Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2004 г.

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2004 г.

ГУГН***
Мое впечатление от курса в целом отличается от тех чувств и эмоций, которые были пережиты на семинарах. На семинарах, иногда даже за очень короткий период времени, мною были испытаны самые разнообразные чувства, от радости и удовольствия от происходящего, до полного неприятия и обиды. На первых занятиях иногда возникало чувство непонимания происходящего, я думала, что таким образом все равно не возможно решить конфликт. Надо признать, что до этого я, в большинстве случаев, не пыталась разрешить какие-либо противоречия или конфликты, а полагалась на то, что в зависимости от ситуации конфликт сам как-нибудь разрешится.
В каждой рассказанной и проанализированной реальной конфликтной ситуации я нашла «частичку себя» и поняла, что в любой из этих ситуаций, в той или иной степени, может находиться каждый человек. Так, после того как было раскрыто и проанализировано несколько совершенно разных конфликтов, я сделала для себя некоторые выводы, которые, как я думаю, мне пригодятся в дальнейшем, когда возникнет какое-либо противоречие или конфликт. Я поняла, что в конфликте необходимо определить для себя те задачи и цели, которые нужно достичь, и сохранять их до конца; что при разрешении конфликта опираться на факты и придавать значение не форме, а содержанию. Также, существенным для меня было то, что есть ситуации, когда нарушение каких-либо норм и принятие новых норм ведет к более эффективному взаимодействию и помогает конструктивно разрешить конфликт.
Таким образом, я поняла, что можно разрешить любой, даже самый, казалось бы, сложный и неразрешимый конфликт, если уметь управлять этим конфликтом, уметь правильно реагировать на «удары» со стороны другого участника конфликта, сохранять себя и свои цели в конфликте.
Мне кажется, что этот курс может быть интересен и полезен каждому человеку, так как конфликты возникают во всех сферах жизни общества, но не многие знают как вести себя в конфликте и как правильно и конструктивно разрешать разного рода противоречия.
***
Общие впечатления от авторского курса Л.Н. Цой у меня самые благоприятные, поскольку лично я получил много полезной и практической информации. Хотя многие рассматриваемые конфликты были мне знакомы, как типичные, инновация в данном курсе заключалась в кардинально новом подходе к конфликтологии. Основная отличительная черта курса Л.Н. Цой заключается в непосредственном участии в конфликте обучаемого, что, разумеется, приводит к прочувствованию материала и его лучшему усвоению. Авторская методика Л.Н. Цой предполагает наличие у ведущего этого курса феноменальных способностей видеть личностные характеристики людей и атмосферу в коллективе (в таких способностях из нашего курса не признался никто, за исключением одного человека). Также отличительными чертами авторского курса являются постоянные провокации и конфликты, при выявлении у участников их целей и задач и дальнейшего направления конфликта в конструктивное русло. Подробно все этапы прохождения инновационного семинара — тренинга расписано у автора в книге «Практическая конфликтология».
На мой взгляд, ограничение применения этого курса заключается в возможном отсутствии указанных выше качеств у другого преподавателя данного курса. Также опыт показывает, что многие конфликты носят либо «коммунальный», либо антагонистический характер, что делает невозможным вывод конфликтов в конструктивное русло. Несмотря на указанные ограничения, данный курс очень полезен для студентов социологических и психологических факультетов и применим во многих сферах, особенно в сфере бизнеса, и конфликтов внутри малых групп.
***
Теперь я хочу указать те основания, которые позволили мне наиболее откровенно говорить о своих проблемах, тем более, что откровенность в принципе стала одной из самых труднопреодолимых препятствий для нашей группы. С этим в определенный момент подготовки столкнулась я сама, спросив себя, смогу ли я сообщать о себе достаточно личные вещи. Я решила, что не буду говорить того, чего не смогу сказать, не пожалев об этом, Но я скажу то, что необходимо для раскрытия ситуации и одновременно о чем я могу сообщить без обмана и приукрашивания, — я считаю, что это возможно, поскольку учебная ситуация изначально предполагала форму монолога с уточняющими вопросами, а не допроса.
С самого первого момента я воспринимала суть данного курса как игру с установленными правилами, что позволило мне чувствовать себя в ней довольно комфортно. С этой точки зрения меня еще больше удивляла позиция некоторых студентов, которые не желали следовать отдельным правилам — ведь участие в игре возможно при следовании всем ее правилам, кроме того, все люди обычно очень искусные игроки в жизни, причем ,абсолютно не осознавая данного факта, но почему-то боятся этого в довольно ограниченном в разных смыслах пространстве аудитории. Многие, возможно, думали, что окружающие участники и преподаватели «покушаются» на их личность и уникальное «я», тогда как речь шла лишь о личности как типе поведения и мышления, не привязанной только к конкретному человеку, но носителем которой он является (например, не «Х плохо/ неправильно/ нерационально поступает в данной своей ситуации», а «поступая как Х в аналогичной ситуации вы придете к таким же, как она, последствиям; если у вас другая цель — ищите иные пути» и т.п.). Понимание этого положения каждым участником я считаю необходимым для участия в любом инновационном процессе, так как очень высока степень неопределенности и риска, но только таким образом возможен переход на новый уровень коммуникации.
Учебная группа является идеальным пространством для освоения инновационных технологий: отношения в группе уже оформились, и что бы ни было сказано мной, для моих «сторонников» это не будет открытием, а мнение «противников» уже давно не принципиально, поскольку мы ничем не связаны, лишь находимся в одной ситуации «здесь и теперь» со схожими целями.
***
Моё впечатление от первого занятия было: «Ух, ты!», другими словами не скажешь. Меня это нисколько не пугало, мне как человеку любопытному было очень интересно, что будет дальше. Я не была в шоке, как некоторые, наверно, сама не знаю как, но я сразу поняла как надо себя вести и как не надо. На других предметах всё по-другому: идёт лекция, вопросы лучше задавать после, к преподавателю на «Вы», другие темы не обсуждаются. Я не против такого преподавания, здесь чёткая структура и иерархия!!! А вот на этих лекциях с преподавателем мы на одном уровне коммуникации (не потому, что мы можем сказать «Ты»), а потому что мы говорим обо всём, да ещё и не отходим от учебного плана. Лекции красочны и интересны, и ты не думаешь о том, что надо сидеть четыре пары. Когда утром встаёшь и едешь на другие предметы, то идёшь не спеша, спишь на ходу. А тут, ты летишь, боясь опоздать, а если, не дай Бог, ты опаздываешь, то на ходу копаешься в своём сознании в поисках объективной причины, похожей на фарс мажорную или сердечно-сосудистую. Таким образом, уже с утра «мозги начинают быстро работать», а вот когда ты приходишь в аудиторию, (я говорю по себе), то тут ты просто отдыхаешь…
***
Мое отношение к конфликтам и конфликтным ситуациям никогда не было отрицательным, но я никогда не признавала за ними какую-либо роль в развитии личности. Конфликты не ведут к разрушению, а способствуют получению новых знаний и приводят к возникновению новой точки зрения на существующую проблему. Так же конфликт – это огромная сила, которой можно управлять. В конфликтных ситуациях развенчиваются старые стереотипы восприятия. Развитие через конфликт это основной метод с которым мы познакомились на этом курсе лекций. Развитие невозможно в пределе достигнутого, а конфликт один из способов для разрушения старых норм.
