Анисимова Ольга Владимировна — конфликтолог МШК в области разрешения конфликтов в школах.
В педагогических коллективах конфликтные ситуации — не редкость, хотя традиционный взгляд на школу — как на зону создания комфорта для учащегося и в идеале — бесконфликтное пространство достаточно распространен. В реалной жизни педагогические конфликты случаются достаточно часто, хотя зачастую их стараются не решать, а замять, от чего они уходят вглубь и усугубляются, становятся рисковым фактором профессионального выгорания и конфликтов в организации в целом.
Среди них можно различить управленческие (возникающие между администрацией школы и органами, осуществляющими надзор за деятельностью школы, причем далеко не всегда предметом таких конфликтов является учебная деятельность), чаще — ремонт школы, использование школьных помещений, результаты проверок деятельности школы и жалоб участников педагогического коллектива. Зачастую такие конфликты заканчиваются сменой руководства и даже судебными процессами. Для их профилактики необходимо знание законодательной базы и открытость школьной среды.
Нередки конфликты административные, между руководством школы и педагогами, возникающие как по отношению к отдельным учителям, так и между администрацией и педагогическим коллективом в целом, чаще всего такие конфликты возникают из-за методов руководства и отсутствием информации и взимопонимания. Они редко принимают характер открытой конфронтации, но очень мешают нормальному рабочему процессу.
Конфликты с родителями и учениками чаще всего заканчиваются переходом одной из сторон в другую школу, в зависимости от того, чью сторону займет администрация и общественность. Чаще всего о них становится известно по инициативе родителей, сами учителя стараются их скрывать, так как оглашение такой информации не привествуется, а традиционно считается, что профессионализм учителя в том, чтобы его деятельность конфлииктов не вызывала. Возможно ли это?
Как и в любой организации, в школе достаточно много межличностных конфликтов Сказывается и то, что состав педагогических коллективов в основном однороден по гендерному составу, что создает дополнительную почву для их распространения.
И педагогические коллективы, и руководство школы зачастую не владеют знаниями в области практической конфликтологии, и поэтому возникающие разногласия зачастую приводят к разрушиттельным последствиям, как в самой работе организации, так и в личностном пространстве коллектива. Вовремя распознанный и правильно использованный конфликтный потенциал школьного простанства может стать зоной выявления проблемных мест и, следовательно, развития. Школа должна перестать быть пространством загнанных в глубину противоречий без возможности их открыть и озвучить, так как именно такие скрытые конфликтные очаги — самая опасная и разрушительная зона. Эти пожары надо не гасить, а предотвращать.