В ситуации протестных акций и политизации градостроительного конфликта, информационный центр работает по особой Программе и коллектив специалистов должен быть междисциплинарным.
1. В состав коллектива ИЦ должны войти:
- RP – специалисты,
- дизайнеры,
- журналисты,
- консультанты,
- конфликтологи,
- медиаторы,
- модераторы.
- политологи,
- психологи,
- социологи,
- экологи,
- юристы,
Привлекаются студенты вузов.
2. Цели ИЦ в ситуации градостроительного конфликта.
Формирование площадок для диалога и согласования интересов с жителями в ситуации градостроительного конфликта, развитие муниципального управления и городской инфраструктуры на территории строительства.
3. Задачи:
— Информирование жителей о концепции и ходе строительства, создание адекватного представления о проекте.
— Формирование правового сознания у жителей. Разъяснение им их законных прав и обязанностей.
— Выявление активной (по отношению к строительству части населения), выяснение их отношения к строительству и причин этого отношения. Отслеживание динамики отношения к строительству. Выявление причин негатива.
— Минимизация негатива и агрессии со стороны жителей по отношению к строительству.
— Сбор вопросов и предложений, их классификация и организация ответов на вопросы, касающиеся строительства.
— Разработка рекомендаций по нейтрализации социальных причин негативного отношения к строительству для строителей и властей.
— Анализ протестных акций связи со строительством.
— Выявление законных прав жителей в связи со строительством, формирование групп со сходными интересами.
— Работа колл центра.
— Участие в совещаниях и комиссиях по вопросу о строительстве.
— Подготовка методических рекомендаций для организации и проведения публичных слушаний.
— Организация круглых столов, обсуждений, дискуссий по проекту строительства.
4. Направления работ и функции ИЦ.
- Информирование жителей.
- Сбор вопросов от жителей и подготовка ответов.
- Обработка жалоб жителей.
- Сбор предложений в проект строительства.
- Работа с инициативными группами, гаражниками и пр
- Анализ протестных акций, работа с протестными группами. Фоторепортаж.
- Подготовка материалов для СМИ, телевидения и пр.
- Подготовка аналитических материалов.
- Открытие сайтов и модерирование форумов.
- Подготовка и размножение буклетов, листовок, объявлений и пр.
- Методическое, организационное и информационное сопровождение публичных слушаний.
- Дизайн информационных материалов.
- Организация работы колл-центра.
- Проведение круглых столов и дискуссий по проекту строительства
5. Методическая работа:
Организация постоянно обновляемых стендов у подъездов домов.
Организация встреч с архитекторами, строителями, представителями власти, юристами и др.
Индивидуальное и групповое консультирование жителей.
Проведение групповых встреч с жителями.
Сбор жалоб, предложений, слухов, опасений, острых вопросов.
Обеспечение обратной связи между жителями проектировщиками.
Сбор информации об акциях жителей в связи со строительством.
График дежурств, форма отчетности, тематика работы в методические дни.
6. Инструментарий
Стенды и материалы, сопровождающие строительство:
Папка юридической документации, папка технической документации, ранжированный список вопросов и опасений с ответами.
Тетрадь посещений центра и телефонных звонков.
Тетрадь претензий и предложений.
Стенд горячих точек.
Путеводитель индивидуального консультирования. Все варианты.
Путеводитель группового консультирования. Все варианты.
Форма внутренней отчетности социологов по работе в центре.
Ежедневный график-отчет об индивидуальной работе специалистов в центре.
План работы центра на каждую неделю, месяц, квартал, год.
Папка вопросов и ответов.
Направления работ, функции, методы и ожидаемые результаты сведены в таблицу №1.
Содержание направления | Задачи | Функция | Методы/средства |
Информирование жителей. | Информирование жителей о проекте строительства. | Информационная | Рассылки информационных листов, буклетов, информация на стендах и подъездах. |
Сбор вопросов от жителей и подготовка ответов. | Минимизация негативного отношения к проекту. | Обратной связи | Проведение групповых встреч с жителями. |
Обработка жалоб жителей. | Отслеживание динамики отношения к строительству. | Оказание посильной помощи жителям. | Контент-анализ писем и жалоб. |
Сбор предложений в проект строительства. | Разработка рекомендаций для проекта строительства. | Рекомендательная | Беседы и интервью, опрос. |
Работа с инициативными группами, владельцами и собственниками гаражей, и др. социальными группами. | Выявление активной (по отношению к строительству) части населения. | Формирование групп со сходными интересами.Дифференцирования. | Индивидуальное и групповое консультирование жителей. |
Анализ протестных акций, работа с протестными группами. Фоторепортаж. | Фиксация динамики изменения протестных действий. | Аналитическая. | Аналитика. |
Подготовка материалов для СМИ, телевидения и пр. | Формирование конструктивного отношения к проекту. | Формирующая. | Работа с текстами. |
Подготовка аналитических материалов. | Подготовка аналитических материалов для Префектуры ЮЗАО и Правительства Москвы. | Аналитическая. | Аналитика, конфликтологическая экспертиза. |
Открытие сайтов и модерирование форумов | Сбор участников протестных настроений в виртуальном пространстве. | Модераторская. | Модерирование. |
Подготовка и размножение буклетов, листовок, объявлений и пр. | Формирование положительного отношения к проекту. | Информационная. | Наполнение стендов материалами для информирования жителей. |
Методическое, организационное и информационное сопровождение публичных слушаний | Подготовка модераторов публичных слушаний. | Сопровождения. | Сценирование публичных слушаний. |
Дизайн информационных материалов. | Доступное и понятное для жителей изображение проекта | Визуализации проекта строительства. | Графическое изображение. |
Организация работы колл-центра. | Выявление запросов жителей в связи со строительством. | Обратной связи. | Коммуникация с помощью телефонной связи. |
Участие в совещаниях и встречах по вопросу о строительстве | Организация пространства диалога между всеми участниками конфликта. | Модераторская и информационная. | Организация встреч. |
Беседы и общение с представителями партий и общественных движений. | Деполитизация градостроитель-ного конфликта. | Коммуникативная | Дискуссия. |
7. Результат работы ИЦ:
Перевод градостроительного конфликта в правовое поле.
Открытие площадки для диалога между конфликтующими сторонами.
Еженедельные отчеты с анализом ситуации и разработкой рекомендаций. Обсуждение их на площадке диалога.
Ранжированные списки вопросов. Папка ответов на вопросы жителей.
Ежемесячный отчет с прогнозом дальнейшего развития ситуации лиц, принимающих управленческие решения.
Выход на публичные слушания с рациональными предложениями от жителей.
Руководитель Московской Школы Конфликтологии,
канд. соц.наук, Л.Н.Цой
Ноябрь 2012 г.
Первый этап: организация экспозиции проекта и информирование жителей.
Какие документы необходимы для первичного ознакомления с градостроительным проектом
Принципы информирования жителей при реализации градостроительных проектов
Информационный центр на территории градостроительного конфликта: две модели и две программы работы
Программа организации работы информационного центра сопровождения строительства в ситуации градостроительного конфликта
Второй этап: проведение собрания по обсуждению проекта.
Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта
Презентация градостроительного проекта
Публичные слушания по проектам градостроительной документации
Третий этап: сбор предложений и замечаний в проект после собрания
Форма заявления в суд, в случае нарушения ГК о порядке организации и проведения публичных слушаний.
Пример из практики обращения жителей в московский суд. Апелляционное определение
1 Аналитический материал о том, что представляют собой публичные слушания
2 Методический материал для каждого этапа публичных слушаний
3 Экспертное заключение Глазычева В.Л. о градостроительном кодексе РФ