Главное, что я вынесла из данного курса лекций это то, что человек, который развивается, не боится конфликта, так как личность проявляется именно в конфликте. Такой человек ищет экстремальные ситуации, чтобы выявить границы восприятия. Конфликт может разрушить только слабого человека. Чем больше критических ситуаций, тем больше возможностей для развития человека.
Поэтому, не стоит бояться конфликтов и конфликтных ситуаций, не надо закрываться, пытаться избежать проблем, ведь рано или поздно она все равно вас «догонит» еще более запутанная и извращенная. Раньше существовали представления, что защищаться нужно мысленно ограждая себя стеной от конфликтных ситуаций, но это был принцип вчерашнего дня. Сегодня главный принцип – это принцип открытости. Именно открытость, не боязнь столкновений в коммуникациях приводит к развитию, а закрытость как раз приостанавливает развитие. Открытость это взаимный процесс, и парадокс заключается в том, что чем больше мы будем открыты, тем больше мы будем защищены. Конечно, понятие «открытости» — это условное понятие, нет постоянной степени открытости, а есть некие границы, которые определяются темой и ситуацией, а также задачами преследуемые человеком в данной ситуации.
Множество стереотипов в поведении есть в каждом человеке, и именно в конфликтной ситуации видны многие шаблоны восприятия.
***
«Инновационные игры». Название представлялось всем очень загадочным, особенно неясным было слово «инновационные». Однако с началом предмета непонятного стало ещё больше. Не объясняя ни сути, ни цели нового предмета, преподаватель, приглашённый из МГСУ (Московский Государственный Социальный Университет) разделил класс на несколько групп, к каждой из которых «прикрепил» своего ученика-студента – руководить процессом. Каждой группе предлагалось выбрать и совместно проанализировать какую-нибудь конфликтную ситуацию, а затем описать возможные выходы из неё. После обсуждения от группы выдвигался один докладчик, от которого требовалось изложить всю ситуацию перед остальными группами, участники которых, в свою очередь, должны были задавать ему вопросы, комментировать и предлагать свои пути решения проблемы. Результатом всего, к сожалению, явилась жуткая словесная перепалка всех учащихся, чуть ли не дошедшая до драки, и полное непонимание того, чего же в действительности хотел преподаватель, и при чём тут «инновации». Для меня это тоже оставалось загадкой и вызывало недоумение.
Отчасти из-за всего вышесказанного введение в нашем институте такого предмета как: «Инновации в образовании: развитие через конфликт» вызвало мой неподдельный интерес. Я надеялась получить ответы на некоторые свои вопросы и прояснить для себя смысл термина «инновации».
На интуитивном уровне «инновация» представляется мне как нечто новое; какое-то новое явление, которого не было раньше, и которое возникло в ответ на вновь возникающие и растущие нужды общества. Исходя из названия курса, логично предположить, что этим новым (явлением) является возможность личностного развития (а также отношений) через конфликт, или через обострение конфликтной ситуации. По крайней мере, так я это понимаю. То есть суть, по-моему, заключается в том, что не надо бояться и избегать конфликтов, а, наоборот, по возможности использовать конфликтную ситуацию (зная определённые технологии) для собственного развития. Войдя в конфликт, пройдя его и разрешив, люди могут перейти на новый уровень общения друг с другом, более продуктивный. Отчасти я это знала из собственного опыта. Дело в том, что мы с моим молодым человеком, прообщавшись в течение трех лет, довольно часто вступали в конфликты по разным вопросом. Можно даже сказать, что это было нашим способом общения. Однако, каждый раз разрешая очередной конфликт, мы вступали чуть-чуть на более высокий уровень взаимоотношений, узнавали что-то новое друг о друге, меняли некоторые устоявшиеся взгляды на многие вещи. На каком-то этапе наших взаимоотношений, вступая в очередной конфликт, мы (интуитивно) стали делить листок на части и писали, кто из нас чего хочет, пытаясь таким образом найти противоречие. Однако ни я, ни он никогда не предполагали, что конфликт может выступать специальным методом, инструментом решения многих вопросов. Для меня это было открытием. Я, как, наверное, и многие другие люди, раньше всё же старалась не вступать в конфликты, по возможности избегать их. Теперь я понимаю, что иногда обострение каких-то напряжённых ситуаций может помочь быстрее выявить накопившиеся противоречия. А время, как известно, очень ценная вещь!
Переходя к вопросу о моём впечатлении от занятий, хочу сказать, что первое, что мне бросилось в глаза – это личность преподавателя, и уже во вторую очередь я стала отслеживать содержание предмета, хотя такое разделение довольно условно. Л.Н.Цой произвела на меня впечатление человека яркого, эмоционального и, что самое главное, действительно увлечённого своим делом. Я пишу об этом неслучайно. Дело в том, что образ такого человека сразу настраивает на определённый лад, на определённое эмоциональное состояние. В данном случае заинтересованность преподавателя передавалась и мне. Что касается впечатлений от манеры вести лекции, да и от самих лекций (в особенности, от первой), то по началу у меня возникло чувство удивления, замешательства, даже некоторой тревоги, поскольку Л.Н. Цой разрушала все имеющиеся представления о привычных методах ведения лекций. К тому же нормы, введённые в самом начале предмета, не совсем укладывались в рамки моего представления об их выполнимости.. Так, например, внутренне я никак не могла согласиться с требованием называть преподавателя на «ты». Это вызывало определённый дискомфорт и желание не подчиниться, поспорить. Также меня немного волновал пункт об обязательной активности. То есть я была с ним согласна, но знала, что у меня это вряд ли получится. Однако, быстро поняв, что к предъявляемым требованиям можно относится как к части игры, как к данности, я успокоилась и попыталась по возможности следовать этим правилам. В этот момент я более чётко ощутила, что в каждой ситуации могут быть свои собственные нормы, надо только научиться быстро к ним адаптироваться.
