Яндекс.Метрика

Как разрешить внутриличностный конфликт

Как разрешить внутриличностный конфликт

3

(Текст магистранта сохранен в авторском изложении.В качестве материала для ЭССЕ магистрант «взял» свою конфликтную ситуацию, которую он хотел бы разрешить с помощью предложеных знаний/методов/ подходов и технологий, освоенных на курсе)           

Содержание

  1. Задание
  2. Введение
  3. Основная часть

3.1   Эмпирическое описание ситуации

3.2   Диагностика ситуации

3.3   Многомерное виденье ситуации

3.4   Проблематизация

3.5   Теоретический блок

3.6   Проектирование. Реализация. Выход.

4 Выводы

5 Глоссарий

6. Литература

1.     Задание

В рамках предложенного задания, преподавателем предлагается написать эссе на тему собственного конфликта. В процессе прохождения данного курса студенту будут даваться необходимые инструменты для более полного анализа  конфликта.  С помощью данных инструментов диагностики конфликта, студенту необходимо будет проанализировать существующий конфликт, и сделать соответствующие выводы. Форма эссе свободная, однако, необходимо придерживаться технологического цикла аналитики конфликта.

2.      Введение

На протяжении всей с сознательной жизни я старался анализировать все происходящее. По началу, конечно, не отдавая себе в этом отчета. Будучи, еще первоклассником я пытался понять, почему некоторые другие дети получаю лучше оценки, почему папа с мамой уже не живут вместе, почему, чтобы что-то получить, я должен что-то отдать взамен. В общем, 5-6 лет обычный,  так называемый «почемучный» возраст. Со временем я взрослел, вопросы «почему?» становились все более сложными, и, порой, не всегда находились на них исчерпывающие ответы. Жизнь действительно со временем  усложняется или же мы сами ее усложняем, а на самом деле она проста и понятна? Это еще один вопрос, на который я пока не нашел ответа…                                                                                      Честно говоря, выбирая дисциплину «Конфликт менеджмент» я руководствовался совершенно эгоистическими и расчетливыми побуждениями. Отчетливо понимая всю важность человеческих отношений, я предполагал получить некие методики и инструменты, которые в будущем мне помогали  бы решать конфликтные   ситуации в мою пользу. Умение моделировать ситуацию, предсказывать исход происходящих событий и даже в некотором роде манипулировать людьми – вот те навыки, которыми, на тот момент я, на мой взгляд, обладал и хотел развить в процессе прохождения данного курса. Однако все получилось, мягко говоря, иначе…

Итак, первое занятие по «Конфликт менеджменту». В аудиторию заходит женщина, первое, что мне бросается в глаза – это цветные гетры. Хм… довольно странно, подумал я. Привыкший сразу анализировать ситуацию, я попытался понять, что происходит и каким образом мне нужно себя вести в этой ситуации. Прокручивая в голове разные ситуации, которые происходили в моей жизни, я еще ни разу не видел преподавателя в  цветных гетрах…  И эта, казалось бы небольшая деталь, которую, возможно многие  и не заметили, вызвала у меня, как говорит одна моя знакомая, «разрыв шаблона». При этом обычно, ситуации, происходящие с человеком впервые, вызывают у него два разных чувства: с одной стороны – это интерес, а с другой – страх. В связи с этим, мне оставалось лишь  ждать дальнейшего развития событий…

Но просто сидеть и наблюдать за ситуацией мне удалось не долго. Опуская моменты устрашения, которые Любовь Николаевна демонстрировала, обозначая различные наказания за невыполнение норм, она огласила задание, на основе которого и будет построен весь наш курс.  На самом деле, я ожидал стандартного задания, типа «прочитайте литературу, исследуйте проблему, сделайте анализ предложенной ситуации», в общем, все-то, что к реальной жизни не имеет практически никакого отношения.  Это было предсказуемо, но только не у Цой…

Предложив описать  личный конфликт, Любовь Николаевна вновь «разорвала мой уже изрядно потрепанный шаблон». (В дельнейшем разрывать было уже нечего,  и я просто ждал очередной ситуации, которая бы вновь вызвала во мне когнитивный диссонанс и тем самым давала новую пищу для размышления).      Казалось бы, простое задание – описать конфликт, подумал бы среднестатистический человек. Однако для меня это было одно из самых сложных заданий в моей жизни. Проблема была в том, что у меня просто не было материала для написания эссе. Как бы я не пытался вспомнить, хотя бы один более или менее существенный конфликт, в голову ничего не приходило.

Быть бесконфликтным, обходить конфликты, избегать их, не всовываться – вот те постулаты, которые с самого юношества мне навязывало постсоветское общество. И я, как прилежный мальчик старался следовать им. Уже в переходном возрасте, когда быть совсем бесконфликтным довольно сложно, конфликты начали проявляться, однако, в конце концов, проанализировав несколько ситуации из жизни, я пришел к выводу, что без конфликтов жить на много легче и проще. Однако,  на самом деле, я сильно ошибался…

3.      Основная часть

3.1 Эмпирическое описание ситуации

Долго думая над тем, почему у меня на протяжении всей моей жизни нет существенных конфликтов, я пытался прокручивать  в голове различные жизненные ситуации. Я пытался объяснить эту ситуацию тем, что мне просто попадались слишком хорошие люди, что я не вызываю у людей негативных эмоций, что просто умею находить общий язык с людьми. Однако, высказывание Любови Николаевны о том, что бесконфликтные люди — самые опасные для общества, и кроме того такое «пассивное» отношение к конфликтам опасно для них самих, заставило меня  задуматься и «капнуть поглубже». Следуя известному высказыванию, что все начинается с семьи, я решил вспомнить все этапы становления меня как личности.

Итак, весной 1989 года,  в семье Х, появился мальчик. Это было действительно радостное и в тоже время очень важное событие. Особенно, учитывая тот факт, что я родился в мусульманской семье, где, безусловно, рождение наследника и продолжателя рода ждут с особым желанием. Я был действительно желанным ребенком. После моего рождения, молодая семья Х, осталась жить в  родительском доме отца, что, на мой взгляд, и послужило одной из причин последующих проблем.

По истечении нескольких лет совместной жизни, стали возникать конфликты между моей матерью и матерью отца. Причины: чрезмерная любовь к сыну и как следствие ревность к невестке.       Как можно видеть из рисунка, в семейный круг, который должен состоять исключительно из 3-их участников включается четвертый, а именно мать отца, тем самым нарушая необходимый баланс в семье. Знаком вопрос на данной схеме обозначена потеря связи с отцом, так как необходимый баланс был нарушен. Следующим этапом, в целях сохранения семьи Х  был произведен переезд семьи в отдельную квартиру, тем самым влияние матери отца немного ослабилось. Однако, в связи с изначальной потерей связи отца с семьей, при вмешательстве матери отца, отец был подвержен влиянию референтной группы. Данное влияние референтной группы –друзей было усилено при переезде в отдельную квартиру. Итогом данной ситуации послужили ряд конфликтов и как следствие развод.       На данном рисунке изображена семья Х, состоящая из матери и сына, контакты с семьей по линии отца были полностью оборваны.

С этого момента, мне 6 лет, 1 класс,  началось формирование моей личности. Матери необходимо было много работать, для того чтобы обеспечить семью. Поэтому я практически был предоставлен самому себе. Формирование личности происходило под влиянием внешней среды, а именно референтных групп, появляющихся в течение моей жизни. Схематично это изображено на рисунке.          Данный процесс продолжает развиваться. Мать выделена как отдельная референтная группа, так как существует огромная связь и влияние между нами.

Проблемные области:

— не заданы нормы и ценности, которые обычно закладываются в полноценных семьях, как следствие не понимание кто есть Я;

— постоянное чувство обязанности и долга перед матерью, тем самым игнорирование собственной жизни (жизнь ради отдачи долга любой ценой;

— нет примера мужского начала, и как следствие искаженное понимание функции мужчины в семье;

— нет примера полноценно работающего института семьи и как следствие отсутствие желания заводить семью;

— постоянный расчет  и рациональность в любых действиях – знакомые, друзья, коллеги, и как следствие отсутствие необходимости заводить долгосрочные дружественные связи.

Итог: Если сложить все проблемные области в единую картину, то получается образ человека, сформированного жесткой внешней средой, направленного на успех любой ценой, эгоистичного, формального, беспринципного.

