О человеке, который пытается обвинить других в несовершенных грехах, говорят, что он ищет «козла отпущения». В Йом Кипур в Иерусалимском Храме брали двух козлов и бросали жребий: одного приносили в жертву в Храме, а другого отпускали в пустыню. Отсюда и название «козел отпущения». Этот козел символически «отпускался» с грехами народа Израиля. Потому «искать козла отпущения» – значит незаслуженно обвинять других в несовершенных грехах. Рабби Шломо Эфраим Лунчик (1550-1619) приводит в своей книге «Кли Якар» удивительный комментарий, который возвращает нас к истории Йосефа и его взаимоотношений с братьями. Когда братья узнали о том, что Йосеф доносит на них отцу, они решили изолировать его от семьи, чтобы он не разрушил ее. Они бросили его в яму, из которой его подняли ишмаэльтяне и продали в рабство египтянам. Но все же почему в Йом Кипур в Храме приносили в жертву не овцу, а козла?
Тора повествует, что братья взяли одежду Йосефа, зарезали козленка и обмакнули одежду в кровь. И послали разноцветную рубашку, и доставили к отцу своему. Отец узнал ее и сказал: «Это одежда сына моего; хищный зверь съел его; наверное, растерзан Йосеф!»». Козья кровь окрасила одежду. Из-за этой трагической истории козел стал символом ненависти между братьями. Тора же включила его в празднование Дня Прощения Йом Кипур, чтобы напоминать людям об укоренившейся со времен Йосефа и его братьев ненависти среди евреев. Это напоминание является вечным призывом преодолеть в себе этот грех. У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много веков, и обряда в прежнем виде уже не существует, а выражение все живет. «Козлом отпущения» называют человека, на которого сваливают чужую вину. А поскольку поиск виновных — это неистребимое стремление каждого человека, то обвинение другого в собственных грехах и в потребности переложить вину на другого вынуждает искать «козла отпущения».
Один очень мудрый рабочий коллектив подарил своему начальнику на юбилей козла отпущения, и коллектив зажил припеваючи (из дискуссии на интернет-форуме).
Некоторые психологи считают, что если удалить из группы «козла отпущения», то непременно найдется новый, а потому проблема заключается не в том, чтобы избавиться от него, а в том, чтобы осознать важность этой роли для коллектива и сделать ее функционально значимой, минимизировав и ограничив разрушительный процесс для того, кому она выпала. В противном случае конфликт может возникать спонтанно, стихийно и иррационально, и уже никакого значения не будет иметь его причина — он будет неразрешим, и постепенно ситуация может стать неразрешимой. То, что можно было бы решить, проявив хоть чуточку доброй воли и применив соответствующие механизмы управления, превращается в хронический спор на тему «кто прав, а кто виноват». Но так как виноват всегда «козел отпущения», то упрощение, теория «козлов отпущения» – лишь полуправда.
Продолжение
Признаки психологического террора
Основные причины, которые способствуют психологическому террору в коллективе
«Козел отпущения» — исторический экскурс
Психологический террор без связи с поведением жертвы
Что необходимо сделать, чтобы не стать «козлом отпущения» и ограничить психологический террор
(Из книги Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов