§4. Модели анализа конфликта
С чего можно начинать исследование конфликта? Каждый исследователь находится в рамках какой-либо конкретной научной дисциплины, в которой под методологией понимается «совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания» (СНОСКА: Социология в России. М.: «Институт социологии РАН», 1998.). С точки зрения практики, обращение к различным моделям объяснения необходимо для того, чтобы изначально определить некоторые стандарты, рамки, оценки, с которыми в дальнейшем можно соотносить реальную исследовательскую практику. Такие модели объяснения в социологии имеются, например, натуралистическая, бихевиаристская, интепретативная, этнометодологическая, функционалисткая, структуралистская.
Множество теоретических моделей можно встретить в рамках любой научной дисциплины, которые исследуют конфликты. Теоретические перспективы предполагают прикладной аспект научного исследования, тем самым, оказывая влияние на «выживание» исследовательских программ. Однако для конкретных практических задач научные методы исследования и вмешательства в конфликтные ситуации необходимо дополнять методами, приемами, принимаемыми решениями, представлениями и объяснениями, которыми пользуются, в том числе и конфликтующие стороны. Это значит, что в данной методологии научные знания и знания конфликтующих сторон имеют равные возможности влияния на конфликтную ситуацию, Это разные технологии: одна – технология исследования, другая – технология изменения. Приведем примеры нескольких предлагаемых исследователями схем, позволяющих анализировать конфликты.
Пример первый. Схема 4. Структура социального конфликта.
Указанная выше структура выявлена на «основании сопоставления и обобщения, различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными» (СНОСКА: Васильева Е.И. Концептуальный анализ социального конфликта в современной американской социологии (1950–1990 годы). М: Институт социологии РАН. Автореферат дис. (канд. соц. наук), 1996. С. 66–74.).
В этой структуре четыре основных понятия:
- Субъекты конфликта (конфликтующие стороны).
- Отношения конфликтующих сторон.
- Предмет конфликта.
- Внешняя социальная среда.
(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).
Пример второй.
Схема 5. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.) Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика.
Пример третий.
Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е. Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).
- Выяснение полного состава участников конфликта.
- Определение роли каждого участника.
- Выяснение мотивировок конфликтеров.
- Выяснение предмета конфликта.
- Выяснение интересов конфликтеров.
- Выяснение целей конфликтеров.
- Установление соответствия целей конфликтера его интересам.
- Выяснение динамики зоны разногласия.
- Выяснение повода или предлога конфликта.
- Выяснение причины конфликта.
- Выяснение первопричины конфликта.
- Выяснение причин развития или свертывания конфликта.
- Выяснение этапа (фазы) конфликта.
- Определение знака конфликта.
- Определение формулы конфликта.
- Установление типа конфликтного поведения.
- Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтногоповедения.
- Анализ реальных конфликтных противодействий.
- Установление баланса сил конфликтеров.
- Выяснение длительности конфликта.
- Установление степени остроты конфликта.
- Выяснение энергетики конфликта.
- Определение психофона конфликта.
- Определение цены конфликта для каждого конфликтера.
- Определение цены выхода из конфликта каждого конфликтера.
- Сопоставление цены конфликта с ценой выхода из него.
- Определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта.
Эти этапы включены в практические технологии, которые реализует Растов Ю. и его группа.
Пример четвертый.
Основные понятия фаз конфликта, описывающих конфликтное сосуществование. (С.П. Никаноров, З.А. Кучкаров, А.Г. Коваль, А.В. Костюк, А.Н. Шульпекин) (СНОСКА: Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах//Проблемы и решения. М.: Концепт, 1995, №3. С. 35–36.). Ими выделяются основания, конфликтанты и фазы нагнетания напряженности: предконфликтное состояние – конфликтоген – напряженность – основание конфликта – конфликт – нагнетание напряженности – разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне и описываются существенные моменты перехода из одного состояния конфликта в другое.
Пример пятый.
Формальная структура противоборства сторон в юридической сфере на семи уровнях. (В.Н. Кудрявцев) (СНОСКА: Юридический конфликт: сферы и механизмы. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1994. 4.2. С. 21–25.).
- Проблемная (конфликтная) ситуация.
- Составление классификатора и фиксация правового статуса взаимодействующих оргсистем.
- Конкретизация требований сторон к конечному результату конфликта.
- Фиксация действий сторон на основных стадиях «жизненного цикла» конечного результата конфликта.
- Фиксация качественных и количественных характеристик кадров противоборствующих сторон.
- Учет материальных, энергетических, финансовых, информационных, интеллектуальных, людских, временных ресурсов противоборствующих сторон.
- Анализ и прогноз действий сторон в чрезвычайных ситуациях.
- Описывается формальная структура конфликта как с точки зрения права и закона, так и с точки зрения каждой конфликтующей стороны.
Пример шестой.
Картография конфликта. (X. Корнелиус, Ш. Фэйр) (СНОСКА: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М, 1992. С. 153.). Каждый участник конфликтной ситуации заполняет эту карту сам или с партнерами. Заполнение ее состоит из трех этапов:
- Этап 1. Определить проблему заявления общего характера.
- Этап 2. Опознать и назвать главных участников.
- Этап 3. ответить на вопросы: – «Каковы нужды и опасения каждого участника или группы?».
Это практический уровень рассмотрения конфликта.
Пример седьмой.
Понятийная схема исследования социального конфликта (В.Н. Шаленко) (СНОСКА: Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. С. 18.). Отмечается, что важным методологическим ориентиром служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. Поэтому он рассматривает конфликт в рамках основных четырех категорий:
- Структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели.)
- Динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта).
- Функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание).
- Типология конфликта.
Структура конфликта выявлена в результате исследований трудовых конфликтов в организации.
Пример восьмой.
Анализ конфликта акционирования на приватизированных предприятиях А.К. Зайцев, анализирует в логике раскрытия следующих понятий (СНОСКА: Зайцев А.К. Конфликт акционирования на приватизационных предприятиях.//Социальный конфликт. Калуга. КаИС. 1994. №2(2). С. 52–67.):
- Приватизация в свете теории конфликта.
- Содержание конфликта.
- Действующие силы в конфликте.
- Динамика конфликтов.
- Стратегия и тактика основных оппонирующих сил.
- Прогноз разрешения конфликта.
Эта практическая схема апробирована группой Калужского Института социологии под руководством А. Зайцева.
Пример девятый.
Градостроительный конфликт, который представлен в книге, был исследован в аналитической схеме, которая включала в себя несколько информационных блоков (см. гл. V):
- Первичный анализ.
- Информационный фон: городские газеты, теле и радио-информация.
- Правовое пространство конфликта.
- Опросы жителей.
- Информирование жителей.
- Процессы самоорганизации и механизм самоуправления.
- Эмоционально-психологический фон.
- Акции протеста.
- Сопутствующие проблемы.
Нет смысла подвергать критическому анализу указанные схемы. Очевидно, что некоторые из них являются теоретическими, а некоторые практическими. И все- таки, для корректной оценки результатов научного исследования, могущего оказать влияние на изменение действий конфликтующих сторон, стандартом являются рамки исследовательской программы и схемы, позволяющие проводить анализ конфликтов. Оценка же результатов их применения, а также их выбор напрямую связаны с изменением реальной конфликтной ситуации, в которой ставятся определенные задачи и цели в рамках нормативно-правового поля, имеющих малое (или опосредованное) отношение к науке.
Оглавление книги Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»
Конфликтология и конфликты