Яндекс.Метрика

О Московской школе конфликтологии (МШК)

О Московской школе конфликтологии (МШК)

основание

Московская школа конфликтологии

Московская школа конфликтологии  (МШК)  была организована при Институте социологии РАН и Российского общества социологов в 1997 году, по инициативе  Л.Н. Цой,    при поддержке  ведущих Российских социологов-    Т.М. Дридзе,    В.С.Дудченко,   В.А. ЯдоваМансурова В.А.

Московская школа конфликтологии является партнером Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» и  принимает активное участие в дискуссиях и заседаниях клуба. 

Первый  крупный проект был связан с   конфликтом  между жителями и застройщиками в г. Москве по поводу начала строительства Третьего транспортного кольца (1998  г.). Конфликт приобретал жесткие формы, сотни жителей перекрывали Кутузовский проспект и Правительство г. Москвы  приняло решение об остановке  строительства до того момента, пока не будет урегулирован конфликт.   К тому времени при Институте социологии РАН сформировалась междисциплинарная группа по исследованию конфликтов под рук. Цой Л.Н. По просьбе Правительства  г. Москвы, группа взялась за Проект разрешения   градостроительного конфликта.  

Основанием  для профессиональной работы с градостроительными конфликтами послужили работы Т.М.Дриде,[2] в которых   излагается суть и основные идеи прогнозной социально-проектной технологии, позволяющей перебрасывать мост через всевозрастающую пропасть между социологической теорией и практикой прикладных социологических исследований, между накопленным научным знаниями и распространенной практикой принятия социально значимых управленческих решений. Исследования городских конфликтов выявили две группы конфликтов: конфликт интересов и конфликт ценностей.  Первая группа   проявляется в форме протестной реакции  жителей на то, что в результате изменений могут быть нарушена их привычная среда обитания.   Вторая  группа связана с протестами  в связи с  предполагаемыми  изменениями  городской среды, угрозе потери ценностей   (памятники архитектуры и культуры, названия улиц и пр.).

 Необходимо отметить, что до 1998 года  (до проекта  «Регулирование  градостроительного конфликта в процессе  строительства   Кутузовской   развязки  Третьего транспортного кольца в г. Москве»)  в отечественной социологической литературе  и в конфликтологии,   градостроительный  конфликт, как объект исследования — отсутствовал.   Результаты исследования отражены в работе Цой Л.Н. [3]

На этом проекте была апробирована технология согласования интересов конфликтующих сторон, которая затем была запатентована в 2003 году, как полезная модель   №32383  «Система разрешения конфликтов на строительных объектах», технология которого была  апробирована в градостроительных конфликтах».

Принципы   подготовки конфликтологов в Московской школе конфликтологии (МШК)

В рамках оказания профессиональной помощи органам государственной власти и   местного самоуправления, Московская школа конфликтологии осуществила ряд проектов по исследованию и разработке технологии регулирования градостроительных конфликтов в г. Москве.

1998 г. — Регулирование градостроительного конфликта в процессе строительства Кутузовской развязки Третьего транспортного кольца в г. Москве. (ЗАО).

2001г. — Регулирование градостроительного конфликта на территории строительства жилого дома по ул. Крупская. (ЮЗАО).  (Впервые по рекомендации  профессора   Анисимова О.С.,  на   проекте  по работе с градостроительными конфликтами была выделена  позиция методолога).

2003 г. — Регулирование градостроительного конфликта на территории строительства жилого комплекса по ул. Косыгина. (ЮЗАО)

2004 г. — Регулирование градостроительного конфликта на территории строительства жилого комплекса по адресу Резервный проезд, вл. 10 и вл. 2/18 ЗАО г. Москвы. (ЗАО)

2005 г. — Выборы управленческой компании по домам на Украинском б-ре, Набережная Тараса Шевченко. (ЗАО)

2006 г. — Социальная диагностика по градостроительному проекту «Большая Ленинградка» (ЦАО).

2008 г. — Регулирование градостроительного конфликта на территории строительного комплекса «Горбушка». (ЗАО)

2012 г. — проведена конфликтологическая экспертиза конфликтных ситуаций на территории   строительства  трех Префектур (ВАО, ЮВАО),   Проект программы работы Информационного центра    Реконструкция Ленинского проспекта  в г. Москве.

