Общее описание курса
Слушателям курса предлагается Программа повышения квалификации в области практической конфликтологии (в контексте разрабатываемого профессионального стандарта «Конфликтолог» в России).
Курс построен на принципах системодеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление. Авторский курс с 1998 года апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана. Отзывы
Главный принцип курса – практическая целенаправленность.
Основополагающие принципы курса:
- Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
- Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
- Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.
Цели и задачи курса
Практическая цель курса — формирование конфликтологической компетентности.
Методическая цель курса — раскрыть специфику междисциплинарного подхода к исследованию конфликтов, обнаружить лакуны и дефицит теоретических знаний у слушателей для дальнейшего профессионального развития в области практической конфликтологии.
Главные задачи:
- получить знания, навыки перевода естественных (Е) процессов в искусственный (И) процесс, решая проблемы в конфликтах, развиваясь профессионально и деятельностно;
- формирование стрессоустойчивых и конфликтоустойчивых качеств в конфликтах.
Методические и практические результаты курса:
- получить знания о специфике конфликтов на микро, -мезо и макроуровнях;
- раскрыть специфику исследования конфликтов из разных областей знаний;
- познакомиться с аналитическим циклом исследования конфликтов;
- получить навыки мыследеятельностного подхода к анализу конфликтов;
- раскрыть специфику межпозиционного конфликтного взаимодействия;
- освоить конфликт — метод, как профессионально организованный метод в коммуникации, позволяющий проявить скрытый конфликтный материал;
Методы обучения
В основу повышения квалификации принципы инновационных и орг-деятельностных игр, а потому курс представляет собой экспериментальную площадку, на которой игротехнический режим, тренинги, консультации, разбор кейсов, мини-лекции, дискуссии и интерактивная коммуникация являются основными методами.
Активность и заинтересованность строится на мотивации слушателей, которые рассматривают/анализируют только те конфликтные ситуации и конфликты, которые им предстоит разрешать в реальной деятельности. Вопросы и задачи «берутся» только из реальной практики.
Для качественного усвоения материала, на курсе разворачивается визуальный ряд, схемы, рисунки, диаграммы для того, чтобы излагаемый материал стал более наглядным и доступным для понимания и освоения слушателями.
Итогом работы является Программа и Проект разрешения конфликтов, которые слушатели привлекут как материал для анализа.
Базовым учебным материалом для курса является авторская монография Цой Л.Н. «Практическая конфликтология» (2000 г) и «Организационный конфликтменеджмент (2007 г.)
Каждый слушатель сам формирует свою информационную базу, на основании поставленных им на курсе задач.