Надо сказать, что моё отношение как к предмету, так и к преподавателю постоянно изменялось. Не то, чтобы оно было хорошее или плохое, а просто каждую лекцию возникало разное эмоциональное состояние, безусловно, очень сильное. Я даже не могу выделить конкретно, что меня волновало больше всего — буря эмоций каждую секунду, которая ещё продолжалась дома. Трогало всё, ничто не было безразлично. Это относится и к содержанию предмета, и к процесса, которые там происходили, и к самому преподавателю, которая своим поведением тоже вызывала гамму чувств. Если начать описывать конкретные ситуации и вызываемые ими чувства и мысли, то скажу, что каждая ситуация была в своём роде уникальна. Так, например, ситуация, когда нужно было выбирать старосту. На мой взгляд, эту проблему можно было бы решить и без вызова представителя деканата. Подумалось, только зря вывели человека из себя, да и группе тоже неприятно было находиться под потоком ругательств в свой адрес. Думаю, что мы смогли бы найти выход из положения сами. Однако, на мой взгляд, безусловный плюс в том, что с помощью привлечения представителя деканата мы сделали это быстрее. К тому же наглядно увидели, как не надо себя вести в конфликте. В этот момент очень чётко была обозначена мысль, что в конфликте надо уметь удерживать предмет проблемы. Эта мысль, известная и раньше, получила своё наглядное подтверждение. На практике у меня лично не всегда это получается, так как появляется желание вспомнить ещё какие-нибудь обиды и всё свалить в одну кучу. Что касается эмоций и чувств, которые у меня возникли в тот момент, то сначала появилось некоторое чувство досады, что вызвали представителя деканата – я никак не могла взять в толк, для чего такие суровые меры. Затем, когда она начала ругаться, я подумала: «ну вот, начинается!». Думаю, в группе каждый был уверен, что решение, которое мы ей предлагали, она ни в коем случае не примет. Но тогда, о чём говорить, надо решать самим. Но больше всего мне было неприятно, когда представитель деканата нас ругалась. Почему-то подумалось, что она во всём права, но слушать этого не хотелось. Также возникло ощущение обиды за группу, поскольку, как мне кажется, группа стала такой, какая она есть, во многом из-за отношения к нам деканата — нас почти никогда не хвалили, зато очень часто ругали. Ещё немного погодя стало жаль представителя деканата – было видно, что она сама расстроена и переживает, для меня лично это хуже всего. Последующее разрешение ситуации, когда, наконец, была выбрана староста, вызвало чувство облегчения и успокоения. В завершении описания этой ситуации хочу добавить, что, несмотря на ежеминутное переживание, не совсем приятных эмоций и чувств, меня не покидала заинтересованность, и даже некоторое чувство азарта от происходящего.
С методической точки зрения, интересным при рассмотрении этой ситуации для меня явилось то, что при разрешении какой-либо проблемы нужно для себя самой более чётко отслеживать, не является ли твоё поведение (и проблема) следствием твоего устойчивого стереотипа. Часто мы об этом просто не задумываемся или возникает желание поддаться любимому стереотипу, так как это проще.
С методологической точки зрения мне очень интересной показалась возможность рассмотрения проблемной ситуации в совершенно разных реальностях. Известный принцип: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, приобрёл новое звучание. Раньше, пытаясь изменить своё отношение к чему-либо, я всё же переворачивала его просто в другую плоскость, но даже не предполагала, что плоскостей и измерений может быть гораздо больше.
Что касается вопросов о том, какие методы, идеи и принципы я увидела в течение курса и что по моему мнению нельзя применять к студентам. Скажу что, сама Л.Н.Цой выполняла все нормы-принципы, которые она обозначила в начале самой первой лекции. Особо хочу сказать о принципе открытости. Для многих этот пункт являлся непростым, однако, преподаватель сама активно исполняла этот принцип (естественно в рамках, требуемых лекцией), как бы показывая другим пример, отчего всем становилось, как мне показалось, проще раскрыться. Методы, о которых говорилось на лекциях, также все были использованы на практике.
Отдельно и вкратце скажу о том, что мне не понравилось. Иногда у меня создавалось впечатление, что мне навязывается какое-то мнение и что по-другому думать неправильно. Сейчас уже не помню, но некоторые заявления преподавателя мне казались чересчур однозначными и категоричными. И хотя часто указывалось, что это всё говорится специально утрированно и всё-таки многое зависит от ситуации, всё равно впечатление создавалось иногда такое, что данная информация истинна, другого не дано и быть не может. И ещё один момент. Провоцируя участников, на мой взгляд, нужно быть всё же, внимательнее и не перейти грань. Иногда человек понимает, что его провоцируют, но упоминание о чём-то всё равно делает ему очень больно.
***
Размышляя над данным курсом, я пришла к выводу, что мне уже приходилось сталкиваться с инновационными методами в системе образования.
В школе, помимо обычных общеобразовательных предметов, в нашу программу обучения были включены такие предметы, как эстетика и риторика. На эти уроки я ходила с большим интересом, поскольку данные преподаватели, как я теперь это понимаю, в способе подачи учебного материала ориентировались по большей части на проблемно-деятельностный подход. Они пытались заинтересовать нас предметом, знакомя с ним изнутри, используя для этого обычный повседневный язык.
Так, преподаватель по эстетики – психолог по образованию и, естественно, начала с манипуляции с пространством и буквально заваливала нас всевозможными тестами. Но мы всегда ждали ее уроков, поскольку она стремилась к подаче «живого» материала, к усвоению его в процессе ролевых игр. Нам задавалась определенная ситуация, например, парень должен был пригласить девушку на танец. Выбиралось несколько девушек, каждой изначально давалась определенная установка на то, как отреагировать на приглашение (от согласия, до высмеивания молодого человека), а молодой человек, находившийся в неведении относительно задания, полученного девушками, приглашал каждую из них. Затем происходил анализ его реакции на ответ той или иной девушки. Такие уроки позволили нам не только лучше усвоить теоретический материал, но и не теряться в щекотливых ситуациях.
Учитель риторики тоже стремился обучить нас ораторскому искусству не путем подачи сухого теоретического материала, а непосредственно вовлекая нас в процесс, для этого он тоже использовал ролевые игры. Отстаивать свои убеждения, не тушеваться перед аудиторией и аргументировать свою позицию мы учились, играя в суд. Преподаватель предлагал нам, например, разыграть сцену суда над Гамлетом. Мы распределяли роли: кто-то был судьей, кто-то адвокатом, кто-то свидетелями, обвиняемым и т.д., и начиналось «слушание дела». В результате мы наконец-то прочитывали произведения бессмертных классиков и приобретали навыки ораторского искусства.
