Примирение в системе разрешения споров
Система разрешения споров в КНР носит смешанный характер и представляет собой сплав древних традиций и современного законодательства. Споры на территории КНР могут разрешаться в народных судах, которые являются государственными судебными органами, арбитражах (третейских судах), посредством консультаций и урегулирования, в народных правительствах нижней ступени, государственных административных комиссиях, а также в народных примирительных комиссиях.
Среди перечисленных способов рассмотрения споров только рассмотрение в суде относится к судебным способам, рассматривающим любые споры между гражданами и/или юридическими лицами, в том числе и иностранными. Несмотря на то что в последние 20 лет граждане Китая все чаще обращаются за разрешением споров в суды, все же не судебной системе принадлежит лидирующая позиция в этой области.
Рассмотрение споров в китайских судах не лишено влияния традиций, сформированных под влиянием конфуцианского учения, согласно которому «на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение». Одна из них заключается в преобладании норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Традиции китайского общества сформировали особый метод (не способ разрешения споров — примирение.
Проявлением таких традиций является процедура примирения в рамках судебного процесса, проводимая судами при принятии ими на рассмотрение гражданских дел, дел по экономическим спорам и мелких уголовных дел. Этой процедуре посвящена глава 8 Гражданского процессуального кодекса КНР (далее — ГПК КНР). Примирение в рамках судебного процесса является обязательной процедурой при рассмотрении дел, связанных с расторжением брака, уплатой алиментов, по делам, по которым возможно немедленное исполнение, и другим делам, в которых отсутствует необходимость в составлении мирового соглашения. По другим гражданским делам вопрос о примирении решается сторонами добровольно.
Примирение в судах осуществляется на основе установления фактов и не должно противоречить нормам закона. При этом суды «разделяют правду и неправду» (ст. 85 ГПК КНР). Примирение может быть произведено народным судом в составе одного судьи или коллегии. Также в суд для содействия в примирении могут быть приглашены соответствующие организации (о которых будет сказано ниже) и частные лица. Если в результате примирения соглашение между спорящими сторонами не принято или одна из сторон меняет свое решение до вручения ей мирового соглашения, народный суд рассматривает дело в соответствии с судебной процедурой.
Народные суды КНР рассматривают любые дела по спорам между юридическими лицами КНР и/или гражданами КНР, а также споры с участием иностранных юридических и физических лиц в том случае, если спор касается внешнеторговых отношений, стороны которых не достигли арбитражного соглашения. При этом иностранные лица в народных судах имеют те же процессуальные права и обязанности, что и китайские граждане и юридические лица (ст. 5 ГПК КНР).
При наличии арбитражного соглашения между иностранными и китайскими лицами возникающие споры передаются на рассмотрение в арбитражи. Арбитражи — это третейские суды, рассматривающие споры, состоящие из арбитров — специалистов в области возникшего спора. Деятельность этих арбитражей на территории континентального Китая регулируется Законом КНР «Об арбитраже» от 31 августа 1994 г. На территории Китая наиболее авторитетными такими арбитражами являются: Морская арбитражная комиссия и Международная торгово-экономическая комиссия, созданные при Китайском комитете содействия международной торговле. Важной особенностью деятельности этих арбитражей является сочетание арбитражного разбирательства споров с примирением сторон.
Арбитражи развили традицию примирения при разрешении споров, отягощенных иностранным элементом, в соответствии с задачами, стоящими перед ними. Методы их деятельности отличаются от соответствующих методов за рубежом. В зарубежных странах арбитражная и примирительная процедуры резко и автоматически разделяются, т.е. вначале проводится процедура примирения, если она заканчивается успешно, то дело завершается. Если же примирение завершается неудачей в достижении соглашения между спорящими сторонами, то проводится арбитражное разбирательство. Причем обе процедуры не имеют отношения друг к другу. Китайский арбитраж может проводить обе процедуры раздельно, а может их объединить. Он может вначале проводить процедуру примирения, и если примирение окажется успешным, то разбирательство заканчивается. Если же примирение оказывается безрезультатным, то вновь начинается проведение арбитражного разбирательства. Однако китайский арбитраж в процессе арбитражного разбирательства в любое время до принятия арбитражного решения может проводить примирение и тем самым органически соединять проведение обеих процедур. Примирение осуществляется с согласия сторон на основе исследования обстоятельств и выяснения истины.