В центре внимания МШК находятся вопросы  профессионального и качественного обучения конфликтологов и конфликтменеджеров. При  приеме на работу в проекты Московской Школы Конфликтологи,  выпускники вузов, которые прошли курс обучения на многочисленных кафедрах конфликтологии, показывают какие навыки, умения — не формируются в вузах;

  • как профессионально создавать пространство  диалога и содержательной коммуникации между конфликтующими сторонами, в ситуации дефицита организационных, информационных  и др. ресурсов;
  • как правильно оформлять   договорные документы   на организацию и проведение конфликтологических услуг;
  • как удерживать профессиональную позицию в коммуникации с Заказчиками на конфликтологические услуги;
  • как формировать пространство  межпредметной и межпозиционной содержательной  коммуникации.
  • Как работать с  «трудными» заказчиками и клиентами. («Трудный» заказчик – это:  а) заказчик, который изначально относится к конфликтам отрицательно и требует от конфликтолога только одного,   чтобы в коллективе не было никаких конфликтов; б) нанимает конфликтолога для обоснования своих действий и для защиты его интересов в конфликтах);
  • как сохранять способность профессионально мыслить, работоспособность и  конструктивную коммуникацию в ситуации острой фазы развития конфликта;
  • как работать в междисциплинарной группе  специалистов  в   конфликтологическом проекте;
  • как удерживать содержательный конфликт в мышлении и деятельности; 
  • как правильно составить Отчет о проведенной конфликтологической работе  и как оформить ее  результат.

С 2000 года в нескольких столичных вузах (ГАУГН  Института социологии РАН, НИУ ВШЭ, МГПУ, МГЛУ)  был апробирован  практико-ориентированный курс  «Организационный конфликтменеджмент»[4]  построенный  на  работах и  идеях А.А. Зиновьева  [7], на  принципах системодеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий)[5] и инновационной методологии  (Дудченко В.С.), [6] .

Инновационный авторских курс который восполняет пробелы вузовских программ по конфликтологии.  

Организационный конфликтменеджмент  (ОКМ)— это не наука в строгом смысле слова, это технологичная дисциплина, ориентированная на практическую разработку технологий регулирования конфликтов в локальных конфликтных ситуациях, и в ситуации  реализации инновационного проекта.  В центре внимания ОКМ находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие.

В настоящее время, МШК уделяет основное внимание:

  • критическому анализу существующих исследовательских подходов к конфликту;
  • проблематизации количественных и качественных методов, которые применяются конфликтологами (консультантами и управленцами) в  исследовании/диагностике/регулировании конфликтов;
  • разработке технологий вмешательства в конфликты;
  • оказанию методической помощи в открытии и работе  Центров по разрешению конфликтов на территории России;
  • повышению квалификации управленческих кадров (формирование конфликтологической компетентности).

Единственный факультет конфликтологии в России открыт в  Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) по инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России и при поддержке Правительства Российской Федерации и лично В.В. Путина в 2008 году. Фоторяд.

[1] Сайт Московской Школы Конфликтологии. Открыт в 2003 году.   

[2] Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методические и методологические проблемы.  Отв. ред. д. психол. н., проф. Т.М. Дридзе; 2-е изд., испр. и доп.» (1994);«Основы социокультурного проектирования. (1995) в соавторстве с Э.А. Орловой; Социально-диагностическое исследование города // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1996. – № 1; Градоустройство: от социальной диагностики к конструктивному диалогу заинтересованных сторон.// Отв. ред. д. психол. н., проф. Т.М. Дридзе; В 2-х кн.» (1998); Социальное управление и социальная коммуникация на рубеже XXI: к преодолению парадигмального кризиса в социологии. // В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования / Отв. ред. Т.М. Дридзе и Л.Н. Цой; 1999. – № 2.  

 [3]  Цой Л.Н «Практическая конфликтология» Книга первая. — М.: ООО ИПЦ «Глобус»,  2001.

Московская школа конфликтологии  является разработчиком   Профессионального стандарта  «Конфликтолог»  на базе  основанных  российских классификационных систем, гармонизированных с правилами Всемирной торговой организации. Сайт Министерства труда и социальной защиты.

Ответственный исполнитель  – Цой Любовь Николаевна

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ 

Социологическая школа конфликтологии: что это такое и кому это нужно?

________

Московская школа конфликтологии в градостроительных конфликтах

О нас  и о  партнерах

 Конфликтология и конфликты