Однако оба эти преподавателя оставались по большей части сторонними наблюдателями всего происходящего в классе. Но все же именно они научили нас самостоятельно мыслить.
Таким образом, возможно, что я была, более подготовлена в психологическом плане к тому, что будет происходить на лекциях, чем мои однокурсники. Мне легче было принять основные принципы инновационного обучения, хотя первая лекция в курсе практической конфликтологии и для меня явилась своеобразным шоком. Это теперь, рефлектируя по поводу всего услышанного, увиденного и прочувствованного, я вижу логичность и значимость всего происходящего в аудитории. А поначалу мне казались излишними «наезды» преподавателя на нас, студентов.
Когда нам впервые показали расписание лекций, я подумала, что деканат решил нас «добить», поставив в один день целых четыре пары у одного и того же преподавателя, казалось невозможным отсидеть их все. Я, помню, решила для себя, что буду мужественно отсиживать две, ну максимум три, а затем ретироваться. Но именно агрессивное на первых порах поведение преподавателя не давало расслабиться, потерять нить рассуждений и сохраняло мозг, да и нерва в постоянном возбуждении в течение всех часов.
Данный курс, таким образом, разрушил многие мои стереотипы, что позволит мне более продуктивно взаимодействовать с окружающим миром. Главная цель курса — наглядная демонстрация методов работы с конфликтами и повышение у нас уровня конфликтогенности и стрессоустойчивости – была достигнута. Благодаря выявлению реально существующих конфликтов и попыткам их разрешения, я стала ближе чувствовать наш курс, по-моему, наличие ситуаций, когда отдельные члены нашей группы подвергались психическим «атакам» со стороны преподавателя или самих студентов, сплотило нашу группу, мы стали более открыты друг для друга. В этой связи остается пожалеть, что это произошло только на последнем курсе.
Мне кажется, что для специалистов-социологов недостаточно предложенных нам лекционных часов. Для рассмотрения всей палитры методов управления конфликтной ситуацией, необходимо расширить этот курс, поскольку он является жизненно необходимым для каждого руководителя и для социологов в особенности.
***
Далее я бы хотела перейти к рассуждениям по поводу курса лекций «Инновации в образовании: развитие через конфликт» и высказать свое позицию.
Инновации в образовании для меня — новые методики и технологии преподавания, преподнесения информации. В данном случае первая инновация для меня состояла в том, что весь материал отрабатывался на учебной группе. Вторая инновация — демократичный стиль преподавания. Третья инновация — заявленный принцип открытости, то есть заранее оговаривается и даже приветствуется высказывание противоположных точек зрения. То есть в любой момент можно выразить несогласие с чем-либо, и это не будет восприниматься как нечто «девиантное», если можно так выразиться. То есть это действительно стимулирует к полемике. Четвертая инновация, которую я выделила для себя — обсуждение на лекции в присутствии всей аудитории личных конфликтов, личных проблем. Надо сказать, первое занятие было немного шокирующим. Прежде всего ,я имею в виду норму, которая была в начале лекции и вокруг которой разразилась некая полемика. Эта норма — называть по имени и на «ты». Сразу стало ясно, что занятия будут необычными. Что касается данной нормы, то мне было не совсем комфортно называть преподавателя по имени и на «ты». И в тот момент было не совсем понятно, зачем и кому это надо.
Кроме того, несколько необычным показалось поведение преподавателя, который открыто (я бы даже сказала на равных) спорил со студентами, временами повышая голос. Преподаватель сам провоцировал эти споры, и, как я уже говорила, было неясно, зачем это нужно. Поэтому впечатление о первом занятии осталось самое негативное. Но при этом надо отметить, что теоретический материал лекции был довольно интересен.
Еще хотелось бы отметить, что негативную окраску занятию придала первая принятая норма- не опаздывать. Казалось бы, это вещь, совершенно очевидная. Но у данной нормы содержание было таково: если опаздываешь на минуту-две, лучше в аудиторию не входить. Хотя я практически никогда не опаздываю, на меня это произвело впечатление с отрицательным знаком. Это хорошая норма, но, зная, что за невыполнение ее грозят санкции, само по себе это очень давит. Более того, по мере прочтения нескольких лекций стало ясно, что эту норму можно нарушать, и преподаватель не применяет по отношению к тебе никаких санкций. При этом преподаватель часто апеллировал к тому, что должны выполняться другие нормы — например, принцип открытости. В этом чувствовалось некое противоречие: почему преподаватель не выполняет по отношению к нам заявленную норму – не опаздывать (то есть, почему все же достаточно лояльно относится к опозданиям некоторых студентов, ведь предполагалось, что все принятые нормы необходимо соблюдать; кроме того, ведь не всегда нарушение какой-либо нормы ведет к инновации). Таким образом, чисто теоретически возникает следующий вопрос: почему, нарушив одну норму, так сказать с позволения преподавателя, мы не можем нарушать другие? Я ни в коем случае не хочу сказать, что так должно быть. Я лишь хочу отметить, что заявленные нормы в таком случае выглядят довольно гибкими, и в некоторой степени, если так можно выразиться, это «распускает» студента. То есть, действительно, раз не выполнив одну норму, можно следовать этому принципу и в дальнейшем. Хотя, как было сказано на лекции, существуют моменты в жизни, когда нормы надо нарушать, и это может привести к некой инновации.
Какие стереотипы я выявила у себя на первом занятии? Прежде всего – это стереотип о том, что конфликт – это негатив, связан с постоянными переживаниями, то есть конфликт — это всегда стресс. На тот момент у меня было глубокое убеждение в том, что конфликты нужно по возможности избегать. И хотя, в общем-то, прослушав в ходе обучения курс теоретической конфликтологии и зная то, что у конфликта есть как отрицательные, так и положительные стороны, тем не менее, конфликт воспринимался мной как явление, скорее негативное.
Следующий стереотип или установку мне трудно сформулировать, но смысл заключается в том, что я привыкла уважительно относиться к людям (то есть называть на «Вы»), старшим по возрасту, чей социальный статус выше моего. И, как уже было сказано, когда меня просят нарушить эту норму, даже во имя какой-то благой цели, мне трудно это сделать. И главное — не то чтобы трудно, просто непривычно. На занятиях у Л.Н.Цой я столкнулась с этим впервые.
Еще один стереотип, который хотелось бы отметить, состоит в том, что занятия, проводимые в режиме инновационной технологии, только негативно скажутся на группе.
