Онтологема множественности
Онтологический опыт, отвечающий этой онтологеме, констатирует: мышление (ноэзис) не равномощно бытию, его совпадение с ним носит локальный и исторический (случайный) характер. Для мышления этот локальный топос совпадения с бытием, в который оно попало, выступает как предельный, как целый мир, но для бытия это всего лишь одно из бесчисленного числа его «мест». Иными словами, данный реальный мир не только всего лишь один из множества возможных миров, но и один из множества реальных миров.
Идея множественности миров, вообще говоря, имеет длинную историю (см., в частности, [9]), истоки которой теряются в орфико-пифагорейской традиции. Собственно, именно эта традиция, утверждающая существование множества обитаемых миров в пределах видимого Универсума, т.е. миров как «звезд» (планет), прошла через всю Античность, Средневековье, Новое время и дошла до наших дней как научно допускаемая и активно разрабатываемая фантастикой возможность, почти что «факт». Однако эта картина недостаточно хорошо может служить раскрытием онтологемы множественности миров (ММ), поскольку, будучи погружены в единый физический пространственно-временной континуум, миры едва ли могут считаться более различающимися онтологически, чем просто разные вещи одного (например, нашего) мира.
К онтологии множественности миров
Век катастрофического прогресса
Онтологии и онтологическое мышление. «Конкуренты» онтологии
Истоки и смысл онтологического мышления
Онтологема множественности
Атомы и миры (Левкипп, Демокрит и другие атомисты)
Мир, культура и цивилизация (О.Шпенглер)
Заключение. Литература. Примечания.
В.В.Никитаев. К онтологии множественности миров// Журнал Философия науки. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2000. С.135-157.
____
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты