Яндекс.Метрика

LMS — система в учебном процессе

LMS  — система в учебном процессе.

(Интервью  с Цой Л.Н по  вопросам использования )  

Какие программы вы в принципе используете в преподавательской деятельности при компьютерной работе, не LMS, а в частности, используете, например, почту?

Я чистый пользователь и пользуюсь программами,  у меня их много.

И пользуетесь ли вы ими для общения с магистрантами и для передач знаний каким либо другим образом?

Емейл, скайп, социальные сети (в контакте, фейсбук, мой мир, одноклассники).

Понятно, и это все идет для общения с магистрантами?

Студенты там попадаются, они здороваются. Но вопросы содержания  курса обсуждаются   все на LMS, весь контент только там.

Форматы файлов, которые вы используете для общения с магистрантами?

В основном Word, Power Point —  лекции/материалы размещаю в LMS.

Скажите, пожалуйста, когда вы узнали об LMS и откуда?

Три года назад на кафедре было сделано объявление об открытии курсов по обучению LMS . Я записалась и  прошла курсы.

А знаете ли вы о материальных поощрениях для тех, кто использует LMS?

Нет, ни о каких материальных поощрений я не знаю.

Может кто-то помогает настраивать LMS?

Есть   ответственное лицо от администрации вуза.  Если есть вопросы, то я обращаюсь к специалисту и получаю ответы, консультацию.  .

Она программист или она преподаватель?

Она   в позиции преподавателя. Но мне кажется, что она программист и системщик   по этой линии. И все студенты пишут туда, что не так и она всем отвечает.

Скажите, пожалуйста, когда вы впервые вошли в систему, вы долго в ней пробыли и сразу поняли, как ей пользоваться?

Мы же ходили на курсах и на курсах было уже ясно, что потребуется время и постепенно-постепенно, все заполнялось. Но времени ушло много, даже уже не помню.

Тогда как проходило обучение на курсах, расскажите, пожалуйста, подробнее?

Компьютер, доска

Сколько человек?

Человек двенадцать-четырнадцать, каждый за компьютером. Мы приходили и уроки прям были урок за уроком. Я сейчас не помню название тем. Но все темы были расписаны и мы осваивали функции: вхождения, освоения, что можно сделать, условия – все по программе.

А программа  заключала в себя самые простейшие функции?

Простейшие – как внести материал, как открыть тему, как закрыть тему, как регулировать работу форума, письма, материал пристегивать.

То есть, технические в основном вещи. А вы потом использовали это, в каком объеме?

Я сразу начала использовать.

Я имею ввиду все функции, которые вы узнали.

Нет, нет. Я пока использую очень мало функций. На большее мне времени не хватает. Я могу четко сказать, какие функции я использую. Потому, что другие я даже не освоила. Первое, я весь тексты материал  загоняю по темам материал у меня лекции, не те которые есть в интернете, а те которых нет. Второе – форум работает. Третье – письма внутри мы переписываемся. Четвертое – объявления. Пятое – я смотрю, кто сколько провел времени. Потому что некоторые провели пять минут, а некоторые сидят часами, это тоже очень важно. И кто, какие темы прочитал, это сразу видно, студент же задает вопросы.

Тогда еще вопрос – вам на обучении как-либо  объясняли,  как можно перевести ваш курс в LMS?

Мы думали как, обсуждали, и у меня были как бы другие представления, о том, как использовать LMS. Сейчас я вижу, что функции примитивные.

Скажите, пожалуйста, по подробнее, какие у вас были представления о том, как можно использовать LMS?

Я думала, что там есть скайп, где конференцию можно провести, когда все студенты слушают. Мы говорим есть вопросы, которые интересуют  всех. Я даю  объявление. Все враз подключаются и я отвечаю на этот вопрос не письменно, а устно, потому что устный язык  богаче, чем текст, который мы излагаем. Этой функции нет, а  хотелось бы, потому что бывают занятия практические, которые студенты выполняют, причем группами, ну вот у вас семейный конфликт, у вас организационный. Семейные конфликты — вот ваш час консультации, то есть вопросы консультации там не предусмотрен, а  очень хотелось бы, потом  это живое общение.

А функция, которая была максимально удобная – это форум?

На форуме — магистранты ходят, друг к другу в гости (в темы), которые индивидуальные.  Могут задать критические вопросы, дать  советы, консультации. Главное  — внимание друг к другу и к индивидуальным темам.

Вы можете сказать, что у данной системы все-таки есть какие-то  удобства, преимущества  перед чисто классным обучением в классе?

Сейчас я преимущества скажу, которые, на мой взгляд,  преподаватели не видят.  Первое преимущество – магистранты имеют возможность доступа к преподавателю   между занятиями официально закрепленными.  Контакт с преподавателем для многих магистрантов — очень важен. Второе преимущество – у преподавателя  накапливаются материалы на LMS, новые, которые  можно водить каждый год,  и виден прогресс.   Современный мир таков, что все меняется и критическое отношение к темам должно быть. Вот у меня каждый год новые темы и, причем  меня студенты сами туда направляют. И тогда я, конечно, эту тему сразу открываю, ищу новые материалы  и размещаю, хотя бы основные тезисы, или список литературы, который они могут посмотреть. Третий плюс – магистранты  видят, что чтобы они ни написали, преподаватель откликается. Это очень важно – обратная связь,  ее у  них не хватает во время лекционных занятий.  

Плюсы   важны, однако  многие преподаватели видят одни минусы. Я вижу активность магистрантов, удивительно: молчит-молчит, и думаешь, что он не работает, а смотришь, он такие тексты выдает, такие интересные вопросы задает на форуме.

А нельзя ли какими-то  другими методами посмотреть, просто переписка с преподавателями по почте, например?

Переписка – это другое. В написании своей темы, магистрант    начинает рассуждать,  оставляет следы/тексты, и другие магистранты   придти   посмотреть, выразить свое тексты отношение, подсказать. А переписка может быть бессодержательной, вне контента курса.  Кстати, магистранты друг другу дают рекомендации, ссылки на литературу, помогать начинают, а в переписке «тет  а тет»  этого не получается. Там на форуме LMS коллектив – синергетический эффект возникает.

  Как вы разрабатываете курс для выкладывания LMS? Занимает ли это много времени, затратно ли это?

Первый год, когда я посчитала к концу года, сколько я провела на LMS  времени,  и я    делала доклад на кафедре, то преподаватели   просто ужаснулись. Преподаватели сказали, что не будем никогда этого делать. У меня сорок восемь часов занятий на курсе, а  я   провела в LMS еще сорок восемь часов, и это время мне никто не оплачивал. Но для меня важно было      – освоить LMS, как ресурс. Свой ресурс! В этом плане платят мне не платят – это мой ресурс и в этом плане я ресурсоприспособленная.  Я каждый год  добавляю несколько лекций, и все равно  я заполнила, что хотела процентов  только может быть сорок. Многие лекции я пишу, что тема будет раскрыта на занятиях, но текст не выкладываю уже.

А почему?

А времени свободного нет.

Только поэтому? Вы не переживаете за  авторские материалы, за то, что он будет как-то использован?

Я знаю, что  магистранты  будут использовать мои авторские материалы.  Во-первых, выкладывается то, что они слушали, и закрепляется еще раз, там – теоретически, а здесь на форуме LMS – мы можем еще и обсуждать,  это же облегчает  магистрантам процесс усвоения  материала. Во-вторых – что такое авторство? По закону, если преподаватель  заключает договор  с вузом и в рамках договора появляется материал, то все, что опубликовано на ресурсе вуза —  принадлежат мне и вузу. Многие  преподавателя опасаются, что их авторские материалы могут копироваться и размножаться в интернете. На мой взгляд, это хорошо, что магистранты  тиражируют, копируют, делятся лучшим. То, что  они получили в ВУЗе, это же работает на бренд вуза и на имидж  преподавателя. Я довольна, что меня цитируют  везде. Причем, почему не надо опасаться публичности?  Потому, что качество преподавания от публичности только  повысится.  Магистранты не    хотят конфликтовать с преподавателем, они не хотят жаловаться на низкое качество преподавания, у них нет времени, они знают, что ничего хорошего для них не будет от их жалоб.   А я разрешаю на диктофон записывать лекции, обсуждать тезисы,  где  не понятно или, что не так сказано.  Вот тогда  можно уже предъявить претензии преподавателю. Представьте себе реакцию преподавателей,   если им  сказать,   что их    будут записывать на диктофон. Я думаю, что конфликтов в этой ситуации будет много,    так как  половина  преподавателей откажется читать лекции. И есть гипотеза  на этот счет. Я бы ее сформулировала так. Опасаются публичности своих лекций те преподаватели, которые читают лекции из вчерашнего дня, боятся критики и предлагают магистрантам бабушкины ошметки, которые не в состоянии выстраивать содержательно-конструктивную коммуникацию с аудиторией.  

