УДК 316.482
Л.Н.Цой
Северо- Восточный федеральный университет
Г. Якутск
Конфликтология в вузе: обучение рефлексии в образовательном процессе
Аннотация. В статье представлена междисциплинарная схема исследования конфликта. Показано различие между натуралистическим и деятельностным подходом. Цель статьи – раскрыть специфику функции преподавателя в деятельностном подходе, роль и место рефлексии в образовательно процессе. Механизм рефлексии способствует технологизировать содержательный переход от эмпирического материала к аналитике «конфликта», конструировать и проектировать развитие конфликта.
Ключевые слова: конфликтология, междисциплинарный подход, рефлексия, инновационные и организационно-деятельностные игры.
L. N. Tsoi
North — Eastern Federal University
Yakutsk
Conflict studies at the University: teaching reflection in the educational process
Annotation. The article presents an interdisciplinary study of conflict. The difference between naturalistic and activity approach is shown. The purpose of the article is to reveal the specificity of the teacher’s function in the activity approach, the role and place of reflection in the educational process. The mechanism of reflection helps to technologize a meaningful transition from empirical material to the Analytics of «conflict», to design and design the development of conflict.
Key words: conflict science, interdisciplinary approach, reflection, innovative and organizational-activity games.
Обучение рефлексии возможно в двух подходах: натуралистическом и деятельностном. Такое различение между подходами предложил Г.П. Щедровицкий, как различение интеллектуальной оппозиции в ситуации, когда объект исследования одновременно находится в поле зрения гуманитарных и естественных наук. Исследователь-натуралист никогда не задает вопросов, откуда взялся «объект». «Если натуралистический подход ориентирует нас в первую очередь на материал природы и в нем непосредственно видит разрешение затруднений и парадоксов современной науки, то деятельностный подход, напротив, ориентирует нас в первую очередь на средства, методы и структуры нашей собственной мыследеятельности и в их перестройке и развитии видит путь дальнейшего совершенствования самой науки. В этом главная идея деятельностного подхода и в этом отличие его от натуралистического подхода. [1] Эти два подхода указывают на две разные позиции: созерцательная и преобразующая позиция, как противопоставление натуралистического полхода и деятельностного.
Натуралистический подход: объект /вещь дан как предмет мыслительно-теоретической деятельности и не подвергается сомнению.
Деятельностный подход: объект/вещь как предмет не существует, а конструируется в процессе анализа и восстановления определенных смыслов и культурных значений в контексте деятельности и коммуникации.
«Конфликт», как объект исследования одновременно находится в поле зрения гуманитарных и естественных наук, который изучается более чем 16 научными дисциплинами, религией, философией. Каждая дисциплина имеет свое определение и свой предмет исследования в конфликте, как в объекте.
Применительно к конфликту, как к феномену, восстановление культурных значений и определенных смыслов возможно при наличии исчерпывающих позиций в практическом поле конфликтующих субъектов. Теоретические исследования и определения, которые даются конфликту в разных научных дисциплинах – не только разные, но часто бессмысленны для конфликтующих субъектов, в реально разворачивающемся взаимодействии сторон в поле конфликта. Каждый участник имеет право «зайти» мыслью в поле конфликта из любого научного направления, занять любую позицию, в случае, если он ставит задачу установить коммуникацию и понимание с другими позициями, согласовывать взгляды и интересы, договариваться об эффективном взаимодействии.
В деятельностном подходе преподаватель должен не только знать свой предмет, но и создавать условия для поиска связи между теоретическими знаниями и практическими задачами, которые стоят перед магистрантами и преподавателем в рамках учебного курса. То есть, преподавателю придется оставить классическую функцию преподавателя и освоить/перейти на позицию модератора в метапредметном пространстве, где каждый магистрант может стать субъектом, то есть поставить свои цели и задачи; проявить волевые действия, в защиту их реализации; выстраивать коммуникативную сеть, кооперируясь или конфликтуя с другими позициями, самоопределяться в позиции и в ситуации. Можно сказать, что функции преподавателя в деятельностном подходе дополняются рефлексивной коммуникацией и модерированием, для развития и поддержания рефлексивно-активной/интерактивной образовательной среды в рамках своего курса
В этом плане, теоретические знания и коммуникация по их критическому осмыслению в практике, для преподавателя, – являются равнозначными задачами. Для конфликтологов, работы философов о рефлексии, в разной степени, приближающие философские размышления к практике обучения, являются самыми важными.
Для освоения конфликтологии в деятельностном подходе предлагаются новые темы:
— Эксперимент Фихте И. по обучению рефлексии студентов Альбертины (Кенигсбергского университета) в1798г.
— «Рефлексия» как жизнь, выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. (С.Л.Рубинштейн)
— От философского самосознания к инженерной конструктивной или преобразующей деятельности.(Г.П.Щедровицкий и П.Г.Щедровицкий)
— «Рефлексия» как метод различения и средство выигрыша в конфликте и как процесс взаимного осознания конфликтующих сознаний. (В.А.Лефевр)
— Обучение рефлексии в инновационных играх. ( В. С. Дудченко)
[1] Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1). С. 11