Яндекс.Метрика

Основное содержание диссертации

Основное содержание диссертации

мигр

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются выбор темы диссертации, ее актуальность, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, характеризуются его теоретические и методологические основы, документальная и информационно-эмпирическая базы, излагаются результаты исследования, обладающие научной новизной, положения, выносимые на защиту, имеющие теоретическую и практическую значимость.

 В первой главе «Теоретико-политические аспекты миграции в контексте становления политической миграциологии», состоящей из трех параграфов, выстроена категорийно-понятийная матрица диссертационного исследования.

 В первом параграфе «Теоретико-политологические аспекты анализа миграции» обосновывается правомерность придания миграции политической нагрузки.

Начало теоретическому изучению миграции населения было положено в XIX веке англичанином А. Равенштейном. В течение долгого времени в развитии теоретических представлений безусловный приоритет принадлежал демографии, экономической науке и социальной географии. В ХХ – начале XXI века и масштабы миграционных процессов, и их содержание и структура, поставили перед научным сообществом задачу выработки новых теоретических моделей, решений, позволяющих более точно раскрыть суть многоплановых и многоуровневых политических и социальных процессов, относящихся к миграциям населения.
В своем первоначальном значении термин «миграция» связан с английским глаголом – migrate — «путешествовать пешком, странствовать». В современной российской науке существует около 40 определений миграции. Наиболее точно отражает современное понимание данного явления определение Л. Рыбаковского, как любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
В демографической, экономической и социологической литературе существуют различные классификации и типологии миграционного движения. Такое многообразие объясняется тем, что разные авторы кладут в основу своей классификации то или иное основание. Один из видов миграции — вынужденная миграция в середины прошлого века начинает доминировать над добровольной.
Не существует общепризнанного определения и подхода к классификации вынужденных мигрантов. В Конвенции ООН о статусе беженцев 1961 года беженцы определяются как лица, которые «в силу вполне обоснованных опасностей стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности». Существует более расширенное толкование данного понятия. Так, в Конвенции ОАЕ говорится о том, что беженец – это любое лицо, которое в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок, вынуждены покинуть свое обычное местожительства.
Самое широкое (в документах Комиссии по международным гуманитарным вопросам) определение рассматривает беженца как жертву нарушения правопорядка, независимо от причин или различного рода бедствий. Широкие определения данного явления базируются на допущении того, что выталкивающими факторами могут быть и экологические, и индустриальные бедствия, и реализация некоторых «сомнительных» правительственных программ.
В отечественной практике принята узкая трактовка вынужденного мигранта. Беженцем, то есть лицом, не имеющим российского гражданства, или вынужденным переселенцем – гражданином России, признается то лицо, «которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства вследствие совершенного против него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию, или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям»
Выталкивающими факторами могут являться: гражданские столкновения, беспорядки, связанные с применением или угрозой применения насилия; преследование по национальным, политическим, религиозным и другим мотивам; изменение политической ситуации и политического устройства, ставящие отдельных людей или социальные группы в уязвимое положение, ведущее к невозможности реализации основных гражданских прав или конфронтации с органами власти, управления и их социальным окружением; экологические катастрофы и стихийные бедствия; экономический застой, реализация некоторых правительственных программ, связанных с переселением людей вопреки их желаниям.
Значимыми факторами миграции могут являться: политические, социальные, культурные, экономические, военные, этнические (национальные), экстремальные (стрессовые). Под этническим фактором миграции понимают «совокупность объективных и субъективных причин миграции этнического характера, оказывающих определенное влияние на формирование миграционных установок».
На формирование потребности в миграционном движении существенно влияют такие типично субъективные факторы, как внутренняя самоидентификация потенциального мигранта, желание принадлежать к определенному народу, этническое самосознание, в том числе этнические автостереотипы, чувство этнической родины.
Одним из индикаторов успешной миграционной политики государства является качественная интеграция мигрантов в местное сообщество. Альтернативный вариант адаптации мигрантов – анклавизация, то есть выстраивание внутри новой, но чужой социально-культурной среды обитания своей собственной, более привычной и психологически комфортной. Одна из ключевых проблем адаптации мигрантов состоит в том, чтобы избежать (или хотя бы минимизировать) возможности образования мигрантских анклавов, со всеми порожденными ими криминальными, социокультурными, политическими рисками.
