Яндекс.Метрика

Организация, Руководство, Управление

Организация, Руководство, Управление

 Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

 Аннотация 

Путеводитель‑хрестоматия содержит фрагменты из работ советского российского методолога Г.П. Щедровицкого (1929‑1994), представляющих основные средства и инструменты управленческого мышления. Предназначен для использования в качестве учебного пособия в циклах тренировок и практических занятий в рамках элементарной, начальной, общей и высшей управленческой подготовки.

Предисловие

Щедровицкий Георгий Петрович (1929-1994)
Щедровицкий Георгий Петрович
(1929-1994)

Выход в свет новой хрестоматии по работам Г.П. Щедровицкого представляется очень интересным событием, и прежде всего в жизни тех, кто знал Г.П. (а тот, кто знал, звал Учителя именно так). Мы снова имеем уникальную, бесценную возможность общения с ним, с его мыслью, которая спустя десятилетия ничуть не утратила своей остроты, точности, актуальности.

Я прочитал доклады Г.П.Щедровицкого для слушателей курсов повышения квалификации Минэнерго и поймал себя на мысли, насколько современно все то, о чем рассуждал Георгий Петрович в 1981 г. Рискну предположить, что и нынешним слушателям повышения курсов квалификации при любом министерстве и ведомстве было бы нелишне для первого раза хотя бы перелистать эту хрестоматию. Во всяком случае, мне абсолютно не жаль того времени, которое я, отложив все текущие дела, посвятил повторению когда‑то пройденного материала, и вот почему: для меня методологическая теория школы Г.П. Щедровицкого давно стала теоретическим каркасом для выработки управленческих решений на всех уровнях административной иерархии, которые мне удалось пройти.

Наиболее полно понять правоту многих наблюдений и выводов Г.П. мне довелось тогда, когда передо мной встали задачи масштабов всей Системы — той самой социальной, управленческой Системы, понимать которую учил меня Г.П. еще в давние 80‑е. Главное, что, вооружившись методологической теорией, уже не можешь использовать заведомо примитивные решения сверхсложных проблем.

Еще раз подчеркну, что выход в свет этой хрестоматии — большой праздник для всех нас, учеников Г.П.

Но мы будем вдвойне рады плодам нашего благодарного ученичества, если среди читателей этой книги найдутся те, кто услышит об имени Г.П. Щедровицкого впервые. Услышит, прочтет и воскликнет: «Вот же оно, все про мою работу написано!» В каждом конкретном случае это будет триумф школы Г.П. Щедровицкого в XXI в.

В. Б. Христенко

 Инструкция для пользователей хрестоматии

Путеводитель Хрестоматия — в переводе с греческого «книга, полезная в обучении». Она должна содержать материалы, систематизированные в соответствии с планом освоения определенного предмета в учебном заведении или в процессе самообразования. Хрестоматийные тексты позволяют понять способы употребления инструментов, которые должны быть переданы новым поколениям. В настоящем «Путеводителе» это методологические и теоретические средства, сопровождающие и обеспечивающие деятельность организатора, руководителя, управляющего (ОРУ).

Аудитория пользователей данной хрестоматии весьма ограниченна: это специалисты, работающие в различных системах управления (практикующие управленцы), которые ставят перед собой задачи рационализации и технологизации — и тем самым повышения эффективности — своего мышления и деятельности, а также те, кто готовит себя к управленческой и организаторской деятельности.

Основной объем текстов хрестоматии принадлежит Г.П. Щедровицкому. Георгий Петрович не оставил последовательного, законченного изложения основ методологии ОРУ. Он практиковал — всегда во главе команды соратников и учеников — и до последних дней жизни развивал этот корпус инструментов, принципов, понятий. Как следы этой практики остались многочисленные публикации, неопубликованные труды (циклы лекций, отдельные доклады и выступления), проектные разработки, консультации по ходу организационно‑деятельностных игр (ОДИ).

Можно назвать до десятка известных фамилий «соучастников» разработок и попробовать выделить их конкретные вклады в общее дело. Это добавит в хрестоматию отдельные интересные тексты. Тем не менее никто из этих людей не достиг такой ясности изложения и глубины понимания, коими безупречно владел Георгий Петрович. Именно поэтому мы подождем, пока они поработают еще пару десятков лет и впишут свои имена в будущие «новейшие» хрестоматии по методологии как ОРУ, так и других сфер деятельности.

За основу хрестоматии мы взяли текст лекций, прочитанных Г.П. Щедровицким в 1981 г. на курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго (см. в конце работы список литературы). В этих лекциях основные идеи, схемы и конструкции изложены предельно просто и понятно, так, что их нельзя не понять, иначе говоря, почти хрестоматийно. И никакой комментарий к ним не нужен. Он будет заведомо слабее мысли автора и окажется назойливой помехой для читателя.

В лекциях прослеживается четкая схема, почти технология определенной организации коммуникации с большой аудиторией заинтересованных людей. Каждая тема, а их за 12 лекций разобрано несколько десятков, развертывается в определенной последовательности.

Сначала лектором, явно или неявно, формулируется вопрос,  на который нет прямого и однозначного ответа. Если вопрос оказывается понятым (т.е. значимым для аудитории), то начинается работа по конструированию метода и способа  (или указанию на метод и способ, если таковые имеются в арсенале), воспользовавшись которыми можно ответить на вопрос или «обойти» его. Здесь в ход идут ссылки на предшественников, авторитеты, байки, примеры, из которых возникает схема движения мысли, или инструмент‑понятие. Следующий шаг — отнесение сложенной на глазах аудитории конструкции  к конкретным ситуациям в управленческой деятельности и демонстрация их инструментальных возможностей. Лектор хорошо знает специфику деятельности слушателей и поэтому смело и уверенно объясняет им, «как надо мыслить и работать». Аудитория слушает, понимает, дискутирует — эффект «включения» и освоения содержания налицо.

Мы решили по возможности не нарушать эту схему и двигаться по «хрестоматийным» вопросам в авторской логике. Именно поэтому одна и та же тема может возникать в тексте несколько раз, но каждый раз в другом аспекте, как элемент другого способа решения, для иной ситуации.

Мы не побоялись сократить текст, убрав те его фрагменты, которые привязывали изложение к конкретному времени и мероприятию. Несмотря на фрагментарность, сохраняется сквозная логика изложения, а многочисленные повторы и возвраты объяснимы принципом «повторение — мать учения». По отзывам коллег, работавших на методологической «кухне», получился не «сухой остаток» (против которого всегда яростно боролся Георгий Петрович), но минимальный инструментальный набор, готовый к «употреблению».

Мы ввели заголовки‑разделители, указывающие на тему (основное содержание) каждого следующего фрагмента текста.

Настойчивому пользователю мы предлагаем обратиться к списку литературы и удовлетворить свой интерес к подлинникам.

А.Г.Реус

______ 

АННОТАЦИЯ, предисловие, инструкция…..

МАСТЕРСКАЯ И НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ ОРГАНИЗАТОРА, РУКОВОДИТЕЛЯ И УПРАВЛЕНЦА 

ПОНЯТИЕ ОБ ОРГУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Акт деятельности
  • Деятельность преобразования 
  • Оргуправление как социотехническая деятельность
  • Научно‑методическое обеспечение 
  • Знания об объектах социотехнической работы 
  • Историко‑теоретическая реконструкция происхождения научных и технических знаний 
  • Наука 
  • Практика 
  • Наука и практика

 ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ: СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  •  Включение в место и отношение включенности 
  • Вхождение в группу 
  • Организация 
  • Группа и организация 
  • Личность и организация 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

  •  Менеджмент
  •  Кибернетика
  •  Естественное и искусственное
  •  Объекты управленческой деятельности
  •  Искусственно-естественные и естественно‑искусственные объекты
  • Категория природы
  • Типы объектов

 ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

  • Организация
    Управление
    Руководство
    Организация, управление и руководство
    Организация как результат и средство организационной работы
    Организация как форма жизни коллектива

СИСТЕМНО‑ОБЪЕКТНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

  •  Управленческое мышление
  •  Политика
  •  Знания в управлении

 МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • Ситуация коллективного действия
  • Типы ситуаций
  • Рефлексия
  • Типы рефлексии
  • Коммуникация 
  • Понимание 
  • Смысл 
  • Структуры смысла 
  • Рефлексивное и действенное понимание 
  • Понимание и мышление 
  • Действительность мышления 
  • Логические правила и идеальные объекты 
  • Реальность мыследеятельности и действительность мышления 
  • Связи выведения 
  • Идеализация 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

  • Практика мышления 
  • Ортогональность мыслительной деятельности и реальности 

ПЕРВОЕ СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АППАРАТА РУКОВОДСТВА

  • Правила работы с пустыми местами
  • Системная организация в группе управленцев 
  • Производство и клуб 
  • Индивид и личность 
  • Формальные и неформальные структуры организации 

ПРОБЛЕМЫ И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ 

  • Переход от анализа объекта к разработке средств анализа 
  • Системный анализ 
  • Где проходит граница системы 

ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В МЕСТО РУКОВОДИТЕЛЯ 

  • Административно‑организационная структура мест 
  • Самоопределение 
  • Схематизация 
  • Разработка программы развития 
  • Управление 
  • Предмет и объект анализа 
  • Предметная структура 
  • «Предметная среда» человека 

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

  • Самоорганизация
  • Предметизация деятельности 
  • Процессы и слои мыследеятельности 
  • Способы решения задач 
  • Действительность мышления начальника 
  • Рефлексивная позиция и цели
  • Деятельностный подход 
  • Становление и осознание личности 
  • Отношение субъект—объект 

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 

  • Исторические предпосылки 
  • Формулы состава 
  • Системность знания 
  • Предмет и объект 
  • Инженерный подход 
  • Части — целое 
  • Структура 
  • Категория 
  • Категория структуры 
  • Понятие связи 
  • Структура связей 
  • Процессы 

СИСТЕМНОЕ ДВИЖЕНИЕ 

  • Кибернетическое движение 
  • История системного подхода 

ПЕРВОЕ ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ 

  • Операции измерения и расчленения на части 
  • Категория «часть — целое» 
  • Связывание частей в целое 
  • Элементы 
  • Место и наполнение 
  • Самоорганизация «по месту» и «выламывание» из системы 
  • Свойство‑функция 

ВТОРОЕ ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ 

  • Системный анализ 
  • Объект как схема процедур работы с ним 
  • Искусство схематизации 
  • Оперативные системы 
  • Проблема соответствия «знак — объект» 
  • Идеальные объекты 
  • Технический, целевой, номинальный, оестествленный и натуральный объекты 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ 

  • Переход от схемы к деятельности 
  • Принципы реализации проектов 
  • Схемы‑проекты и схемы‑модели 
  • Двойное содержание схемы 
  • Способы прочтения схем: процессы 
  • Способы прочтения схем: функциональные структуры 
  • Способы прочтения схем: морфология
  • Способы прочтения схем: материал 

ВОЗМОЖНОСТИ ВТОРОГО ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ 

  • Учет естественных процессов в объекте 
  • Установление границ объекта 

ПРИНЦИПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ 

  • Освоение мира 
  • Познание 
  • Перенос опыта 
  • О ценности развития 
  • Коммуникация и понимание 
  • Знание в актах деятельности 

ЗНАКИ И СХЕМЫ 

  • Схема категории 
  • Схема двойного знания 
  • Формальная онтологизация 
  • Поиск объекта в понятиях 
  • Объект «сам по себе» — онтологическая картина 
  • Научные знания 
  • Общественные науки 
  • Формальное мышление 
  • Содержательное мышление 

ПРИНЦИП ИСКУССТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО

  •  Структура и организованность 
  • Категориальный анализ 
  • Выход к содержанию. Системная математика 
  • Сочленяющие смысловые таблицы 
  • Организация процесса 
  • Функциональная структуризация 
  • Понятие полисистемы 
  • «Оестествление» организации и руководства 

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ 

  • Функции знания 
  • Инженерный подход 
  • Позиция и самоорганизация 

МЕСТО МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (А.П.Зинченко) 

  • Складывание сферы управления как массовой деятельности 
  • Откуда берутся управленцы? 
  • Подготовка управленцев. Основные подходы и технологии 
  • Что должна обеспечить технология? 
  • Оформление освоения опыта управленческой деятельности в виде «Case Studies» 
  • Инструментальный подход в подготовке управленцев 
  • Инструменты управленца 
  • Инструментальная мастерская 

ЛИТЕРАТУРА 

(Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого»: Дело; Москва; 2003)

_________

Для философствующих конфликтологов

 

Конфликтология и конфликты