Яндекс.Метрика

Междисциплинарная модель конфликтологической компетентности

Междисциплинарная модель конфликтологической компетентности

конфликты Схема исследованияПрежде чем непосредственно обратиться к понятию «конфликтологическая компетентность», следует внести ясность в определение понятия «компетентность» и выделить его как самостоятельное, а именно провести различие между понятиями «компетентность» и «компетенция».

Оба понятия являются связующими для большого числа теоретических и практических дисциплин, каждое раскрывает специфическое содержание, однако во множестве отечественных работ встречается путаница в их различении.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова раскрывает понятие «компетенция» как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав». При этом компетентный человек – это человек, знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; обладающий компетенцией. Словарная статья связывает прилагательное «компетентный» с существительным «компетентность» [Ожегов, Шведов 2000: 288].

Новый энциклопедический словарь дает похожее определение. «Компетенция (от латинского «compete» – добиваюсь; соответствую, подхожу) – это круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания, опыт в той или иной области)» [Большая российская энциклопедия, 2000: 543].

По мнению Б. И. Хасана, оба слова являются творческим преобразованием английского термина «competence». В свою очередь этот термин происходит от латинского «competentis», что означало «принадлежность по праву», то есть круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. В таком понимании русскоязычная историко-правовая интерпретация позволяла определить компетенцию как собственно область, в которой надлежит разбираться, и как то, что имеет определенные границы, а компетентность – как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции [Хасан 2003: 22-23].

Общее представление о компетентности в профессиональных обсуждениях последнего времени прямо связывается с эффективностью деятельности [Gilbert 1978; Hamel, Prahalad 1990; Сенге 1999; Равен 2002 и др.].

Так, согласно энциклопедии методик и практик структурирования бизнеса «Проектируем корпоративную культуру», под компетенцией (the Competence) понимается характеристика сотрудника, проявляющаяся в выполнении функций (корпоративных стандартов) и достижении производственных результатов. А под компетентностью (the Competency) – способность человека осуществлять поведение, которое необходимо с точки зрения эффективности компании и которое является причиной достижения желаемых результатов компании [Кондратьев 2007: 491].

Среди данных определений можно выделить следующие характеристики понятий «компетентность» и «компетенция» (таблица 1):

Таблица 1. Сопоставительные характеристики понятий «компетентность» и «компетенция»

Компетентность

Компетенция

Способность человека адекватно действовать в определенных ситуациях Область, в которой необходимо разбираться
Границы определяются способностью человека обучаться и действовать адекватно в новых ситуациях Границы задаются определенным набором полномочий в данной области
Является индивидуальной Закреплена общепринятой нормой
Наиболее поощряется в рамках компетенции Регламентируется функциональными обязанностями человека
Может конкурировать с более высоким уровнем компетентности Находится в иерархической зависимости от более «широкой» компетенции
Показатель результативности – результат достигается за счет компетентных действий Показатель результативности – результат достигается за счет компетентных действий, ограниченных рамками действия
Показатель эффективности – того, как человек действует эффективно Показатель возможных рамок эффективной деятельности – того, где человек может быть эффективен

Согласно таблице сопоставительных характеристик понятий «компетентность» и «компетенция», компетентность определяется, как способность человека адекватно действовать в определенных ситуациях, при этом границы компетентности зависят от способности человека к обучению и готовности к адекватным данной ситуации действиям. Компетентность является индивидуальной характеристикой человека. В организационном контексте она наиболее поощряется в рамках определенной компетенции, однако может конкурировать с более высоким уровнем компетентности другого человека.

Тогда как компетенция – это область, в которой необходимо разбираться человеку, границы которой задаются определенным набором полномочий. Компетенция закреплена общепринятой нормой и в организационном контексте регламентируется функциональными обязанностями человека. При этом данная компетенция находится в иерархической зависимости от более «широкой» компетенции и может передаваться другому человеку.

И компетентность, и компетенция являются показателем результативности и эффективности деятельности человека: по компетенции можно зафиксировать рамки возможной деятельности, т.е. того, в чем человек может быть эффективен; а по компетентности можно увидеть, как человек действует эффективно.

Нас будет интересовать понятие «компетентность» как круг возможностей и реальных способностей человека эффективно действовать адекватно сложившейся ситуацией.

Также нас будет интересовать компетентность как то, что возможно сформировать или освоить в процессе обучения.

Согласно теории компетентности, обучение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от БЕСсознательной НЕкомпетентности к БЕСсознательной Компетентности. С. Торп и Дж. Клиффорд описывают данные уровни компетентности следующим образом:

При бессознательной некомпетентности человеку неизвестно, что он не знает (или не умеет делать) что-либо. Он находится на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Это может быть связано с тем, что человек практически не испытывает потребности или нужды в приобретении этого умения или знания, и поэтому еще не осознал дефицит собственной компетентности (например, в раннем детстве ребенок при переезде на легковой машине из одного места в другое осознает факт путешествия, не понимает при этом, что он не умеет водить, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной некомпетентности).

