Яндекс.Метрика

Конфликт-менеджмент Ф. Глазла в контексте российской конфликтологии

Конфликт-менеджмент Ф. Глазла в контексте российской конфликтологии

Цой Л.Н.

(Московская школа конфликтологии сканирует  книги про конфликты из библиотеки Цой Л.Н., которых нет уже в продаже.  Следы пометок карандашом  указывают на важные  тезисы, поэтому мы  не удаляли пометки.   Книга Ф.Глазла «Конфликт-менеджмент. Настольная книга  руководителя и консультанта» впервые    была переведена на русский язык в 2002 году. Первый отклик  на книгу в России был   дан Цой Л.Н.   «Конфликт-менеджмент Ф.Глазла в контексте российской конфликтологии»   Скан книги высылается по личному запросу. см. контакты.

* * *

Работа Ф. Глазла «Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и  консультанта» — одна из наиболее признанных трудов, в котором   практика автора книг и представлена на большом фоне существующих  ныне методик и   практик в области управленческого консультирования.

ГлазлПонятие «конфликт-менеджмент» постепенно  входит в широкий арсенал средств  медиаторов, консультантов, тренеров, руководителей, политиков и др., которые в силу своей профессии должны активно работать  в условиях трений, напряженности и конфликтов. В России профессионально-институализированной позиции конфликт-менеджер еще не существует, а управленцами разного уровня даже  позиция конфликтолога  пока еще не воспринимается как профессиональная позиция. В этом плане книга Ф.Глазла является существенным дополнением для понимания  и признания профессиональных позиций при вмешательстве в конфликты.

В статье раскрываются теоретические взгляды Ф. Глазла и практические пути конструктивного преодоления конфликтов; представлен обзор  статистики работ  и поиск проблемной  области; кратко раскрыто содержание основных  понятий конфликтменеджмента; описаны процессы интервенции, как противопоставляющиеся процессам эскалации конфликта; показана таблица ступеней эскалации конфликта; раскрыто содержание сути диагностики  конфликта; описан образ человека; дано различие между социо-терапевтическим сопровождением процессов и консультациями; показана разность между исследованием и внедрение в конфликт, раскрыты основные  установки Ф.Глазла; сформулированы гипотезы  о том, что  может препятствовать и способствовать распространению идей конфликтменеджмента в России; подводятся итоги и поставлены вопросы на будущие исследования.

Некоторая статистика и поиск проблемной  области.

Список литературы, на которые ссылается Ф.Глазл  впечатляет — это  828 работ и более 570 авторов. Можно косвенно выделить авторов, чьи идеи и подходы к конфликтам  являются основополагающими для  Ф. Глазла – это   Deutsch K.W.(11 работ), Prein H.C.V. (7 работ),  Steiner R. (14 работ), Galtung J (7 работ), так как по количеству работ, они находятся на первом месте. В списке литературы 92 автора представлены двумя работами, 14 авторов — более 5 работ, 5 авторов — более 7 работ. Работы изданы в разные годы ХХ столетия. Если разбить по десятилетиям, то можно обнаружить, что за 40 лет (с 1900 по 1940 год) Ф.Глазл отметил 19 работ, которые легли в основу его подхода к конфликтменеджменту. Самые «древние» работы изданы в начале ХХ века (с 1906 по 1932гг) и принадлежат   Рудольфу Штайнеру,  философские взгляды которого  положены в  основу  рассмотрения образа человека в социальных конфликтах.

Российских авторов нет  в списке литературы. Представления  Ф. Глазла об организации и социальном конфликте  в целом развивались и дополнялись, с учетом развития политических и социально-экономических отношений, в которых рыночный механизм начинал занимать определенное место. Технологический подход к модели организации, фиксация ступеней эскалации конфликта и «образ человека» – это самое существенное в  попытке создания общей и единой  модели процесса  нарастания конфликта, т.е. его эскалации.

Немаловажным является тот факт, что в начале ХХI века, образ человека в конфликте, сформированный в начале ХХ века в теософских работах Р.Штайнера, является устойчивой компонентой в книге Ф. Глазла,  как некоторый идеал, к которому должен стремиться человек в конфликтах.

Возможно, что  соотношение «образа человека» и модели организации – вот та проблемная область, которая может быть критически рассмотрена и развита, с учетом социокультурного аспекта российской конфликтной действительности.

 Краткое изложение основных понятий

Логика развития конфликта и возможности  вмешательства в него со стороны третьей стороны раскрывается через диагностику конфликта, динамику эскалации и стратегию лечения конфликта. Ф.Глазл  вводит сравнительно новые (не достаточно пока раскрытые   в отечественной литературе  по конфликтологии) понятия, такие как:

  • двухпартийный-многопартийный конфликты,
  • дифференциренциация конфликта,
  • «горячие» и «холодные» конфликты,
  • мифологизация конфликтной ситуации,
  • «диадический» конфликт,
  • модели диагностики конфликтов,
  • синергетическая латеральная взаимозависимость,
  • синергетическая вертикальная зависимость,
  • синергетическая, секвенциальная латеральная взаимозависимость,
  • «поворотные пункты».

Он раскрывает  содержание терминов и свои   представления:

  • об инфляции понятия «конфликт»,
  • о «самоподтверждающемся прогнозе»,
  • об образовании фантомов,
  • о том, что не является конфликтом,
  • что такое «разъяснение перцепции»,
  • о внедрении (интервенции) в конфликтную ситуацию,
  • о  ступенях эскалации,
  • о  поворотных пунктах эскалации,
  • о менеджменте конфликта,
  • об  улаживании конфликта,
  • о лечении конфликта,
  • о «превентивной»  и «куративной» работе  с конфликтом,
  • о конфликтном потенциале,
  • о «социо-терапевтической интервенции»  и др.

Автор рекомендует  не рассматривать многие из обозначенных понятий как равнозначные и взаимозаменяемые, но попытаться использовать их для конкретных видов интервенции. Обобщающее понятие для всякого вида  интервенции – это работа или обхождение с конфликтом (лечение конфликта). Диагностика необходима для того, чтобы провести интервенцию в конфликт. Вводятся различные понятия для интервенций, которые могут быть направлены либо на конфликтный потенциал, либо на конфликтный процесс, либо на последствия конфликта.

Раскроем несколько основных (возможно не новых, но  наполненных новым смысловым содержанием) понятий.

  • Конфликтный потенциал  субъективный —   личные факторы сторон, особенности  характера, определенные поведенческие привычки, мнения, напряженности.
  • Конфликтный потенциал объективный – недостатки  организационной структуры, недостаточное разграничение функций, проблемы развития организации и т.д.
  •  Эти факторы могут как благоприятствовать развитию конфликта, так способствовать ему или провоцировать.
  • Конфликтный процесс  — цепь вербальных и невербальных отношений конфликтующих сторон, которые определяется механизмами, ведущими к искажению мышления и жизни представлений и способности восприятия.  Другие механизмы усиливают взаимное недоверие, что  способствует радикализации  волевых действий.
  • Менеджмент конфликта – интервенция направлена на конфликтный процесс, с целью дать развитию конфликта благоприятное направление.
  • Контроль конфликта, овладение конфликтом – возможные вредные последствия конфликта могут быть подавлены или минимизированы, но без прямого воздействия на конфликтный потенциал и на конфликтный процесс.
  • Редукция конфликта, подавление конфликта, уклонение от конфликта — спорные названия способов ослабления конфликтных проявлений в конфликтном процессе. Субституция конфликта, замена конфликта, смещение конфликта – это выборочное воздействие на один или несколько факторов (потенциал, последствие, процессы) таким образом,  что первичные факторы конфликта  отступают на задний план, или отклоняют или отводят агрессию на другую личность или объект.
  • Превентивная – означает, что посредством своевременных  мероприятий  есть возможность заранее предотвратить готовящийся разразиться конфликт.
  • Куративная – когда борьба уже налицо и уже проявились  вредные последствия.
  • Эндогенные конфликты и экзогенные конфликты относятся не предмету конфликта, а учитывают, является ли партии частями одной большой системы, которая может контролировать конфликт (эндогенные), или НЕТ такой суперсистемы, которая могла бы  контролировать конфликт (экзогенный конфликт).
  • Стратегия интервенции в конфликт  – это  более или менее осознанная совокупность  воззрений третьей стороны на отношения конфликтующих сторон,  осуществляющей интервенцию, с учетом возможного образа действий конфликтующих сторон  в конфликте  и применение при этом целесообразных методик и техник.
  • Принцип сукцессии — продвижение к процессам, которые все более способствуют развертыванию собственной деятельности конфликтующих сторон. Но если, например, усилия посредника не приводят к успеху, можно перейти к  третейским методам или к применению силы, если иначе невозможно прекратить конфликт.
  • Субсидиарный принцип — переход к силовым методам.

Интервенция может быть направлена на все факторы конфликтного потенциала

Интервенция —  против эскалации конфликта

Среди всех понятий наиболее важным и сравнительно новым  применительно к российской конфликтной действительности является понятие «интервенция». В российском общественном сознании  термин «интервенция»  вызывает негативные ассоциации связанные с историями Первой мировой войны, Октябрьской революции, Второй мировой  и Великой Отечественной войн. Нарушение границ,  захват чужой территории, массовое уничтожение людей, кровь и слезы народа – вот тот образный ряд и контекст, который возникает в сознании российского человека при встрече с термином «интервенция». А так как оно нагружено негативными смыслами и  вызывает у обыденного (неструктурированного) сознания протестные эмоции, то первое  побуждение, которое высказывается большинством людей – это протест против интервенции, запрет на это действие.

Интервенция, в общественном сознании представляет собой нечто опасное и однозначно агрессивное действие. Иные смысловые оттенки и аспекты не возникают у большинства людей. Если мы обратимся к значению слова «интервенция», то обнаружим богатый спектр  разных процессов в этом явлении.

Интервенция (первоисточник – латин. Intervenio, супин — Interventum -, «прихожу», «появляюсь», «вмешиваюсь», «прерываю»; ср. Interventus  — «(неожиданный) приход», «прибытие», «вступление», Interventor — «незваный гость»; от позднелат. Interventio – «вхождение», «вмешательство» во внутренние дела какой-либо страны).

В международном праве  насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела  другого государства или в его взаимоотношения.  Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), экономической, дипломатической, идеологической. Все виды агрессии запрещены международным правом и несовместимы с Уставом ООН.  Ф.Глазл обращается к  понятию «интервенция», раскрывая его многообразный  смысловой спектр, тем самым возвращает этому понятию его богатые оттенки, так необходимые при  лечении конфликта.

Он вводит понятие социо-терапевтические интервенции  и считает, что они «должны помочь конфликтующим сторона поставить свои мысли, чувства и интенции под контроль собственного «Я», чтобы вырваться из порочного круга эскалационной динамики».         Употребляя термин «социо-терапевтическое» он подчеркивает, что мы имеем дело социальной патологией, а потому социо-терапевтические интервенции направлены:

  • на преодоление тупиковой ситуации и разрушение препятствующих психо-социальных блокад и барьеров,
  • на преодоление блокирующего чувства страха,
  • на обретение  осмысленного отношения к «безнадежной конфликтной ситуации,
  • на внутреннюю консолидацию идентичности конфликтующих сторон.

А поэтому «не отдельные конфликтующие стороны являются невротическими, но в определенных констеляциях  и ситуациях во взаимных отношениях  и образе поведения выступают патологические стереотипы, известные нам  из индивидуальной психиатрии».

 Ступени эскалации конфликта.(Подробнее)

Ф. Глазл  представляет движение эскалации конфликта как движение вниз, которое ведет к нарастанию социальной  турбулентности. Он вводит понятие «ступени эскалации» конфликта, и движение вниз происходит потому, что  принудительно ведет конфликтующие стороны в те области, где хранится колосальная «подчеловеческая энергия», которая неподвластная управлению человеком. Конфликтующие субъекты скатываются по наклонной плоскости, которая становится все круче и не дает возможности удержаться, и люди в конфликте   совершенно теряют способность к управлению.  В этой ситуации необходимо создать все  условия для  (выступления) или  привлечения третьей стороны. Поворотные пункты маркируют пороги регрессии. Вследствие этого изменяются также перцепции, установки, намерения, образ поведения и вся самооценка конфликтующих партий. На каждой ступени  свои установки, интенции, перцепции и интеракции.

 Девять ступеней эскалации.

