Яндекс.Метрика

Отзывы о курсе Цой Л.Н. «Организационный конфликт-менеджмент» с 2002 года

Отзывы о курсе Цой Л.Н. «Организационный конфликт-менеджмент» с 2002 года

Автор схемы Реут Д.
Автор схемы Реут Д.

Идеология и технология курса на принципах системомыследеятельностного подхода

Академические лекции и тренинговый подход в профессиональной подготовке конфликтологов   не подходят. Первый — передает знания без учета реальной ситуации конфликта, а второй   построен на дрессировке.

В подготовке конфликтологов Московской школы конфликтологии   доминирует рефлексивное управление, смысл которого разумно держать в своих руках зону собственной ответственности при принятии управленческого решения. Подход в обучении построен на ценности мышления, рационализации целей, содержательной коммуникации, проектно-практического типа организации работы с конфликтным материалом и с собой.

Программа не дублирует вузовские программы по конфликтологии. Содержание конфликтологического образования связано, прежде всего, с процессами личностного и профессионального самоопределения будущих конфликтологов по отношению к способам и формам организации собственной жизни и деятельности в конфликтных ситуациях.

Программа направлена на создание таких деятельностных ситуаций, в которых формируется безопасное информационное пространство, способствующее осмыслению своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития жизнедеятельности, включая регион проживания, страны и мира в целом.

Задача программы заключается в том, чтобы российские конфликтологи освоили технологии управления, в которых конфликты   выполняли бы функциональную роль развития.

Главный стержень Программы   связан с такой гуманитарной материей, как человеческих возможностей, а потому Программа по принципу проективна, практична и конструктивна. Программа строится на введении особых (рамочных) понятий, презентирующих реальность возможностей/перспектив и выступающих своеобразными каркасами процессов современного самоопределения.

Принцип различения процессов подготовки и процессов реализации, применяемый во всех образовательных программах вузов, заменяется на принцип   аналитической деятельности как рефлексивной практики поддержки принятия стратегических управленческих решений в деятельности и жизни.

Конфликтологи — это субъективно беспристрастные специалисты, на которых   нельзя оказать психологическое и интеллектуальное давление в случае, если принимаемое управленческое решение идет во вред развитию деятельности и решению социальных проблем. Они способны создавать интеллектуальное пространство оформления   мировоззрения управленцев, с помощью поиска ими своих исторических кейсов и   самоопределения в масштабе страны, региона и организации.

Деятельность российских конфликтологов   носит проблемный и задачный характер в целях развития личности, деятельности, общества и государства.

В своей деятельности конфликтологи всегда   попадают в реальную конфликтную передрягу, а потому, для того, чтобы не потерять способность здраво и логично мыслить, анализировать конфликтную реальность, остаться рефлексивно сознательным, необходимо критично анализировать свои мысли и действия, коммуникацию и отношения действующими субъектами. Обучение конфликтологов – это всегда эксперимент и стрессовая ситуация, то есть приближенная к деятельности ситуация.

В основу авторского курса положены:

  • методология социального познания  и содержательно-генетическая логика (Зиновьев А.А.)
  • принципы инновационной методологии и инновационных игр Дудченко В.С.,
  • принципы системомыследеятельностного подхода  (Г.П.Щедровицкий) 

Аксиомы. Управлять конфликтом можно только в том случае:

  • если конфликт сконструирован
  • в нем можно НЕЧТО посчитать (эффективность, экономический аспект, количество)
  • о нем можно говорить и выстраивать коммуникацию (то чего нет в языке — тем управлять нельзя
  • управлять можно процессами развития
  • управлять можно только тем. что проявлено, ясно видимо в точке наивысшего проявления феномена.

С помощью схематизации магистранты видят глубже и детальней конфликтную реальность. Если эффект тиражируется и демонстрируется, значит феномен инновационной методологии  в    образования существует объективно. 

 * * *

 ГУГН» Главная цель курса — наглядная демонстрация методов работы с конфликтами и повышение у нас уровня конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости – была достигнута. Благодаря выявлению реально существующих конфликтов и попыткам их разрешения, я стала ближе чувствовать наш курс, по-моему, наличие ситуаций, когда отдельные члены нашей группы «подвергались»  провокациям и психическим  атакам со стороны преподавателя или самих студентов, сплотило нашу группу, мы стали более открыты друг для друга. В этой связи остается пожалеть, что это произошло только на последнем курсе.
Мне кажется, что для специалистов-социологов недостаточно предложенных нам лекционных часов. Для рассмотрения всей палитры методов управления конфликтной ситуацией, необходимо расширить этот курс, поскольку он является жизненно необходимым для каждого руководителя и для социологов в особенности.  
Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2002 г.