При осознанной некомпетентности человек приобретает знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю» (например, подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность в вождении).

Для того чтобы стать осознанно компетентным, человеку нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). При обучении в каждый момент времени человек осознает то, что делает, ибо он «знает, о том, что знает» (например, успешно закончив курсы и получив права, молодой водитель в течение некоторого времени все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», испытывая потребность напоминать себе, как правильно вести машину).

При бессознательной компетентности знания и умения человека использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, он уже не испытывает нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь он можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю» (например, обладая многолетним опытом вождения, человек управляет машиной на «автопилоте», ведя машину, он не осуществляет скрупулезного анализа своих действий, ибо они «впитались в вашу плоть и кровь) [Торп, Клиффорд 2004: 26-27].

В данном исследовании нас интересует осознанная компетентность.

В дополнение также следует сослаться на такое понятие, как «конфликтоспособность», введенное в работе [Глазл 2000]. Конфликтоспособность по Ф. Глазлу означает, что:

  • Субъект способен воспринимать конфликтные проявления в себе и в своем окружении как можно раньше и отчетливее.
  • Он понимает, какие механизмы способствуют усилению конфликта и осложнению ситуации.
  • Он может применять различные методы для выражения своих намерений, не ухудшая по существу ситуацию.
  • Субъект знает пути и может применять средства, которые способствуют прояснению точек зрения и ситуации.
  • Он хорошо знает, где проходят границы его знания и умений, и где, следовательно, он должен позаботиться о помощи извне [Глазл 2000: 10].

Конфликтоспособные люди, с одной стороны, не позволят втянуть себя в конфликт, а с другой, – владеют практическими методами, при помощи которых могут найти подход к оппонентам или конфликтующим сторонам [Глазл 2000: 34].

Исследователь утверждает, что конфликтоспособные люди способствуют тому, чтобы коллективы, организации, сообщества людей, в которых они состоят, становились более конфликтоутойчивыми, то есть «способными конструктивно работать с расхождениями, трениями и напряженностью. Конфликтоустойчивые организации не будут при возникновении напряженности сбиты с толку, решения не будут блокироваться, когда возникает какое-то сопротивление» [Глазл 2000: 10].

Таким образом, междисциплинарная модель конфликтологической компетентности может конструироваться по следующим основаниям:

1. Конфликтологическая компетентность субъекта в ситуации конфликтного взаимодействия в идеале включает с себя:

  • Владение знаниями о конфликте и принятие конфликта как социального  факта;
  • Владение навыками рефлексивного мышления;
  • Обладание способностью разрабатывать гуманитарные и социальные технологий работы с конфликтом;
  • Наличие желания и навыка формирования в общественном сознании представления о том, что конфликт содержит в себе как конструктивный, так  и деструктивный потенциал, и что последний требует сознательного ограничения;
  • Наличие усилий для развития цивилизованной  «культуры конфликтования»;
  • Наличие способности критически осмыслять результаты конфликтного взаимодействия.

2. Конфликтологическая компетентность проявляется на каждом этапе развития конфликтной ситуации и способствует развитию конфликта с переводом деструктивных его составляющих в конструктивное русло.

3. Идеальная модель конфликтологической компетентности подразумевает завершение конфликта по стратегии «выигрыш-выигрыш», которая основывается на приобретении субъектами конфликтного взаимодействия определенного прироста в знаниях и опыте.

4. Конфликтологическая компетентность как неотъемлемая составляющая, оказывающая влияние на развитие конфликта, является характеристикой развивающейся системы, которая создает среду для формирования высокоинтеллектуальных и ответственных  личностей. В каждой новой ситуации конфликта социальные институты, группы приобретают способность выходить  на качественно новый уровень развития, усиливая конкурентоспособность общества в целом и самой системы в частности.

5. Связующим звеном комплекса компетенций является коммуникативная компонента, цементирующая конфликтное взаимодействие в его лингвистической форме.

Проблема повышения эффективности как профессиональной, так и повседневной деятельности не перестает оставаться актуальной. Любая ситуация деятельности, включённая в определённую социальную систему, требует от субъекта «не только знания предмета деятельности, но и владения социально-психологическими знаниями и умениями, в частности по управлению конфликтами» [Краевский, Хуторской 2003: 3]. Поэтому закономерно, что одной из составляющих деятельности любого субъекта в конфликтном взаимодействии становится его конфликтологическая компетентность.

 (  Из кандидатской диссертации  Комаловой Л.Р. « Лингвистический аспект конфликтологической компетентности»  кандидата филологических наук: 10.02.21. [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный лингвистический университет»].- Москва, 2010.- 360 с.
Диссертация написана по материалам работы в  проектах Московской школы конфликтологии).
______
  Конфликтологическая компетентность
 
Конфликтология и конфликты
 
Конфликтология и конфликты