А если к LMS  возвращаться, то вы думаете что  такая же проблема – выкладывание  материалов?

Когда мы выкладываем аудиоматериал лекции на форуме LMS, то те магистранты, которые по разным причинам пропустили занятия, могут  послушать запись и восполнить пропущенное занятие.   Ведь важен процесс освоения материала курса  в любых формах,  используя   пространство LMS.     

 Но фактически   можно же и индивидуально выслать материалы

На каком основании преподаватель будет высылать индивидуально материалы магистранту, если он пропустил занятия?  Это его время, он пропустил занятие, а  это личное желание преподавателя использовать LNS для качественного освоения Программы курса.    Поэтому плюсов много.

А минусы?

Теперь минусы. Минусы —  мотивации на данный момент у преподавателя  нет, потому что преподаватель работает  за зарплату.

Понятно, а вы лично для себя мотивация высокая получается, а вот минусы есть?

У меня минусов нет. Так как я не бюджетный преподаватель, а бизнес-преподаватель. Я   освоила ресурс  LMS , так как у меня рыночное мышление, а не бюджетное,  меня не нужно стимулировать, я не нуждаюсь в стимулах, просто я знаю, что чем больше я имею методов работы с материалом, тем я богаче, я могу себя дороже продать.

У меня нет минусов, но минусы есть, для бюджетных преподавателей, которые здесь тратят все свое время.  Рынок он же отсеивает очень многое, то, что   в бюджетном вузе прокатывает, не прокатывает в рынке.  Если вузу сложно освободиться от преподавателя, в связи с низким качеством преподавания, то у бизнес-организаций такой проблемы нет.

Ты один раз прочитал лекцию, тебя слушать не стали, второй раз тебя не пригласят.

Но ведь это тоже рынок?

Это рынок, это естественный отбор, в этом плане вузы, которые будут вынуждать преподавателей осваивать образовательные технологии, в том числе и LMS,   могут стать  конкурентоспособными вузами.   Вопрос – в конкурентоспособности. Бренд вуза  не затрагивает преподавателя непосредственно. Преподаватель пользуется брендом, а может мало что вносит в его формирование. В этом плане получается, что вуз дает преподавателю возможность развития, а преподаватель сопротивляется. 

Если вуз ставит амбициозную задачу –  стать конкурентоспособным в мире, занять лидирующие позиции в первой десятке вузов мира, именно поэтому преподаватели должны будут   должны осваивать   современные образовательные технологии, чтобы включиться в мировой образовательный тренд, кстати требующий еще и освоения     английского языка.

 А курс на английском языке?

Конечно, преподаватель должен владеть английским языком, как международным, но у меня тема  — конфликты, конфликты связаны с онтологией, смыслом,  значениями и символическим миром культуры. Вряд ли мы можем сказать, что    зная английский язык мы можем разрешать конфликты в России. Тут вопрос языка, даже если к вам придет англичанин,  то у него ментальность другая, и вряд ли знание английского языка будет способствовать разрешению конфликтов внутри России, хотя на международной арене, без него не обойтись.

  До введения LMS  у вас тоже ведь был курс, и вопрос в том, что изменилось?

Намного облегчилась работа. Если раньше я отмечала, что не хватает времени, то сейчас, все что я недоговорила в режиме   офлайн, я могу восполнить в режиме онлайн.

 А внешний вид системы интерфейс он был для вас понятен или только на обучении это дало?

Без обучения никак, нет, я же простой пользователь.

Но вы же продвинутый пользователь – в сити, в контакте вас же никто не обучает?

Я же блогер в сети, поэтому дискуссию я могу развернуть где угодно.  

Насколько я поняла, сейчас идет процесс встраивания LMS в учебную программу, можете поподробнее об этом что-то рассказать?

