Беседа Куликова Д. с Валитовым И. — члены Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня«. Вести ФМ. Формула смысла. 14.11. 2016 г. в 10.17.
Есть такая точка зрения. Есть мозг, который сам по себе управляет и его контролировать мы
не можем. Что мозг всем управляет. Система сама себя изучать не может. Мозг не может сам себя изучать. Приписывают Геделю, но это не так. Он такое не писал. Вот, например, слушаю я телевизор и там сидишь, ты и что-то говоришь. Я хочу узнать, что же ты говоришь и начинаю разбирать телевизор. Ясно, что я не узнаю, о чем ты говоришь.
Если о человеке. То в какой логике будем рассуждать. Главное же правильно задать вопросы.
Человек – это сложная композиция, сложный пазл из мозаики.
Что есть человек и откуда он взялся – никто не может сказать достоверно. Мы про человека ничего сказать не можем.
Как мы можем про это рассуждать? В этой системе я бы выделил три пазла.
1.Первый сам биологический вид. Хомосапиенс. Это алогичный и странный. Он беспомощный, ни когтей. Ни клыков, ни копыт. Оно безжизненное и выжить не может. У него приторможены инстинкты. Странное существо вроде бы предназначено для другого не для животной жизни. Были одноклеточные а потом появились жгутики. Это моторчик мы не можем объяснить в рамках Дарвинской концепции. Это произошло одномоментно.
Вообще мне близка концепция поэтапного развёртывания ДНК, имеющий целевой и проектный (искусственный) характер. Жтоскорее естественный искусственный – целенаправленный характер, в итоге появляется хомосапиенс. Это дочеловек.
2. Оискусствляющие отношения. Используются природные средства для выживания и добычи питания. Животное осуществляет сложное поведение, употребляет многие вещи, но никто из них не затачивает палочки. Но только человек начинает их делать как инструменты. Палка –копалка – и лопата. Человек из очень странной породы недовольных. Животные не могут быть недовольными и перестать быть собой.
У человека недовольство собой канализируется в желание преобразовать нечто, изменить мир и себя.
3.Рефлексия – интеллектуальная функция. Первичная интеллектуальная функция, в опознавании сознания. Фихте – есть простое восприятие и есть такое состояние, что я знаю, что я вижу и я свободен в своем видении. Зачем нудна рефлексия – для коопераиия мышления и деятельности
Пример. Есть задача – из кастрюли перелить жидкость в бутылку. Ты начинаешь лить и у тебя все мимо льется. Что делает животное, у которого нет такой функции. Он продолжает лить или бросает это дело. Что делает человек? И совершает рефлексивный выход. Она говорит — ОСТАНОВИСЬ. И ты останавливаешь свое действие. Так как оно не приносит результатов на который ты надеешься. Ты переключаешь свое внимание на себя, что ты делаешь не так. И ты пытаешься ПОНЯТЬ и обнаруживаешь, что ширина струи не совпадает с шириной горлышка. Рефлексия сама по себе не включается. Это специально организованное мероприятие или коллективное взаимодействие. Сопоставляется размер, больше меньше. Или ты поднимаешь кастрюлю, чтобы сузить струю или срываешь листок и делаешь воронку.
Понимающая рефлексия ( это Фихте – господа помыслите стену, а теперь – помыслите того, кто мыслит эту стену)
И дальше ты рассуждаешь над вопросом, что не так в ситуации.
Долюди, недовольные собственным существованием и есть интеллектуальная фугнкция, которой нет у животного.
Человек появляется тогда когда появляется совершенно другой тип отражения – языковое мышление. А до этого периода — это предчеловек, но не человек.
Пучок соломы, куча угля, кусок дерева — это разные вещи, тем не менее у них есть одно общее свойство, они выступают в качестве одного свойства – горючее. За счет чего? Что лежит в основании?
Для того что бы выделить это свойство мы должны провести определенную интеллектуальную работу. Выделить общее свойство разным вещам. Наше восприятие не отражает этого свойства. Это некоторое абстрагирование, это объективная связь — знак-горючее-предметы.
Мы можем кодировать вещи знаками и этот язык не зависит от нашего восприятия.
Язык наш так устроен, что он позволяет нам кое что понимать. В языке в свёрнутом виде закодированные многие знания. Сознание — это совместные знания, человеческие знания, в отличие от восприятия. Сознание не существует вне языкового аппарата.
Означать собственное поведение позволяет транслировать из поколение в поколение, что не в состоянии делать животные. И вот тогда и начинается человеческая история – когда появляется воспроизводство, трансляция и передача новых способов поведения и деятельности. Появляется мир мышления Человек является в той мере человеком, когда он является частью того мира которое осваивает сознание и язык.
Если мы обратимся к ветхому завету
Адам и Ева гуляли по эдемскому саду и им было запрещено есть плод с дерева познания добра и зла. Змий уговорил их съесть яблочко. у них появляется знание, способность различать. Они увидели, что они обнажены. У них появилась рефлексия и понимающая способность. Кто из уговорил? Это негативный персонаж, но канонически без воли Господа ни один волос не упадет. (без ведома Бога: “у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:30) Змей – это персонаж из породы недовольных который захотел переделать мир Бога. Значит это искушение послано Богом. Человеческий Мир создан теми, кто был недоволен и кто познал, что есть добро и зло.
Главное, в Библии – это то, что Преобразующее отношение и неудовлетворённость было им привито.
Маркс был прав, что человек появляется только с деятельностью. Но он не понимал, что была предыстория, которая показывает, что человек появляется все-таки с языком в процессе формирования особого языкового отражения и из языка появляется деятельность и мир деятельности и в это мире деятельности появляется человек. В сущностных отношениях он схватил верно, но постмаркстисты (Зиновьев А.) внесли новые различения.
______