Доклад (транскрибирование )

     Я хочу представить вашему вниманию тему моего эссе — «Как разрешить внутриличностный конфликт». Каким образом я пришел к этой теме? Что стало причиной, почему я выбрал именно эту тему. На первом занятии нам предложили выбрать тему эссе и, соответственно, у меня возникла проблема с выбором темы. Я, действительно, не знал какую тему выбрать, потому что на самом деле конфликтов у меня никогда особо не было, не встречались.… И, это действительно меня озадачило, и я начал думать и рассуждать, почему так происходит, хорошо ли это? Плохо ли? Затем я пришел к выводу, что отсутствие конфликтов – это проблема и она кроется внутри личности. Эту тему я как раз постараюсь раскрыть в своем эссе. Прежде чем начать изучение данной темы,  я хотел понять что  такое внутриличностный конфликт и  то, что я как бы ощущаю внутри себя и транслирую на окружающих действительно ли это то что….  Ну не знаю… этот конфликт внутри и …  Соответственно, проанализировав некоторую литературу по конфликт менеджменту,  работы  З. Фрейда,  А. Н. Леонтьева, Р. Мертона, я остановился на работе   Э.Фромма, который утверждает, что мы живем во время преобладания «рынка личности». О чем это говорит? О том, что сейчас человек, вынужден действовать по принципу маркетинга, то есть главное состоит в умении показать себя и продать по дороже, важно чтобы на тебя  был спрос, а не то, что ты представляешь из себя на самом деле. Все это в итоге влечет за собой череду событий, которые показаны на слайде – это поражение внутренней структуры личности,  конфликт между сущностью и личностью, раздвоение личности.  Важно именно самоопределение себя, кто я есть на самом деле, не то что бы, как ячейка общества —  для родителей, для одноклассников, а именно кто я есть и как я могу себя позиционировать сам для себя. Только определив это, можно будет уже дальше идти. Проработав этот материал, я начал задумываться, что может быть действительно причиной, применив, рефлекию,   можно представить временной горизонт: прошлое, настоящее и будущее. Необходимо проанализировать наше прошлое и  посмотреть на себя настоящего из будущего, посмотреть, что я есть сейчас. К примеру, мы идем к какой-то цели диплом, работа, семья, ценности, а на самом деле это по сути не важно главное это путь, который мы проделываем для того чтобы дойти. Допусти такая типичная ситуация, я вот 4 года учился на своем химическом факультете, во всю там пахал для красного диплома, потом в конце я посмотрел на эту бумажку и подумал, что это вообще? Для чего и как это может мне полезно? То есть важен сам путь, как мы к нему идем, что мы во время этого пути собираем и к чему приходим. Поэтому, на данном этапе, для меня действительно важен этот предмет, потому что я хочу посмотреть на себя, чтобы потом в будущем не оказалось так, что я пришел к цели, а на самом деле оказалось, что это в действительности не совсем то, что нужно. В ситуации выбора профессии я руководствуюсь не интересом, а будущей перспективностью и   возможностью принести какой-то эффект, некоторым людям это не понятно… Опять же выбирая город, я выбираю город не потому что он мне нравится или мне комфортно, а потому что это город опять же перспективный и  так далее.  То есть опять же этот «Рынок личностей» очень влияет на личность и приводит к определенным результатам. Далее я рассматривал причины, так как в любом случае, как было уже было сказано только что, внутриличностный конфликт тесно связан с семьей, как у тебя происходило твое взросление и так далее. Хотел показать картографию конфликта, так как конфликт все-таки внутриличностный он внутри меня, соответственно на последнем слайде можно увидеть итоговую картографию. Слева в верхнем углу вы видите – это мой возраст, мне было один год, мама с папой поженились, это я, второй  уровень это мама, папа, это бабушка с дедушкой по маминой и по папиной линии, а это родственники и друзья и так далее, причем эта референтная группа действительно очень влиятельная, так как я сам из Казахстана и у нас это важно. У нас идет все на поддержке и это нормально.  И далее по сценарию, я думаю сейчас очень обычному произошел как бы развод.  Семья как бы распалась. По сути, что мы видим на этой карате и активные группы, которые были красные, стали серыми, то есть их влияние уменьшилось. Основная проблема заключалась в том, что моя бабушка по отцу решила, так как любила своего сына, вклиниться в этот круг, это типичная проблема, мать очень любила свое сына. Опять же история, которая было озвучена, что семья патриархальная у них была именно такая семья, такая же очень любила своего сына и ревновала к моей маме, на мой взгляд, это нонсенс, и вот это как раз повлияло на деградации личности моего отца, то есть постоянная любовь к ребенку, она  не давала ему развиваться и постоянно держала его при себе.  В итоге эта связь разорвалась, так как вклинилась моя бабушка. И соответственно группы остальные продолжали влиять. Дедушку по папиной линии я не очень хорошо помню. Сейчас объясню почему в итоге произошла череда событий. Развод и я остался с мамой. Что сделал моя мама? Она совершенно оградила от части по отцовской линии вообще. По сути это уже 6 лет,  я пошел в школу, начали появляться референтные группы – школьные друзья. Так как мать отказалась от  поддержки. Ей пришлось много работать. Бывают тип женщин — домохозяйки, а бывают работники, которые пашут, ей лучше сделать кучу работу, чем что-то приготовить. Очень часто задержка. Ребенок не только остается один, ему надо делать все самому. По сути меня формировала не семья, а референтные группы. Я очень часто менял школы. Мама меня старалась переводить в лучшие школы. Потом отправили меня в Петербург учиться. За что я ей безумно благодарен. И у меня нет никакой озлобленности. Не понимаю как можно конфликтовать с мамой. Для меня этот человек – это все, что я есть сейчас. И без этого я не представляю себя. Из-за отсутствия нормального института семьи. Под действием этого «рынок личностей», из-за того, что не были заданы нормы, я сейчас иду на достижение целей. Хочу понять, правильно ли я все делаю.

Анализ выступления.

Проанализировав свое выступление, я пришел  к некоторым интересным выводам. Первое, что бросается в глаза – это какая-то хладнокровность. Вроде бы, я рассказал совершенно личную историю, так  сказать, «показал все грязное белье» совершенно незнакомым мне людям. На мой взгляд, в голосе и тексте должны прослеживаться нотки смущения, переживаний и боязни осуждения со стороны аудитории. Однако, этого не последовало. Я долго думал над этим, почему столь личные переживания не вызывают у меня никаких эмоций. Возможно, я действительно вышел на новый уровень осмысления ситуации. Когда эмпирика, рассказы, эмоции уходят на второй план и ты совершенно осознанно, со стороны смотришь на ситуацию и на себя.

А может быть, это вовсе не техника, а способ мышления в реальном мире. В мире, где у тебя нет возможности проявлять эмоции, тем самым показывая свою уязвимость, чувствовать и сопереживать. Существуют лишь формальные вещи, которые ты должен  выполнять, что бы что-то получить. Совершенно очевидно, что реалии современного мира воспитывают именного такого человека. Это та модель мышления и поведения, которая позволяет тебе чувствовать себя уверенным в том, что ты все контролируешь. А любые проявления эмоций воспринимаются как слабости. К примеру, в процессе достижения определенной цели, ты,  как человек, подвергаешься различным искушениям проявить слабость, и иногда проявляешь ее, тем самым отклоняешься от заданной траектории, и тем самым не получаешь желаемого. После, чего наступает чувство вины и несостоятельности.

Отсюда, тот маленький формирующийся организм, понимает, что для того, что бы добиться чего-то, необходимо постоянно выбирать, между эмоциями и целью. И так как эмоции вещь не материальная и временная, он выбирает цель, которую можно потрогать и достигнув ее доказать себе свою значимость и состоятельность. Доказать именно себе, а не окружающим. С этим многие могут поспорить, так как считается, что человек в любом случае отождествляет себя с окружающими. Но в моем случае – это именно доказательство себе. Возвращаясь к эмпирике, я могу это объяснить, тем, что в детстве меня практически никогда не ругали, не заставляли что-то делать, но и в тоже время не хвалили. У меня всегда был выбор, еще с раннего детства. Честно говоря, чем я только не занимался от бальных танцев до шорт-трека и дзюдо в спорте, от игры на национальном инструменте до фортепиано в музыке. Но ничего не доводил до конца, так как не было никакого давления со стороны. В конечном итоге приходилось стимулировать себя самому. Доказывать себе свою состоятельность. На самом деле, это довольно сложно, особенно ребенку, подростку… В результате этого, я никогда не был лучшим. Я был всегда выше среднего, но  лучшим никогда. Хотя возможности у меня, безусловно, были, но чего-то все-таки не хватало. Возможно, не хватало этого самого давления… Вспоминая школьные годы, хочется отметить, что маму никогда не вызывали в школу. А ведь учитывая, что я мальчик, это не нормально. Помнится случай, когда я на уроке решил выпить банку Колы, и преподаватель сделала замечание и попросила прийти родителей в школу. Сколько внутреннего счастья у меня тогда было. Вечером я объявил об этом маме, но когда она на следующее утро пришла в школу, учительница очень удивилась, дескать, что вы пришли по такому пустяку…. И в этот раз мне не удалось обратить на себя внимание…