Социальными субъектами, акторами миграционных процессов являются мигрант и мигранты. Мигрант, в политологическом контексте, – это человек, который под давлением социально-политических, экономических обстоятельств вынужден покинуть место своего проживания с целью найти более безопасное место для продолжения реализации своих жизненных стратегий. Кроме этого, для более четкого понимания сущности понятии «мигрант» в контексте политологии, во-первых, необходимо отметить, что под безопасностью понимается наличие потенциальных или явных угроз жизни, здоровью, возможности самореализации человека в сложившейся политической реальности. Во-вторых, мигрант, будучи выдавленным с традиционного места жительства, представляет собой человека, который имеет совершенно иные интересы, потребности, чем местное население, зачастую в корне им противоречащие,что заставляет его выстраивать иные жизненные стратегии и их реализовывать, вступая в противоречие, конкуренцию, конфликт с местным населением. И, зачастую, реализация своих интересов, воплощение в жизнь своих жизненных стратегий становятся возможными только при условии трансформации или полной перестройки логики политической реальности, которая регламентировала политическую жизнь местного общества.
Мигранты в политологическом понимании – это социальные группы, члены которых, осознавая себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства, и, обладая чувством групповой солидарности, стремятся реализовать свои политические интересы, отличные от политических интересов субъектов принимающего общества (общности).
Итак, если до середины ХХ миграция являлась предметом рассмотрения экономистов, географов, историков, то коренное изменение ее основ и сути приводит к тому, что социологи, а затем и политологи , начинают изучать этот феномен. Свое теоретико-политического звучание приобретают уже сложившиеся в смежных научных дисциплинах категории и дефиниции.
Во втором параграфе « Политическая миграциология как научная дисциплина» выявляются ключевые позиции новой политической субдисциплины.
Масштабность миграционных процессов в современном мире и вызванных ими перемен в политической, экономической, социокультурной жизни стран, народов, цивилизаций ставят перед учеными задачу комплексного, всестороннего их изучения. Так как современные миграционные процессы являются следствием политической модернизации, глобализации, нового витка контроля за пространством (географическим, экономическим, политическим, информационным) и несут в себе политическую нагрузку, связанную с давлением на сложившиеся политические институты, с трансформацией основных маркеров политической жизни, с угрозой политической стабильности и национальной безопасности, представляется возможным говорить о необходимости создания целостной специальной политологической теории, которую можно назвать политическая миграциология.
Миграция является фактором политических и социальных изменений как в принимающих, так и отдающих странах на глобальном, региональном и локальном уровнях. Это актуализирует применение в анализе миграционных процессов политологических знаний и приводит к пониманию необходимости разработки нового научного направления (отраслевой теории) – политическая миграциология.
Миграционный процесс в современном мире влияет на политическую жизнь как принимающего, так и отдающего общества, то есть происходит политизация миграционного процесса, но и , в свою очередь, сама социальная, политическая, духовная, экономическая ситуации воздействуют на этот процесс, что приводит к появлению политического компонента у миграционного процесса. При политологическом анализе данного процесса мы должны исходить из его полисубъектности.
Политическая миграциология может рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль политологического знания, объектом которой являются миграционные процессы как часть политической реальности, а предметом — тенденции ее развития и изменения связанные с политизацией миграционных процессов, с возникновением политической компоненты у миграционных процессов, направленные на конституирование, институциализацию, трансформацию политической реальности.
Политическая миграциология, как отрасль политологического знания, реализует определенные функции. Познавательная функция способствует адекватному познанию окружающей политической действительности, реализуется в системе познавательных средств и обеспечивает поиск и сбор теоретической и эмпирической информации, ее преобразованию и выработке знаний, дополняющих сведения о миграционных процессах, содействует их регулированию, выработке миграционной политики.
Инструментально-праксеологическая функция ориентирует на использование научных выводов в политической практике, государственном управлении миграционными процессами, в процессах принятия политических решений и технологиях их реализации.
Прогностическая функция связана с выделением тенденций, закономерностей протекания и перспектив развития миграционных и политических процессов, разработки прогнозов интенсивности, направленности, масштабов, типов миграционных потоков и их влияния на политическую реальность.
Воспитательно-социализационная, которая связана с влиянием политического знания на механизм политической социализации и ресоциализации личности, с воспитанием индивида как гражданина.
Специфическими категориями политической миграциологии являются «политическая компонента миграционного процесса», «политизация миграционного процесса». Под политизацией миграционного процесса мы понимаем приобретение феноменом миграция доминирующей роли в ситуации конституирования, институциализации, трансформации политической реальности принимающего/отдающего общества. Данный процесс является объективным по своей сущности. Под политической компонентой миграционного процесса мы понимаем возникшие вследствие субъективной деятельности социальных групп или отдельных представителей показатели, связанные с реализацией ими стратегических или тактических задач, своих политических интересов в условиях существующих или изменяющихся властно-иерархических отношений в политической, социальной, экономической, духовно-культурной сфере принимающего общества. К ним можно отнести: уровень социальной напряженности, уровень конфликтности, политическая активность, политическая стабильность, социальная неупорядоченность.
Политическая миграциология как политологическая субдисциплина дает новые подходы к изучению закономерностей и трендов политической реальности, конкретной политической ситуации с учетом политизации миграционных процессов и появления у них политических компонентов.
 В третьем параграфе «Миграция и национальная безопасность как ключевые проблемы политической миграциологии» рассматриваются варианты корреляции ключевых проблем политической миграциологии.
Национальная безопасность есть выражение национальных (государственных) интересов и обеспечивается за счет ресурсов и усилий конкретного государства, а, соответственно, социальная безопасность есть выражение интересов общества, которые могут как совпадать полностью, частично или не совпадать полностью с государственными интересами. Социальная безопасность может осуществляться как через государственные, так и общественные институты и структуры.
Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права, которая предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
Экономический спад и резкое сужение рынков труда в европейских странах в 70-х гг. ХХ века поставил проблему миграции и национальной безопасности на одно из первых мест в политике государств, что привело к отказу ряда европейских стран от политики «открытых дверей». Кроме этого, культурные различия обострили конкуренцию на рынках труда между местным и пришлым населением, что привело к росту социальной напряженности и породило множество бытовых мигрантофобий. Постоянное присутствие большого числа иммигрантов стало восприниматься населением как угроза различным видам безопасности, а это, в свою очередь, выразилось (пусть даже неявным образом) в новой иммиграционной политике 80-90-х годов, имеющей жестко ограничительную направленность.
Крах системы социализма и распад СССР, страх перед неконтролируемым наплывом мигрантов с Востока, попытки разработать новую концепцию безопасности, адекватную произошедшим в мире переменам нашли отражение в сознательном включении миграции в контекст безопасности
В ситуации стабильности государство, обладая монополией на организованное насилие как основной ресурс власти, является гарантом безопасности граждан. На протяжении периода трансформации российское государство практически полностью утратило монополию легитимного насилия. Таким образом, в период трансформации жизнь человека может подвергаться угрозе непредсказуемого насилия. Эта угроза принимает несколько форм: угроза, исходящая от государства (репрессии); угроза, исходящая от других государств (война); угроза, исходящая от группы людей (этнические, национальные, конфессиональные конфликты); угрозы от отдельных лиц или преступных групп (преступность); угроза, направленная против детей (беспризорность, самоубийство).
Человек, попав в ситуацию угрозы личной безопасности, оказывается перед необходимостью определения новой жизненной стратегии. Индивидуальной реакцией на внешнюю угрозу становится решение о переезде, что, в конечном счете, и является первопричиной миграционных волн современности.
Индикаторами социальной безопасности являются: соответствие уровня и образа жизни населения среднероссийским стандартам; наращивание региональной собственности и финансовых источников, обеспечивающих реализацию региональной социальной политики; формирование концептуальных возможностей региона для эффективного использования ресурсов, рабочих мест, научного и образовательного уровня населения; развитие социальной инфраструктуры для формирования внутри- и межрегиональных связей населения; уровень стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе. Миграционные процессы влияют практически на все данные индикаторы социальной безопасности. Особенно четко это проявляется в общественно-политической и национально-этнической ситуации в Ставропольском крае.
Во второй главе «Международная и внутренняя миграции и их влияние на современный политический процесс» рассматривается и анализируется влияние внешней и внутренней миграции на локальный, региональный, глобальный политические процессы.
В первом параграфе «Миграция и политический процесс: корреляции понятий в контексте политической миграциологии» исследуются взаимосвязь и взаимовлияние феноменов миграции и политического процесса.
В контексте исследования политический процесс рассматривается как динамическое взаимодействие следующих акторов: со стороны гражданского общества – мигранты и их общины, диаспоры, организации в защиту прав и свобод мигрантов, движения, выступающие против миграции и мигрантов, а также политические партии. Со стороны государства — законодательные, исполнительные и судебные органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
С середины ХХ века миграция приобрела планетарные масштабы, стала глобальным явлением, затронувшим все без исключения страны и народы, оказало воздействие на все стороны их жизни. Именно в это время миграция перестала быть преимущественно добровольным явлением, и стала обуславливаться принудительными и вынужденными причинами. В отличие от предшествующих эпох, взаимосвязи между миграциями и социально-политическими трансформациями стали более глубокими, миграционные процессы стали одним из главных факторов социальных и политических преобразований как в обществе-доноре, так и в обществе-реципиенте на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследователей в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую, социально-культурную жизнь как стран продуцирующих миграционные потоки, так и стран их принимающих. Так, например, миграционные потоки оказывают серьезное влияние на демографическую и этническую ситуацию в принимающих странах. В современном мире, становясь процессом повседневным и крупномасштабным, миграция не может не быть объектом политического контроля, управления, с одной стороны, и манипулирования, с другой, а значит, политические процессы в странах-реципиентах с неизбежностью захватывают широкий круг вопросов связанных с мигрантами, а они, в свою очередь, сами становятся активными участниками политических процессов.

Миграция для стран исхода может быть условием/залогом/препятствием их дальнейшего развития. Основное препятствие для развития стран исхода заключается, во-первых, в проблеме «утечки мозгов»; во-вторых, в потере молодых, наиболее активных и энергичных рабочих. И первый, и второй факторы уменьшают преобразовательный потенциал страны, сводя на нет все усилия по стремлению к позитивным социальным изменениям. Позитивными моментами подобных процессов являются: «выведение» за пределы страны молодых, неустроенных в жизни людей, которые потенциально могли являться источником эскалации социальной напряженности; продуктивное использование накопленного опыта вернувшихся назад мигрантов. Для стран «реципиентов» подобные человеческие интервенции, связанные с передачей такого ресурса как человеческий потенциал, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным моментом является возможность заполнить пустующие ниши в секторе высоких технологий, отрицательным – шанс получить на своей территории очаг социального напряжения, порожденный ненавистью, неустроенностью, разбившимися надеждами и чаяниями молодых, активных мигрантов-рабочих, которые могут стать источником для пополнения криминальных, антиправительственных группировок.
Миграция, как элемент социальной среды, воздействующий на политическую систему, в настоящее время деструктурирует сложившиеся политические и социальные образования, становясь источником социальной и межнациональной напряженности. Учитывая разнообразность и разнонаправленность миграционных потоков, огромный объем перемещающихся масс населения как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве, в частности, можно сделать вывод, что в современных условиях миграционные процессы вышли за рамки самоорганизующейся системы, а их стихийное развитие неизбежно ведет к целому ряду негативных результатов. Все это возводит проблему управления миграционными процессами в ранг первоочередной, политически актуальной задачи, стоящей перед российским государством, особенно с учетом его многонациональности.
В такой сложной ситуации даже наиболее рациональное решение в отношении массового передвижения населения, может вызвать общий страх перед миграцией — страх оказаться в ловушке. Любая форма миграции может восприниматься как негативная сила, разрушающая общество и затрудняющая эффективное управление. Именно на этой почве могут получить поддержку ультрарадикальные идеи и лозунги.
Современный политический процесс, начиная с 80-х гг. ХХ века, оказывается под давлением миграционного феномена. Миграция как явление на фоне глобализации, политических кризисов приобретает политический акцент, начинает затрагивать государственно-национальные структуры, быть катализатором трансформации политической матрицы и страны-донора, и страны-реципиента
Во втором параграфе «Международные миграции населения как угрозы глобальной, национальной безопасности» проанализировано общее и особенное в ситуации дестабилизации социально-политической жизни в глобальном и региональном масштабах.
Если исходить из того, что миграция – это передвижение людей, их географическая передислокация (временная или постоянная), то нужно отметить, что люди всегда были в движении. Занимаясь собирательством или охотой, скотоводством или бортничеством, воюя, создавая империи, покидая дома и освоенные пространства под натиском врагов или климатических условий, они являли собой первооснову первых миграционных волн.
Современный вариант миграционных процессов возникает с формированием капиталистического мирового рынка. С начала 90-х гг. ХХ века масштабы миграционных процессов приобрели беспрецедентный размах. Отношения между миграциями и социальными изменениями стали более сложными, чем на предыдущих исторических стадиях. В развитии человеческого общества миграционные процессы стали одним из главных факторов социального преобразования и развития, это коснулось как стран «получения», так и стран «отдачи».
Взаимосвязи между миграциями и социальными изменениями стали более глубокими и заметными, чем на всех предшествующих исторических этапах, а сами миграционные процессы – одним из главных причин и факторов социальных изменений как в обществах получения, так и в обществах отдачи мигрантов.
Миграция, являясь следствием экономического, социального развития, социальной и политической нестабильности, экологической деградации, с одной стороны, может способствовать улучшению экономических и социальных условий, а с другой — усилить неравенство, вызвать новый виток социальной и политической напряженности. Преобладание первого или второго варианта может зависеть от разных условий, первым из которых, несомненно, является характер самой миграции, а вторым – деятельность правительства. Самыми очевидными последствиями миграции являются демографические, изменяющие состав и размер населения, как страны отправления, так и принимающей страны.
Современные миграционные процессы разворачиваются на фоне глобализационных тенденций. Глобализация слишком сложный процесс, чтобы его можно было охарактеризовать в одном определении. Каждая из существующих дефиниций раскрывает какой-то один аспект этого феномена, рассматривает этот процесс с той или иной стороны. Глобализация – это процесс, в ходе которого большая часть социальной активности приобретает мировой характер, в котором географический фактор теряет свою важность или становится незначительным в установлении и поддержании трансграничных экономических, политических или социокультурных отношений. Риски глобализации связаны со следующими опасностями: однородность и сопутствующая ей энтропийность системы; виртуализация и связанная с ней аномия общества; поляризация и неравенство, получающие тотальных характер; формирование космополитической мировой элиты, с одной стороны, и противостояние ей основной массы с другой.
Миграционные процессы ведут к усложнению и трансформации социально-политических институтов, языка, культуры, моделей поведения как в принимающих странах, так и – с помощью обратных связей – в странах выезда. В итоге ускоряется распространение транснациональных сообществ, что часто рассматривается как вызов традиционному пониманию нации. То есть, понятие нации (страны, государства) перестает быть наполненным тем содержанием, которое в него традиционно – со времен XVIII века — вкладывалось, а именно: единство социума, титульного (основного) этноса, хозяйства, гражданских институтов, денежной системы, армии, языка, культуры в единых национальных границах. Роль границ трансформируется и все больше сводится к номинальной маркировке территории государств. Другими словами, национальные границы все менее и менее отделяют одно национальное единство от другого, а наоборот, становятся каналами диффузии национальных культурных образцов. Подтверждением этого является распространенность особых миграционных режимов для приграничных территорий.
Рост миграции является вызовом традиционному пониманию национального государства. Так, в традиционном обществе человек мог прожить всю жизнь в одном городе или деревне, никуда оттуда не выезжая и даже не встречая среди своих друзей, соседей или знакомых ни одного мигранта. В новом глобализирующемся обществе описанная ситуация становится практически невозможной. Распространяются мобильные модели поведения, а островков стационарности становится все меньше. Демократические государства стараются проводить политику интеграции мигрантов путем предоставления им и их семьям гражданства. Однако политика ассимиляции часто терпит провал, а этнические сообщества вне своей родины, наоборот, развиваются и растут. Такие «новые» граждане в массе своей не становятся частью нации в традиционном смысле, то есть не разделяют ее доминирующую культуру. Поэтому, если раньше между гражданством и принадлежностью к нации было почти тождество, то теперь оно нарушается. Культурное и этническое единство перестает быть непременным признаком нации. Эти процессы наблюдаются пока в начальной стадии, но они приобретают роль мирового тренда. Размывание границ государства, его национальных структур, институтов будет происходить по нашему мнению и вследствие латентной и явной работы миграционных процессов.
В третьем параграфе «Специфика влияния внутренней миграции на постсоветском пространстве на политический процесс» развиваются основные положения предыдущего параграфа, выявляется и анализируется специфика миграционных процессов и их взаимосвязь с политическим процессом.
Наряду со многими фундаментальными факторами, определяющими миграционную ситуацию, важными являются также экономический и демографический. Трансформации 90-х годов ХХ века в России привели к кардинальным изменениям в сфере труда, главное из которых – устранение гарантированного трудоустройства. Все больше трудящихся становятся занятыми в сфере временной, частичной, «рисковой» занятости, где очень низки гарантии оплаты труда, надежность самой трудовой деятельности, что явилось стартовым механизмом трудовой миграции.
Мощным выталкивающим фактором является демографический пресс. Так, рост демографических показателей в странах бывшего СССР привели к таким социальным последствиям как рост безработицы, падение уровня жизни, аграрное перенаселение, что зачастую является фактором миграции населения. Даже в ситуации политической и социальной стабильности демографический взрыв на фоне отстающего расширения производства приводит к социальным, политическим конфликтам.
В России обозначился кризис «человеческих ресурсов», который усугубился демографическими проблемами, в первую очередь уменьшением населения, которое не компенсируется количеством иммигрантов. Анализ соответствующей литературы позволяет нам сделать следующий вывод: в первой четверти XXI века России предстоит пережить: продолжающееся снижение продолжительности жизни, особенно у мужчин, в связи с ростом сердечно-сосудистых заболеваний и алкоголизма; рост смертности от СПИДа и туберкулеза; уменьшение показателей рождаемости из-за снижения количества здоровых женщин и женщин детородного возраста; снижение темпов развития экономики из-за увеличения количества пожилых и не очень здоровых граждан; относительный рост численности нерусских, неславянских и неправославных групп; увеличение легальной и нелегальной миграции, особенно из стран с отличными этническими культурными укладами жизни и низким уровнем образования; дифференциацию медицинских услуг и образования; «утечку мозгов» за рубеж на всю жизнь или, по крайней мере, на несколько лет; растущую конкуренцию между военными и образовательными организациями, а также работодателями из-за снижающегося количества здорового населения, годного к военной службе и работе.
Одним из наиболее серьезных факторов — «разбавление» русского населения России, по аналогии с европейским опытом: миграция в Россию из стран со слабо развитой экономикой приведет к росту национальной неприязни и нетерпимости, потокам беженцев, ухудшению криминальной обстановки, особенно в крупных городах.
В Европе тоже обеспокоены подобными проблемами. Так, в ходе предвыборной компании в Германии в 2002 году немцы предложили следующее решение проблемы: «работникам — да, беженцам — нет». В результате высококвалифицированные специалисты получили возможность предлагать свои услуги на мировом рынке труда. Данный пример может быть рекомендован как вариант решения миграционной проблемы и неконтролируемого наплыва мигрантов в Россию.
Среди других отрицательных демографических факторов необходимо назвать: сокращение работоспособного населения по отношению к неработающему; значительное уменьшение мужского населения страны (в начале 2001 года в России было на 9,3 млн. больше женщин, чем мужчин); миграция неславянского населения.
В основе политической стабильности региона, а, следовательно, и фундаментом обеспечения региональной и, как следствие, национальной безопасности, является человек, его политическое сознание и политическое поведение.
Политический процесс, трактуемый как совокупность изменений в отношениях субъектов и во всех элементах политического пространства, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов, предполагает наличие как институциональных, так и неинституциональных компонентов, детерминирующих его протекание во времени и пространстве. К числу не институциональных компонентов политического процесса относится политическое сознание, обеспечивающее взаимодействие политической системы и включенных в нее индивидов, одновременно являясь продуктом этого взаимодействия. Оно демонстрирует влиятельность субъективных позиций индивидов в их взаимодействии, формирует соответствующую систему их мотивации для полноценного участия в политической жизни, будучи результатом отражения индивидами политических явлений и выражением их отношения к ним.
Политическая апатия мигрантов в период трансформации общества определяется, среди прочего, рассогласованием надежд на быстрые результаты развития, с одной стороны, и ощущением резкого углубления кризиса, а во многих случаях очевидного регресса, в том числе в самых насущных областях социального бытия — с другой. Причем имеются основания говорить об определенной культурной обусловленности данного явления.

Анализ ценностных установок политического сознания вынужденных мигрантов позволил сформулировать следующую их иерархию: государство должно создавать условия для обеспечения работой всех, кто пожелает трудиться; свобода есть высшая ценность, ради которой можно смириться с ростом экономического неравенства; государство должно осуществлять контроль над ценами на потребительские товары; главное, чтобы люди надеялись на самих себя и перестали ждать помощи от государства; история показывает, что демократия приводит к свободе и процветанию, а социализм — к рабству и нищете; государство должно обеспечивать каждому гарантированный прожиточный минимум; теперь каждый человек ответственен за свой успех или неудачу, а потому категория социальной справедливости теряет смысл.
В третьей главе «Миграция в контексте современного российского политического процесса» на примерах общероссийского и регионального политического процесса анализируется роль и место миграция в политической динамике как страны вообще, так и региона в частности.
В первом параграфе «Основные тенденции, специфика и политическая составляющая миграционных процессов в современной России» исследуется роль и место миграции в национальном политическом процессе.
После распада СССР миграционные процессы на всем постсоветском пространстве становятся составной частью всемирного движения населения в глобализирующемся мире. Россия является страной не только отдающей, но и принимающей население. Именно это двойственное состояние на порядок увеличивает количество угроз национальной безопасности порожденных миграционным фактором.
Если в большинстве стран мира (за исключением тех, которые, как и Россия, после распада стали ареной этнополитического, а, иногда, и военного противостояния) миграция определяется экономическими факторами, то в России факторов влияющих на миграционную составляющую гораздо больше. В конце 80-х – 90-е годы прошлого века изменение миграционной ситуации произошло под влиянием, прежде всего, социально-политических факторов. В России в 90-е годы прошлого века определяющими факторами миграции были: экстремальные или выталкивающие (этнические, политические, военные конфликты), экологические, социальные, культурные факторы, причем первый усиливал действенность последних.
Геополитические изменения, которые происходили в мире в конце XX века, привели к возникновению или активизации многочисленных этнических конфликтов, в том числе и на территории бывшего СССР. Именно они, наряду с распадом СССР, стали главными причинами усиления миграционных потоков на всей территории постсоветского пространства.
Современная миграционная ситуация в России определяется действием трех сил: эволюционной составляющей; преодолением негативных последствий экспериментирования советского государства в области демографических процессов; адаптацией населения к изменяющейся социально-экономической и политической реальности и кризисным проявлениям современной жизни.
Необходимо отметить, что факторы, определяющие миграционные процессы последних лет по своей сути являются чрезвычайными, стрессовыми, шоковыми. Мы согласны с О.Д. Воробьевой в том, что «применительно к миграционному процессу следует отметить, что их воздействие формирует … массовую готовность к экстренной миграции. Эта готовность, развиваясь взрывоопасно, накладывает свой отпечаток на последующие стадии процесса: изменяются мощность и география потоков, по-иному проходят адаптационные процессы». Фундаментальными факторами, предопределяющими миграционную ситуацию, являются экономические и демографические условия.
Параллельно с деструктивными процессами на характер миграционных процессов оказывали влияние стимулирующие факторы: политика открытых дверей, включение постсоветских стран в систему международной миграции, трансформация экономики на рыночной основе. Эти процессы способствовали развитию коммерции, челночной торговли, а, следовательно, давали мигрантам возможности трудоустройства. Стимулировали миграции также формирующиеся различия между новыми государствами в политических системах, направленности и характере реформирования экономики.
Период социально-политической нестабильности привёл к появлению таких факторов миграции как этнополитические и территориальные конфликты, ликвидация старых и появление новых государств, лишение и не предоставление гражданства, военные действия и т.д. Политические трансформации, помимо кризисных явлений, неопределенности, деэтатизации и частичной потери государственного управления стали катализатором социальных изменений, в том числе, простимулировав процессы этносоциального обособления. Эти процессы повсеместно привели к традиционализации и архаизации социумов на постсоветском пространстве. В свою очередь, совокупность этнополитических, социальных и этнокультурных изменений оказалась пусковым механизмом для формирования территориальной подвижности населения.
Во втором параграфе «Миграция и региональный политический процесс в Ставропольском крае» исследуется роль и место миграции в региональном политическом процессе.

Говоря о миграции, необходимо иметь в виду, что миграционные процессы являются одним из наиболее значимых геополитических факторов, влияющих на социально-политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе, так как они стали более интенсивными и порождают социальные проблемы, неизбежно возникающие при перемене места жительства. Специфика миграционной ситуации обусловлена такими особенностями региона, как привлекательные геоклиматические условия; высокая плотность населения; сохранение темпов прироста населения; многонациональность населения; сложность социально-экономической ситуации; наличие целого ряда очагов межэтнической напряженности; обострение вызовов и угроз национальной безопасности.