1. Отвердение

2. Дебаты

3. Действия

4. Имидж, коалиция

5. Потеря лица

6. Стратегия угроз

7. Ограниченные уничтожающие удары

8. Расщепление

9. Вместе в пропасть

 На девятой ступени уже нет возможности вернуться назад, конфликт   «скатывается» в область  тотальной конфронтации и уничтожения даже ценой самоуничтожения и взаимоуничтожения.

Диагностика конфликта.

О диагностике можно говорить в нескольких смыслах.

  • В медицинском смысле – когда врач обследует больного и ставит ему диагноз. Результатом диагностики является постановка  диагноза. После которого выписываются лекарства, предлагается способ «лечения», начинается этап  «лечения».
  • Техническая диагностика – консультант (техник) обследует машину (технику)   и составляет технический акт о неисправности машины.   После этого  подбираются недостающие (или вышедшие из строя) детали и начинается ремонт.
  • Социальная диагностика  предполагает наличие у специалиста двух типов знания. Первый тип знаний – идеальное представление об объекте. Второй тип знаний  — реальные знания об объекте, что представляет собой объект на момент исследования.

Социальная диагностика включает в себя методы исследования: анализ документов, изучение статистики, интервью, наблюдение. Например, в качестве технологии, социальная диагностика  организации рассматривается целостная система, так как направлена на   выявление особенностей конкретной организации и работников, в целях   решения тех или иных проблем организации и персонала.

Глазл Ф. выделяет элементы, на которые направлена диагностика  конфликта: пять параметров диагноза, пять душевных факторов в конфликте, пять диагностических измерений.

Пять параметров диагноза как отправные точки  интервенции:

  • Суть конфликта, предмет спора
  • Течение конфликта (прошлое, настоящее, будущее)
  • Конфликтующие  стороны
  • Позиции и взаимоотношения конфликтующих сторон
  • Основные установки в отношении конфликта, конфликтных регуляторов и возможностей лечения конфликта.

Пять душевных факторов в конфликте, вовлеченных в конфликт, взаимодействие которых ведет к эскалации или фиксации конфликта.

  • Перцепции, мыслительная жизнь, представления
  • Чувственная жизнь, внутренние установки
  • Волевая жизнь, мотивы, цели
  • Внешнее поведение сторон (вербальное и невербальное)
  • Действия, эффекты – субъективные и объективные.

Эти   факторы могут стать отправными точками для  целенаправленной интервенции.

 Пять диагностических измерений: перцепции, чувства и установки, воля  и поведение. Проявление их действия оказывает  разное влияние на   осознание предмета конфликта, ход конфликта, внутрипартийные отношения, отношения между партиями, основные установки.

 Пять диагностических измерений.

  Предмет конфликта(Issue) Ход конфликта Внутрипартийные отношения Отношения между партиями Основные установки
Перцепции Инвентаризация, определение, транспонирование предметов спора Конфликтная партитура, прогноз эскалации Исследование типов роле, анализ отношений представителей, памятник Анализ образов, ролей, имагинативное эскалирование и де-эскалирование зависимостей Оценка основных воззрений на возможность разрешения конфликта
Чувства и установки Эмпатия к предметам спора, флексибилизация предметов спора Микроанализ критических моментов принятия решений Живые социограммы Имагнитивный монолог, малый кредит доверия Амбивалентность внешней ситуации
Воля Предметы спора флексибилизированы, транспортированы Тренд-экстраполяция, кредит доверия. GRIT Договор о ролях Договор о ролях, распределение ролей Прояснение целей и средств, прояснение антиценностей
Поведение Ограничения поведения Статус-кво регулирования Договор о ролях, внутренняя информационая стратегия для статус-кво-соглашения GRIT-тактика, договор о ролях, правила игры при контроле над коммуникациями Обращение к регуляторам конфликтов, улучшение правил игры

 Глазл Ф. отвечает на вопрос: «что не является конфликтом».  

Когда мы осознаем расхождения, то мы говорим о логических противоречиях, семантических разногласиях, перцептивных различиях, то есть мы говорим о несовместимости  (в мышлении)  только в когнитивной области, что не всегда приводит к конфликту.

