленных перед собой целей;
- Здоровый образ жизни;
- Постоянное развитие.
Вид конфликта: нравственный конфликт.
Среди прочего можно выделить следующие функции внутреннего конфликта:
- Интеграционная функция (слияние части с целым);
- Содействие появлению новых идей;
- Информационная функция;
- Трансформационная функция;
- Профилактическая функция.
2. 4. Проблематизация внутриличностного конфликта
Каждый раз, размышляя над проблемой, с которой я столкнулся в самом себе, приходит на ум история про Дракона и Бумажных Человечков, рассказанных на одной из лекций. Эта история постоянно напоминает мне о том, что на каждый предмет, будь то осязаемая вещь или ситуация, есть, как минимум, два разных взгляда, порой совершенно противоположных по смыслу. Оба этих взгляда и правильны и ошибочны одновременно. Важно, какой из представленных взглядов ближе для тебя самого. Это зависит от социального окружения, воспитания, моральных правил и норм самого человека.
Именно такие размышления возникают при анализе моей манипуляторской сущности. С одной стороны, полученные знания являются уникальной возможностью для личностного роста. Начать по-настоящему жить, «дышать полной грудью» — прекрасная цель, ради которой можно на многое пойти.
С другой стороны, существующее рыночное окружение заставляет учиться быть превосходным манипулятором. Если одна из моих целей – стать бизнесменом, предпринимателем, то возникает логичный вопрос: сможет ли новая актуализированная личность внутри меня добиться всего того, что добилась бы, будь она манипулятивной? Не проиграю ли я от этого развития? Ведь время, потраченное на рост личности, можно было бы использовать при профессиональном росте. В конце концов, справлюсь ли я с данной целью, или желание актуализироваться постепенно исчезнет после завершения курса конфликтменеджмента?
Если даже не учитывать риски, описанные выше, то приходится признать, что я воспитан в чисто манипулятивной семье. Для моего ближайшего окружения – манипуляции – это норма. Не так просто эти устоявшиеся годами нормы будет изменить. Скорее всего, мне придется покинуть семью и отречься от старых норм ради создания новых. Это порождает ещё большие риски и страхи.
Эти и многие другие вопросы разрывают мое внутреннее «Я» в разные стороны.
Необходимо решить, что действительно важно: смириться и быть манипулятором, который всё держит под контролем, в том числе друзей (в моём случае — подругу) и девушек, продолжать жить в комфортном «болоте» и отвергнуть идею личностного роста. Либо поставить цель вырастить в себе актуализатора и непременно достичь поставленной цели. Ведь иначе все ресурсы будут потрачены впустую.
Критика внутриличностного конфликта.
Если отбросить теоретическую часть и смотреть только на факты, то становится очевидным, что конфликта внутри меня на самом деле нет. Я успешный, умный, общительный молодой человек, внутреннее состояние которого полностью логично и уравновешенно. Как таковые манипуляции я применяю по большей части осознано, часто бываю добрым, заботливым и бескорыстным, что соответствует модели поведения актуализатора. Даже если какое-либо из начал развито больше, чем другое – надо смириться с этим и принимать себя таким, какой ты есть на самом деле.
Все конфликты внутри меня – лишь отражение моего внутреннего состояния и общего настроения. Не стоит принимать близко к сердцу конфликты, ведь со временем, они в любом случае уладятся, либо исчезнут. Надо расслабиться и получать удовольствие от настоящего момента.
Все остальные переживания относительно конфликтов – есть не что иное, как избыток свободного времени. Необходимо планировать своё время так, чтобы отдача была максимальной, а времени на переживания просто не оставалось.
5. Теоретический блок
Теоретический блок оказался самым сложным заданием при написании моего эссе. Дело в том, что всю сознательную жизнь мой личностный рост происходил интуитивно. Я не обращался к работам «великих умов», не интересовался философией и социологией, считая их псевдо-науками. Начитанность по данной теме оставляет желать лучшего.
Можно долго перечислять оправдания, почему всё сложилось так, как сложилось, однако я попробую перечислить в данном блоке ту информацию, которую считаю логичной и полезной для разрешения конфликта.
Итак, следует пояснить, что в моём понимании конфликт, и каким образом я буду его рассматривать.
Конфликт – это трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.
Конфликт я буду рассматривать как средство исследования себя лично.
Мне удалось найти статью в Интернете с хорошим теоретическим описанием внутриличностного конфликта. К сожалению, автора данной статьи установить не удалось. Ниже приведена часть данной статьи:
«Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Внутриличностные конфликты можно четко классифицировать. В основе будет лежать дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающего в конфликт.
Внутренний мир человека включает: мотивы («хочу», потребности, интересы, желания), ценности («надо»), самооценку («могу»).
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
- Истерический — характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
- Обессивно-психастенический — характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.
- Неврастенический — характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда — результат воздействия на личность социальной среды.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
- конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
- конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Преодолением внутриличностного конфликта является восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным.
При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь».
6. Проектирование внутриличностного конфликта
Основываясь на терминологии, приведённой в статье, можно сказать, что вид моего конфликта истерический и обессивно-психастенический, относится к подгруппе 1, конструктивен, направлен на личностный рост.
Цели, которые я ставлю перед собой делятся на долгосрочную и краткосрочную:
Краткосрочная цель: восстановить согласованность внутреннего мира, снизить остроту противоречий внутреннего манипулятивного и актуализированного начал, личностный рост.
Долгосрочная цель: пересмотреть мировосприятие, отношение к себе и к людям, восстановить дружеские отношения с подругой, отработать методику конструктивного разрешения конфликтов.
Ресурсы, используемые для достижения цели:
Для краткосрочной цели – интеллектуальные ресурсы (внутренние), исследовательские ресурсы, информационные ресурсы, организационные ресурсы, образовательные ресурсы, инновационные ресурсы.
Для долгосрочной цели – интеллектуальные ресурсы (как внутренние, так и внешние), исследовательские ресурсы, нормативно-правовые ресурсы, информационные ресурсы, организационные ресурсы, образовательные ресурсы, идеологические ресурсы, инновационные ресурсы, символические ресурсы, ресурсы кооперации.
Для успешного разрешения внутриличностного конфликта, увеличение своего начала актуализатора, необходимо запомнить и следовать следующим установкам:
- Запомнить новые цели и установки, постоянно задумываться о том, соответствует ли моё поведение новым целям.
- Руководствоваться принципом «здесь и теперь» и принципом «открытости», постоянно напоминать себе об этом.
- Как можно чаще задавать себе вопросы: «Что происходит?» и «Что я тут делаю?».
- Отслеживать манипуляции в своём поведении и учиться использовать их разумно, а не интуитивно. Если манипуляции удаётся отследить только по факту их совершения – обязательно позднее мысленно возвращаться к ситуации и делать её критический анализ.
- Играть маски до конца, с хорошим качеством. Чётко сознавать границу игры.
- Постепенно снижать степень контроля над окружающими вещами.
- Осознавать, в каком состоянии ты находишься в любой момент.
- Пресекать сплетни и слухи.
- Не бояться открытых конфликтов.
- Читать литературу по теме.
Часть 3. Возвращение к исходному конфликту
3.1 Проектирование исходного конфликта
Прежде всего, надо составить чёткий план действий. Однако, это манипулятивный подход. Если использовать актуализированный подход, то следует набросать примерную схему последовательных действий, а затем действовать импульсивно, по ситуации.
В реальном мире приходится учитывать ответное воздействие. В эссе есть смысл учитывать только негативную реакцию.
Первое, что надо сделать – это наладить конструктивную коммуникацию с подругой. Воспользуемся лекционным материалом для построения примерной схемы действия.
Шаг 1. Установление контакта с подругой.
Установить контакт не представляется сложным делом. Мы находимся в одной социально-профессиональной группе, видимся довольно часто. К тому же, она охотно идет на контакт.
Однако профессиональное окружение не может способствовать разговору на личные темы. Скорее всего, придется устанавливать контакт несколько раз, причём начинать «серьёзный» разговор следует в комфортной обстановке.
Негативная реакция: отказ на установление контакта.
Реакция: продолжать ненавязчивые попытки, собирая и анализируя негативный опыт.
Шаг 2. Обмен информацией. Выяснение мотивов, позиций, интересов, потребностей подруги.
Ненавязчиво перейти к выяснению мотивов, позиций, интересов и потребностей. Дать высказаться, не перебивать. Задать уточняющие вопросы и запомнить всю услышанную информацию. В конце – искренне описать свою позицию, найти точки соприкосновения и расхождения.
Негативная реакция: отказ предоставлять правдивую информацию.
Реакция: если есть сомнения в правдивости информации – вернуться к данному разговору позже, и сравнить версии рассказанных историй.
Шаг 3. Аргументация своей позиции.
Творческая часть. Необходимо действовать по ситуации, держать в голове теоретический материал, прекрасно владеть логикой, быть уравновешенным и в позитивном настроении.
После аргументирования своей позиции необходимо закончить разговор, дать партнёру задуматься над услышанным.
Негативная реакция: отрицание позиции, конфликт.
Реакция: вернуться к разговору позднее, подкрепив себя теоретическими знаниями в критикуемых вопросах.
Шаг 4. Стадия принятия решения. Зафиксировать результат.
Вернуться к разговору, сжато повторить ранние диалоги. Поинтересоваться, нет ли новых мыслей. В конце концов, закрепить результат в виде простых установок.
Негативная реакция: отрицание ранее достоверной информации.
Реакция: вернуться к шагу 2. Действовать так до тех пор, пока партнёр не признает достоверности информации.
Очень важно при установлении контакта следовать следующим установкам:
- Используй полученные знания и опыт;
- Говори и действуй уверенно, со знанием дела;
- Не ищи виновного;
- Не пытайся манипулировать без цели;
- Постоянно ищи что-то общее между вами;
- Не забывай постоянно налаживать контакт;
- Вокруг своей цели начинай все разговоры и действия;
- Не используй маску «муж и жена»;
- Не пытайся её контролировать;
- Если видишь манипуляцию – иди на конфликт. Покажи, что манипулировать нельзя;
- Когда она рядом – держи внимание у себя.
3.2. Реализация исходного конфликта
Результатом реализации вышеизложенного плана действий стал конструктивный разговор, после которого коммуникации между подругой и мной наладились. Помимо того, что у каждого из нас появились свои выгоды от общения друг с другом, мы нашли общие цели и обсудили новые правила и нормы поведения. В целом, конфликт разрешился конструктивно. Взаимоотношения улучшились, ушла обида, раздраженность и прочие негативные эмоции. Теперь, каждая наша встреча с подругой приносит нам обоим только позитивные эмоции.
Теперь главное продолжать развиваться, не останавливаясь на достигнутом.
Резюме
Первое, что стоит отметить в заключительной части эссе, это то, что существует несколько способов разрешения любых конфликтов. Самые распространенные из них носят названия «Теоретические изыскания» и «Обучение на практике». Идеальным является комбинирование этих способов.
К сожалению, я увлёкся практическим способом и уделял мало внимания теоретической части. Этот подход оказался успешным при разрешении описанного конфликта, однако это может не сработать в будущем, если уровень конфликта будет гораздо серьёзней.
Следует уделить внимание изучению теоретических материалов, наименование которых изложены в рекомендуемой литературе по курсу.
В заключении хочется отметить, что данная работа, как и весь курс «Организационный конфликтменеджмент» послужили мне не столько для разрешения личного конфликта, сколько для структурирования информации в голове.
Удивительный факт, подмеченный мной после написания эссе, состоит в том, что ставя перед собой описанные выше цели, я ожидал выполнения сначала краткосрочной, затем долгосрочной. На практике получилось так, что сначала была выполнена долгосрочная цель.
В любом случае, я благодарен курсу «Организационный конфликтменеджмент» и отдельно Л.Н. Цой за помощь в выборе пути для личностного роста.
Использованная терминология
Конфликт – это трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.
Внутриличностный конфликт – представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Манипулятор – (по Э. Шострому) это человек, который относится к себе и другим лицам как к объектам, «вещам», подлежащим использованию и контролю. Современный манипулятор представляет собой продукт научного и рыночного подхода, в рамках которого человек рассматривается как вещь, о которой нужно много знать, чтобы уметь на нее воздействовать.
Актуализатор – (по А. Маслоу) человек, являющийся противоположностью манипулятору, исходной позицией является самоценность себя и других людей. Называется так потому что актуализирует свой внутренний потенциал.
Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.
Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Список использованной литературы
- «Человек-Манипулятор» Э.Шостром
- «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Э.Берн
- Материалы курса «Организационный конфликтменеджмент» Л.Цой.
- Открытые материалы сети Интернет.
Москва 2011
_______________
Эссе магистрантов после окончания курса «Организационный конфликтменеджмент»
Конфликты и конфликтология