Интервью о соционике для издателей журнала “Мост” с психологом из Нижнего Новгорода Волковым Е.Н., из интереса и по долгу службы занимающимся проблемами деструктивных культов (окт. 1999 г.).
Вопрос:
— Что Вы думаете о соционике и её состоянии на сегодняшний день — относительно разрабатываемой Вами проблемы? Дело в том, что, с одной стороны, она развивается как наука, в последнем учебнике по психологии (Столяренко) ей посвящён целый раздел, в МГУ при кафедре психологии открыта секция соционики, она преподаётся в некоторых университетах, в частности, на Украине — чуть ли не в каждом университете, у нас до нынешнего года читался курс по соционике, но с настоящего времени соционика как одна из составляющих вошла в курс под названием “Типология”, с другой стороны, многие психологи либо ничего не знают о ней, либо ничего не хотят знать и брезгливо морщатся. Мы весной были на конференции в Днепропетровске — там прозвучала мысль, что либо из соционики таки сделают науку, либо она выродится в некое полурелигиозное течение. Вот мне и интересно, как это положение выглядит со стороны, с точки зрения специалиста по деструктивным культам?
Ответ:
— К соционике у меня осторожное отношение… Мне кажутся весьма субъективными и необоснованными многие её построения, что сближает эту концепцию с некоторыми культовыми доктринами. Тем более, что уже 30 лет назад в мировой психологии было доказано, что человек — это не столько диспозиционное существо, сколько ситуационное (Росс и Нисбетт “Человек и ситуация”. М., 1999 г.). Соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой, поскольку в её основании — ложный фундамент.
Это явление из разряда паранаучной беллетристики. Есть такой малоизученный жанр ненаучной художественной литературы. В этом же ряду стоит “Дианетика” Хаббарда и книги Н.И. Козлова, хотя в действительности сейчас море такой полуграфоманской продукции. Кстати, соединение научного ореола (ореол “истинности”, “действенности”, “эффективности” и т.п.) с магией художественных образов или с множеством специфических литературных приёмов, имитирующих для читателя “солидную и очевидную доказуемость” с одновременным отвлечением его внимания от подтасовок и разнообразных обманов, образует один из классических признаков культовой доктрины — “святую науку”, в которую надо верить, а проверять и критиковать — нельзя.
__________
Конфликтология и конфликты