ГУГН«Хотел бы высказать свое мнение о прочитанном курсе. Думаю, неверно полагать, что однозначное мнение о курсе может сложиться либо у глупца, либо у безразличного. Мое мнение именно однозначно. Оно таково, что прочитанный и проигранный курс в значительной степени полезен. Полезен для людей, живущих в любом обществе, а тем более в нашем, многие ситуации в котором настолько непредсказуемы, что решить их, ничего не потеряв, а то и приобретя, можно только используя какое-нибудь «секретное оружие» наподобие, например, данного курса». —  Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2003 г.

ГУГН«Моё впечатление от первого занятия было: «Ух, ты!», другими словами не скажешь. Меня это нисколько не пугало, мне как человеку любопытному было очень интересно, что будет дальше. Я не была в шоке, как некоторые, наверно, сама не знаю как, но я сразу поняла как надо себя вести и как не надо. На других предметах всё по-другому: идёт лекция, вопросы лучше задавать после, к преподавателю на «Вы», другие темы не обсуждаются. Я не против такого преподавания, здесь чёткая структура и иерархия!!! А вот на этих лекциях с преподавателем мы на одном уровне коммуникации..» —     Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2004 г.

ГУГН«Буду краток, процитировав мое же высказывание сокурснице: — «Я пришел в наш ВУЗ осознанно,  в 21 год, и курс Л.Н. Цой именно то, ради чего я и шел получать высшее гуманитарное образование, ради подобных курсов» Очень познавательно, остро, применимо. Спасибо Вам!».-  Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2006 г.

 «Честно говоря, первое впечатление от лекций было весьма сомнительное. Появляется новый преподаватель, который «с порога»  говорит о том, что своей методикой может решить проблемы. Я достаточно скептически отношусь к таким высказываниям, поэтому так получилось, что я заранее выбрал некую защитную позицию, которой придерживался довольно долгое время, но при этом продолжал слушать материал.
Ближе к последним лекциям пришло осознание, что такую методику и возможно показывать лишь в таком агрессивном стиле. Более спокойные и размеренные лекции скорей всего вряд ли оказали бы нужный эффект, так как требовали бы большего времени и большего доверия». Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2007 г.

ГУГН«Думаю, что во многих институтах студенты старших курсов обращаются с напутствиями к первокурсникам, или же в дальнейшем дают какие-то советы, делятся опытом. Но совершенно точно, что рассказывают про то, какие предметы ожидаются в будущем и что собой представляют преподаватели. При чём говорят не про всех, а только про наиболее запоминающихся. Этот курс вошел в число тех, про который нам рассказывали старшекурсники, которые сейчас уже закончили ВУЗ. Одна девушка горилла, что ей, когда она была первокурсницей про этот предмет ей рассказал молодой человек, который был уже на 5 курсе. Позже, когда она уже сама училась на 5-м, и у нее шел этот предмет, она часто после него к нам заходила и рассказывала, что на нём творилось». —  Отзывы студентов 5 курса ГУГН института социологии РАН — 2009 г.

МГЛУ«Когда я только пришла на занятие, я вообще не поняла, что происходит. Начну с того, что, на первое занятие я опоздала и таким образом, сама того не зная, нарушила одну из норм, которые были оглашены позже. Обычно, когда опаздывающий студент заходит в аудиторию, преподаватель ничего не говорит или говорит, что «если вы опаздываете, заходите тихо и никому не мешайте». В данном случае, по этому поводу началась длительная дискуссия с выяснением причин и мотивов опоздания, и я не могла понять, почему такой мелочи (по моему мнению) было уделено столько внимания. Позже, когда требование не опаздывать было озвучено, как норма и были сделаны некоторые пояснения, я согласилась принять это как норму и не нарушала ее».—  Отзывы студентов 5  курса  Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ)  — 2007 г.