Не приводит к конфликту и несовместимость только в чувствах, которые  можно переживать как эмоциональные расхождения или амбивалентность (вместо симпатии и антипатии). Поскольку мы их осознаем и образуем к тому же несовместимые представления, мы говорим о «напряженности».

Несовместимость в воле приводит к антагонизму между сторонами, стороны могут разойтись и конфликта не будет.

Столкновение несовместимого поведения, действия может привести  к инциденту, но не к конфликту.

Психологическое напряжение возникающее в мышлении и  чувствах,   без воли и действия не приводит к   конфликту явно, хотя конфликт может присутствовать латентно, т.е. скрыто, потенциально.

Единство мышления, чувства и воли, не проявленное в действии может привести к внутриличностному кризису, но конфликта может и не быть.

Однако, когда мышление, чувства, воля и действие тотально едины, то тогда возникают   конфликты между людьми.  

 Конфликты и НЕконфликты.

Несовместимость                                                                   мышление    чувство     воля     действие
Логические противоречия

х

Расхождение во мнениях

х

Недоразумение

х

Ошибочная перцепция

х

Семантические различия

х

Расхождения в чувствах

х

Амбивалентность

Антагонизм

х

Инцидент

х

Напряженность

х

х

Кризис

х

х

х

Конфликт

Х   и/или

Х и/или

Х    и

х

 

Четыре принципиальных направления интервенции.

Предлагается четыре принципиальных направления интервенции: превентивный, куративный, де-эскалирующий, эскалирующий.

Де-эскалирующий Эскалирующий
Превентивный Чтобы предотвратить коммуникативные проблемы, должны быть приняты общие коммуникационные правила игры.Упражнения в методах коммуникации В присутствии консультантов  высказываются все претензии, заботы и опасения.Конфронтационный сеанс, чтобы начинающийся конфликт не стал холодным.
Куративный Реконструируется и объясняется ход конфликта.Конфликтующие стороны проясняют свои различные перцепции поведения Существующий холодный конфликт драматизируется, утрируются посредством разыгрывания ролей.Представители интересов поощряют своих клиентов к более упорному отстаиванию своей точки зрения.

Эти направления необходимы для подготовки  конфликтующих сторон  к   осознанию конфликтной ситуации, в которой они находятся и выявлению скрытых проблем, претензий  и противоречий между конфликтующими сторонами.  К началу осуществления стратегии конфликтологу рекомендуется  дать себе отчет о собственном предвзятом мнении, в противном случае оно будет препятствовать видению  других  возможностей в конфликте. Из-за собственной предвзятости, которая также присуща и конфликтологу,  сложно вырваться из  замкнутого  узкого круга привычных мыслей и действий.

Образ человека, как диагоностическая модель. 

Ф. Глазл  — опирается на  тройственное существо человека: тело-душа-дух. – это три измерения целостного, т.е. неделимого существа человека.

  • Физическая телесностьобраз чеовека
  • Психосоциальное существо
  • Духовное измерение.

Он признает существование ядра  христианского образа человека, свойственное всем конфессиям, в которых четко выражена концепция человека, как Богоподобного:  «существо человека создано подобно существу Бога. Божественная троичность проявляется в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Человеку присуще тройственность – тело-душа-дух. Тройственное существо человека действует в социальном в трех  различных   видах бытия и в различных социальных отношениях.»  То есть религиозная сущность человека и есть то ядро, которое подвергается испытанию в конфликте.

Рудольф Штайнер (1861-1925)
Рудольф Штайнер
(1861-1925)

Тройственная сущность человека проявляется в разных отношениях зависимости  в трех  подсистемах организации:  духовно-культурной,  политико-социальной, Технико-инструментальной.  

В отношении теоретико-познавательного обоснования  методов восприятия  Ф. Глазл  стоит на почве философии Р. Штайнера и,  в общем, и в целом, согласуется с методическими соображениями гештальт-терапии и методикой психосинтеза.   

Различие между социо-терапевтическим сопровождением процессов

и консультациями 

Ф. Глазл считает, что социо-терапевтическое сопровождение не так разработано, как психологические методы  психосинтез, гештальт, тренинги и т. д.  Поскольку конфликты ведут к экзистенциальному потрясению концепции идентичности главных действующих лиц, они требуют более глубокого внедрения, заботы и терпения. Работа с конфликтами и  сопровождение в конфликтных процессах требует интенсивной персональной работы с конкретными людьми.  Помогающая сторона значит для  конфликтующих сторон больше, чем просто советчик. Между консультантом и конфликтующими сторонами должны быть установлены  глубокие отношения доверия, так как конфликтующие стороны ожидают большего для обеспечения климата доверия и защиты своих уязвимых мест.

