Яндекс.Метрика

Какова сегодня ситуация с методологическим сообществом в России?

Какова сегодня ситуация с методологическим сообществом в России?

Какова  сегодня ситуация с методологическим сообществом в России? 

(Материал подготовлен для журнала «Телескоп»)

 «О тех, кто уже не может сам рассказать о себе.   Если мы сейчас не вспомним и не расскажем о них, то потом это будет сделать значительно сложнее»  (Борис Докторов).

 Вопросы.

1.         Любовь Николаевна, а когда Вы  впервые услышали о   Г.П.Щедровицком? 

2.         После этой случайной (правда, некоторые считают, что ничего случайного не бывает) встречи с Г.П. Щедровицким Вы стали участвовать в его семинарах? Если да, то, как долго? Ведь через три года ГП умер…

3.         Обсуждал ли Г.П.Щедровицкий социологические проблемы?

4.         В чем  заключается оригинальность методологии, разработанной Г.П.Щедровицким  в рамках Московского методологического кружка?

5.         О феномене Г.П.Щедровицкого в контексте российской культуры 

6.         Какова  сегодня ситуация с методологическим сообществом в России? 

Ответ  на шестой  вопрос.

«И горечь за наследника по плоти,

И радость за наследников по духу» (Автор  строк  не известен)

Буду отвечать на этот вопрос субъективно в интерпретациях, но основываясь на фактах (статьи,  книги, дискуссии, форумы).  Как конфликтологу, мне важно  выявить в методологическом движении точки развития, которые  проявляются только в конфликтах,   в ситуациях  столкновениях разных взглядов и интересов сторон.    

После смерти Г.П.Щедровицкого (с 1995 года) в России начали проводиться   Чтения его памяти.  Основным организатором Чтений был некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого». [1]

             С 2015 года, существуют два  режима и два организационных центра по проведению Чтений памяти Г.П.Щедровицкого. [2]

            До этого разделения  было несколько знаковых событий, которые, с одной стороны,    разрушали монолитное методологическое сообщество, а с другой —  создавали почву для сетевой формы организации деятельности методологического сообщества —   организационно и содержательно. Появление интернета и  цифровых технологий ускорили процесс формирования сетевого сообщества в России.

1995 г. Л.П.Щедровицким  (родной брат Г.П.Щ) и его группой были сделаны первые шаги по созданию электронной версии части Архива ГП и некоторых работ членов ММК под названием «Библиотека ММК» (на выполнение этих работ был получен грант РФФИ).[3] Лев Шедровицкий отмечает,   Г.П. Щедровицкий при жизни начал проводить работу по  систематизации и описи его личного архива. 

1997 г. Опубликована вторая  книга   серии «Философия. Наука. Методология» под редакцией группы – Л.П.Щедровицкий, В.Р.Рокитянский, А.А.Пископпель. [4]   

В 2000 г. Предложение от группы Тимофея Сергейцева (Дмитрий Куликов, Искандер Валитов и др.)   продолжить перевод на электронные носители болшевского Архива Г.П.Щедровицкого. На время исполнения этой работы Г.А. Давыдова (вдова Г.П.Щедровицкого) согласилась на вывоз болшевской части Архива на квартиру Л.П.Щедровицкого. При этом другая часть архива, хранившаяся у П.Г.Щедровицкого, передана Л.П.Щедровицкому не была, несмотря на его настойчивые требования.[5]

2002 год. Критика Чтений. Попов С. на седьмых  Чтениях подверг содержательной  критике   организацию проведения Чтений памяти ГПЩ .  «Я понимаю П.Щедровицкого, который хочет встать в общий ряд и числиться в российских философах – для этого ему надо стать благонадежным в глазах философской общественности, признав, что ГП был таким же философом, как все, а все его нападки на отдельных философов и философию – проявлением скверного характера, каковой у его сына изжит. Но пафос методологии был прямо в обратном – в противопоставлении себя философии. И замазывать этот основной посыл методологии, используя имя Георгия Петровича – это, на мой взгляд, безнравственно».[6] 

2003 г.  Учрежден   Некоммерческого партнерства «Издательство «Наследие ММК» (директор С.Норкин).  [7][8]

2003г.  Создан   Некоммерческого Фонда «Архив Московского методологического кружка». (Т.Сергейцев, Д.Куликов, И.Валитов).[9]

2005 г. Учрежден Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого».  (Учредители: Давыдова Г. А. Щедровицкий П. Г.,Щедровицкий П.П.)[10]  

 2005 г. Передача   Фонду «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого»  прав  на публикацию работ Г.П.Щедровицкого — от правопреемников  П.Г.Щедровицкий (сын), Г.А.Давыдова  (вдова) и П.П.Щедровицкий (внук).

2006 г. Передача исключительных прав на использование произведений Г.П. Щедровицкого —   юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».  (Договор (№ ЮУ-7-6-6/1 от 06.06.2006, авторский договор (№ 1 от 16.04.2005 г.). 

2006 г.    Фонд Институт развития им. Г.П.Щедровицкого» начал действия, направленные на организацию уголовного преследования участника ММК  — Л.П.Щедровицкого и его коллег. Должностные лица Фонда прибегли к распространению заведомо ложных сведений о якобы имевшемся несогласии обладателей прав на произведения Г.П.Щедровицкого на издательскую деятельность Л.П.Щедровицкого и его коллег. [11]

2007 г. В связи с конфликтом вокруг Архива, наследники опубликовали меморандум.[12]

2015 г. В результате конфликта с Петром Щ.,   группа методологов и модераторов начала самостоятельно  проводить  онлайн-конференции памяти Г.П.Щедровицкого.   [13]

 2016 г. Началась дискуссия о ситуации в методологическом движении.  С этой дискуссией ознакомилось свыше 3000 человек. Тексты опубликованы. [14]

Судя по дискуссии можно зафиксировать, что сетевая форма организации методологического движения  в России, утвердилась и начала свое самостоятельное  движение и  развитие.  В настоящее время существует много разных групп, взаимодействующих друг с другом или не взаимодействующих. 

Самое главное, сетевая форма организации методологического движения в России  сохранила  геном и интеллектуальное ядро  рефлексивной самоорганизации, в основании  которой положен СМД подход  и  схема   мыследеятельности. (Схема №1)

Схема №1. Схема мыследеятельности.

Схема мыследеятельности
Схема мыследеятельности

 Как  абстрактный  инструмент  мышления, схему мыследеятельности невозможно раскрыть, не освоив то  наследие, которое оставил нам Г.П.Щедровицкий, не  задаваясь вопросами к самому себе:   Выражает ли моя  жизнь что-то? Есть ли у нее содержание? К чему я вызван из небытия? К чему я призван в Бытие?   Что я оставлю после себя?

13.04. 2017 г.

 Цой Любовь Николаевна