3.2    Диагностика ситуации

Анализируя ситуации, происходящие в моей жизни, невольно приходишь к  выводу, что вся жизнь пронизана какой-то искусственностью. Под искусственностью я понимаю такое состояние, когда в процессе жизни у тебя возникает чувство, что на самом деле ты проживаешь не свою жизнь, а чужую. Принимая определенные решения, ты стараешься руководствоваться определенной схемой, которая на твой взгляд является единственно правильной. При этом правильность данной схемы диктуется обществом. На первый взгляд ситуация, когда общество формирует определенные нормы является совершенно нормальной. Однако, эти правила игры, на мой взгляд, должны не противоречить с нормами, заложенными воспитанием, при формировании личности. Если этих фундаментальных норм не было или же они были искажены, то в процессе социализации, у индивида возникают проблемы.

     Возвращаясь к эмпирическому описанию моей проблемы, можно отчетливо проследить этапы социализации, а также выявить проблемы, которые возникали на определенных этапах взросления

Для этого были выделены 5 основных референтных групп, которые в большей степени проявлялись в процессе социализации:

1 группа (6 лет, 1 уровень); 1 класс:

— характеризуется проблемами в адаптации, т.к., предыдущее уровень обучения (дет.сад) был на одном языке обучения, школа – была с другим языком обучения,

— первое осознание, что есть дети, которые лучше меня (осваивают материал лучше меня).

2 группа (7-13 лет, 2-3 уровень); 3-8 классы:

— понимание, что у меня только один родитель (дискомфорт, что на собрание приходит только мать),

— отсутствие контроля со стороны семьи (а у меня возникало желание, чтобы, к примеру, у меня кто-нибудь проверил уроки или поругал за 2-ку),

— подростковый возраст, понимание аспектов соревновательности (у кого что лучше),

— появление зависти к детям, у которых были полные семьи,

— зарождение понимания, что придется добиваться всего самому,

— возникновение приспособленческих способностей,

3 группа (14-16 лет, 3-4 уровень); 9-11 классы:

— обострение конкуренции, желание показать себя,

— тяжелое переживание неудач,

— внятное осознание понятие «надо».

 4 группа (16-21 год, 4-3 уровень) —  обучение в университете — более отчетливое ощущение дифференциации:

-влияние тех стереотипов, которые мне были привиты перед поездкой в Россию, о национальной нетерпимости,

— возникает аспект выделиться из толпы – новый большой город; «не быть похожим на приезжего»,

-успехи в учебе, желание показать, что казахские студенты умнее/ оправдание надежд матери.

Анализируя предложенный график, можно сделать определенные выводы. В процессе взаимодействия с различными типами референтных групп, а также взросления внутренняя  напряженность постепенно усиливалась, однако каких-либо бурных реакции на данное напряжение не возникало (не было существенных срывов или скандалов). Что довольно странно, возможно человек привыкает к такому напряжению, появляется чувство необходимости в нем. Особенно сильно, это проявилось  в США. Когда я поехал в эту страну  по студенческому обмену на три летних месяца. Что примечательно, окунувшись в ритм другой страны, столь свободной и «ненапряжной» у меня периодически возникало чувство скуки и социальной не значимости. Видимо в процессе жизнедеятельности я настолько привык к каким-либо рамкам и  к постоянной необходимости доказывать свою  социальную значимость, что снятие данных ограничений вызвало  во мне депрессивное  состояние.

В процессе обучения в университете напряжение затихает, возможно, причиной этому является взросление и понимание того, что в жизни все  временно  и особо переживать по поводу и без него – нет никакого смысла. В этот период, когда, казалось бы, должна возникать особая активность и попытки самовыражения, возникает пассивное отношение к жизни. Иными словами, возникает «жизненная усталость» уже к 21 году, что, безусловно,  является не нормальным.