И последний стереотип – обсуждение личных проблем в присутствии посторонних людей неприемлемо. Надо сказать, я и сейчас придерживаюсь этого стереотипа.
Что касается методов во время обучения то, на мой взгляд, наиболее эффективным оказался метод провокации или «конфликт-метод», который в некоторой степени сложен для восприятия. Преподаватель действительно провоцирует студента и пытается «загнать» его в угол, иногда это травмирует.
Далее несколько слов мне хотелось бы сказать о том, что мне не понравилось в ходе данного курса. Очень сложно для меня прошла лекция по теме «психогигиена в конфликте». Все-таки я считаю, что это очень трудно высказать при всей аудитории человеку черты характера, которые его не красят или делают слабее. При этом трудно и тем, которые вынуждены высказать эти черты, а также трудно и тем, которые воспринимают эту информацию.
На мой взгляд, несколько нечестным было то, что студенты, которым предстояло выслушать информацию о себе, не знали, на что они идут. То есть их просто не предупредили. С моей точки зрения, нужно было предварительно сказать им об этом, и это дело должно было быть добровольным, а не принудительным, как это и получилось. Опять же, по моему мнению, подобные занятия нужно проводить в группе, которая более или менее однородна или, так сказать, сплоченная. Тогда все происходило бы не так болезненно. В нашем же случае, когда группа разъединена, все происходило не так гладко, как хотелось бы.
Еще мне не понравилась рефлексия, проводимая в конце лекции. Не понравилось, во-первых потому, что лично мне требуется некоторое время, чтобы осмыслить происходящее на занятии. И все происходит так быстро, что порой не знаешь, что сказать. А во-вторых, студенты говорят все время примерно одно и то же. Так что я не вижу особого смысла в этом.
Хотелось бы еще высказать немного критики. Я считаю, что первое занятие было слишком резким. То есть лично я не была подготовлена к нему, поэтому, наверно, осталось такое негативное впечатление. И только впоследствии по прошествию нескольких лекций понимаешь, что это своего рода игра, и соответственно надо относиться к этому как к игре. То есть я думаю, что преподавателю в начале курса лекций стоит делать некое отступление, разъяснение, чтобы студенты могли выработать соответствующую реакцию на происходящее.
Большой плюс данного курса состоит в том, что читаемые лекции охватывали всю группу. Я имею в виду то, что лекции заключали в себе и теоретическую, и практическую части, причем последней уделялось больше внимания. И в обсуждение какой-либо проблемы группа включалась полностью. То есть действительно было интересно, и что самое главное — на протяжении всей лекции ты думаешь, размышляешь. И в этом плане лекции как бы стимулируют высказывать свою собственную точку зрения.
Если сравнивать с большинством других занятий, где все сводится к монотонному записыванию лекции, то на фоне данных занятий, остальные кажутся довольно скучными.
Надо отдать должное преподавателю, который сумел сделать занятие довольно насыщенным и интересным. Кроме того, преподаватель — довольно эмоциональный человек, который умеет привлечь внимание аудитории. Вследствие этого в общем-то не чувствуешь себя особенно уставшим. Хотя, конечно, четыре пары подряд в один день- это довольно большая нагрузка.
Лично мне данный курс помог тем, что я пересмотрела свои взгляды на некоторые вещи. Как я уже говорила, конфликт мной всегда воспринимался скорее как негатив, и старалась избегать конфликтов по мере возможности. Теперь я думаю, что избегать их не стоит. Просто надо научиться правильно себя вести в них. Ведь, действительно, из конфликта можно извлечь много полезной информации.
На мой взгляд, данный курс помог и группе в целом. Как известно, наша группа разобщена, расколота на несколько подгрупп. Но как ни парадоксально это звучит, даже после высказанной мною критики в адрес занятий Л.Н.Цой, наш курс стал сплоченнее.
И в заключении хотелось бы сказать, что в целом занятия по практической конфликтологии оказались очень интересными, но в то же время, сложными для моего восприятия. С моей точки зрения, с самого начала студентам необходимо выработать какое-то отношение к этим лекциям (например, относиться к ним как к игре), тогда все будет проходить более гладко. Как было сказано на лекции: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
***
Для начала хотелось бы сказать о том, что я понимаю под инновацией в образовании. Вообще «инновация» — это процесс введения и использования новшеств. Следует отметить, что любая инновация сопровождается риском, долей неопределённости. Неудачный пример инновации в образовании, с которым я столкнулась в школе, это деление классов на гуманитарные и математические, каждый из которых должен был иметь свою учебную программу, профилирующие предметы. Эта инновация не удалась в нашей школе, так как было неизвестно что из этого получиться (был не ясен результат), нужно было по-другому организовать учебный процесс, что в нашей школе не удалось и все вернулось на свои места, классы стали c традиционными программами и дисциплинами. Если опираться на определение инновации, которое дала раньше, то этот пример подтверждение того, что новшество попытались ввести, а вот использовать его не смогли.
Они не смогли пойти на риск на неопределённость, хотя в других школах это новшество было успешно введено. Любая инновация это риск, поэтому не каждый может взять на себя такую ответственность и пойти на риск.
Если же говорить об инновациях в прослушанном курсе, то ко многим из них я была не готова к ним, пришлось столкнуться с большим количеством барьеров и стереотипов. Эти стереотипы стали всплывать сразу же, как только я ознакомилась с правилами наших занятий. Первым всплыл на поверхность стереотип о том, что преподавателя нужно попытаться назвать по имени и на «ты». Вслед за ним появился следующий – это боязнь предстать не в лучшем свете в результате своих трудностей, обсуждения проблем в группе.
Следует сказать о том, что изменилось моё отношение к конфликтной ситуации после прослушанного курса. Я всегда старалась избегать конфликта, так как в моей жизни был только его негативный опыт. Попытаюсь представить в виде схемы видение себя в конфликтной ситуации до прослушанного курса.
В идение себя в конфликте таково: есть я и есть конфликт. Между мной и конфликтами существует барьер, который защищает меня от конфликтов. Оказалось, что временно он действует и защищает, но существуют моменты, когда барьер теряет свои защитные свойства (в качестве барьеров выступают стереотипы). И тогда конфликтной ситуации мне не избежать. Нужно как-то вести себя в такой ситуации и при этом как-то направлять конфликт в нужное русло. Я знала, что есть технологии, с помощью которых, можно разрешить конфликт, но как их применить на практике и в конкретной конфликтной ситуации? Для меня это была тупиковая ситуация.
