Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса МГЛУ — 2007 г.

Отзывы студентов 5 курса МГЛУ — 2007 г.

МГЛУ* * *
Этот курс очень сильно повлиял на мое восприятие окружающего мира. Сначала изменения не были так ощутимы, но затем, в процессе бесед с молодым человеком, пришло осознание того, что любую ситуацию можно рационализировать. Ситуация стала видеться с разных сторон, она как бы складывается из кусочков, которые плотно подгоняются один к другому.  Но с другой стороны в результате такой рационализации всплывают ранее незаметные моменты, которые не всегда оказываются приятными.
Сначала было достаточно тяжело абстрагироваться от всего и начать рассказывать о своих переживаниях и чувствах. Главное, было понять, что все, что говорится, это опыт и только полезный. Это было очень интересно и познавательно. Мне кажется, что психолог должен уметь говорить, не стесняясь.
Мы увидели, как можно отойти от привычного уже видения мира и встать на другую позицию. В этом плане у нас появился чрезвычайно ценный инструментарий.  Благодаря тому, что курс проводился в форме тренинга, каждый рассматривал ситуацию, крайне значимую для себя, получилось очень интересно и познавательно.
* * *
Про себя я могу однозначно сказать, что мне стало легче и воспринимать такие ситуации, и действовать, а не сидеть, сложа руки, погрузившись в собственные переживания. После моих решительных действий сложилось впечатление, что мой молодой человек  сам хочет изменить своё отношение и свои нормы во взаимоотношениях. Последнее время он ведёт себя крайне внимательно, не допускает никаких ссор. Пытается обсуждать все недопонимания, хотя раньше на обсуждение он шёл крайне неохотно. Я считаю, что подобная методика разбора конфликта очень полезна. Она помогает полностью изменить не только своё отношение к ситуации, но и к ряду других конфликтных ситуаций, а часто и вовсе их избежать. Я считаю данный курс чрезвычайно полезным для себя, своих отношений с окружающими и своей будущей профессии, а значит и работы. Конечно, он был бы более продуктивным, если бы проводились также практические занятия, тренинги и т.д. Важно также отметить, что мое отношение к курсу существенно изменилось по сравнению с началом семестра.
Если говорить о преподавателях, то такой стиль, с одной стороны, приносит хорошие результаты, но, с другой, лично я против излишней категоричности в суждениях и высказываниях.
* * *
Для начала стоит сказать, что это был один из самых напряженных курсов за 4,5 года обучения в Университете. Поскольку на остальных лекциях от нас требовали механического записывания информации, а на занятиях по конфликтологии каждый записывал то, что нужно конкретно ему, применимо к каждой конкретной ситуации, а это подразумевает постоянное осмысление поступающей информации.
Первое же занятие привело меня в замешательство, и это было связано с ломкой стереотипов, столь уютно расположившихся в наших головах. Также меня часто одолевало непонимание происходящего, я не понимала, как можно ту или иную информацию «приладить» к решению конфликтов, но это, опять же, связано с моими личными стереотипами: раньше я в большинстве случаев пыталась не разрешить конфликт, а уйти от него или дождаться, пока он сам разрешится. С детства я привыкла к мысли, что конфликт – это плохо, что конфликты разрушают. Сейчас я понимаю, что не стоит избегать конфликтов, а надо ими управлять. Умение разрешить конфликт способствует развитию личности, человек должен уметь выйти из любой ситуации.
Большое преимущество данного курса заключается в коллективности проведения занятий: было проанализировано несколько совершенно разных конфликтов, и я поняла, что это поможет нам научиться разрешать не только свой конкретный конфликт, но и другие, не вынесенные на занятие. По моему мнению, этот курс был в той или иной степени полезен каждому студенту нашей группы, так как немногие знают, как правильно разрешать конфликты.
Но коллективность обсуждения так же и мешает: принцип открытости, заявленный, среди прочих, на первом же занятии, подразумевает откровенность, а рассказывать достаточно личные вещи людям, которых ты знаешь пусть даже больше 4 лет, сложно. Может быть, стоит ввести полностью письменную форму эссе для тех, кто чувствует себя недостаточно уверенно для публичного выступления?
Как я уже отмечала, мне было достаточно сложно вынести свой конфликт на открытое обсуждение, пришлось преодолеть собственные барьеры. Но, сделав это, и рассказывая свой конфликт, я по-новому взглянула на него, поставила перед собой новые вопросы и задачи, и в этом еще один плюс такого построения работы в рамках этого курса.
Я могу сказать, что некоторые постулаты изначально были мне близки, как будто некогда я сама пришла к этому, но теперь мое понимание оформилось, но также я открыла для себя что-то новое. Например, это связанно с понятием и природой агрессии. Также я пересмотрела свои взгляды на некоторые ситуации. Теперь я могу выявить природу той или иной ситуации, обрисовать для себя лан действий и не бояться действовать, что важнее всего. Конфликтную ситуацию можно использовать для своих целей, вводить новые нормы общения, работать над собой. При таком подходе оказывается, что все пугающие конфликтные ситуации оказываются не такими сложными. Самое страшное, что может произойти – это разрыв отношений с человеком, зато на другой чаше весов – возможность перехода на новый уровень взаимоотношений, новый опыт, освобождение от напряжения – всё это стоит активного включения в конфликт.
Подводя итог, я могу сказать, что, за исключением некоторых мелких неприятных моментов, которые даже не стоят упоминания, курс был информационно насыщен и полезен для нашей группы. Работа в рамках этого курса помогла нам взглянуть друг на друга по-новому, можно даже отметить большую степень сплоченности вследствие обсуждения тех или иных конфликтных ситуаций. Приобретенный опыт важен для продолжения карьерного пути и для настройки отношений с родными, для переосмысления многих взглядов на мир и выработки новых норм взаимоотношения с окружающими.
* * *
Мне очень понравился курс » Организационный конфликтменеджмент». Я считаю, что  важным условием продуктивного прохождения любого курса являются не только теоретические, но и практические занятия. Курс предоставил нам хорошую возможность применить наши теоретические знания на практике. Я приобрела необходимые знания и навыки в области психологического консультирования, что несомненно является необходимым не только в моей будущей профессиональной деятельности, но и поможет мне непосредственно в жизненном общении с людьми. Тренинговые занятия помогли во многом разрешить ситуации, которые долгий период времени не находили выхода. Что поразительно, сами, постепенно, практически незаметно, мы нашли для себя решение для каждого конкретного случая.
Самое главное – это конкретизировать проблему, выделить четко цели, задачи, предмет, интересы, мотивы, средства, факты, рассказы, правовые нормы. Составление картографии является важным переломным моментом в разрешении конфликта. Определение всех основных пунктов уже само по себе является наполовину разрешением конфликта или конфликтной ситуации. Также во многом к выходу из конфликта ведет рефлексия. Когда мы продумываем про себя, а в чем реально кроется проблема, почему она нас волнует, что мы можем сделать для ее ликвидации, как меняется наше отношение по ходу рассуждения вслух и наблюдения за обсуждением схожих ситуаций.
* * *
Курс » Организационный конфликт-менеджмент» позволил по-другому посмотреть на многие вещи. В реальной жизни понятие «конфликт» носит стереотипно негативную окраску. Мало кто из нас задумывается над тем, какие положительные стороны имеет любой конфликт. Что конфликт может не только ухудшить, но и во многом улучшить и даже укрепить отношения. Но только в том случае, когда обе стороны осознают этот факт. Ведь цель продуктивного конфликта —  наладить отношения между людьми, повысить уровень взаимоотношений, узнать о человеке больше, получить новую информацию, получить бесценный опыт разрешения конфликта, выработать новые модели поведения, которые в дальнейшем позволят избегать напряжения в отношениях. В конфликте мы обнаруживаем в себе новые ресурсы. Лично для меня переход на новый уровень отношений таким способом очень близок. Также аналогично изменилось отношение к понятию «агрессии», которое в нашем обществе тоже несет негативное значение. Хотя это далеко  не всегда негативное явление.
Это очень важно, когда что-то позволяет тебе посмотреть на ситуацию, явление с другой, неожиданной для тебя стороны. Интересно узнать новые грани уже известных вещей, расширить сферы своего сознания. Именно это и позволил мне сделать курс « Организационный конфликтменеджмент».
