Яндекс.Метрика

Конфликтогенная и конфликтная ситуация

Конфликтогенная и конфликтная ситуация

Конфликтогенная и конфликтная ситуация.

Важными при описании ситуации для последующего анализа являются временные характеристики.   Конфликтная ситуация может интерпретироваться:

  • как уже существующая действительность, как событие, разворачивающееся одновременно с его восприятием и описанием;
  • как прошедшее событие;
  • как предстоящее событие.

В первом случае трудность описания состоит в том, что в «живом» действии весьма высока степень неопределенности и не все параметры ситуации могут быть достаточно подробно и качественно описаны.

Во втором – завершенность ситуации позволяет включить в описание не только объективированные параметры, такую своеобразную фактологию, но и результаты и последствия уже свершившегося события. В этом случае важно учитывать, что завершенность может быть кажущейся, и всякий раз ставить вопрос о возможности латентного (неявного) продолжения события.

В третьем – конфликтная ситуация описывается как возможная исходя из так называемой конфликтогенной ситуации, т.е. ситуации, содержащей предпосылки будущего конфликта. Более всего такими предпосылками являются стереотипные установки. Особенная роль принадлежит здесь ролевым стереотипам.

Например, ожидание агрессивной санкционирующей реакции учителя в ответ на невнимание на уроке или на невыполненное домашнее задание провоцирует защитное упреждающее поведение, которое, в свою очередь, расценивается учителем как агрессивное. Наличие конфликтогенной ситуации не предполагает однозначно развития ее в конфликтную ситуацию. Если же последовательность развития событий именно такая, то следует иметь в виду при анализе конфликтогенной ситуации, что функциональные характеристики и интенсивность конфликтной ситуации также не предопределены однозначно характеристиками конфликтогенной ситуации. Собственно назначение аналитической работы в данном случае состоит в том, чтобы управлять динамикой развития конфликта, учитывая предпосылки и стереотипы и, ориентируясь на продуктивные характеристики конфликта.

(Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учеб. пособие. — Красноярск; Москва, 2001).

____________

  Методические материалы по минимизации разрушительных конфликтных процессов

 

Конфликтология и конфликты