В последние годы арбитраж с зарубежными органами арбитража выработали новый способ примирения, именуемый «совместным урегулированием». Он заключается в следующем: при возникновении спора между китайским и иностранным предпринимателем каждый из них обращается с ходатайством о совместном урегулировании в арбитраж своего государства. Затем арбитражные органы обеих сторон назначают лицо, осуществляющее примирение. Этот новый метод привлек внимание к себе арбитров всего мира и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Помимо двух вышеуказанных способов разрешения споров в Китае при разрешении споров с участием иностранных лиц часто применяется такой способ, как консультации и урегулирование. Преимуществом урегулирования споров является экономия времени, расходов, а также сохранение конфиденциальности. В 1987 г. был создан Центр по урегулированию споров при Китайской международной торговой палате, подведомственной Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии. В настоящее время имеется более 35 филиалов данного центра, охватывающих всю территорию Китая.
Народное посредничество
Немаловажную роль в обеспечении общественного порядка играют местные народные правительства, которые согласно ст. 110 Конституции КНР от 4 декабря 1982 г. (с изменениями от 14 марта 2004 г.) являются государственными административными органами, которые находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняются. Они наделены полномочиями урегулирования обычных споров между гражданами, а также споров по некоторым особо установленным гражданским делам, или по экономическим спорам, или по трудовым спорам в соответствии с положениями законов. Основным методом разрешения таких споров является примирение спорящих сторон.
Метод примирения, пронизывающий все способы разрешения споров, в Китае наиболее ярко проявляется при разрешении споров в народных примирительных комиссиях, специфических органах КНР по разрешению споров между гражданами. Эти комиссии создаются в соответствии со ст. 111 Конституции КНР комитетами городского населения и комитетами сельского населения — низовыми массовыми организациями самоуправления, создаваемыми по месту жительства. Поэтому народные примирительные комиссии можно рассматривать как проявление народно-демократического самоуправления, имеющего китайскую специфику. По мере необходимости народные примирительные комиссии также могут быть созданы и на предприятиях, и в учреждениях для разрешения трудовых и иных споров.
В соответствии со ст. 16 ГПК КНР народные примирительные комиссии являются массовыми организациями, занимающимися урегулированием споров между гражданами. Для сторонников примирительных комиссий они обеспечивают идеальную модель правосудия в коммунистическом обществе. Невзирая на то, кто из исследователей признает или осуждает китайскую примирительную систему, общепризнанным является то, что в качестве альтернативы государственному праву комиссии серьезно влияют на порядок в китайском обществе. В настоящее время в Китае действует около миллиона таких комиссий, которые разрешают около 90% гражданских споров между китайскими гражданами. В отличие от судебных и административных органов при урегулировании спора народные примирительные комиссии не наделены полномочиями применять какие-либо принудительные административные либо иные правовые средства.
Деятельность народных примирительных комиссий в разное время регулировалась Временными правилами организации народных примирительных комиссий от 22 марта 1954 г, Положением об организации народных примирительных комиссий от 5 мая 1989 г. В настоящее время их организация и деятельность регулируются Законом КНР от 28 августа 2010 г. «О народном посредничестве», который вступил в силу с 1 января 2011 г. Основной целью создания народных примирительных (посреднических) комиссий является своевременное разрешение споров среди населения, поддержание социальной гармонии и стабильности.
Руководство комиссиями осуществляют местные народные правительства и народные суды низшей ступени. Народные правительства низшей ступени создают институт помощников по судебно-административной работе для конкретного руководства работой по народному примирению. Их важнейшая обязанность — помощь народным примирительным комиссиям в организационном и идеологическом строительстве и профессиональном становлении. Низовые народные суды в основном осуществляют профессиональное руководство народными примирительными комиссиями через привлечение к участию в рассмотрении дел при судебном примирении, присутствие членов комиссии без решающего и совещательного голоса в суде при разбирательстве дел, руководство анализом дел, обобщение практики и обмен опытом.
В состав народных примирительных комиссий входит от 3 до 9 членов, один из которых — председательствующий (руководитель). Председательствующий (руководитель) может иметь двух или более заместителей. В состав комиссии должны обязательно входить женщины, в многонациональных районах — представители этнических меньшинств. Члены примирительных комиссий избираются на собраниях жителей соответствующего района или собраниях их представителей.
Примирение в рамках народного посредничества не является примирением любым способом. Примирение должно быть осуществлено на основе принципов свободы воли и равенства спорящих сторон. Кроме того, примирение должно быть осуществлено в соответствии с действующим законодательством и политикой государства. Целью примирения путем народного посредничества является достижение мирового соглашения, которое может быть заключено в письменной и устной форме.
Таким образом, очевидно, что всем вышеперечисленным способам (судебным и внесудебным) разрешения споров характерен особый метод — примирение. Содержание этого метода раскрыто в ст. 2 Закона КНР «О народном посредничестве» — убеждение сторон спора заключить мировое соглашение. Применение этого метода делает примирение уникальным инструментом разрешения споров и поддержания правопорядка в государстве.
Примирение как метод разрешения споров предполагает: воздействие на чувства спорящих, выявление истинных причин происшедшего, сообщение истинной информации, ознакомление спорящих сторон с действующим законодательством, убеждение ценить нормы морали. При осуществлении примирения соответствующий орган должен установить факты на основе разграничения истины и лжи, полно аргументировать, терпеливо выяснять, устранять отсутствие взаимопонимания, помочь сторонам прийти к соглашению. Примирение должно быть зарегистрировано, запротоколировано. Целью примирения как метода разрешения споров является не примирение спорщиков только по инерции. Основное значение придается тому, чтобы на смену спору пришло согласие сторон, проявление активности для предотвращения и минимизации споров, предотвращение обострения споров между людьми.
Этот, казалось бы, не правовой метод разрешения споров существует в рамках права. Во-первых, право определяет возможность использования этого метода при разрешении споров, во-вторых, определяет способы разрешения споров, в рамках которых применяется этот метод, в-третьих, право определяет границы использования этого метода. Метод примирения является закономерным проявлением менталитета китайской нации, сформированной в большей степени под влиянием конфуцианства. В соответствии с его идеями человек не должен настаивать на своих нравах, поскольку долг каждого — стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. Согласно сложившейся в Китае практике конкретное разрешение спора должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки определенной законодательством юридической схемы.
Международный коммерческий арбитраж
В последние годы арбитраж в КНР получил широкое распространение и стал рассматриваться в качестве эффективного механизма урегулирования спорных вопросов между сторонами. В КНР международный арбитраж с участием компаний осуществляется в основном Китайской Арбитражной Комиссией по Международной Экономике и Торговле (China International Economic and Trade Arbitration Commission — CIETAC) и Китайской Морской Арбитражной Комиссией (China Maritime Arbitration Commission – CMAC) – постоянно действующих третейских судов.
История появления международного коммерческого арбитража в КНР уходит своими корнями в 1950-е гг., когда начали осуществлять свою деятельность по рассмотрению международных коммерческих споров указанные органы. Все международные споры, подлежащие рассмотрению международным коммерческим арбитражем, передавались на разрешение СIETAC или CMAC. Поэтому до принятия Закона КНР «Об арбитраже» в 1994 года международный коммерческий арбитраж означал лишь арбитражное разбирательство проводимое СIETAC или CMAC. После принятия Закона КНР «Об арбитраже» и другие арбитражные органы в КНР получили возможность рассматривать международные коммерческие споры. Однако большинство споров, подлежащих урегулированию посредством международного коммерческого арбитража, по-прежнему передаются сторонами на рассмотрение в СIETAC.
Согласно Закону КНР «Об арбитраже» 1995 г. международный коммерческий арбитраж в КНР – это деятельность по рассмотрению арбитражным органом споров с иностранным элементом (по отношению к китайской организации) в сфере экономики – торговли, транспорта и морского транспорта. Согласно Разъяснениям Верховного Суда КНР по практике применения Гражданского Процессуального Кодекса КНР от 14 июля 1992 и от 1 апреля 1988 года под такими спорами следует понимать споры, в которых по крайней мере одна сторона является иностранным лицом, либо договор был заключен, изменен или расторгнут в иностранном государстве, либо предмет договора полностью или частично находится за пределами КНР. Основанием для рассмотрения спора арбитражем является действительное арбитражное соглашение, обязательным элементом которого согласно китайскому закону является указание на арбитражную комиссию. В связи с этим международный коммерческий арбитраж в КНР может быть осуществлен только постоянно действующими арбитражными центрами. Таким образом, в КНР признается институционный арбитраж, и не признается международный коммерческий арбитраж ad hoc.
Систему источников, составляющих правовую основу осуществления международного коммерческого арбитража КНР, образуют международные договоры и национальное законодательство КНР. К международным договорам относятся заключенные многосторонние и двусторонние международные договоры КНР, содержащие положения о международном коммерческом арбитраже. К многосторонним международным договорам относятся Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Нью-Йорк, 1958 г.), а также Конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств» (Вашингтон, 1965 г.).
Китай ратифицировал Нью-Йоркскую Конвенцию 1958 года 2 декабря 1986 года с использованием обеих возможных оговорок: «оговорки о взаимности» и «коммерческой оговорки». Положения этой Конвенции наряду с соответствующими положениями Гражданского процессуального Кодекса КНР применяются при признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений на территории КНР, вынесенных посредством международного коммерческого арбитража как в КНР, так и за ее пределами. Особенностью института признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений является уведомительный порядок. Этот порядок подлежит применению народными судами КНР, которые могут отказать в признании и приведении в исполнении иностранного арбитражного решения только после обязательного предварительного уведомления об этом Верховного Народного Суда КНР (China. Johnson Tan, Peter Wang. P. 93—101//The International Comparative Legal Guide to: International Arbitarion 2005. P. 99).
В двусторонних соглашениях КНР о гарантировании инвестиций (которых насчитывается более 100) предусмотрена необходимость разрешения между сторонами споров, возникших из соглашений по гарантированию инвестиций, посредством арбитража, споров в отношении инвестиций между сторонами, в особенности, споров с участием правительства, или споров, связанных с национализацией в международном коммерческом арбитраже. В соглашениях о гарантировании инвестиций также подробно регламентируются вопросы об арбитражном органе, арбитражных правилах, действительности арбитражного соглашения, расходах на арбитраж и др.
Закон КНР «Об арбитраже» 1995 г. является наиболее значимым среди национальных источников правовой регламентации международного коммерческого арбитража в КНР. Данный акт консолидировал положения существовавших прежде и зачастую противоречащих друг другу 14 законов, 82 административных правил и положений и 190 положений местных органов по вопросам арбитража в КНР. Закон 1995 г. закрепил базовые требования к действительности арбитражных соглашений, проведению разбирательства и других вопросов, имеющих отношение к арбитражному разбирательству в отношении внутренних и международных споров.
Сфера действия Закона обширна, он регулирует, как проведение внутреннего арбитража, так и международного коммерческого арбитража в КНР. В Законе специальный Раздел VII «Особые положения внешнего арбитража», которые применяются только в отношении международного коммерческого арбитража. Верховный Народный Суд КНР регулярно издает Разъяснения по не урегулированным в законе вопросам международного коммерческого арбитража. Основные национальные особенности положения Закона относительно международного коммерческого арбитража:
1) Китайская палата международной торговли наделяется полномочиями по созданию арбитражных органов, по осуществлению международного коммерческого арбитража. Так как Палата учредила Китайскую арбитражную комиссию по международной экономике и торговле (CIETAC) и Китайскую морскую арбитражную комиссию (CMAC) до издания Закона «Об арбитраже», то считается, что Закон поставил своей целью сохранить CIETAC и CMAC и их организационную структуру указанных комиссий, как они существовали до принятия Закона 1995 г.
2) Орган международного коммерческого арбитража обладает самостоятельностью при определении своей организационной структуры.
3) Орган международного коммерческого арбитража может назначать соответствующих лиц любой национальности для выполнения функций арбитра.
4) Если имеет место разбирательство международным коммерческим арбитражем, то народными судами, которые обладают юрисдикцией для решения вопросов о действительности арбитражного соглашения, применения мер по обеспечению доказательств, отмене и приведению в исполнение арбитражных решений, являются народные суды среднего звена.
5) Народный суд не может пересмотреть арбитражное решение.
6) Органы международного коммерческого арбитража могут применять арбитражные регламенты, составленные Международной торговой палатой Китая.
В 2005 году в Китае был разработан и введен в действие Арбитражный Регламент CIETAC (ранее действовали редакции 1956, 1988, 1994, 1995, 1998 и 2000 г.). Данный Регламент не является источником права, однако, учитывая тот факт, что CIEATAC является наиболее популярной арбитражной комиссией по разрешению международных споров коммерческого характера между китайскими и иностранными сторонами, Регламент CIETAC можно рассматривать как документ, в соответствии с которым разрешается большинство экономических споров посредством международного коммерческого арбитража на территории КНР.
Действующей редакцией ГПК КНР, принятой на 4 собрании 7 съезда ВСНП 9 апреля 1991 года, введен ряд новых положений относительно признания иностранных арбитражных решений по международным коммерческим спорам. Включение в иные законы КНР (Закон КНР «О договорах», Закон КНР «О совместных предприятиях») положений о международном коммерческом арбитраже в КНР имеет целью популяризацию и стимулирование обращения к международному коммерческому арбитражу как способу разрешения споров по международным коммерческим контрактам с участием китайских организаций. Закон КНР «Об арбитраже» 1995 года подробно регламентирует арбитражное разбирательство посредством международного коммерческого арбитража. Детальные правила процедуры арбитражного разбирательства также содержатся с Арбитражном Регламенте CIETAC
Особенностью рассмотрения спора в CIETAC является предусмотренная в главе 4 Регламента CIETAC возможность арбитражного разбирательства по правилам ускоренной процедуры. Чтобы рассмотреть дело с применением правил ускоренной процедуры необходимо соблюдение условий, предусмотренных в Регламенте CIETAC: «Если иное не установлено сторонами, то Ускоренное производство должно применяться к любым делам, где сумма спора не превышает 500 тысяч юаней, или к любым делам, где сумма спора превышает 500 тысяч юаней, но одна из сторон заявляет о применении этой формы ускоренного производства, а другая сторона выражает согласие в письменной форме» (Article 50 of Arbitration Rules. China International Economic and Trade Arbitration Commission). Далее уточняется, что если не заявляется денежное требование, либо сумма спора не ясна, то CIETAC будет принимать решение о применении Ускоренной процедуры, учитывая такие факторы, как сложность дела, интересы сторон и т.д.
Главные отличия ускоренной процедуры от общего порядка арбитражного разбирательства в CIETAC – это срок для вынесения арбитражного решения (3 месяца в противовес 6 месяцам), то есть срок арбитражного разбирательства, и количественный состав арбитров (один при ускоренной процедуре и три при обычной).
Процедура международного коммерческого разбирательства в КНР включает примирение и арбитраж. Эту особенность разбирательства указывают в качестве отличительной черты, свойственной международному коммерческому разбирательству в КНР. Сочетание примирения и арбитража — свойство, типичное для международного коммерческого разбирательства в КНР и называется гибридным альтернативным способом разрешения споров («Hybrid ADR»). В примирительных процедурах участвуют посредники из списков арбитров арбитражной комиссии, которые при невозможности урегулирования спора посредством примирительной процедуры продолжают арбитражное разбирательство по делу уже в качестве арбитров. К такому способу стороны обращаются, чтобы более эффективно разрешить спор, сохранить дружественные отношения и отношения сотрудничества между сторонами, сократить расходы сторон на разбирательство.
Основные понятия по разрешению споров в системе законодательства КНР
СИСТЕМА ПРИМИРЕНИЯ
Система примирения — добровольное достижение двумя сторонами соглашения в соответствии с законом при мирном воздействии, убеждении и воспитании, облегчении обстоятельств возникшего спора третьей стороной, это один из видов деятельности по решению спора. Современная система примирения в Китае — система примирения силой народной власти. Ее внутреннюю структуру формируют четыре вида примирения.
