Яндекс.Метрика

Опыт участия в тренинге

200570995-001

Цой Л.Н

Развал СССР одновременно открыл  двери  различного  рода тренингам, духовным  лидерам, семинарам по совершенствованию, в целом   выбор «блюд» на просторах развалившейся империи,  был огромным. (1992 год)    На тренинг по психодраме меня пригласил мой знакомый, который прошел в Германии курсы по психодраме.    Видно было, что он стремиться мне помочь, т.к. по его мнению, я не знаю себя, делаю много ошибок, и тренинг поможет мне мягко скорректировать свое поведение, которое он отмечал как конфликтное. И он был прав. В то время, в ситуации разрушения ценностей и идеологии,  конфликты меня уже замучили,.
Я пришла на тренинг, было человек 20. Не буду подробно описывать, какие задания давал тренер, главное-   надо было   выполнять все задания и не задавать лишних вопросов. На все вопросы он отвечал: — «Потом узнаешь». Это меня не удовлетворяло, а потому тупо выполнять его задания я не хотела. Первое задание было разбиться по группам, то есть идентифицировать себя с какой либо социальной позицией (предприниматель или клиент). Тренинг был посвящен переговорам. Я в то время по жизни не была ни клиентом, ни предпринимателем. Я была свободной, а потому безработной. Ни в какую группу я не пошла, так как я не знала, что это такое – предприниматель и клиент. На вопрос, а почему я должна подчиняться тем правилам и нормам, которые со мной не обсуждались, я получала один ответ «Так надо» иначе ты будешь белой вороной. Меня такие ответы не убеждали.
Тренер стал воздействовать на меня через группу. Получив указание «ату ее ату», группа сначала «мягко» стала убеждать меня, что надо выполнять то, что сказал тренер. В процессе выяснения отношений, то есть стихийного диалога, у меня с группой произошел конфликт, в результате которого было ясно сказано, КТО есть — кто и откуда у меня растут ноги. Я узнала о себе много интересного и поучительного!  Участники узнали от меня гораздо больше и, как потом выяснилось, совсем не поучительного, а удручающего и даже обидного. Многие из них обиделись на меня ,  большинство сказали, что я конфликтна и мешаю им работать. К конфликту подключили ассистенты и тренер. Было ясно, что я НИКАК не вписываюсь в технологию тренера. Ассистенты занервничали и стали применять манипулятивные действия, направленные на то, чтобы я присоединилась формально  в любую группу. Пришлось ассистентам мягко показать их место, и они почему-то замолчали на все время тренинга. Тренер остался без ассистентов (которые поглядывали на меня с опаской) и искал поддержку у группы. Группа потихоньку раскалывалась и все меньше находилось тех, кто вступал со мной в дискуссию.
Тема тренинга была – «Успешность переговоров». Прошло 4 часа, а ситуация не менялась. Во время перерывов обсуждение продолжалось и наконец тренер, исчерпав все возможности подходит ко мне и напоминает мне что я обещала ему работать на тренинге. Я ответила, что я работаю честно и прикладываю максимум сил, чтобы разобраться в своих конфликтах с группой и с ним, ведь именно за этим я и пришла на тренинг.
Тренер говорил тихо, спокойно и вразумительно, а я отвечала ему эмоционально и громко, так как не могла принять обвинения с его стороны. Группа подключилась к нашему разговору, и перерыв превратился в продолжение семинара, но тренер уже был одним из участников дискуссии.
Все время была съемка на видео. Посмотри на свое лицо, говорит он мне (и показывает в камеру). Я посмотрела, оно было разгневанным, но мне оно не было противно, все-таки мое лицо, а не чужое :-). Но смотреть на тренера я уже спокойно не могла.
Я говорю: — «Интересно, а КАК ты себе представляешь лицо человека, который защищает свой выбор? Ты хочешь, чтобы у меня не было такого лица? Или ты хочешь, чтобы у меня было такое лицо как у тебя или твоих недоделанных ассистентов?»
Он разговаривает со мной, как с клиентом (то есть с больной) и говорит, что такое лицо не может быть у успешного человека.
А глядя на твое лицо, говорю я тренеру, я испытываю гадкое чувство. Я также ему говорю, что я пришла сюда не за успехом. Конфликт разгорался.
На все вопросы я получала ответы, в которых была негативная оценка моим действиям и стремление показать, что я мешаю процессам и его работе.
Как реагировала группа на мой конфликт с тренером? Замечу, что по ходу дискуссий было еще несколько стычек с участниками, которые начали активно защищать тренера, а также с ассистентами, которые просто бросились на защиту чести и достоинства тренера.
Группа разбилась на новые естественные подгруппы, то есть распались те, которые были созданы по заданию тренера.
Образовались группы по следующим признакам:
1. Группа, поддерживающая мои вопросы и желающие получить на них ответы.
2. Послушная группа, желающая выполнять все задания тренера. Эта группа состояла из двух подгрупп. Одна подгруппа стала меня уговаривать выполнять все задания тренера, а другая хотела от меня избавиться.
3. Нейтральная группа, ей было все равно, что происходит, она получала кайф только от одного участия на тренинге.
4. Группа рефлектирующих консультантов, они стали проблематизировать тренера, задавая вопросы на понимание и по основанию технологии, включая работу с понятиями.
В результате, тренинг не состоялся, можно сказать, что тренинг был сорван, с точки зрения тренера.  Но для меня, тренинг  был очень плодотворен.   О переговорах уже все забыли, так как были вовлечены в конфликт.
После так называемого полутренинга, тренер мне сказал: — «Люба, я думал, что психодрама тебе поможет, но я ошибся. Ты уже не поддаешься ни изменению, ни развитию. Ты не чувствуешь рядом с собой людей, ты делала все, чтобы разрушить мою работу»
Я ему сказала, что если ты в течение шести часов не смог ответить на самые простые вопросы, а их было всего два:
1. Зачем участник тренинга должен выполнять задания тренера безоговорочно.
2. Почему нельзя обсуждать правила и нормы, по которым мне придется жить эти шесть часов?
Значит, ты не учел в тренинге мой интерес. Ты знал, что меня эти вопросы интересуют и пока я не получу ответа, я буду считать, что ты тренируешь в участниках привычку слепо подчиняться тебе и на этом получаешь материал для дальнейшей своей работы. Я вижу, что это очень опасно, так как, во – первых, твоя технология способствует формированию рабской психологии, а во-вторых она действительно манипулятивная. Ни того, ни другого мне не надо.
А если твоя технология развалилась, то можно сформулировать несколько гипотез.
1. Что-то не в порядке с участниками.
2. Что-то не в порядке с Любой Цой.
3. Что-то не в порядке с технологией.
4. Что-то не в порядке с тренером.
Напряженные отношения между  мною и тренером  длились много лет, правда, в цивилизованных формах.
Уже в то время он считал себя мастером, а для многих его учеников — он был таким мастером, который не ошибается.   Мастер, как всегда, был прав.
После тренинга многие участники передавали другим оценку тренера о том,  что Люба очень конфликтна и с ней что-то не в порядке.
Я со своей стороны сформулировала следующие гипотезы, о которых ему сказала в конце тренинга:
1. Если в результате действий участников ломается технология, значит, есть потенциал для развития технологии и тренера.
2. Если тренер не желает развиваться, то ему не надо приглашать на свои тренинги консультантов и экспертов в области игровых технологий.
3. Если тренер стремится к развитию и творческому отношению к технологии, то ему обязательно надо приглашать консультантов или методологов.
4. Тренер обязательно сталкивается с конфликтным потенциалом, а потому он должен сначала научиться работать с конфликтами, а не избавляться от конфликтующих субъектов.
Мое поведение в тренинге.
Я сознательно была в оппозиции и сознательно не объединялась ни с кем в группе. Я хотела посмотреть насколько психодрама способна работать реальными  конфликтами, с теми процессами, которые захлестнули российское общество и уже набирали обороты.
Обратная связь от тренера была шаблонна – конфликтов не должно быть, конфликты – это плохо. Сознательное отношение участников к действиям тренера, тренеру было не нужно. Я поняла ущербность таких тренингов. Людей сколачивают в группки, как интеллектуально слабых и психологически ущербных. Я увидела классический тренинг, который принес тренер из западных технологий и он предназначен для слабых людей, можно сказать для стран третьего мира.
С приходом подобных  тренингов,  ситуация в России не изменится, а если и изменится то только к худшему, то есть Россия потеряет самый ценный ресурс – интеллект.

Книги Я.Морено по психодраме, вне конкуренции:-)

(Через 10 лет, я опять встретилась с социодрамой в исполнении ….. О моих ожидания, разочарованиях и вообще…, как-нибудь потом напишу)

___________

  Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

 Конфликтология и конфликты