* * *
В результате курса у меня изменилось отношение и к конфликту. Раньше я считала, что любой конфликт несет в себе исключительно негатив. Но я поняла, что ошибалась. С помощью конфликта можно перейти на новый уровень развития отношений. Конфликтом можно управлять, направляя его в то русло, в которое нужно. Еще я поняла, что любая, даже на первый взгляд безвыходная ситуация, имеет выход. Ведь моя ситуация казалась мне именно такой. Но оказалось, что самого оптимального, устраивающего обе стороны выхода я просто не видела.
Сначала я не понимала, что со мной произошло, с чем связано такое изменение. Но потом я поговорила с несколькими одногруппницами, и оказалось, что с ними произошло то же самое.    Я считаю, что это очень хороший показатель, когда в течение курса разрешились конфликты 3-4 человек из 16.
* * *
Данный курс оказался одним из немногих, максимально приближенных к практике. За 4 с половиной года обучения мы получили достаточно теоретических знаний в разных областях психологии, но как применять их на практике, для многих из нас оставалось непонятным. В этом отношении польза курса конфликтменеджмента несомненна. К тому же у меня пропал внутренний барьер, существовавший у меня  на протяжении длительного времени и часто достаточно сильно мне мешавший. Дело в том, что мне всегда было достаточно трудно выступать перед большим количеством людей. Когда я узнала, что необходимо рассказать достаточно большому числу людей о своей проблеме, меня это сильно встревожило. Как я и ожидала, начинать рассказ было достаточно сложно, но потом, к моему удивлению, я забыла все свои прежние страхи и начала абсолютно спокойно излагать суть своего конфликта. Лично для меня это был очень ценный опыт, который, без сомнения, поможет мне в будущем. Во время занятий преподаватели также приводили примеры из своей жизни, тем самым, разряжая атмосферу и стирая некоторые границы между преподавателем и студентами, которые так четко видны на занятиях других преподавателей. Это помогало студентам раскрепоститься и укрепляло координацию сил преподавателя и студента в работе над конфликтом.
Занятия проходили достаточно насыщенно и эмоционально, что не позволяло расслабиться на протяжении обеих пар.

Студенты МГЛУ 2007 г.
Студенты МГЛУ 2007 г.

* * *
Я считаю, что данный курс  помог сплочению нашей группы. С первого курса все студентки разделились на небольшие группки, и общение проходил в основном в пределах этих группок. В результате к пятому курсу мы практически не знали друг друга. Но после второго занятия я заметила следующее: некоторые девушки узнали, что у их одногруппниц, с которыми они до этого практически не общались, такие же проблемы, с которыми столкнулись и они. На перемене после пары происходило активное обсуждение этих проблем. Некоторые девушки сказали, что узнали о своих одногруппницах много нового. Я считаю это очень положительным эффектом.
* * *
И в конце мне бы хотелось сделать одно критическое замечание. Оно касается рефлексии в конце каждого занятия. Лично мне было достаточно сложно сразу сказать,  что явилось для меня самым полезном в каждом занятии. Я считаю, что для осмысления этого требуется время. Поэтому многие девушки ограничивались стандартными фразами вроде «для меня все было интересно и полезно» или одна девушка говорила что-то более или менее осмысленное,  а остальные потом говорили то же самое разными словами. Я считаю, что такая рефлексия была бы эффективней не в конце занятия, а в начале относительно материала предыдущего занятия.
* * *
Первое занятие вызвало у меня довольно двойственное отношение к данному курсу. С одной стороны, мне было интересно, т.к. любой новый предмет вызывает у меня чувство здорового любопытства и связан с определёнными ожиданиями. Но, с другой стороны, уже первое занятие в рамках данного курса разительно отличалось от других предметов. Отличалось тем, что на нём не было стандартного порядка проведения лекций (когда лектор говорит полчаса, а студенты занимаются своими делами, иногда записывая пару слов в тетрадь).