Если консультации в смысле сопровождения процессов занимают, прежде всего «осознанными, связанными с актуальными кризисными и конфликтными ситуациями, трудностями клиентов», то при социо-терапевтически ориентированном сопровождении процессов объектами интервенции являются, в первую очередь, бессознательные блокады, невротически фиксированные установки, ролевые стереотипы и т.д. Предлагаются три фазы лечения конфликтов.

  •  Фаза ориентирования
  • Специальная фаза лечения конфликта
  • Фаза консолидации

На практике фазы пересекаются, время распределено органически, а не механически по мере созревания и «продвинутости» конфликтующих сторон.

 Исследование и внедрение в конфликт.

Ф.Глазл отмечает, что между  максимума теории-практики и конкретными мероприятиями и инструментарием интервенции образуется объективное поле напряженности. [1, с.451-452 ]  Конфликтующие стороны, в качестве клиентов, исполнены ожиданиями которые полностью противоположны  намерениям третьей стороны, на которую   оказывается значительное давление, вынуждающее третью сторону внедриться и достичь определенных результатов, которые были бы видны непосредственно.  Но, ни того, ни другого в действительности делать не следует.

Диагностические интервенции с самого начала уже означают внедрение в конфликтную ситуацию. Поэтому третья сторона уже при любой своей диагностической активности должна осознавать свое влияние конфликт и конфликтующие стороны, на их отношения.  Разделяя фазу диагностики, фазу составления отчета и фазу исполнения, надо знать, что на практике это приводит к проблемам, поскольку конфликтный процесс нельзя остановить на время диагноза.

Кроме того, если конфликт достиг уже третьей или еще более глубокой ступени эскалации, рекомендуется составлять отчет, как это принято при классическом исследовании организации. Письменный отчет может стать дополнительным предметом спора между третьей стороной и конфликтующими субъектами, которые «в силу своих искаженных перцепций, очень селлективно читают отчеты, интерпретируют их проективно, рассматривают приведенные факты с точки зрения виновности и невиновности  и т.д. и используют сообщения как средство борьбы».  Кроме того, каждая сторона выбирает из отчета то, что соответствует ее взглядам, то же что противоречит ее воззрениям, служит доказательством того, что либо эксперты недостаточно разобрались в ситуации, либо отчет написан тенденциозно. Поэтому возможно, что  обсуждение о результатах диагностики  безопаснее прорабатывать с контактными или резонансными группами, так как эти группы уже при собственных обсуждениях знакомятся с большинством из описанных вышек реакциях.

В маленьких группах легче достичь понимания определенного образа  поведения, как выражения действия конфликтных механизмов, и изменить его посредством различных интервенций. При холодных конфликтах  это может быть достигнуто только после длительной и тщательной подготовки. В фазе ориентирования центр тяжести специальных стратегий лежит более в области анализа и диагностирования, тогда как позже на передний план выступает лечение конфликта в смысле сознательного и намеренного изменения влияния действенных конфликтных факторов.

Некоторые  установки в работе  Ф. Глазла.

  • Социальные конфликты всегда предъявляют экзистенциальные требования к нашему собственному «Я». Это в полной мере относится к тому лицу, которое производит интервенцию в конфликт.
  • По поведению  других создать  трудно ясный образ того, что  действительно происходит в  конфликте, так как в конфликте происходит обеднение поведения, которое  сводится к стереотипным и фиксированным образцам.
  • Типология конфликтов, ориентированная на интервенцию, должна служить практике, а не теории. Типология должна помочь  вначале очертить главные элементы конфликта и грубо их локализовать, например, заранее исключить определенные вопросы и возможные действия.
  • Организация – это не  причина конфликта, а  потенциал конфликта.
  • Способность наблюдать, мыслить и чувствовать — это для конфликтолога. При диагностике конфликтов  важно, чтобы использовались все органы восприятия, все имеющиеся в распоряжении чувства.
  • Лечение надо начинать  с обращения на нормы, которые возникли и ярко проявились  в ходе  эскалации конфликта.

Свой подход к конфликтам —  Ф. Глазла  назвал  «социально-экологическим» подходом, который во многом соответствует социально- научному подходу  «social ecology».  Он считает, что если анализ конфликта проводится не в соответствии с  социально-экологическим подходом, то, как следствие, практически неизбежны ошибки при интервенции в уже возникший конфликт.

В заключении Ф.Глазл  отмечает тройное требование, которое предъявляет конфликт к  каждому, кто  с ними имеет дело, ибо для этих требований безразлично кто с ними дело, участник конфликта или профессионал:

  1. «Мы выставляет строгое требование, чтобы события рассматривались во всей их сложности и многообразия, поскольку конфликт многопланов, и повсюду действуют в нем бесчисленные факторы в почти необозримом переплетении».
  2. «Нам постоянно угрожает опасность быть увлеченными событиями и потерять почву под ногами, ибо в конфликте мы  задействованы всем своим существом, всем  нашим мышлением, чувствами и волей, которым постоянно угрожает коррупция, приводящая к таким действиям, которые уже не контролируются нашим Я; поскольку мы теряем самих себя, мы теряем опору, и вместо того, чтобы самим управлять своими действиями, нечто двигает нами и управляет».
  3. «Мы конфронтируем со всеми светлыми и темными сторонами своей личности, как в качестве КП, так и в качестве третьей партии, осуществляющей консультации – и мы должны представлять себе все неочищенные стороны нашей личности, нашей группы, нашей организации. Конфликты всегда ведут к пограничной ситуации, при которой все зависит от того, какими мы представляем самих себя —  и какой образ человека и мира мы себе создали».

Ф.Глазл не сомневается в том, что концепции интервенции может помочь людям найти образ действий, который активирует еще оставшиеся в человеке силы самоисцеления. Человек способен и может противостоять чувству беспомощности, которое либо парализует его, либо толкает  к неконтролируем и разрушительным действиям. Концепции и методы конфликт-менеджмента – это практические приложения общего принципа неприменения силы.

 Что может препятствовать и способствовать распространению идей конфликт-менеджмента Ф.Глазла  в России?

Одной из важных задач,  которая может быть поставлена (и уже исследуется в России) как на  теоретическом, так и на практическом  уровнях – это поиск и исследование такого механизма в конфликтной ситуации,  который бы  способствовал  сохранению конфликтующих сторон,  развитию  конструктивной коммуникации между ними,   решению социально-значимых проблем для организации в целом и с учетом интересов обеих  конфликтующих сторон.

Конфликт, в котором оказывается  конфликтующий субъект (групповой или индивидуальный), требует  большой энергии работы мысли. Сольное эмоционально-психологическое и физическое напряжение позволяет вырваться мысли за свои пределы, то есть «выскочить»  в рефлексивное пространство («мысль о мысли») и дополнить новым смысловым содержанием имеющуюся  картину  конфликтного взаимодействия.

В связи с тем, что поток событий в конфликте заставляет человека принимать любое решение (в том числе и этическое) скорее рефлекторно, чем рефлексивно, необходимо учесть, что на пути исследования и профессионального вмешательства в социальные конфликты находятся препятствия в форме общественных  и индивидуальных стереотипных реакций. В них отражается уровень сознания и степень развитости рефлексивного мышления субъектов. Перечислим основные из них:

  • Конфликтофобия — страх перед любым конфликтом. Некоторые люди считают,  что все конфликты одинаково опасные, а конфликтующего человека необходимо изолировать от общества. Они  нагружают ситуацию разными домыслами и раздувают ее до огромных размеров.
  • Люди, неверно воспринимающие конфликты. Они тоже видят  конфликт там, где его нет, но конфликт их не пугает. Они  начинают бороться за нечто совершенно не имеющее отношения к тому, о чем вообще идет речь на самом деле. Это  человек, который склонен превращать любой конфликт в ситуацию победы/поражения.
  • Люди не воспринимающие конфликт. Они его не видят даже когда находятся в самом его центре. Надев на себя шоры специальной конструкции, они не осознают, что  маленькие, незамеченные конфликты рано или поздно могут перерасти в неуправляемые процессы, разрушительного характера.

Практика вмешательства российских консультантов в конфликты нашла отражение в  работах  отечественных исследователей.    Так В.С.Дудченко пишет, что в результате вмешательства консультантов в конфликты необходимо учитывать   следующее. Поскольку консультант на протяжении всего процесса взаимодействия с клиентом: проводит аналитическую работу, узнает что-то новое о людях, организации, рыночной среде; совершает какие-то действия, вызывая изменения в организации, и узнавая о ней что-то новое по ее реакциям на воздействие; корректирует свои намерения и средства работы с учетом полученных результатов, он должен регулярно, если не непрерывно, производить пересамоопределение. Это означает, что диагностика – это не этап работы консультанта, а процесс, длящийся с первых шагов навстречу клиенту и, возможно, не завершающийся с окончанием контактов с ним.

В.С.Дудченко пишет, что необходимо так же учитывать, что статистика и цифровые данные  безбожно врут. Рассказы людей – это всегда «кривое зеркало».  «Единственным способом получения правдивой информации становится действие, напоминающие научный эксперимент: консультант как-то воздействует на представителей организации и по реакциям определяет характер и направленность работы механизмов, управляющих организацией, людьми и приведших к возникновению проблем».

При подходе к диагностике как процессной составляющей деятельности, ведущейся по принципу «диагностика действием» или «воздействующая диагностика», внимание и активность консультанта направляются, в первую очередь, на свои средства и способы работы, на поиск их наибольшей  эффективности и полезности для организации.

Консультант, работающий таким образом, принимает на себя всю полноту ответственности за происходящее с людьми и организацией при его участии.

Резюме и вопросы на будущее.

Исходя из богатого методического материала и того факта, что Ф. Глаз не ссылается  на работы российских исследователей (возможно, что он и незнаком с ними), можно поставить некоторые вопросы,  поиск ответов на которые мог бы способствовать значительному продвижению в исследовании конфликтной действительности в России:

  • Какой образ человека доминирует в российском менталитете и в сознании российских конфликтологов?
  • Что случится с целостной концепцией «социально-экологического подхода» конфликт-менеджмента, если третья сторона (конфликтолог, конфликт-менеджер, консультант, управленец, советник, тренер и т.д.) не воспринимает «образ человека», описанный в работах Р. Штайнера, а имеет иной взгляд на «образ человека»?
  • Можно ли рассматривать моделирование конфликта, как процесс развития рефлексивного мышления и как путь самопознания в конфликтах?
  • Как соотносятся социологическое сопровождение конфликтов в России с концепцией интервенции в конфликт (Ф. Глазла)?
  • Насколько «образ человека» и модель организации соотносятся друг с другом в сознании конфликтующих сторон и у третьей стороны (консультанта)?
  • Каково место социологических исследований в концепции Ф.Глазла в случае интервенции в конфликт?

В заключении можно отметить, что работа Ф.Глазла несомненно вносит  весомый вклад в развитие отечественной конфликтологии и важно не только критически подойти к  рассмотрению некоторых терминов  и понятий, которые   предлагаются, но еще и осмыслить КАК  российские конфликтологи и управленцы смогут использовать этот методический материал в  практике работы с конфликтами и то,  КАК  они относятся к конфликтам, какими представлениями руководствуются в своей деятельности, как учитывают социокультурный аспект российской конфликтной действительности.

  1. Глазл Ф.  Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта /Пер.с нем.- Калуга, «Духовное познание», 2002.
  2. Дудченко В.С.   Саморазвитие. М.: «Кватро-Принт», 2007. С. 266-269.
  3. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб. – 2005.
  4. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – СПб. — 2003.
  5. 5.      Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2001
  6. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая.- М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.
  7. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов. –М.: Изд-во «Книжный мир», 2007.
  8. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. — СПб. – 2003
  9. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  10. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов: Т: 1-2. – М.: Рус.яз. 1993.
  11. Дмитриев А. Краткий исторический словарик, 2000 г.

2004 г.

PS//Статья представлена только для сайта Московской школы конфликтологии и нигде не была напечатана.

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах 

Скан книги можно получить на условиях оказания помощи в поддержки сайта МШК.

нфликтология и конфликты