Я не знаю, как будет встраиваться LMS массово, но я бы обязательно ввела в программу дистанционное, это же дистанционный режим (онлайн) как дополнительный. Я бы ввела эти часы, как обязательные, с проговариванием, с прописыванием часов и времени, какая тема здесь, какая подтема там, по крайней мере, тогда можно отследить это было там или нет, и магистранты тогда четко будут знать, что в офлайне отрабатывается, а что в онлайне,  сколько-то часов и пр.  .

А тестирование в ЛМС вас не смущает?

Смущает, так как оно вообще не соответствует задачам моего курса. 

Что было не так?

Да вообще, я не поняла там ничего.

Как сделать тест, соответственно, или что?

В моем курсе, в работе с конфликтами, тесты ни о чем, не скажут

То есть ваш курс, фактически, направлен на навыки, на развитие компетенцией?

Мой курс по выбору, он практический.   Теоретические знания  магистранты могут получить из интернета. А отработать навыки можно только в реальных ситуациях.

 Тестами, можно проверять теоретические знания, но невозможно проверить   практические навыки.

А  если разрабатывать такие тесты или это не стоит усилий?

Во-первых, это тяжело сложно, во- вторых, я пока смысла не вижу в тестах,  мне достаточно десять минут поговорить и я могу сказать, что вы знаете о моем курсе.

Весь ответ?

Да.

А обучение, соответственно,  вы считаете, было достаточно эффективным?

Если бы мы включили LMS, то для магистрантов это лучше, а для неразвивающихся и неконкурентоспособных преподавателей – это нагрузка. Даже если эту нагрузку будут оплачивать, еще нужно изучать как эффективно использовать LMDS. Вот у меня ушло три года, отмечается, третий курс, третий год, Но уже сейчас видно, что появляется история становления курса, можно рефлексивно вернуться, прочитать, отследить, какие  темы появились и когда и пр., как материал переносился, обновлялся.  Преподаватель может критически посмотреть на свое развитие и на развитие курса.

То есть, вы за своим курсом фактически, следите. А есть ли преподаватели, которые ведут похожий курс, конфликт менеджмента организационного, с ними какая-нибудь коллаборация происходит?

Никто ни  ведет курс  «Организационный конфликтменеджмент» в том смысле и с теми задачами, которые заложены в Программе курса  разработчиком курса.  Конфликтология – читается во многих вузах. Однако, было бы хорошо, если бы преподаватели авторских курсов могли объединяться и обсуждать проблемы новых курсов. 

 Было бы это полезно, если над одной темой можно было работать несколько преподавателям?

Если бы преподаватели были объединены в группы, допустим, один курс. который читается разными преподавателями и все видели бы и знакомились с материалами. которые выкладываются. Он бы был для всех, и все бы наполняли преподаватели и пользовались, это было б преподавателем, обсуждали бы их профессионально¸ то было бы здорово!

То есть, это имеет потенциал, то есть, фактически, имеет смысл идти не от преподавателя, а от курса?

Это новая идея для вузов. Преподаватель разрабатывает новый, курс и обсуждает его с теми преподавателями и методистами, которые  решают подобную задачу.  Но здесь есть одна опасность. Преподаватель    вкладывает много усилий в разработку нового курса и отдает его вузу, и тогда любой преподаватель может  читать  разработанный курс, с выхолощенной идеей. И тут сказывается и некоторая жадность преподавателя и не способность делиться своими наработками с другими преподавателями.      Должно быть представление у преподавателя, что чем  больше отдаешь, тем больше к тебе и приходит.

Для этого должны быть какие- то стимулы?

Стимулы должны быть. Стимулов нет и поэтому у меня прогноз – преподавателя, освоив LMS будут выкладывать те же самые лекции, которые уже есть в интернете. И вот это опасность,   перенос в ЛМС того, что есть на просторах интернета, В  этом случае, магистранты ни на лекции (офлайн)  ни на форум LMS (онлайн)   –     не будут  ходить. Вот эта одна из проблем и рисков, то есть нужно какие-то ограничения поставить, не переносим в ЛМС, например, то, что есть в открытом доступе и на федеральном портале или в Высшей школе, вносим сюда только те новые разработки, которые есть и указываем список литературы, там, где они могут почитать. Но  нельзя магистранта пичкать одним и тем же материалом    в трех разных пространствах, на одну и ту же тему.

