Яндекс.Метрика

Рефлексивное эссе слушателей курса с 13-18 марта 2017 г.

Рефлексивное эссе слушателей курса с 13-18 марта 2017 г.

Схема .Запоточного Е.
Схема  Запоточного Е.

Рефлексивное эссе слушателей курса

«Социология конфликта: технологии управления конфликтами» (с 13 по 18 марта 2017 г.) 

Программа курса 

О курсе

Михаил Фридман- доктор философских наук

фридманИзначально выбранная мною тема звучала «Системный конфликт сторон, заинтересованных в продвижении гражданских инициатив, общественно значимых проектов и экспертных мнений в сфере образовательной политики».

Она заключалась в том, что в настоящее время у нас есть государственный орган, ответственный за разработку и реализацию государственной образовательной политики (Минобрнауки России), доступ информации к которому  блокируется усилиями двух соперничающих лагерей («Либеральная модель» и «Пророссийская модель»). Оба лагеря ничего путного предложить не могут, т.к. одни проталкивают западные модели, совершенно не приемлемые с культурно-исторической точки зрения для РФ, а другие, соответственно, предлагают вернуться в советское прошлое, что тоже нереально, ибо новое время требует новых решений. Существует третья – несистемная – сила, разобщенное экспертное сообщество, понимающее всю сложность сложившейся ситуации и имеющее множество идей, решений и инициатив для вывода отечественной системы образования из кризиса, но не обладающее «коридором» для представления и продвижения своих предложений.

В ходе курсов повышения квалификации я актуализировал свои опорные знания по конфликтологии и вплотную познакомился с авторской социолого-культурологической технологией управления конфликтами Л.Н. Цой.

Я, как мне кажется, разобрался в широком спектре вопросов конфликтологии, поняв, что конфликт представляет собой необходимое условие и ключевой ресурс развития любого сообщества.

Я в достаточной мере освоил предложенные методики диагностики, профилактики и упреждения конфликтных ситуаций (рационализация, трансформация, провокация, манипуляция и пр.). У меня сформировалось цельное представление о междисциплинарном концептуальном подходе к изучению конфликта как культурологического феномена (в т.ч. с позиций философии, социологии, психологии и пр.).

В процессе обучения я проработал свои мотивы и установки, проанализировал состояния, связанные с конфликтными ситуациями.

Мне очень понравилась методика проведения занятий, стиль преподавателя, обилие теоретического и практического материала, глубина погружения в освоение технологий.

Работая над своим проектом, я пришел к выводу, что в условиях противостояния двух лагерей мне важно не допустить перехода содержательного конфликта в коммунальный, который не приведет к появлению новых норм в образовательной политике. Мне нужно проработать (формализовать) свои предложения и проложить регулярный «коридор» к Минобрнауки как органу, принимающему решения, для чего требуется перейти от модели реальной ситуации к модели нормативной ситуации, которая может выражаться в создании независимой экспертной площадки при Минобрнауки.

Мне было бы чрезвычайно интересно проанализировать конфликтную ситуацию, складывающуюся между устоявшимся за последнее время форматом функционирования института образования и новым курсом стратегического развития образования, провозглашаемым действующим министром. Впрочем, сейчас у меня есть инструмент для проведения данной работы. Открыл для себя Периодическую систему конфликтологических элементов Цой Л.Н.  

Хочу искренне поблагодарить Л.Н. Цой и ИС РАН за уникальный курс, позволяющий не только иначе взглянуть на проблемы и процессы социального управления, но и принять посильное деятельное участие по гармонизации общественных отношений.

     Хохлова Галина                      

 ХохловаКак это было!

В формате лекций и практических занятий в лабораторном режиме передано множество знаний и кое-какие умения присвоила

  О  конфликте я знала, что это довольно беспощадный инструмент анализа, инструмент манипуляций. Предположительно, что можно конструктивно выходить из конфликта.

На курсах показан большой теоретический и практический материал  о конфликтах в таком аспекте, однако, все равно есть боязнь, что встрянешь – да как же выкарабкаться. Но надежда появилась, и, пожалуй, буду смелее в поиске конструктива, если что, буду при случае консультироваться. Хорошо бы к заявленному конфликту, и не только к нему, прикрепить какие-то из предложенных техник – надеюсь, что смогу сделать какие-то шаги. И полезность конфликта – больше будет уверенности в конфликтах со статусными людьми, главное – суметь найти конструктив. В лекциях Цой Л.Н. в формате подачи знаний проявлялись ее личные установки, многое мне близко, понятно, потому задача присвоения инструментов будет несколько проще.

   Тема конфликта: Критика другого, вплоть до личностного неприятия, классными специалистами, работающими над одной и той же общественно-значимой проблемой

Если принять установку: смотреть друг на друга как на ресурс, то есть вопросы, на которые надо бы получить ответы с помощью группы:

Цели и задачи:

  • выдумать форму или площадку коммуникации, адекватную статусу ведущих интеллектуальных центров (ИЦ),
  • разобраться, возможно ли сконструировать  в принципе статусную площадку или задачка безнадежная в принципе,
  • от группы получить предварительную экспертизу,
  • определиться, стоит ли тратить время и силы на такую вот площадку.

 Отмечу  тезисно моменты,  которые будут, вероятно, полезны в первую очередь:

  • Каждый человек в каждой точке своего развития выбирает свой путь сам.
  • Методы в конфликтах – провокационные и манипулятивные.
  • Принцип практической целесообразности: критерий истинности – реализуемость.
  • Объект исследования – конфликты, поиск предмета конфликта, новые идеи для разрешения конфликта.
  • Позиции в  конфликте: внутри, на пересечении границы, снаружи – профессионально независимая позиция.
  • «Ты»  и «Вы « как метод управления дистанцией.  
  • Западное понимание лидерства: прибыль, успешность, как выглядит.
  • Российское понимание лидерства:   способность   обеспечить безопасное пространство диалога.
  • Основные элементы познания: Субъект познания, Объект – то, на что смотрим, Предмет – то, что выхвачено из объекта действием субъекта
  • Конфликт – как предмет исследования, как инструмент воздействия на ситуацию, как поиск новых норм, новых организационных форм, как искусственно создаваемый.  
  • Конфликт – это конструктивный механизм социальной жизни (надо стремиться).
  • Разные интересы – база конфликтов, надо уметь выявлять разницу интересов.
  • Антагонизм – нет конструктива.
  • Формы проявления конфликта – недовольство-разногласие-противоречие-размовлка-раздор-перебранка-стычка-ссора-скандал-вражда-драка-война. Драка, война – разрешается за счет силы
  • Этапы развития конфликта: Конфликт-Конфликтная ситуация-развитие Конфликта – Последствия.   
  • Чтобы конфликт  не разрушал человека.
  • Общество требует поведения (роль) по функции (статус), вынуждает человека одевать маски и играть роли. У человека должны быть маски, лицо мало кому можно показывать.
  • Без масок — в семье.
  • Позиция-функция, персонаж-роль, и все это вокруг статуса, за роль нет ответственности, необходимо распознавать, где ты.
  • В совместной деятельности человек выдвигает ту или иную субпозицию.
  • За отношением к Конфликту  стоят знания.
  • Конфликт в организации  позволяет руководителю получить  о реальном положении дел.
  • Множественность реальностей – как распознается.
  • Говоря о предмете – не говорить  о личности.
  • Конфликты  – коммунальные и содержательные.
  • Коммунальный Конфликт —  беспредметный с т.зрения Деятельности
  • Управленец – ограничивает рамку, держит тему, не переходить на личность.
  • Этапы развития: зарождение, становление, функционирование, поддержание, развитие, ликвидация (утилизация).
  • Сущностные характеристики социальных инноваций.
  • Метод упорядочения реальности. Разделить участников и присвоить им характеристики по:
  • — близости к событию эмоционально
  • — по профессиональным инструментам
  • — духовная дистанция между всеми участниками
  • Сборка реальности через Рефлексию на схеме
  • В конфликте срабатывает установка, как выявить установку?
  • Установка – проявление ценностей??
  • Конфликтология – единственная наука, где глубоко запрятаны ценности.
  • Нерефлексивное управление – управленец себя не видит.
  • Принцип Цой Л.Н.: В позиции конфликтолога в деятельности и образовании не пропускать ни одного конфликтогена.
  • Рефлексивное управление – Управление, проект, Реализация – все вместе
  • Файл Обида  —    +++    !!!
  • Вопросы, которые раздражают – как технология +++
  • Алгоритм конструктивной Коммуникации:Борьба за правду: приобретения и расплата борца за правду.
  • Контакт-обмен информацией- 2. Контакт – аргументация позиций, 3. Контакт Принятие решений. Если отказ – уход в будущее
  • Образ родителей не должен быть отрицательным.
  • Конфликт-метод в Коммуникации для работы с проблемой, но не с задачей.
  • Реальная – желаемая ситуация – нормативная ситуация – идеальная ситуация.
  • Средний менеджмент – самый большой конфликтоген, дает неверную информацию.
  • Начать конфликт – например, не согласиться с человеком.
  • Перевести эмоции в рацио (извиниться, покаяться и к чаю).
  • В конструктивном обсуждении учитывается позиция оппонента.
  • Исключить провокативные слова: всегда, никто никогда любой вообще
  • Правила: 1. не обижаться никогда, 2. не врать, быть честным даже в мелочах  3. не грубить, не хамить и пр.  
  • Схема управления Конфликтом.
  • Мемы – психические вирусы, как работают: частое повторение, когнитивный диссонанс, троянский конь  Мемы: Стратегия первого порядка»
  • Манипуляции – просто много полезного.   
  • Критика: как правильно воспринимать критику.
  • Отношения и границы.
  • Стресс и стрессоустойчивость.   
  • Есть механизмы работы со стрессами не психологические, а через рефлексию.
  • Со стрессом надо работать интеллектуально, шире посмотреть на ситуацию, на что обиделся вытащить содержание, рационализировать.
  • Конфликт  помогает высвободить и привлечь эмоциональный ресурс.

Хотелось бы получить:

  • Схему  «Манипулятор – Актуализатор»
  • Статьи  Лепехина В. О западных и российских ценностях
  • 13 ресурсов для разрешения Конфликта.
  • Книга.  Куликов  Д. «Судьба империи».
  • Книга, Л.Н.Цой «Организационный конфликтменеджмент: 111вопросов и 111 ответов»

Бодрова Ольга

БодроваПо роду профессиональной деятельности я постоянно сталкиваюсь с необходимостью разрешения конфликтов с точки зрения права (корпоративные конфликты, досудебные и судебные споры, банкротство,  переговоры, публичные слушания). На курс конфликтологии я пришла для получения новых знаний, овладения  новыми техниками и методиками разрешения конфликтов, структуризации имеющихся знаний и опыта, осмысления применяемых мной методов разрешения конфликта с точки зрения конфликтологии. Полное погружение не просто в теоретический материал, а живую среду конфликта. Став непосредственным его участником я пересмотрела свой взгляд на конфликтную ситуацию. По моему личному убеждению я всегда была стрессоустойчивой и в любой конфликтной ситуации могла взять себя в руки и конструктивно вести диалог, всегда четко могла аргументировать свою позицию, хорошо выстраивала коммуникации. Однако созданный и показанный на моем примере конфликт «опоздание» показал, что я недостаточно владею собой и мне необходимо пересмотреть свое отношение к конфликту, моему поведению и реакции в конфликте. Мне удалось достаточно быстро взять себя в руки и осмыслить, как именно нужно отнестись к возникшему конфликту. И как только я это осознала, поменялось мое внутреннее отношение к конфликту, и он был разрешен.

Я поняла, что необходимо сохранять коммуникацию и не разрывать ее если она мне нужна, необходимо подобрать свою роль, одевать необходимую маску, с полным осознанием того какая именно сейчас у меня роль и маска, уметь контролировать свои эмоции, мимику (уметь работать с лицом).

Важно не принимать сказанные другими слова как оскорбление, уметь реагировать на «неудобные» вопросы.

Для себя отдельно отметила рефлексию как способ анализа и осмысления своей повседневной профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Тема: Вначале курса выбрала тему «Корпоративный конфликт в семейном бизнесе».  Отметила, что прежде чем переходить непосредственно к разрешению конфликта необходимо понять свое   место в конфликте, определить мои задачи и функции. Помимо общего понимания конфликта (его описания) важно составить картографию конфликта – думаю, что этот инструмент я буду использовать в текущей деятельности как универсальный.

Вычленение атрибутов (элементов) конфликта из всей его многомерности позволяет посмотреть на сам конфликт не однобоко только с точки зрения права, а увидеть все влияющие на конфликт факторы, выбрать наиболее важные, имеющие особое влияние на конфликт атрибуты, и работать именно с ними, не распыляя свое внимание на ненужные атрибуты.

«Периодическая система конфликтологических элементов» рассматривается мной сейчас и будет также использоваться как универсальный инструмент синтеза конфликта для постановки цели, задач и выбора ресурсов для разрешения конфликта. 

Ранее в свое практической деятельности я также использовала указанные методы, но это было на уровне имеющегося опыта, не структурированно и в некоторой степени бессознательно.

Новое в пространстве. В пространстве   группы я увидела, как рождается конфликт, была его участником, увидела, что такое конфликт как предмет научного изучения и предмет конфликтологии, изменила свое отношение к конфликту. Как только людей начинает объединять какой-то интерес, территория, важно понимать, что конфликт уже заложен. «Взрыв» зависит от сторон конфликта: насколько одна  сторона будет допускать его и как вторая сторона (подготовленная) будет использовать инструмент по управлению им. Отсюда будет зависеть и выход из конфликта.

Какие методы взяла для себя. Для меня новым и полезным оказалась картография конфликта и его многомерность. Для управления конфликтом нужно сначала описать его эмпирическую часть. Описание конфликта и выявление его предмета на бумаге больше раскрывает все его составляющие. Затем наша проблема рассматривается на основании многомерности. По моему конфликту Проблема охватила и Право и Культуру и Этику и Социальное.  Описание многомерности по каждому пункту должно осуществляться языком и мышлением специалиста в этой области. Необходимость выбора 2-3 ценностей из текса каждого описания приведет к общему пониманию. 

При интерпретации конфликта нужно выявить его границы, отношения между субъектами, кто наблюдатель, что предпринимают стороны, разложить его на Рассказы и Факты. Существуют разные интерпретации конфликта, нужно опираться и использовать факты, однако и учитывать большинство Рассказов, которые формируют общественное мнение и могут породить слухи. Я поняла, что в моем конфликте значимую роль играют семейные отношения, хотя ранее смотрела га конфликт в основном с точки зрения права.

Для себя тоже открыла Альтернативную схему «Вопрос-Присоединение-Возврат-Углубление». Тем не менее,  более близким способом коммуникации в профессиональной деятельности для разрешения конфликта для меня является «конфликт-метод». До этого я использовала ее на интуитивном уровне и владею хорошо.

Что понравилось: В своей деятельности я хорошо использую конфликт-метод. Из изученных методов я сделаю универсальную таблицу, которую буду применять в каждом конфликтном случае с контрагентами и клиентами. Основное понравилось, что я укрепила свои знания и открыла новые. Понравилась практическая работа «опоздание». Было интересно наблюдать, как разделилась наша группа на подгруппы.

Что почитать, источники:

  • Подробнее о методах
  • Медиация и конфликтология
  • Различие конфликтов западных и российских ценностей
  • Глазл «Настольная книга менеджмента»
  • Отто Вейнингер «Пол и характер»
  • Статья «Конкуренция и конфликт».

Бодров Кирилл

БодровНа курс конфликтологии пришел с неразрешенным конфликтом с контрагентами. Придя на курс, не просто окунулся в теорию, попал в погружение конфликтных ситуаций, методик и инструментов для работы с ним. Некоторые конфликтные ситуации были оценены и прочувствованы мною лично, особенно конфликт, создаваемый и развиваемый преподавателем по поводу опоздания. Нам всем дали понять, что независимо от того, втянули вас в конфликт или нет и вам необходимо сохранять коммуникацию и ее не разрывать, необходимо подобрать свою роль и инструмент работы с ним, а не руководствоваться только неподконтрольными эмоциями и быть втянутым в провокацию и развивающийся конфликт на этой почве. Сделал вывод, что оправдания не нужны, а только правильно подобранная конструкция возвращает доверие и не разрывает коммуникацию.

Тема: Вначале курса выбрал тему «Как разрешать межличностный конфликт в рамках договора». Для себя я понял, что в нем каждый придерживается своей позиции и забывает говорить об интересах.

Новое в пространстве. В этом пространстве я увидел для себя как рождается Конфликт, что он из себя представляет, что рождаются противоречия на основании разделения интересов между людьми. Либо, как только людей начинает объединять какой-то интерес, надо понимать, что конфликт уже заложен и насколько он разовьется или нет, зависит от двух сторон: на сколько одна сторона, будет допускать его и как вторая сторона (подготовленная) будет использовать инструмент по управлению им. Отсюда будет зависеть и выход из конфликта. Очень полезной оказалась утренняя и вечерняя рефлексия, которая давала возможность оперативно систематизировать в голове знания и дать краткую выжимку. Заставить себя кратко ее описать то, что чувствовал, о чем думал. Это дает развитие мышления, систематизацию знаний из прошлого, полученные в настоящем и чем это поможет в будущем, а также умение кратко изложить свои мысли, чтобы окружающие их поняли.

Какие методы взял для себя. Для меня новым и полезным оказалась Картография конфликта. Для управления конфликтом нужно сначала описать его эмпирическую часть. Описание конфликта и выявление его предмета на бумаге больше раскрывает все его составляющие. Затем наша проблема рассматривается на основании многомерности. По моему конфликту Проблема охватила и Право и Культуру и Этику и Социальное.  Описание многомерности по каждому пункту должно осуществляться языком и мышлением специалиста в этой области. Необходимость выбора 2-3 ценностей из текса каждого описания приведет к общему пониманию. В каждом конфликте присутствует сложность, многомерность.

В целях описания каждого подхода, необходимо искать   источник  и доверие к нему.  Субпозиции — каждая сторона берет на себя какую-то роль, одевает маску для текущей ситуации.

При интерпретации конфликта нужно выявить его границы, отношения между субъектами, кто наблюдатель, что предпринимают стороны, разложить его на Рассказы и Факты. Существуют разные интерпретации конфликта, нужно опираться и использовать факты, однако и учитывать большинство Рассказов, которые формируют общественное мнение и могут породить слухи. Я понял, что в моем конфликте значимую роль играет сторонний Наблюдатель, которого противоположная сторона втянута в конфликт (юрист, который консультирует Сторону и высказывает свое мнение об оплате услуг). Он является конфликтогеном потому что вокруг него концентрируется информация о ходе и результатах оказания услуг.

Дополнительно для себя взял метод «команды A.E.I.P». В нашей структуре больше Героев, но есть и Администраторы, которые сопротивляются изменениям.

Для себя открыл Альтернативную схему «Вопрос-Присоединение-Возврат-Углубление». До этого использовал ее на интуитивном уровне. В настоящее время связка полностью понятна и ее применение зависит от Субъекта, его понимания, нужна она в настоящих переговорах или нет.

Что понравилось: Интуитивные способы разрешения получили свое имя. Описание конфликта, его новое понимание, получил отношение к нему, что в конфликтной ситуации нужно уметь одевать маску, не показывать конфликт явно на своём лице, сохранять спокойствие и доброжелательность.

По модели выхода из конфликта. В моей ситуации — это возможно консенсус. По описанным методам необходима дополнительная литература, которую нужно изучить и использовать как настольную книгу для разрешения конфликтов. Из рассмотренного конфликт-метода нужно сделать универсальный алгоритм и применять его в каждой конфликтной ситуации.

Что почитать, источники:

  • Подробнее о методах
  • Медиация и конфликтология
  • Различие конфликтов западных и российских ценностей
  • Глазл «Настольная книга менеджмента»
  • Отто Вейнингер «Пол и характер»
  • Статья «Конкуренция и конфликт»

Гайда Валентина

валяВ период 13 марта -18 марта 2017 года я участвовала в обучающей программе «Социология конфликта: технологии управления конфликтами», которая была проведена Л.Н.Цой  на  базе НОЦ Института социологии РАН.

Ведущей, Любовь Николаевне Цой, удалось создать  свободное для коммуникации, открытых дискуссий и творчества обучающее пространство, в котором проходили, иногда весьма бурно, обсуждения возникавших вопросов и идей.

           В начале курса каждому участнику было предложено сформулировать  тему индивидуальной работы над реальной конфликтной ситуацией. Я сформулировала тему как « Этический (ценностный) конфликт в школе», которая в процессе работы над ней была уточнена и преобразована в проблему «Разработка механизма общественного контроля для разрешения конфликта в школе»

          В процессе работы я узнала технологию картографии конфликта, которая позволила мне более глубоко и всесторонне рассмотреть  конфликтную ситуацию, отношения между сторонами конфликта, их возможные  интересы, действия, ресурсы и прогнозировать развитие ситуации в дальнейшем. Я усвоила, что конфликтолог должен уделять особое внимание  фактам, ибо только на них можно строить  не конфликтогенную коммуникацию при работе над разрешением конфликта.

Важным, я считаю, также метод «построения множественной реальности предмета конфликта», так  как его использование направлено на овладение конфликтологом тезаурусом и предметным видением конфликта с профессиональных точек зрения всех участвующих сторон и профессионалов, привлекаемых сторонами для поддержки своих действий. Это позволяет создать  коммуникативное пространство для обсуждения проблем.

           Мне очень хотелось бы, чтобы на занятиях мы имели возможность более подробно обсуждать и работать над теми домашними заданиями, которые выполняли по ночам, на это времени не хватало. Я считаю, что мой проект дальнейшей работы над конфликтом пока находится в зачаточном состоянии: я бы хотела обсудить, как можно решать те задачи, которые я перед собой ставлю:

1.Способствовать консолидации группы людей, которые смогут работать для достижения цели – создания механизма общественного контроля.

2.Изменить в их сознании представление о цели, которую они должны (хотелось бы) принять.

3. Именно эта группа должна выбрать ресурсы и способы борьбы с администрацией, которая к настоящему моменту уже сделала несколько шагов, продемонстрировавших, что  действующий общественный контроль ей не нужен и стремится игнорировать или отстранять участие общественности.

4. Разработать предложения по возможным действиям

 инициативной группы  в ответ на текущие поступки Управляющего совета.

5. Опираясь на материалы документа об Этической  инфраструктуре – предложить проект механизма общественного контроля.

          Мне было легко и приятно работать в этой группе, потому что сложилась доброжелательная и открытая атмосфера, где люди не боялись проявить себя такими, какие они есть, высказывались заинтересованно и прямодушно. Конечно, большую роль здесь играла личная манера поведения Любовь Николаевны, которая решительно отвергает ношение амбициозных масок и  использует  специальный  конфликт-метод для устранения этих масок и создания норм взаимодействия в учебном процессе.

          Мне было интересно видеть как конфликтолог — социолог рассматривает психологические и шире личностные  проблемы: аналитично и технологично. Психологи (а я психолог) оставляют больше  места целостности личности во всех ее проявлениях), делают акцент на мотивации и  конкретном поведении, в том числе речевом, при выработке своих  прогнозов и рекомендаций. Ибо расчленить личность для анализа легко, но кто же ее соберет и осмыслит?

          Если говорить  о ссылках на источники, которые я хотела бы получить, так как они меня заинтересовали, это следующие: (я понимаю, что многое можно найти через сайт Московской школы конфликтологии):

  • Какие работы Зиновьева, Дудченко, Щедровицкого особенно актуальны  для деятельности конфликтолога (я имею ввиду технологию, либо ее обоснование). Есть ли какие-то видео материалы по работе последователей Дудченко.
  • Энтони Гидденс  — работа о противоречии
  • О роли положения головы в создании имиджа — где прочесть?
  • Отто Вейнингер «Пол и характер» — как повлиял на представление о женской дружбе?
  • Для меня очень важны слайды о картографии конфликта – если их не будет в видеоматериалах, пришлите мне их пожалуйста.
  • Ссылка на статью о конкуренции и конфликте, на работу З. Кучкарева  — о развитии.
  • Ссылка на работу о конфликте между государством и  гражданским обществом (бизнесом).

Спасибо большое!!!

Батура Василий

БатураЯ получил на курсе  методы:

  • Картография конфликта (границы, субъекты, отношения сторон, нарушаемые нормы, переживания/эмоции/чувства, затронутые интересы и потребности, группы поддержки, действия сторон, факты и рассказы, развитие ситуации, используемые средства, предмет конфликта, ресурсы, цели и задачи, результат)
  • Схема рефлексии
  • Выход на системный уровень, институализация
  • Роли: эксперт-консультант-исследователь
  • Рефлексивный выбор (самоограничение, самопредъявление, самопреодоление, самоорганизация, самоуправление)
  • Баланс индивидуального и коллективного (социального)
  • Разделение субпозиций
  • Конфликт – материал для принятия решения руководителем
  • Многомерное описание конфликтной ситуации: предмет, область специализации, описание/анализ
  • Коммунальные и содержательные конфликты
  • Сущностные характеристики социальных  инноваций
  • Отношение к событию/дистанция, инструмент
  • Дистанцироваться, чтобы увидеть содержательно
  • Конструктивная коммуникация: вопрос, присоединение, возврат, углубление
  • Контакт-обмен инфо-возврат-аргументация-возврат-принятие решения
  • Модель реальной – желаемой – нормативной – идеальной ситуаций
  • Анти карнеги: новые установки

 Понравились тезисы:

  • Менеджер избегающий конфликта – непрофессионал
  • «Можно предвидеть только то, что конструируем сами»
  • Нет некорректных вопросов, есть некорректные ответы

Курс прошел живо, увлекательно, глубоко, широко, актуально.

Мне удалось обнаружить и увязать индивидуальный  интерес   с развитием конфликтологии в Беларуси. 

Полякова Мария — журналист

(Статья написана сразу же после окончания курса)

ПоляковаСложно себе представить более конфликтогенную область гражданского общества, чем образовательная. Споры, дискуссии, бесконечные круглые столы, непрекращающийся поиск единой концепции, которая удовлетворяла бы нужды всех участников процесса – и все в пустоту по очевидным причинам.

Система образования в России — область достаточно инертная, редко и неохотно откликающаяся на какие-то перемены. А между тем, перемены преследуют образовательную среду на каждом шагу, откликаться на них она если и хочет, то не всегда может.

Какое противоречие сегодня лежит в основе того распада системы образования, к которому уверенно шли, и результаты которого теперь так ругают? Если не вдаваться в подробности, которые и без того хорошо известны, то мы имеем следующую картину дня: детский сад, затем школа и напоследок ВУЗ все вместе отныне являют собой сферу обслуживания. Учителя это продавцы, дети и родители, а затем и студенты – покупатели. То, что так сложилось, — уже данность, факт. Отчего же тогда страсти по образованию (причем в том виде, в каком оно было лет 30 назад) не утихают?

На эту тему корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал с Любовью Цой, профессиональным конфликтологом, кандидатом социологических  наук, членом Зиновьевского клуба.

— В сложившейся ситуации, когда образовательный процесс превратился в услугу, как найти компромисс между участниками и реализаторами этой концепции, который минимизирует огромное количество взаимных претензий и разногласий.

— Цель образования — формирование целостности личности, общества и государства, — уверена Л. Цой. — Ряд членов экспертного сообщества не разделяет официальной позиции. Тем не менее, существует Национальная доктрина, есть определенный курс, направленный на становление национального самосознания, воспитания полноценной личности, которая не потребляет готовый продукт, а создает его. Я, конечно, понимаю, что возврат в СССР невозможен, но считаю, что те управленцы, которые уничтожают самое лучшее, то, что способствует формированию разностороннего человека, патриота своей страны, не должны быть аттестованы на руководящие должности.

Образование, как услуга, появилась в документах РФ под влиянием тех экспертов и консультантов, которые на первое место поставили экономический критерий в противовес социальному критерию, которым руководствовались в СССР. Сделано это было волевым путем, в приказном порядке. Новый взгляд на образование считался некой новацией в борьбе с коммунистическим прошлым. Тех, кто не разделял этого подхода, были выдавлены и уволены из бюджетных образовательных учреждений.

Возможно, именно теперь появилась потребность в независимой оценке, экспертизе. На мой взгляд, Министерству образования РФ необходимо иметь две группы независимых экспертов и консультантов, которые могли бы оказывать влияние на принятие управленческих решений. Кстати, подобная схема может стать новым форматом в процессе принятия решений на том или ином уровне, неким промежуточным звеном между властью, реформаторами и реализаторами образовательного процесса. Группа А, те, кто смотрит на все процессы в образования как на «услуги», экономические критерии, и группа Б — те, кто рассматривает образование с точки зрения социальных критериев.

И, наконец, необходимо заново вернуться к публичному обсуждению цели российского образования. Необходимо находить точки соприкосновения, и не множить проблемы, а постепенно их решать через соглашения и договоренности, через решения, которые будут способны существенно повлиять на будущее российского образования, — подчеркнула Л. Цой. 

Конфликт, как явление живое, очень подвижное, сопровождает каждое чиновничье нововведение, каждую новаторскую идею, любое преобразование, в лучшую или худшую сторону. Конфликт не всегда несет в себе отрицательный заряд, иногда истина рождается в споре, а еще чаще именно конфликт раскрывает не только потенциал, но и обнаруживает ясную и четкую позицию оппонентов.

Возможно, действительно, пора пересмотреть сам формат принятия решений об очередном нововведении, услышать мнение не только экспертного сообщества, но всех участников процесса?

1

 

 Отзывы