3.3. Многомерное виденье ситуации

В этой части своего эссе я бы  хотел попытаться посмотреть на свою проблему с других точек зрения. На мой взгляд, было бы полезным сформулировать отношение окружающих ко мне. Каким они меня  воспринимают?  Какое впечатление я произвожу на окружающих? На самом деле, говорить, что меня не интересует мнение окружающих –  значит не только лукавить, но и вести себя совершенно глупо. Мы все живем в социуме, который, по сути, и определяет наше положение в обществе. Кроме своего внутреннего осознания себя, существует также коммуникации с  социумом, которые формируют осознание себя, как ячейки в общества. Нередко, общественное мнение непосредственно влияет на внутренне осознание себя. Именно в этот момент возникает вероятность попасть в социальную ловушку. Под социальной ловушкой я понимаю два состояния: первое, когда человек игнорирует это воздействие (определяя себя не как все, что его никто не понимает); второе,  слепо поддается  этому воздействию, что приводит к психическим расстройствам, типа внутриличностного конфликта. В связи с этим у человека возникает вопрос, как правильно реагировать на такие воздействия.  Как и обычно происходит в жизни, для поиска наиболее благоприятного решения человеку приходится искать «золотую середину»  между этих двумя альтернативами. В данном случае «золотой серединой» является, безусловная реакция на воздействие окружающих, но она должна быть выборочной, при этом выбор осуществляется с учетом внутреннего понимания себя. Иными словами, ты периодически подвергаешь свое внутренне Я критическому анализу, и тем самым развиваешься. При этом, в данном контексте применим именно термин развитие, а не совершенствование. На рисунке 8 показана основная схема процесса развития и совершенствования.

Отличительной особенностью развития, является то, что ты пытаешься развить в себе то, чего нет. Именно эта способность, по моему мнению, является ключевой в современных условиях постоянной неопределенности в  обществе. Развивая в себе что-то новое, ты приобретаешь конкурентное преимущество и тем самым гарантируешь достойное место в обществе в долгосрочной перспективе.

На мой взгляд, окружающим я кажусь очень спокойным и уравновешенным человеком, возможно немного скрытным. Про меня можно сказать просто хороший парень, без вредных привычек, довольно воспитан. Я никогда не совершал, каких-то радикальных действий,  в общем обычный «советский» ребенок – хорошист, в белой открахмаленной рубашке и с портфелем в руках. Мама на самом деле  всегда гордилась мной, и ее окружение всегда ставило меня в пример своим детям. И я всегда ощущал эту ответственность.

Не  знаю почему, но именно сейчас мне пришла в голову одна мысль. В подростковом возрасте, не смотря на мою «правильность»  у меня все же были некоторые ссоры с матерью. В основном на бытовые темы. И всегда, когда я что-то делал не так, она говорила, на мой взгляд, просто чудовищную фразу «Ты весь в своего отца». А что значит, ты весь в своего отца? Мне было 5-6 лет когда они развелись. У меня по сути его не было. Единственное, что я помню, это то, как он принес мне собаку, вы представляете, сколько радости и гордости было у ребенка. У меня есть овчарка, да еще и купленная отцом! Уже сейчас, произнося слово отец, у меня почему-то сразу всплывает слово уверенность. Которой у меня никогда  и не было…

3.4   Проблематизация

Переходя к разделу проблематизация, невольно думаешь, что проблем настолько много, что для того чтобы их решить потребуется не одна жизнь. На самом деле изначально, я ставил себе цель разрешить внутриличностный конфликт. Наивно думая, что  все обойдется небольшим самоанализом. Но в процессе написания эссе, разбирая одну проблему, за ней следует еще две и так далее. И этот клубок,  мне, возможно, придется разматывать всю свою сознательную жизнь. Однако для хотя бы небольшой систематизации данной проблемы, необходимо рассмотреть следующую логическую схему. Ключевой вопрос данной схемы состоит в том, чтобы постараться понять что я должен сделать здесь и сейчас, для того чтобы в будущем стать тем кем я хочу стать. ( В рамках данной модели я рассматриваю не фактические действия и усилия, которые мне позволят достигнуть своей цели. Здесь речь идет немного о другом уровне, а именно уровне мировоззрения, мышления и самоопределения).   Для этого необходимо определить 3 состояния:

—  Я – прошлое, на этом этапе ты смотришь на себя и на ситуации с двух сторон, во-первых, как непосредственный участник этих ситуации, во-вторых, уходя в рефлексию, как сторонний наблюдатель.

