Конфликтологическая компетенция в коммуникации: теория и практика
(Цой Любовь Николаевна – кандидат социологических наук,
Генеральный директор Московской Школы Конфликтологии)
Актуальность.
Конфликтогенность в мире преодолевает все мыслимые пороги цивилизованной коммуникации между индивидуальными и коллективными субъектами, превращая ее в информационную войну, в которую сознательно или бессознательно включается все больше акторов. Одной из главных причин, ставящей зачастую под угрозу безопасность человека, общества и государства является конфликтная коммуникация на всех уровнях управления и взаимодействия.
Конфликты изучаются не менее чем шестнадцатью научными дисциплинами, преодолеть барьеры между которыми, специалистам до сих пор не удается, а потому представление о конфликтологической компетентности специалистов, прочно закреплено в предметных дисциплинах: психология, социология, история, право и т.д.
Данное исследование представляет собой попытку преодолеть межпредметные барьеры через полагание базовых категорий «искусственного» и «естественного», в целях различения более «тонких», невидимых процессов в коммуникации, в которых разворачиваются разные коммуникативные стратегии: партнерская, манипулятивная, репрессивная, псевдокоммуникация, квазикоммуникация.
Базовые различения: мыследеятельностный подход.
Конфликтное взаимодействие представляет собой нелинейный, естественно/искусственный процесс, объединяющий в себе три фокуса, в которых можно рассматривать все известные случаи коммуникативного взаимодействия .
1) ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (мир и все процессы — естественные: есть угроза исчезновения как части природы — природа может обойтись без человека и вирусов. нельзя уничтожить нижележащие слои без ущерба и уничтожения вышележащих форм; через химические вещества; борьба за статусы — как один из животных инстинктов самосохранения) .
2) фокус КУЛЬТУРЫ и АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Культура есть насилие над природой. Культура, в идеале — это замена естественного мира на искусственный. Человек стремится вырваться из контекста природы. Борьба с антропоцентризмом — современный тренд.
3) Фокус ИСКУСТВЕННО-ЕСТЕСТВЕННОГО — это фокус мышления или духа.
Ни один фокус не может быть исключен из процесса коммуникации, они все в принципе — равнозначны.
Необходим синтез трех фокусов, который позволяет или делает возможным работать с тремя фокусами, не смешивая их, что и является одним из качественных критериев в формировании конфликтологической компетенции.
При этом коммуникация в мыследеятельностном подходе раскрывается как процесс:
• практического искусства разговора,
• межсубъектного взаимодействия , опосредованное знаками,
• как проживание иного опыта,
• как процесс обработки информации,
• как экспрессия, взаимодействие и влияние,
• как воспроизводство социального порядка,
• как дискурсивная рефлексия.
Конфликтное взаимодействие, как многопозиционная коммуникация
Конфликтное взаимодействие представляет собой столкновение не только разных интересов, но и различных позиций. Первое различение в конфликтном поле – это участники конфликта и наблюдатели, такое разделение на группы очень важно, так как если не будет наблюдателей, то конфликт приобретает жесткие формы противостояния и жестокого физического насилия, с интенцией на полное уничтожение или тотальное порабощение слабой стороны. Кроме того, есть разные профессиональные сообщества (СМИ, социологи, культурологи, историки, политики, профсоюзы, бизнес и пр.), которые выражают свое отношение к конфликту, но относятся совершенно иначе, чем простые наблюдатели и участники конфликта.
Конфликтная коммуникация — это столкновение интересов, потребностей, ценностей и взглядов, который репрезентируется в речевой коммуникации и представляет собой нелинейный, естественно развивающийся процесс. Конфликт разворачивается в двух коммуникативных сферах/пространствах:
1) Социокультурное пространство конфликта включает в себя две основные функциональные группы, которые можно рассматривать как социально-семиотические функции, без которых собственно конфликт развиваться не может: участники конфликта и простые наблюдатели. Наблюдатели – именно они формируют общественное мнение , они в большей степени выражают свое отношение к конфликту и к сторонам конфликта ЗА или ПРОТИВ.
2) Культурное пространство конфликта, которое в отношении к социокультурному пространству, дает возможность ввести, так называемую «действительность». Оно создается профессиональными сообществами. Отношения между сопереживаниями, опытом, чувствами/эмоциями в конфликте и размышлениями над ними — это и есть то напряжение. которое формирует действительность.
Формирование конфликтологической компетентности, как основополагающей компетентности в подготовке управленце XXI века.
Конфликтологическая компетентность рассматривается как основополагающее условие реализации конструктивной коммуникации в конфликте, она представляет собой профессиональную осведомленность о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать технологическое содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.
Это способность специалиста в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных последствий и разрешение проблем.
Связующим звеном комплекса компетенций является коммуникативная компонента, цементирующая конфликтное взаимодействие в его лингвистической форме.
Характеристики конфликтологической компетентности могут быть структурированы по пяти группам: целеустремлённость, рефлективность, коммуникативность, социальность, способность к профессиональному и личностному развитию.
Глоссарий: Конфликт, конфликтная коммуникация, конфликтологическая компетентность, конфликтное взаимодействие, категории «естественного» и искусственного».
Цой Л.Н.
________
Конфликтология и конфликты