После прослушанного курса я изменила своё отношение к конфликту. Одновременно разрушался мой стереотип, что конфликт – это плохо. Конфликтную ситуацию можно использовать, развиваться в ней, задавать новые нормы, в зависимости от того чего мы хотим. Например, на занятиях по теме «Психогигиена», был довольно жесткий пример, участниками которого были мои сокурсники. Лично я, как мне кажется, могла бы и не выдержать того эксперимента. Но Л.Н. Цой показала, что можно это всё выдержать, что можно многое из этого всего вынести, что всё это помогает развитию личности. Если бы мне раньше сказали о недостатках, то я бы обиделась, но теперь поняла как хорошо, что кто-то может сказать тебе о твоих недостатках, осознать их и что-то предпринять чтобы изменить ситуацию.
Интересен был тезис о том, что чем больше ты открыт, тем больше защищен. Да, действительно общаться с открытым человеком приятнее, легче, открытость она притягивает. Раньше я была закрытым человеком, но осознавая конкретные ситуации, я поняла, что открытым быть легче, и важно то, что границы открытости мы устанавливаем сами.
Мне хотелось бы выделить те изменения, которые происходили в процессе занятий:
1. Появился интерес к конфликту
2. Было снято негативное отношение к конфликту
3. Преодолен страх перед конфликтом
4. Разрушились некоторые стереотипы и преодолены барьеры в коммуникации.
5. Самое главное, на мой взгляд, — это переход негативных процессов в конструктивное русло.
А теперь, я раскрою то, как менялись мои мысли и отношение к конфликтной ситуации в ходе лекции, а также как эти изменения повлияли на разрешение конфликтной ситуации с мамой. Поиск темы для меня оказался очень проблематичным, потому что открытых столкновений в конфликте у меня на тот момент не оказалось. А раз нет открытых столкновений, значит, и нет конфликтов
Если говорить вообще о семейных конфликтах, то в нашей семье родители время от времени конфликтуют друг с другом. Я полагала, что это выступает разрушающим фактором нашей семьи, а оказалось, что это один из факторов устойчивости семьи.
После нескольких семинаров отношение к конфликтам изменилось, у меня появился интерес к собственным конфликтам, и мне захотелось разрешить все свои конфликты.
Первая конфликтная ситуация с которой я хотела справиться и разрешить, — это конфликт с мамой. Кратко опишу свою ситуацию. В принципе, у нас с мамой хорошие отношения, но временами мы не можем взаимодействовать друг с другом, что приводит к конфликту. Дело в том, что мама осталась у меня в Саранске, а я уже 5 год учусь и живу в Москве. Когда я приезжаю домой, то мы иногда ссоримся из — за того, она хочет меня опекать, для неё я ещё ребёнок, она не понимает меня в том, что я уже имею свой жизненный уклад, свои позиции, своё мнение. Здесь у нас с ней находит «коса на камень» я отстаиваю свои интересы, а она пытается навязать свою точку зрения на многие вещи. И никто из нас не хочет уступить. Я считаю, что она чрезмерно давит на меня своим авторитетом, что она жизнь знает лучше, чем я. Я не спорю с этим, но она должна тоже понимать, что я живу в Москве пять лет и у меня все хорошо, я сама справляюсь со всем.
У каждой из нас своя точка зрения, своя позиция на разные жизненные ситуации. Из-за расхождения этих позиций у нас возникает конфликт, который мы не можем разрешить, мы спорим, кричим, но в ходе этого конфликта мы теряем его предмет, вспоминает всё что было, а потом не разговариваем друг с другом какое-то время. Потом возникает видимость, что у нас всё хорошо, полное взаимопонимание, но достаточно какой-то мелочи, какого-то инцидента и всё нарастает с новой силой.
После прослушанного курса у меня изменилось отношение к конфликту, я поняла, что не нужно от него отгораживаться, что нужно не терять коммуникации, пытаться разрешить конфликт и пытаться направить его в конструктивное русло.
Я поняла, что конфликт — это ситуация, в которой можно сделать шаг навстречу друг другу, можно переступить через барьер, можно управлять конфликтом, можно его ограничить, но не надо его бояться.
***
В первую очередь хочется отметить новый подход к системе преподавания. Каждая лекция состоит в большинстве из практических занятий. Так как все материалы, прорабатываемые на лекциях являются реальными ситуациями, то каждый из студентов имеет возможность принимать непосредственное участие в решении того или иного конфликта. Рассказывая свой собственный конфликт перед аудиторией, начинаешь по-новому его осознавать и видишь то, на чём ранее внимание не акцентировалось. На мой взгляд, такая технология проведения занятий является очень эффективной, так как теоретический материал воспринимается на уровне личного прохождения через ситуацию. Многие конфликты, которые рассматривались на лекциях в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Взгляд со стороны помогает в дальнейшем находить правильные решения в разрешении разного рода конфликтов.
Каждое нововведение связано с определённым риском, но где как не в курсе практической конфликтологии можно проверять степень эффективности тех или иных инноваций. Только данный курс может раскрыть их положительные и отрицательные стороны. Любое новшество вызывает как согласие, так и несогласие, однако надо уметь находить причины и того и другого. Здесь мы можем реально проследить конфликт стереотипов и установок. Нам приходиться ломать старые представления о чём-либо для того, чтобы принять что-то новое. Это ещё одна положительная сторона этого курса, так как в процессе обучения мы учимся закрывать глаза на старые нормы для нахождения более эффективных способов взаимодействия.
Что было «до» и что стало «после».
Первое занятие для меня стало просто шоком. Много из того, что произошло, было настолько новым, что это вызвало своего рода панику. Однако как только информация была усвоена, то стало очень интересно, а что будет, если это попробовать применить в повседневной жизни. Эксперимент оказался удачным. Но стоит оговориться, что только после третьего занятия шоковое состояние прошло. Интересно было то, что многие вещи, которые казались сложными, на самом деле разрешались очень просто. Более всего мне запомнилась методика разрешения конфликта путём не его уничтожения, а путём изменения своего отношения к ситуации. Есть масса вещей, которые мы не в состоянии изменить, но вот начать относиться к ним по-другому мы можем. Для меня очень важным в этом курсе было осознание того, что нельзя давать использовать себя во имя избежания конфликтов. Я хочу сказать, что теперь я не боюсь вступать в конфликт, отстаивая свои, пусть даже самые скромные, интересы.
