Проблема, которой я интересовался всегда была теоретический, нежели практический. Я, в основном, исследователь в трех областях: «Коллективного Поведения», «Экология Человека» и «Расовых Отношений». (Р.Парк)
Популярное представление о конкуренции.
Конкуренция, как универсальное явление, была впервые ясно понята и адекватно описана – биологами. Получившее в эволюционисткой формуле определение «борьбы за существование» это понятие захватило воображение публики и стало общим местом в известных рассуждениях. До того времени конкуренция рассматривалась, скорее как экономический, нежели биологический феномен.
Впервые мы находим некоторое общее осмысление новой роли, которую должна сыграть коммерция и посредник в современном мире, в 18 веке, в Англии. «Конкуренция – это жизнь торговли» — такова максима торговца, а понятие конкуренции, приобретающее в ней нечто вроде частичного одобрения, содержит в себе зачаток целой философии современного индустриального общества, в том виде, как эта доктрина была сформулирована Адамом Смитом и физиократами.
Экономисты 18 века были первыми, кто попытался дать объяснение и найти оправдание социальному порядку, основанному на конкуренции индивидуальной свободе.
Они показали, что существует естественная гармония человеческих интересов, которая однажды высвободившись, неизбежно принесет с собой в лучший из всех возможных миров величайшее благо для великого множества людей.«Отдельный индивид, преследуя свою собственную выгоду, с необходимостью будет стремиться производить и продавать т о, что имеет наибольшую ценность для сообщества.; и таким образом в этом он, как и во многих других случаях», — читаем у Адама Смита,- направляем невидимой рукой, дабы способствовать цели, которая не являлась частью его намерения».
С еще большим благоговением это понятие утверждает французский писатель Фредерик Бастия: «Поскольку товары, которые сперва кажутся исключительной собственностью индивидов, становятся по воле мудрого провидения (конкуренции) общим достоянием всех; поскольку естественные преимущества местоположения, плодородие, температура, богатые минералами недра и даже способность к промышленному делу не достаются производителям в силу конкуренции между ними, но в еще большей мере способствуют выгоде потребителя; постольку, следовательно, нет ни одной страны, которая не была бы заинтересована в успехе всех других стран».[1]
Свобода, которой добивалась коммерция постепенно достигнув принципа Lainez faire (справедливости), невероятно расширила область конкуренции и, тем самым, создала мировую экономику там, где прежде были только местные рынки. В то же время она создала и разделение труда, охватывающее все государства и народы, и, в связи с этим, подняла презираемого посредника до такого уровня богатства и власти, о котором и не мечтали высшие классы всех предшествующих веков.
Но теперь появляется потребность контролировать конкуренцию в интересах не только тех, кто не имеет доли во всеобщем благоденствии, но и в интересах самой конкуренции.
«Нечестная конкуренция» — это выражение все чаще можно услышать в наше время. Предполагается, что есть правила управления конкуренцией, с помощью которых она может и должна контролироваться в собственных же интересах.
Это же представление было выражено в требовании «свободы конкуренции» от тех, кто будет оберегать конкуренцию, контролируя ее. Прозвучали и другие голоса, осуждающие конкуренцию за то, что «конкуренция создает монополию». Другими словами, результатом доведения конкуренции до своего логического завершения, является ее уничтожение. Это разрушение конкуренции конкуренцией же, как кажется, есть не что иное, как утрата свободы посредством освобождения, или, в более широком смысле, — неограниченная свобода, без социального контроля, заканчивается отрицанием свободы и порабощение индивида. Но следует сказать, что ограничение конкуренции конкуренцией означает просто, что процесс конкуренции с неизбежностью тяготе к установлению равновесия.
Возражение того рода, что, представив свободу экономической конкуренции, общество пожертвовало другими основополагающими интересами, которые не вовлечены непосредственно в экономический процесс, является более основательным. В любом случае экономическая свобода существует внутри порядка, созданного и поддерживаемого обществом. Экономическая конкуренция, какой мы ее знаем, предполагает существование права частной собственности, которое является произведением общества. Исходя именно из этой посылки, более радикальные социальные учения, — коммунизм и социализм, — стремятся покончить с конкуренцией.
Продолжение:
- Конкуренция и конфликт
- Конкуренция как процесс взаимодействия
- Классификация материалов по конкуренции
- Конфликт
- Классификация материалов по конфликту
Роберт Парк. Конкуренция и конфликт //Журнал «Вопросы социологии». Выпуск №5, 1994 г. С.62-70.
__________________