Коллеги ваши, как они относятся?

Я сделала доклад на кафедре, преподаватели вроде бы интересовались, но пока не используют. Многие вопросы я не обсуждаю с коллегами, поэтому меня, наверное, и опрашивать не стоило.

Нет вы одна из самых активных пользователей LMS, и тогда последнее, насчет руководства, как вы считаете насколько важна поддержка, обязательно ли такое навязывание со стороны руководства, системы?

Нет, никакой демократии не должно быть. Если Вуз ставит амбициозные задачи, то тут или выполняй, или уходи.

В принципе связано только с этим?

 Да! Если преподаватель не может   пользоваться современными образовательными технологиями  и не хочет учиться, то в этом случае, он  не соответствует современному вузу. Понимаете, ну не соответствуешь амбициозному вузу, то тогда ты, иди в простой вуз и читай там лекции. Это правильно, тут недолжно быть демократии, инновация сверху, но она диктуется не вузом, а глобальными процессами, новыми требованиями, к образованию. В противном случае  вуз станет сереньким. А с другой стороны,   если спросят преподавателя, а вы чем отличаетесь от других преподавателей вузов? Я вот, например, могу сказать, я освоила LMS,  я могу проводить курс в    игровом и  интерактивном режиме обучения, что позволяет формировать компетенции, необходимые  в практической деятельности.

            По крайней мере я могу об этом сказать, написать, сделать доклад и показать, чем я отличаюсь от других. Если каждый преподаватель будет формировать свой имидж, то тогда будет сильный вуз. Вузы уже должны бороться за конкурентоспособных преподавателей, у которых есть свои авторские наработки, плюс к тому, что по программе вуза, обязательно должно быть. В Вузе есть дисциплины по выбору и обязательное. Обязательное – это стандарт, а по выбору – это навыки и компетенции. В режиме лекций ни навыков, ни компетенций не приобретешь. Для того чтобы перейти в навыки и компетенции должны быть игровые технологии, тренинги,

В ЛМС игровые технологии можно перевести?

Нет, это живая коммуникация, там можно только следы оставить. Снять некоторые вопросы. Если мы требуем от преподавателя современные образовательные технологии, то тогда им, всем надо осваивать игровые технологии, развернуть текст, показать в теории лекции, развернуть его в практике, показать   связь теории с практикой.   Преподаватель должен ответить на   самые простые и на первый взгляд, тупые вопросы. Например, а как ваша дисциплина поможет моей работе.  Современный преподаватель  обязан показывать содержательную и  логическую связь высоких абстракций с реальностью. Вот этот переход преподаватель   должен делать, а его невозможно осуществить вне современных  образовательных технологий.

Вопрос, а какое в будущем возможно LMS, как она должна развиваться на ваш взгляд, чтобы привлекать преподавателей без давления сверху?

 LMS – это новый ресурс преподавателя, это режим онлайн коммуникации.   Как новый продукт он должен быть красиво подан, он должен быть пропиарен, и вот сейчас пиарить могут те, которые им уже пользуются. Поэтому сейчас надо  писать много  разных статей, как улучшилась эффективность обучения  магистрантов, причем, не только с точки зрения  преподавателей, но и магистрантов.   Системно исследовать эту тему –   это учесть все позиции в системе обучения: преподаватели, студенты, магистранты, декан, методисты, тьютора.   

  Это же обязаловка, со стороны преподавателя получается?

Да, обязаловка. Образовательный процесс   носит нормативно-принудительный характер. Нужно выполнять задания преподавателя, в целях эффективности освоения программы курса. И преподаватель, должен быть, в некотором роде, лидером.

 Получается, у магистрантов нет выбора?

Магистрант сделал свой выбор, когда поступил в вуз.  

Получается так потому, что нам сказали пройти курс, мы должны пройти иначе мы не получим свои зачеты?

Если магистрант видит насколько интереснее коммуникация с преподавателем, когда есть платформа LMS, то он будет осваивать знания с интересом, а значит высока вероятность сдачи зачета/экзамена.   

 Март 2013 г.

_____

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах