Яндекс.Метрика

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения каф-ры «Тьюторство в сфере образования» — 2012 г. .

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения каф-ры «Тьюторство в сфере образования» — 2012 г. .

МПГУ* * *
Среди всего, что я взял от курса по конфликтологии, хочется выделить основные для меня «новшества», касающиеся взаимодействия между людьми и моих представлений о них.
1. Приобретение понимания взаимодействий людей как процессов, которые можно структурно описывать посредством анализа предмета взаимодействия.
2. Понимание факта, что во взаимодействии между людьми присутствуют как минимум две  составляющие: содержательная часть и эмоциональная. Находятся они всегда в разных степенях проявления и понимания субъектов взаимодействия. От степени понимания людьми этого факта зависит степень конструктивности этого взаимодействия. (~ Что говорится « как говорится)
3. Представление о конфликтах изменилось. Конфликт стал представляться мне как некоторый теоретический объект, как часть жизни человека, которая находится преимущественно в поле интеллекта и опыта, а не в поле эмоциональной сферы. Следовательно, факт наличия конфликтной ситуации не имеет преимущественной силы в воздействии на мою эмоциональную сферу и жизнь в целом, если я имею представление (желательно полное) о процессе возникновения этой ситуации.
За время прохождения курса и мне посчастливилось стать свидетелем двух конфликтных ситуаций и даже их разрешить (на моем уровне понимания «разрешения» и на уровне понимания субъектов, находящихся в этой ситуации).  После курса имею небольшой практический  опыт   разрешения конфликтных ситуаций среди своих друзей.
* * *
В начале своего эссе хочу поблагодарить   за интересный и содержательный, но столь короткий курс. Думаю, что его объём — единственный недостаток. Меня, я думаю, поддержат одногруппники в том, что такая дисциплина должна идти несколько дольше.
Вообще, как основной прирост для меня после этого курса — это способность различать конфликт от проблемы, недопонимания и т.д. Ведь это не просто другое слово — это другой смысл, другой вызов, требующий соответственно другого осмысленного решения. Часто так бывает в жизни — боремся с одним, а надо совершенно с другим.
Если говорить о применении курса в моём ближайшем будущем, то тут уж скорее разрешение своих внутренних конфликтов.   Но я уже морально и технологично подкреплён  (и совершенствуюсь при помощи книг, в том числе Ваших), поэтому путь к решению должен оказаться более коротким, нежели у человека никак с внутренними конфликтами не работающим.  Спасибо за курс.
* * *
Курс для меня был крайне важным в практическом плане. Во-первых, я осознал, что любой реальный конфликт  (не являющийся бытовым), становится зоной моего личностного роста. А заодно понял, что же такое конфликт  на самом деле и чем он отличается от «бытовухи». Это   осознание стало неожиданным и потребовало
от меня пересмотра некоторых устоявшихся взглядов и убеждений. Также я взял на вооружение принцип решения или обсуждения ОДНОЙ проблемы за ОДИН раз. Несколько раз за последнее время он выручал меня  и позволял не уходить
в жесткое противостояние.
Важным приобретением для себя я считаю понимание и различие типов
взаимодействий между людьми, а также всю тему семейных конфликтов в целом. Мне очень помогли приобретенные знания  на практике при общении с супругой. Попытался по-другому отнестись к теще и ее особенностям разговора со мной с точки
зрения приобретенных на курсе знаний — стало немного легче общаться с ней, но еще есть над чем работать.
Курс в целом получился крайне практикоориентированным. Для тьютора знания по конфликтологии, на мой взгляд, жизненно  необходимы, так как при взаимодействии с разными людьми, возможно, всякое и готовность и умение грамотно выйти из конфликта —
это необходимая профессиональная тьюторская компетентность.
За время прохождения курса я получил массу ссылок на источники, которые с интересом взял на вооружение и поставил для себя в план  ближайшего ознакомления. Мне запомнились также реальные практические примеры конфликтов, разобранные нами на курсе, так как  они позволили пощупать, применить получаемые теоретические знания и прожить их.  К сожалению, на курс отводится очень небольшое время в нашем учебном плане, хотелось бы его увеличить.  Спасибо!
* * *
Сразу могу сказать, что этот курс обязательно надо вводить во все высшие учебные заведения и старшие классы школы.  Если бы я изучала его в школе или институте, то в моей жизни, я думаю, мне не пришлось потратить много времени и сил на выяснение многих давно известных истин.
Например, я потратила 10 лет на сохранение семьи, потому что меня так воспитали родители. Семья – это ценность. Но мои усилия были тщетны, потому что я наивно полагала, что могу изменить человека, тем более больного алкоголизмом. Да, семья – это ценность. Отношения в семье должны быть здоровыми,  а это возможно только со здоровыми людьми. Мои дочери это знают и, я надеюсь, что спутника жизни они выбирают, основываясь на здоровых ценностях. И уж точно я не навязываю им свою точку зрения.
На последнем занятии мне понравилась спонтанная практическая ситуация с опозданием Л., такой мини-тренинг. Очень запоминающийся и полезный.
* * *
Прежде всего, хотелось бы сказать о том, что мне было интересно в курсе «конфликтология», с позиции будущего тьютора. Во-первых, это взгляд на  конфликтную ситуацию как на ресурс и пространство новых возможностей. Также осталась мысль, что имеющиеся конфликт, тьютор может использовать как некоторый «маркер» для определения потенциала и возможного направления личностного развития человека.
Во- вторых, я получила для себя много дополнительной полезной информации, не относящейся напрямую к теме конфликтов (о рефлексии, вхождении в деятельность,  межличностных отношениях, границах, управленческих качествах, самоопределении и т. п.),  интересной тем, что в данном курсе она была  представлена несколько с другой, не совсем привычной точки зрения. Особенно хотелось бы отметить, что  меня давно волновал такой аспект тьюторской работы как «потери», ведь это очевидно, что если человек начнёт двигаться по какой либо траектории личностного развития — то от чего то ему придётся отказаться и чем-то пожертвовать, а тьютор тут невольно в роли соучастника, и лично для меня это означало постоянное чувство вины за неизбежно порушенную жизнь тьюторанта….    Курс застал же меня в такой момент моей жизни, когда я вообще начала избегать посещать места, где у меня могут возникнуть новые или существуют неразрешённые конфликты, стала стараться реже общаться с людьми, с которыми конфликтую. Но теперь у меня появился некоторый спортивный азарт — очень интересно попробовать на практике применить, полученные из курса схемы разрешения.
* * *
Исходя из схемы рефлексии, стало понятно  рефлексия – интеллектуальный выход за границы ситуации. Особенно запомнилось —  ЕСЛИ ЛЮДИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СИТУАЦИИ КАК РЕАЛЬНЫЕ, ТО ОНИ РЕАЛЬНЫ ПО СВОИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ (Уильям Томас)
Пройдя тему: семейные конфликты ко мне обратилась моя подруга….   Мы с ней проанализировали её семейную ситуацию сейчас  (сухо по факту не касаясь личностей, только действия) выяснили что самой семьи не было создано каждый жил своей жизнью и что есть еще совместные дети то что их вроде бы как объединяет. Что делать в такой ситуации?   На сегодняшний день мы работаем с ней  над самоопределением.
* * *
В феврале 2012 года магистранты студенты магистратуры «Тьюторство в сфере образования» кафедры педагогики МПГУ получили возможность познакомиться с курсом «Организационный конфликтменеджмент
Теоретический прирост в сфере тьюторства был в осмыслении конфликта, как ресурса (пространства возможностей) для работы человека над самим собой, т.к. психологический конфликт – необходимое условие развития личности. В созвучии с этим утверждением, согласно работам Эрика Эриксона « личность проявляется, решая жизненные проблемы». При этом интересен подход к понятию личности Василия Васильевича Давыдова «Не все люди становятся личностями, а только те, кто добиваются общественно значимых творческих результатов».
В качестве инструментария тьютор может использовать анализ ситуации по таблице несовместимостей «что не является конфликтом» и «картографию конфликта» (новое понятие). Для принятия решения надо знать теоретические модели выхода из конфликта (суицид, уничтожение, уход, противостояние, захват (манипуляция), консенсунс).  При этом важно видеть модели коммуникации: деструктивные (оправдания, объяснения, доминирование) и конструктивные (по схеме Вопрос-Присоединение-Возврат-Углубление). А также уметь взаимодействовать согласно алгоритму конструктивной коммуникации (Установление контакта- Обмен информацией-Аргументация позиции-Принятие решения)
Подача материала в виде лекции-беседы, сопровождаемой презентацией, порадовала меня с одной стороны своей структурностью, а с другой – ориентированностью на запросы обучаемых.  Для меня пребывание в затянувшейся стадии стабильности подобно смерти, поэтому я выбираю конструктивные КОНФЛИКТЫ. И для меня крайне важно научиться их выявлению, картированию и разрешению согласно нормам социально-культурной личности.
* * *
До изучения курса конфликтологии у Л.Н. Цой у меня были крайне расплывчатые представления о людях, обладающих этой компетентностью. Во время работы в журналистике мое конкретно-романтическое представление о профессиональных конфликтологах ограничивалось только спецслужбистами, советниками президента и военными. Теперь – я знаю – они есть и среди социологов. J Более того, теперь мои представления о конфликтологии расширились: эта отрасль знаний еще не стала наукой, но уже упоминается в 11 смежных дисциплинах. Особенно приятно, что появилась практическая конфликтология, которая может помочь и тьютору в работе, и конкретному человеку, который нуждается в помощи.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»