Когда я только пришла на занятие, я вообще не поняла, что происходит. Начну с того, что, на первое занятие я опоздала и таким образом, сама того не зная, нарушила одну из норм, которые были оглашены позже. Обычно, когда опаздывающий студент заходит в аудиторию, преподаватель ничего не говорит или говорит, что «если вы опаздываете, заходите тихо и никому не мешайте». В данном случае, по этому поводу началась длительная дискуссия с выяснением причин и мотивов опоздания, и я не могла понять, почему такой мелочи (по моему мнению) было уделено столько внимания. Позже, когда требование не опаздывать было озвучено, как норма и были сделаны некоторые пояснения, я согласилась принять это как норму и не нарушала ее.
Во время первого занятия были установлены определённые нормы, которые были приняты всеми. Например, одна из норм данного курса было участие в дискуссии от начала до конца, т.е. не просто присутствие на занятиях, а именно непосредственное участие в обсуждениях во время занятий.
В целом, данный курс являлся полностью инновационным курсом и значительно отличался от тех курсов, которые у нас были до этого.
Результатом занятий является описание того, как были применены полученные знания и навыки при решении реально существующего (незавершенного) конфликта.
Все темы занятий были продемонстрированы на практике с участием студентов, что способствовало, как мне кажется, более эффективному усвоению материала и осознанию своего места в конкретной ситуации.
Рассмотрение каждой ситуации начиналось с описания конфликта. Затем ситуация изображалась в виде схемы, где определялось место и роль самого студента, как участника конфликта и других его участников. Потом задавались вопросы (но не советы) остальных студентов, проясняющие некоторые детали ситуации, а также уточнялось, чего именно хочет добиться участник конфликта, то есть какие цели он перед собой ставит и желает достигнуть.
Таким образом, выяснилось, что большинство конфликтов связано с нормами и стереотипами, сложившимися у участников конфликта и, как правило, противоречащими. Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо выработать некоторые навыки, позволяющие осознать, когда эти нормы необходимы, а когда нет, а также как изменять отношение к ситуации, если невозможно изменить саму ситуацию.
Некоторые темы занятий возникали стихийно, то есть предметом обсуждения становились реальные ситуации, произошедшие непосредственно в аудитории.
Результатом этого курса стало то, что я поняла, что можно разрешить любой, даже самый, казалось бы, сложный и неразрешимый конфликт, если уметь управлять этим конфликтом, уметь правильно реагировать на «удары» со стороны другого участника конфликта, сохранять себя и свои цели в конфликте.
Мне кажется, что этот курс может быть интересен и полезен каждому человеку, так как конфликты возникают во всех сферах жизни общества, но не многие знают как вести себя в конфликте и как правильно и конструктивно разрешать разного рода противоречия. Также этот курс учит нас бороться со стереотипами, которых к нашем обществе превеликое множество. Мне кажется, если бы каждый человек умел смотреть на мир так, как нас пытались научить Любовь Николаевна и Сергей Сергеевич, конфликтов и спорных ситуаций было бы довольно меньше. Но и при их возникновении довольно быстро можно было бы найти пути их разрешения.
* * *
В общем и целом данный курс мне понравился, главным образом потому, что у нас за все годы обучения было очень мало практических курсов, где нам давали что-то, что можно применить к себе здесь и сейчас, а уж тем более не давали никаких подобных техник, с которыми можно работать. Этот курс дал мне представление еще об одной возможности заработка в профессии психолога. Просто до недавнего времени я, да и не только я, не представляла себе, что вообще можно делать, где работать, получив психологическое образование. Так же я узнала много нового о самой себе, научилась разбираться  в своих отношениях с людьми, это я считаю очень важным для профессионального психолога.
Единственное предложение, которое мне бы хотелось внести касается практической работы с конфликтами. У нас в группе были люди, которые разбирали свои собственные конфликты с кем-то, и были люди, которые выступали в роли консультантов при рассмотрении чужих конфликтов. И тот, и другой опыт представляется мне очень важным, поэтому я хочу предложить разбивать студентов на пары так чтобы они консультировали друг друга по своим конфликтам. Получится, что каждый выступит и в роли клиента (научится решать свои конфликты), и в роли консультанта (научится консультировать другого в ситуации конфликта). И в конце студенту нужно будет сдать две работы: отчет о том, как он решил свой конфликт, и отчет о том, как он вел консультирование своего «клиента».В целом курс был очень интересным и познавательным. Спасибо вам за него.