(1). Народное примирение. Это примирение между людьми, это примирение участников спора усилиями народных примирительных комиссий, относится к внесудебному процессу примирения.
(2). Судебное примирение. Это примирение при принятии судами на рассмотрение гражданских дел, дел по экономическим спорам и мелких уголовных дел. Это примирение в рамках судебного процесса. Примирение в рамках судебного процесса является обязательной процедурой при рассмотрении дел, связанных с брачно-семейными отношениями. Вопрос о примирении по другим гражданским делам решается сторонами добровольно. Примирение — не единственная процедура. Акт о судебном примирении равносилен акту о решении суда.
(3). Административное примирение. Оно подразделяется на два вида:
Первый — урегулирование обычных споров между гражданами усилиями народных правительств низшей ступени, то есть народных правительств уездов и городов. Второй — примирение сторон по некоторым особо установленным гражданским делам, или по экономическим спорам, или по трудовым спорам государственными административными органами в соответствии с положением закона. Оба вида относятся к внесудебному процессу примирения.
(4). Арбитражное примирение. Другими словами, органы арбитража осуществляют примирение после принятия дел, переданных им на разбирательство. При отсутствии результата в примирении выносится решение об этом. Это внесудебный процесс примирения.
Система народного примирения
Ст. 111 Конституции КНР определяет, что народные примирительные комиссии — это рабочие комиссии, созданные низовыми массовыми организациями самоуправления — комитетами городского населения и комитетами сельского населения, их особая обязанность — примирение сторон по частным спорам граждан.
Характер системы народного примирения определяется следующими особенностями: это вспомогательный вид правовой системы, это вид системы народно-демократического самоуправления, это правовая система решения споров самими народными массами, это вид правовой системы, имеющей китайскую специфику.
Задачи народного примирения
П. 5 Положений об организации народных примирительных комиссий определяет, что задачи народных примирительных комиссий — примирение граждан, а также пропаганда законов, законоположений, правил и политики в ходе работы по примирению, воспитание граждан в духе соблюдения дисциплины и законов, уважения социалистической общественной морали.
Основные принципы народного примирения:
а. принцип рациональности и легитимности;
б. принцип добровольности и равноправия;
в. принцип уважения права на жалобу.
Способы организации народного примирения
(1). Народные примирительные комиссии
Народные примирительные комиссии — это способ организации народного примирения. Конституция и Положения об организации народных примирительных комиссий определяют: народные примирительные комиссии — это массовые организации по примирению и разрешению споров между гражданами, которые создаются комитетами городского населения и комитетами сельского населения. Они работают под руководством народных правительств низшей ступени и низовых народных судов.
(2). Народный примиритель
Положения определяют, что народный примиритель должен отвечать следующим условиям: отстаивать справедливость во имя человека, поддерживать связь с массами, с энтузиазмом работать во имя примирения, иметь определенные правовые знания и политический уровень, быть совершеннолетним гражданином.
Положения определяют, что народная примирительная комиссия формируется в составе 3-9 человек и возглавляется председателем комиссии. При необходимости учреждается пост заместителя председателя комиссии.
(3). Помощник по судебно-административной работе
Положения определяют, что народная примирительная комиссия работает под руководством народных правительств низшей ступени и низовых народных судов. Народные правительства низшей ступени — уровень уездов и городов создают институт помощников по судебно-административной работе для конкретного руководства работой по народному примирению. Их важнейшая обязанность -помощь народным примирительным комиссиям в организационном и идеологическом строительстве и профессиональном становлении.
Низовые народные суды в основном осуществляют профессиональное руководство народными примирительными комиссиями. Конкретные способы — привлечение к участию в рассмотрении дел при судебном примирении, присутствие членов комиссии без решающего и совещательного голоса в суде при разбирательстве дел, руководство анализом дел, обобщение практики и обмен опытом.
3). Рабочая процедура и способы народного примирения.
(1). Процедура примирения.
Народное примирение осуществляется в рамках особой процедуры. Важнейшие ее этапы:
- Принятие дела к рассмотрению.
- Подготовка к примирению.
- Осуществление примирения.
- Достижение соглашения.
- Окончание примирения.
Конфликты и конфликтология