Изначально, тема моей работы звучала так, «Как обсуждать конфликт с близким человеком, не нанося вреда личным отношениям и друг другу».
Описание ситуации:
У меня с молодым человеком хорошие отношения. Но когда дело касается конфликтных ситуаций, то они в основном приобретают затяжной характер. Никто из нас не высказывает свое мнение, пока окончательно не «накипит», тогда это превращается в ссору.
Ситуация, имеет все признаки проблемы: длительность (около года), затрагивает чувства, поиск решений (в основном советы друзей), желание изменить ситуацию (не нанося ущерба отношениям).
Проблема в том, что мне не нравится его подруга, с которой они знакомы очень давно. Она его хороший друг. С его стороны, ему не нравится мой друг. Каждый раз, обсуждая эту тему, дело доходит до ссоры. Проблема не решается, а идет на спад, потом снова возобновляется. Ни к какому решению или договоренности мы не приходим. Общение с друзьями для нас одинаково важно.
Описание субъектов конфликта: я обычно предпочитаю не решать конфликты, а жду когда либо все само разрешится, либо дойдет до стадии острой проблемы и тогда обсуждаю не конкретную ситуации, а все что «накипело». Мой молодой человек так же не привык открыто обсуждать проблемы, обычно он долго думает, прежде чем скажет, в чем дело.
Предмет конфликта (изначальный): отношения с друзьями.
Цель: Научится обсуждать конфликтные ситуации, не доводя дело до конфликта. Приходить к общему решению.
После этого я поняла, что моя тема намного шире.
Мне пришла мысль, что проблема в том, что мне приходится играть ведущую роль в отношениях. Я чаще всего являюсь инициатором обсуждения конфликтной ситуации. Предмет конфликта тогда будет не снаружи, а внутри отношений: это построение правил и норм.
Таким образом, новая тема: «Разработка демократических принципов построения семьи».
Э. Гидденс пишет, что автономия в отношениях помогает обеспечить личные границы, необходимые для успешного управления отношениями. Нужно предоставить партнеру право на прошлое и на возможность общения с другими. Необходимо понять, что уважение к возможностям другого является основой демократических отношение.
В процессе работы над конфликтом я поняла, что проблема была только у меня с восприятием ситуации. Идеальное представление об отношениях «должно быть так и никак иначе» мешало взглянуть на ситуацию по-другому. Я попыталась трансформировать конфликт в рефлексивный. Я подумала, что главное для меня в этой ситуации сохранить отношения. Необходимо также признать право каждого из нас на личную, не связанную друг с другом жизнь. Второе что нужно сделать, решить, насколько я доверяю своему молодому человеку.
После этого нужно построить эффективные коммуникации по поводу проблемы, объяснить, что конкретно мне не нравиться в данной конкретной ситуации, не затрагивая другие проблемы.
Таким образом, выходом из данного конфликта является изменение отношения к ситуации. Однако это сделать довольно сложно, так как тут присутствует такое понятие как ревность. Приведем несколько определений ревности.
Ревность — одна из основных отрицательных эмоций; желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека; выражается в страстной недоверчивости, подозрительности, мучительных сомнениях в чьей-либо верности, любви, полной преданности. Ревность — проявление собственнического инстинкта, усугубленного повышенным эгоизмом. Сложился стереотип, что ревность — показатель силы любви.
На данный момент мнения исследователей в этой области изменились, ведь ревность чаще всего показатель эгоизма. Так или иначе, все ученые сходятся во мнении, что ревность это разрушающее чувство.
На сегодняшний день я, во-первых, изменила свою позицию в данной ситуации и объяснила свою позицию своему молодому человеку.
Термины
Отношения (в оригинале – «relationship» – Прим. перев.), означающее тесную и продолжительную эмоциональную связь (в оригинале – «tie» – Прим. перев.) с другим человеком, вошло в общее употребление сравнительно недавно.
Чистые отношения не имеют ничего общего с сексуальным пуританизмом – это скорее ограничительное, нежели описательное понятие. Оно относится к ситуации, где социальное отношение вводится ради самого себя, ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которое продолжается лишь до тех пор, пока обе стороны думают, что оно каждому из индивидов доставляет достаточно удовлетворения, чтобы оставаться в его рамках.
Недопонимание — неполное, ошибочное понимание. Чаще всего враждебность базируется на недопонимании, закрытости, неизвестности, откуда и берет начало чувство угрозы и стремление заранее и агрессивно себя защитить.
Разногласия — Отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах. Р. по основным вопросам. Разногласия между супругами; Противоречие, несогласованность. Несогласие между кем-л., чем-л. вследствие несходства мнений, интересов.
Ссора – Состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка; Взаимная перебранка.
Спор — Словесное состязание при обсуждении чего-л. двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; обсуждение, при котором «сталкиваются» точки зрения различных сторон, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.
Обида – событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести, статуса. Понятие обиды может означать и само событие, и эмоциональные переживания, и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры).
Личная обида — переживание гнева к обидчику и жалости к себе. Что касается оснований для личной обиды, то они достаточно произвольны. Личная обида не обязательно является умышленной. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды.
Ревность – негативно окрашенное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой.
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимыми являются внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон, что задевает, пусть даже непреднамеренно, интересы другой стороны. Как инцидент могут выступать и действия третьей стороны.
Взаимопонимание – это тоже, что и согласие, гармония чувств и убеждений
Мировосприятие — чувственно-образная часть, это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Москва, 2013 г.
Как возможно мыслить КОНФЛИКТ и какие есть ресурсы для его разрешения
Конфликтология и конфликты