* * *
В  процессе курса   еще до расставания я стала смотреть на ситуацию по-другому. Я перестала жалеть Х, перестала его оправдывать. Для себя я еще раз осознала, что если человек чего-то не делает, значит, он не хочет этого делать.
Данный курс помог мне понять, что построить прочные отношения гораздо реальнее, чем мне казалось. Раньше я думала, что помимо всего прочего, по большей части это зависит от везения – повезло с партнером или нет. Но на самом деле, отношения – это работа, в которой успех зависит от самого человека.
Сложно и зачастую неприятно было слушать и говорить открыто о своих проблемах. Но я видела, что многим это помогло пройти через конфликт и разобраться в нем. Понимаю, что для того, чтобы решить проблему, необходимо ее проговорить, но, например, мне было неприятно, когда ко мне после пар подходили одногрупницы, сочувствовали, рассказывали, в каких они бывали ситуациях или спрашивали, действительно ли я рассталась с Х, или это было сказано для того, чтобы не писать эссе.
А в принципе курс мне понравился, и большое спасибо за курс и уделенное нам время.
* * *
Для меня этот курс стал ассоциироваться с переломным этапом в моём восприятии действительности. До этого момента я никогда не выходила на столь высокий уровень рационализации ситуации. С одной стороны это сильно усложняет жизнь: теперь вместо того, чтобы просто жить, всё время на чём-то фиксируешь своё внимание (возможно, это связано с тем, что мы анализировали актуальные и очень значимые ситуации). С одной стороны, это помогало, потому что было ощущение, что делаешь что-то важное для себя. Но с другой стороны, перенося профессиональные методы работы на личную жизнь, всё время чувствуешь опасность стать только профессионалом и перестать быть женщиной.
В этом аспекте, работа по консультированию других людей в их конфликтной ситуации представляется мне менее болезненной. Однако, в консультировании есть очень серьёзный «подводный камень». В этом случае консультант берёт на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки клиента. К такой работе можно подходить только полностью осознавая свою ответственность и возможные последствия. В случае личной ситуации человек заведомо несёт ответственность за то, что он делает.
В целом курс получился очень интересный. В первую очередь, конечно потому, что поводился в совсем новой для нас форме. Первое время было тяжело, нужно было привыкнуть рассказывать о своих чувствах и мыслях. Однако, я считаю, что нам, как специалистам такая работа была просто необходима.
* * *
Этот курс изначально вызвал у меня интерес, так как он бросает вызов тому, к чему мы привыкли, и позволяет попробовать себя с новой точки зрения. Правда, когда я только начинала работать с конфликтной ситуацией, было ощущение, что я как бы подглядываю, лезу в чужую жизнь, на что не имею права, но потом, когда появились какие-то результаты, стало гораздо проще. С технической точки зрения, методика по работе с конфликтами, которой мы пользовались, работает, но мне кажется, получится применять ее не ко всем ситуациям, так как, все равно у каждого человека есть очень близкие отношения, которые настолько ценны, что не он не может анализировать их из страха испортить, а эта методика всегда предполагает риск. Возможно, это зависит от степени профессионализма человека, но в любом случае, это интересный опыт, который можно использовать в других ситуациях.
* * *
Я считаю, что курс «Организационный конфликтменеджмент», а также написание эссе имели определенное положительное значение. В первую очередь,  я получила возможность попробовать себя, свои силы в качестве психолога-профессионала, попытаться объективно проанализировать конфликтную ситуацию, овладеть основными методами и  принципами, необходимыми в процессе работы консультанта. Также курс стал для меня своеобразным тренингом личностного роста, полученные знания и опыт мне пригодятся в повседневном общении и взаимодействии.
Очень было приятно прослушать курс конфликтология, особенно приятно, что на пятом курсе. Радостно было получить опровержение многим знания, которые тащились с самых первых курсов, и наконец то найти применения тем, некоторым ,которые оказались верными. Некоторые теоретические базисы, которые предоставлялись в лекциях, казались несколько упрощенными, но безусловно, это было их огромным плюсом поскольку такие вот ортодоксальные знания побуждают к спорам, в которых как известно рождается истина.  Огромное  Спасибо!

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»