Важным моментом в прочитанном курсе было личное вхождение в ситуацию. Так рассматривая вопрос, касающийся дружбы можно было вычленить определённую схему, которая при частичном видоизменении ложится практически на любые дружеские отношения. Благодаря этому мои личные отношения с друзьями заметно изменились в лучшую сторону за две – три встречи. Этот курс дал возможность выявлять конфликт в самом его начале. А это в свою очередь дало возможность схематически выстраивать его развитие и возможные исходы. Имея такую картинку развития событий можно избежать многих ошибок. Помимо ситуаций во время лекций нередко звучали замечания по тому или вопросу, которые как выдержки откладывались в сознании. Казалось бы, непреложные истины принимали другое значение. Так утверждение о том, что опаздывать нельзя воспринималось ранее просто как норма, теперь же это правило, которое несёт за собой огромную информацию о человеке. Теперь я приучаю постепенно всех своих знакомых не опаздывать, более того, я ставлю людей перед фактом, что если я трачу время на то, что мне приходится их дожидаться, то могу потребовать и чего-то взамен, какой-либо компенсации за потраченное впустую время, из-за их опоздания.
Ещё более важным итогом этого курса является представление об установках и стереотипах. Каждая ситуация имеет свои правила и нормы. Как бы нам этого не хотелось, но, входя в такую ситуацию, мы должны принимать её условия. Не редко это наносит тяжёлую психологическую травму, которая связана с изменением представления о чём-либо. В такой ситуации мы можем принять все условия, но не обязательно после перекладывать эти условия и на другие ситуации. Можно менять установки и стереотипы в зависимости от ситуации.
Если говорить о моём личном участии в семинарах, то оно имело большое значение, так как помогло зафиксировать свои ошибки в поведении в конфликтных ситуациях. Наблюдая за поведением других участников семинаров, я не редко отмечала, что поступила бы также, когда же выяснялось, что можно было поступить по-другому и это имело бы больший эффект, то складывалось ощущение, что я сама только что прошла через эту ситуацию. Такая включённость позволила мне чётче представить как непосредственно конфликт, так и предконфликтную стадию, на которой можно избежать конфликта, который не приведёт к принятию конструктивного решения. Однако иногда складывалось ощущение того, что слишком откровенно на семинарах мы затрагивали вопросы личного характера. Но и в этом есть свои положительные моменты. Так можно было научиться говорить на любую тему, не опасаясь, сложного вопроса. Для этого необходимо иметь определённый «набор» заготовленных ответов, которые одновременно являются и ответом и могут поставить в затруднительную ситуацию того, кто задавал некорректный вопрос. Этот метод ведения беседы был для меня не новым, но здесь он приобрёл оформленное значение, теперь можно чётко представить, что и как можно сказать.
Особенно хочется отметить, что после этого курса у меня разительно изменилось отношение к женщинам. Как ни странно, но огромный эффект на меня произвела истина, о том, что женщины сравнивают других женщин только с собой. Я никогда ранее не обращала на это внимание, а теперь я не просто пытаюсь не сравнивать женщин с самой собой, но и более того, я стараюсь рассматривать их как индивидуальность. Но поменялось не только отношение к женщинам, изменилось отношение к окружающим вообще. На одном из семинаров было упомянуто, что чтобы понять человека и увидеть его сущность, необходимо научиться забывать о вчерашнем дне, смотреть на человека и отношения с ним каждый раз по-новому, так как будто видишь его в первый раз. Это оказалось настолько интересным, что теперь я стараюсь поступать именно так. Однако, стоит все-таки учитывать, что именно может представлять из себя тот или иной человек, что можно от него ждать, к примеру, исполнительный он или нет, пунктуален или всегда опаздывает и т.д. т.е.
Теперь намного легче стали восприниматься разного рода стрессовые ситуации, семинар по психогигиене стал очень важным практическим руководством о том, как вести себя в более чем некомфортных ситуациях.
В целом этот курс научил меня думать более чётко, можно сказать ситуативно. Я научилась легче перестраиваться из одной ситуации на другую, не смотря на их возможную непохожесть. Более того, я научилась не только не боятся конфликтов, но и когда нужно специально их проявлять и даже провоцировать.
Общее впечатление от курса, которое до сих пор ещё не ярко следующее. Я, как маленький ребёнок, получила массу новых и интересных конструкторов и никак не мгу придумать, как же их собрать все сразу и применить все сразу. Интересно всё, а применить всё сразу не получается, приходится постепенно собирать те или иные конструкции, поэтапно отлаживая технологию их применения.

***
Когда нужно высказать свое мнение по какому-то вопросу, всегда возникает проблема «с чего начать» – с хорошего или с плохого? Но в этом случае существует вполне определенный заказ на критику, поэтому с критики начнем и критикой закончим. Если где-то в тексте обнаружатся комплименты или одобрение, прошу считать это чистой случайностью.
С самого начала меня возмутила принудительность такого рода занятий. Я раньше однажды участвовала в психологическом тренинге, так, по крайней мере, люди туда пришли сами. Здесь студент оказывается перед необходимостью участия; альтернатива – не сдача зачета и не получение диплома. Для большинства наших забитых студентов эта угроза имеет настолько большое значение, что они готовы вынести еще и не такое. Здесь необходимо сделать лирическое отступление.
Практически полная неспособность к конфликту и протесту наших студентов поражала меня с самого начала учебы. Но в формирование такого типа поведения внесла свой вклад и учеба на нашем факультете, который по типу взаимодействия студентов и администрации, студентов и преподавателей во многом копирует школьную, патерналистскую «до мозга костей» систему. Деканат всем студентам безапелляционно предлагает одну единственную модель поведения – неразумных и ленивых деток, способных учиться только при «подстегивании» хворостиной. (При этом все знают, что деканат «добрый», и хворостина только для острастки и существует.) Появлению интереса к учебе и ответственности за получение знаний у студентов такое отношение к ним совершенно не способствует.
Большинство преподавателей придерживается самого простого стиля преподавания – монолога, длиною в семестр, без всякой обратной связи. На экзамене или зачете многие из них с большим недоумением обнаруживают множество совсем пустых голов или наполненных отрывочными сведениями по предмету, но, поскольку отпущенное на обучение время уже закончилось, им ничего не остается, как выставить энное количество двоек и посетовать на леность студентов. Студенты в свою очередь ничего от преподавателя требовать не пытаются и жаждут только быстро получить подпись в зачетке. Традиция создавать видимость «производственного процесса», не веря в его содержание и результат, затрачивая минимальные усилия на участие в нем, фантастическим образом передалась окружающим меня студентам, которые никогда при советском строе не жили. В такой ситуации занятия по инновационным технологиям нужно проводить курсе на втором, когда студенты уже успели освоиться, но еще не привыкли к такой системе отношений, не успели в нее «встроиться».
Так вот, по поводу этичности принудительности курса. Если на первом занятии объяснить студентам, что есть такие то правила игры в учебном процессе, что они в 96% случаев приносят пользу, а не вред (это видно по результатам семинара и оценок со стороны студентов) и при этом разрешить тем, кто категорически считает невозможным для себя участие, занятия не посещать, а сдать зачет по теоретическому материалу, то проблема будет решена. Момента принудительности уже не будет, а посещать будут все или почти все. Во-первых, потому что интересно, что же такое будет происходить, во-вторых, потому что все знают, что теоретический материал сдавать сложнее. Для меня отсутствие принуждения в чем бы то ни было, является очень важной нормой – поэтому и говорю так много об этом.
На первом занятии мне было очень сложно. Я применила один из своих обычных способов поведения в конфликте, но его стали разоблачать, оппоненты не приняли предложенные мной объяснения и роли, и застали меня врасплох. Я пыталась отложить конфликт, уйти от него в данный момент в расчете на то, что позднее появится решение. В этой ситуации я поняла, что у меня очень мало стратегий поведения в конфликтах (уход или агрессия), и этого может оказаться недостаточно. Кроме того, я поняла, что у меня нет никаких идей, как изменить точку зрения человека, который категорически придерживается этой точки зрения. Для меня на первом занятии и после него было много стресса, но все-таки не настолько, чтобы это привело к каким-то негативным последствиям. Но я могу предположить, что для какого-то человека, который так и не сможет воспринять ситуацию как игровую, последствия семинаров окажутся очень тяжелыми. (В нашей группе такого не произошло.)
Я узнала много нового про себя, но не очень понятно, что с этим делать. Оказалось, что я люблю конфликты, но имею предубеждение, что быть конфликтным человеком плохо. Прежде всего, потому что можно кому-то нанести ущерб, потому что «дружить никто не будет», с работы выгонят и т.д. Последнее время я много ругалась с друзьями, и самое удивительное, что они стали проявлять ко мне больший интерес. Я решила, что буду развивать в себе способность пофигистически относиться к другим людям и выращивать в себе эгоиста (не знаю, обрадуются ли мои близкие, если что, я их отправлю к Цой Любови Николаевне). Это мне позволит проявлять свои негативные эмоции, а не копить их в себе – ведь они так и так «вылезают на поверхность» раньше или позже.
Выяснила, что у меня есть проблемы с регуляцией степени открытости, что трудно говорить какие-то личные и содержательные вещи прямо и открыто проявлять свои эмоции в кругу малознакомых людей. При этом наступает какой-то ступор, блок, внутренний запрет «нельзя», хотя, что нельзя – непонятно. Когда Любовь Николаевна попросила меня сказать, что же такое «я про нее понимаю», у меня было, что сказать, но я не могла. (Я к этому моменту сделала «открытие», что Любовь Николаевна на самом деле не злая и не вредная и вздорная тетка, как я подумала сначала. Еще я думаю, что Любовь Николаевна любит быть в центре внимания. Во всем этом нет ничего плохого, но высказать личные характеристики человеку, с которым тебя разделяют статусы и роли, оказалось очень сложно.) Привычка смущаться у меня осталась и после семинаров; осталось непонятно, как реагировать, когда хвалят, говорят что-то хорошее. Когда гадости говорят, гораздо легче. С другой стороны, стало легко выходить из конфликта: когда воспринимаешь его как игровую ситуацию, то появляется ощущение, что можешь управлять конфликтом, можешь определить, где ты, где конфликт, где ты за пределами конфликта, и быстро перестать испытывать негативные чувства, связанные с конфликтом. Стало легче смеяться над собой.
Очень интересно было послушать, что про меня думают другие. Было открытием, что люди так много значения придают внешности, даже когда знают человека давно. Очень повеселило меня заявление Кати о несовместимости меня и «самого понятия секса». По крайней мере, теперь я знаю, что для Кати я сексуально непривлекательна. Серьезность всегда была сознательной частью моего имиджа, но я не думала, что достигла в этом таких высот.
Удивительно, что так много можно понять из поведения человека (например, мне казалось, что я спокойно сижу, а все замечали, что нервничаю), и непонятно, что с этим делать. Непонятно, как защитить себя от нежелательного влияния других. Идея о воображении себя внутри шара с прозрачными стенками хорошая, но когда наступает та самая опасная ситуация, то уже не до шаров со стенками. Может быть нужна какая-то тренировка, чтобы этот шар сам собой появлялся?
В истории с «вопросом про возраст» обнаружила в себе дефицит остроумия. Долго и нудно рассуждать на разные псевдофилософские темы — это я пожалуйста, а найти хороший ответ на неожиданный вопрос – с этим гораздо хуже. Это все оттого, что я любую игровую ситуацию пытаюсь перевести в серьезную, потому что когда я серьезная, то я чувствую себя увереннее. Обычно, про возраст у меня спрашивают, для того, чтобы «ткнуть меня носом» в то, что я еще молодая слишком, и мнения своего не могу иметь. Я отвечаю очень конкретно (цифрами) и настаиваю на том, что имею право на свою точку зрения независимо от возраста. С другой стороны, я чаще всего нахожусь с людьми в двух типах отношений: в близких и открытых, которые если и предполагают какие-то игры, то другого плана, или в посторонних и закрытых, когда я стараюсь вступать в контакт как можно меньше – игры «про возраст» мне тоже в этом случае как-то ни к чему. Отсюда и отсутствие ситуаций, когда нужно было бы обыгрывать тему возраста. Но вариант ответа «Я родилась через десять лет после Карибского кризиса в один день с Тото Кутунья», я думаю, буду использовать. Он уж точно любого обрадует.
Очень не понравились мне гендерные стереотипы Любови Николаевны. Понятно, что в восприятии другого человека большую роль играет его пол, что отношения между людьми часто имеют сексуальную составляющую, хотя никто об этом не говорит. Но подчеркивать все время, что мальчики умнее, а девочки хотят нравиться, это прошлый век. У меня всегда был внутренний конфликт из-за этих стереотипов, потому что я не хотела нравиться, хотела что-то делать в этой жизни, а не быть «при ком-то». И при этом я остаюсь особой женского пола, и ничего с этим не поделаешь, я не хочу только поэтому следовать определенным моделям поведения. На семинаре одной девушке было сказано «ты схватила, что только мальчики могут схватить», другой – «трудно предположить сократовское мышление у девушки». Это не были моменты тренинга на устойчивость к унижению, это были комплименты, но какие? Комплименты заключались в том, что девушка смогла догнать мальчика по умственным способностям. Я такие комплименты воспринимаю как унижение и обычно ругаюсь страшными словами. В общем, Любови Николаевне настоятельно рекомендуется чтение феминистской литературы.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»