— Я – настоящее, ты пытаешься определить, кто ты здесь и сейчас, объясняя нынешнее состояние в привязке с прошлым, вынося при этом сухой остаток, однако не отождествляя себя с ним.

— Я – будущее,  попытка определить себя в будущем, некое желаемое состояние. И на основе этого сформировать понимание того,  как я мыслю уже сейчас для достижения желаемого МЕНЯ в будущем. Рисунок 9

3.4 Теоретический блок

В этой части моего эссе я бы хотел разобрать свой конфликт с двух позиций: с позиции социологии и психологии.  С социологической точки зрения я буду рассматривать современное общество и мое место в нем согласно концепции  Э. Фрома. С психологической точки зрения, попытаюсь использовать модель Э. Эриксона. Изучая литературу, описывающую  основные причины внутриличностных конфликтов, меня заинтересовала работа  американского психолога и философа Эриха  Фрома. В одной из своих работ он рассматривает конфликт между сущностью и существованием личности. Основной акцент в данной работе сделан на рассмотрении западного общества как  «больного общества».  Всеобщая конкуренция и отчуждение, пронизывающие практически все сферы жизни современного капиталистического общества, постепенно приводят к отчуждению человека от своей сущности и, как следствие этого, возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Данная тенденция в большей степени  проявляется в наши дни, когда рыночная ориентация считается эталоном хорошей и успешной жизни. Что, в свою очередь, приводит  к формированию нового рынка – «рынка личностей». Сегодня в этот рынок вовлечены практически все. Неважно кто ты, врач или государственный деятель;  ученый или артист. Являясь частью данного рынка, ты, поневоле,  играешь роль товара.  При этом  принцип оценки рыка личностей практически не отличается от рынка обычных товаров, где по большому счету имеет значение лишь меновая ценность. То есть,  также как и цена товара, цена личности зависит  не от каких-либо качественных характеристик, и в целом сущности, а от спроса. И это, на самом деле, не может не вызывать отвращения.       Совершенно очевидно, что назови любого человека товаром, ему это явно не понравится. Ты можешь говорить разные слова: что ты хороший человек, добродушный, с моральными устоями и нормами, но как только дело доходит до реальности, в большинстве случаев человек  подчиняется простым правилам маркетинга, где основной целью является «продать себя» за максимально возможную цену. При этом главное чтобы на тебя был спрос, а кто ты есть на самом деле,  никого, по сути, не интересует. В результате, личность человека начинает постепенно раздваиваться. С одной стороны человек продавец, а с другой уже покупатель.  На протяжении всей своей жизни человек заботиться о том, чтобы оставаться востребованным на рынке личностей, зачастую пренебрегая своим собственным счастьем, а иногда и жизнью.  Рынок постоянно воздействует  на человека и постепенно человек начинает отождествлять себя с ним. Он ощущает, что самоуважение напрямую зависит от рынка, который он, к сожалению, не может контролировать.  Понимая условия игры, человек находится в постоянной борьбе за успех, при этом любое препятствие может стать причиной внутриличностного конфликта.  Совершенно очевидно, что в нашей жизни удача – это довольно редкое явление, тогда как вероятность неудачи очень высока.  Иными словами, если у здорового человека существует понимание « Я есть то, что  я делаю», то у рыночного человека это понимание деформируется в  «Я есть таков, каким вы хотите видеть меня». Как раз именно этот лаг  между тем, кем человек себя ощущает и тем каким его хочет видеть рынок личностей и является основной причиной внутриличностного конфликта. Причем, это внутренний конфликт, постоянно стимулируется обществом. При этом важно не «быть», а  «иметь». Главное не  сущность человека, а капитал, которым он обладает. В ситуации, если человек теряет этот самый капитал, он теряет все. Его жизнь превращается в драму и в скором времени он ломается. В результате общество получает отработанный материал, от которого оно спешит  избавиться. Для того чтобы не попасть в «ловушку» современного капиталистического общества и попытаться разрешить внутриличностный конфликт на ранней стадии, я бы хотел рассмотреть работу психолога Эрика Эриксона. Теория  Э. Эриксона – это теория психо-социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде.  Э. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ века.

Теория Э. Эриксона, рассматривает 8 стадий психо-социального развития, соответствующих 8 возрастным кризисам. (Таблица 1)

Таблица 1  Психосоциальная концепция развития личности, предложенная Э. Эриксоном

Анализируя данную таблицу, я пришел к некоторым интересным для себя выводам. Особый интерес  с точки зрения анализа для меня представляет переход от третьего к четвертому уровню. Именно в этот период произошел развод моих родителей и система нормального влияния родителей на формирование ребенка поменялась. На третьей стадии ребенок уже убежден, что он личность. Также расширяется область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Однако если родители сильно его подавляют, не уделяют внимания играм, то это отрицательно влияет на развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В моем случае подавления не было, однако, безусловно, не хватало внимания. Что впоследствии привело  к некоторой пассивности.  Четвертая стадия предполагает выход из родительского гнезда: школа, улица. Новые референтные группы. При этом особую роль в этом периоде играют родители. Ребенок, испытывая трудности, может с легкость возвратиться домой, где ему всегда помогут и похвалят. В связи с условиями, которые были описаны в эмпирике, дома меня никто не ждал. Тем самым, все те патологии, которые происходили на разных этапах, автоматически переносились на следующие, по сути, формируя неполноценную личность, которая может быть прекрасным материалом для этого самого «рынка личностей».      Понимая всю опасность будущего развития внутриличностного конфликта, тем более конфликт уже наблюдается, я хотел бы его разрешить на ранней стадии для того чтобы в конце жизни не разочароваться в себе и  в жизни в целом. С этой целью я разработал проект, который описывает, каким образом я собираюсь разрешать данный конфликт.

3.5              Проектирование. Реализация. Выход

На мой взгляд, проектирование самая неопределенная часть моего эссе. Конечно, можно сейчас детально расписать будущий расклад событий, четко прописать действия и ход мыслей. Однако, совершенно очевидно, что жизнь это  неопределенная штука. Мы не знаем, что будет завтра. Мы лишь можем предполагать и надеяться.  В связи с этим хотелось бы определить лишь тренд моего будущего виденья себя.

Во-первых, необходимо четко понять чего я хочу получить от жизни. Что для меня является приоритетным и важным. Провести четкую границу.

Во-вторых, пересмотреть некоторые нормы, сформированные в процессе жизни, и сформировать новые нормы, с учетом проведенного анализа.

В-третьих, попытаться понять каким образом мои будущие нормы будут коррелировать с моими желаниями.

При этом необходимо понимание того насколько выработанные нормы помогут мне сохранить целостность личности  в условиях рыночного общества. Все это,  поможет мне сформировать те качества, которые помогут мне сформировать устойчивый стрежень и, тем самым, прожить достойную жизнь.

Реализация и выход, я думаю, буду осуществлять в процессе своей жизнедеятельности.  В связи со спецификой конфликта, невозможно четко определить сроки реализации. На мой взгляд, работа над такого рода конфликтом осуществляется исключительно в процессе. Результаты изменений будут видны также в процессе жизни.

4.  Выводы

На мой взгляд, курс по «Организационному конфликтменеджменту» оказался одним из самых полезных курсов в моей учебной практике. Затронув действительно важные аспекты моей жизни, Любовь Николаевна заставила меня задуматься над фундаментальным вопросом моей жизни – «кто есть я на самом деле?». Детально разбирая свой конфликт, с помощью инструментов, которые давались в процессе курса, я пришел к определенным умозаключениям, которые, безусловно, помогут мне определиться в жизни и найти тот необходимый баланс между моим внутренним «Я» и социальным «Я»

5.      Глоссарий

Конфликт — биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом или субъектами. (Н.В. Гришина)

Когнитивный диссонанс — дискомфорт, вызываемый противоречием между имеющимся устоявшимся представлением и свежей поступающей информацией, фактами. (Леон Фестингер).

Внутриличностный конфликт — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Рефлексия —  (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Самоопределение — Самоопределение — активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.

Рынок личностей – это абстрактное понятие, которое предполагает социальные отношения, в которых работают правила рыночных отношений.

6.      Литература

1)      Эрик Г Эриксон Детство и общество. Пер. с англ. – СПб.: “ЛЕНАТО”, “АСТ”, Фонд “Университетская книга”, 1996.

2)      Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993

3)

4)      Юнг К. Г.  Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуализации. Пер. с англ. – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”, 1998.

5)      Лекции Цой Л.Н. по курсу «Организационный конфликтменеджмент» с  февраля по апрель 2011 г.

Москва  2011

Как возможно мыслить КОНФЛИКТ и какие есть ресурсы для его разрешения