НИУ ВШЭ«В первую очередь, хочу отметить, что данный курс был одним из самых необычных из прослушанных мною за время обучения в нашем университете. Меня сразу поразило то, что занятия проходят не в форме лекций и семинаров (как в рамках обычных академических курсов), но в форме живого обсуждения, а иногда и тренинга. Надо сказать, что в рамках бакалавриата у нас уже был семестровый курс по конфликтологии, но он был сугубо теоретическим. А ведь, как известно, знания, которые человек не может применить на практике,— не знания, а всего лишь информация». —  Отзывы магистрантов 1/г обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2006 г.

НИУ ВШЭ«Главной пользой, полученной мною от этого курса, я считаю повышение уровня собственной открытости. Раньше я считал себе не очень застенчивым человеком. После пары занятий я понял, что не прав и понял, что надо работать над собой – ведь человеку, которого нельзя сбить с толку проще добиться успеха.
Я уверен, что значимость многого из того, что я услышал до меня пока не дошла. Однако большего всего меня потрясло то, что говорилось на многих занятиях о темах манипуляции. Это позволило по-новому взглянуть на мои отношения со многими людьми, на те моменты, которым я раньше не придавал значения. Самому, наверное, тяжело до этого дойти». — 
Отзывы магистрантов 1/г обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2009 г.

НИУ ВШЭНикогда ранее не задумывался, что конфликт может анализироваться по четкой однозначной схеме. В моем представлении конфликт – это хаос, а значит, возможны только ситуационные действия.   Прежде чем рассмотреть, я его осознал. Это произошло после первого занятия. Когда же я его выносил на суд публики, то само выстраивание рассказа по определенной схеме уже помогло. Однако ключевым фактором, позволившим мне рассмотреть свой конфликт, стал взгляд со стороны моих коллег. Может быть, это везение (или наоборот невезение), но мне удалось разрешить конфликт, не затрагивая собственных морально этических ценностей.
По жизни, я испытываю страх перед конфликтами и всегда стараюсь избегать их, но принцип «смотреть свои страхам в глаза» подействовал и здесь – я смог трезво проанализировать свой конфликт и найти выход из него.  По мере разрешения одного конфликта, я вскрыл 2 других, но в результате я и их разрешил. Кроме того, я разрешил для себя вопрос, как действовать в ситуации конфликта с людьми, у которых чувства преобладают над разумом». —  Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2010 г.

НИУ ВШЭВ 2011 году курс ОКМ впервые был «построен»   в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS.

  *** «Мои представления о конфликте до курса   были весьма банальными – крик, разрушения, гром и молнии. Сейчас – «всякому конфликту – свое время и место», нет смысла постоянно избегать конфликтов и превращать их во внутренние терзания.
Наиболее запоминающимися методами стали:
— отделение «рассказов» от «фактов»;
— рефлексия.
Курс ОКМ помог мне вспомнить философские и нравственные концепции И. Канта и Ф. Ницще, открыл для меня работы В.С. Мерлина, Н.В. Гришиной, В.В. Столина и др. авторов, чьи работы помогли мне разобрать свой собственный внутриличностный конфликт». —  Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2011 г.

НИУ ВШЭ

В 2012 году курс ОКМ  был проведен в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS.

«Курс был хорош тем, что нас не грузили непереваримой теорией по конфликтологии, а дали попробовать все руками, причем, часто немытыми, и на самом дорогом — на себе. Я считаю, что курс удался, и цели, поставленные в начале, достигнуты. Мы все видели много эмоций, которые показывали нам, что выступающим не так легко излагать свои конфликты, но именно из-за этих эмоций, курс получился честным. У нас появился шанс быть честными не только с собой наедине, в углу, а прилюдно — при аудитории.
И последнее. Хочется особо отметить стиль преподавания, ибо без него курс не был бы таким острым. Любовь Николаевна, вы собственным примером выходили за рамки, только что установленные, провоцируя нас, и в моменты таких провокаций аудитория делилась пополам, одни поддерживали вас, другие – не могли помыслить произошедшее. Вы платили нам за нашу честность, не меньшей честностью. Но именно сквозь такие «обмены» подтверждалась истина, что ключевое значение имеет то, как ты сам относишься к происходящему, а не происходящее». —  Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2012 г.

МПГУ«Сразу могу сказать, что этот курс обязательно надо вводить во все высшие учебные заведения и старшие классы школы.  Если бы я изучала его в школе или институте, то в моей жизни, я думаю, мне не пришлось потратить много времени и сил на выяснение многих давно известных истин.
Например, я потратила 10 лет на сохранение семьи, потому что меня так воспитали родители. Семья – это ценность. Но мои усилия были тщетны, потому что я наивно полагала, что могу изменить человека, тем более больного алкоголизмом. Да, семья – это ценность. Отношения в семье должны быть здоровыми,  а это возможно только со здоровыми людьми». — Отзывы магистрантов 1 г/о обучения каф-ры «Тьюторство в сфере образования» — 2012 г.

НИУ ВШЭ

В 2013 году курс ОКМ  был проведен в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS. 

Когда я выбирала дисциплины по выбору  — курс ОКМ был просто очередным более менее заинтересовавшимся мне предметом, который нужно было занести в индивидуальный план. Про преподавателя курса ходило много слухов – и плохих, и хороших было не мало. Это всегда привлекает – если о предмете и преподавателе говорят на факультете, это действительно, скорее всего, стоящая вещь.
Сначала мне все жутко не нравилось – очень жесткая дисциплина и своеобразным преподаватель с характером. Впервые за свои учебные годы я подумала, что этот курс будет самым сложным – в моральном плане в особенности. Было очень сложно привыкнуть к характеру и требований преподавателя, но с другой стороны такие сильные люди меня всегда восхищали. Через несколько занятий я поняла, что нужно просто посмотреть с другой точки зрения – не такое как все, не значит плохое. И в самом деле, курс ОКМ оказался в итоге одним из самых интересных курсов. — Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2013 г.

НИУ ВШЭ                                  

В 2014 году курс ОКМ  был проведен в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS. 

 

Изначально, отношение к курсу у меня было предвзятым. Все из-за того случая, когда я опоздала.  Соответственно, информация воспринималась тяжело, каждый раз приходилось преодолевать себя, чтобы прийти на этот курс. Однако, отстранившись от личных переживаний, могу честно сказать, что занятия проходило познавательно и информация, полученная во время курса полезна. Это  единственная дисциплина, которая дала мне знания, которые  можно использовать в повседневной жизни.  Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2014 г.

________________

Рефлексивные отзывы слушателей, окончивших ВТОРЫЕ курсы повышения квалификации в институте психологии СВФУ, Республика Саха (Якутия) 12-13 марта 2020 года

Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации по Социологии конфликта   с 02-07 марта 2020 г. (Девятый  выпуск)

Рефлексивные отзывы слушателей с 30 сентября по 05 октября 2019 г. 

 Рефлексивные заметки магистрантов – конфликтологов Института психологии СВФУ, после освоения дисциплин «Организационный конфликт-менеджмент и «Конфликтологическое консультирование» Март 2019 г. г. Якутск .

Рефлексивные отзывы магистрантов-конфликтологов Института психологии СВФУ (март 2018 г.)

Рефлексивные отзывы слушателей курса повышения квалификации в НОЦ Института социологии РАН и в Московской Школе Конфликтологии с 26 февраля по 3 марта 2018г.

Рефлексивное эссе слушателей курса с 02 -07 октября 2017 г

Рефлексивные заметки  13-18  марта 2017 г. Курсы повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами»

 Рефлексивные заметки по итогам инновационного семинара-тренинга  «Конфликты в сфере ЖКХ: конструктивные модели коммуникации с жителями» — 03-04 сентября 2016 г. 

Рефлексивные заметки некоторых участников  Летней Ростовской школы конфликтологов совместно с Московской школой конфликтологии   (июль—август 2016 г.)

Заметки по итогам инновационного семинара-тренинга «Конфликты в сфере ЖКХ: конструктивные модели коммуникации с жителями» 04-05.2016 г.

Отзывы участников  инновационного семинара –тренинга «Конфликты в сфере ЖКХ: конструктивные модели коммуникации с жителями».(02-03 апреля 2016 г.)

 Отзывы. 21-26 марта 2016 г. Курсы повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами»

 РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ О КУРСЕ  (с  3 по  8 августа 2015 г.)

Студенты  МГГУ 2013 г.

Отзывы участников семинара в Екатеринбурге 2011 г

Рефлексия участников 3-х дневного инновационного семинара. (Главные врачи и наркологи  наркологических служб московской области) 2003 г.

Рефлексия участников третьей школы конфликтологии. 1999 г.

Рефлексия участников первой Социологической школы конфликтологии. 1998 г.

Отзывы участников семинара на тему «Конструктивные модели коммуникации в конфликтных ситуациях»


 

Программа курса «Организационный конфликтменеджмент   

 

 

Конфликтология и конфликты