Специфика миграций на Северном Кавказе определяется, прежде всего, особенностями его геополитического положения. Уникальное местонахождение Кавказа с древнейших времен уготовило ему особую роль перекрестка цивилизаций, центра взаимодействия разнообразных этнических, экономических и политических процессов.
Наличие многочисленных межэтнических конфликтов в приграничных территориях составляет негативный аспект геополитического положения Северо-Кавказского региона. Народы, оказавшиеся в зонах конфликта, рассматривают Россию и Северный Кавказ как надежное укрытие. Это вызывает вынужденные миграции, как пришлого населения, так и коренных народов. Межэтнические конфликты на территории самого Северного Кавказа усугубляют негативные последствия его геополитического положения, превращая его в район этнической катастрофы.
В последнее десятилетие для Северного Кавказа стала актуальной проблема незаконной миграции. В настоящее время на Северном Кавказе сложились крупные иммиграционные общины. Их существование порождает множество негативных явлений. Особую тревогу вызывают организованные структуры враждующих между собой землячеств иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. Их члены, зачастую имеющие опыт ведения боевых действий, уже сейчас способны оказывать влияние на обстановку в регионе. Большую опасность представляет также растущая политическая активность ряда организованных иммигрантских общин.
Ставропольский край занимает одно из первых мест по числу вынужденных переселенцев, прибывших в край в 90-е годы после распада СССР на постоянное место жительства. Их вхождение в новый социум осуществлялся в сложных не планируемых условиях, поэтому проблемы интеграции являются острыми, проявляются на личностном, групповом и общественном уровнях.
Главная особенность процесса интеграции мигрантов и представителей этнических меньшинств на Северном Кавказе заключается в том, что это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов не только России, но и мира. Кроме того, среди многих групп населения сильно актуализирована этническая идентичность, что зачастую приводит к обострению межнациональных противоречий.
В работе по регулированию миграционных потоков, адаптации и интеграции вынужденных переселенцев государственным службам необходимо работать в тесном контакте с общественными организациями, представителями научной среды. Миграция населения является одним из факторов, характеризующих социально-политическое положение региона, а значит оказывающим влияние на его безопасность.
В Ставропольский край в начале 90-х гг. ХХ века хлынули мощные миграционные потоки, вызванные межнациональными конфликтами, нарушив сложившееся соотношение представителей различных этносов. Данные процессы привели к сукцессии, которая ведет к подрыву безопасности и стабильности региона.
В связи с сохраняющейся социально-политической нестабильностью на Северном Кавказе, и в частности, на Ставрополье, с наличием на этих территориях факторов вынужденной стрессовой миграции (экологические и техногенные катастрофы, терроризм и др.) возникает угроза национальной безопасности вообще, и безопасности местного сообщества в частности.
Если исходить из того, что цель миграционной политики – обеспечение рационального размещения населения с точки зрения эффективного развития экономики систем расселения, улучшение качественного состава населения, равномерное развитие территорий, сглаживание социально-экономических условий жизни населения, то целью миграционной политики на Северном Кавказе выступает необходимость придания миграционным процессам управляемого и предсказуемого характера для обеспечения безопасности страны, учитывая особый геополитический статус региона.
В качестве цели миграционной политики для ряда регионов ЮФО должна выступать стабилизация численности населения, придание миграции количественно ограниченного и качественно необходимого характера. Кроме этого, необходимо приостановить миграционный отток русского населения, восстановить прежнюю численность населения, а также решить проблемы возвращения вынужденных мигрантов в места своего прежнего проживания.
Актуальность исследования данного феномена на региональном уровне обусловлена разными обстоятельствами, к числу которых можно отнести расширение правового поля и акцентирование внимания на проблематике прав человека, к которым относится право свободного передвижения; необходимость анализа миграции с учетом ее целей, задач и содержания в регионе и степени ее воздействия на другие сферы общественных отношений; принятие и реализация законов, защищающих права иноэтнического населения; необходимость научного осмысления социально-политической направленности отношений между мигрантами и местным населением.
В четвертой главе «Управление миграционными процессами как политическая проблема» рассматриваются миграционные процессы через призму административной политики.
В первом параграфе «Проблема беженцев как глобальная проблема: пути решения» выделяются тенденции в трансформации миграционной политики западных стран.
На настоящий момент в концептуальном отношении можно выделить четыре основных пути-модели, которыми страна может реагировать на иммиграцию: полное исключение, дифференциальное исключение или сегрегация, ассимиляция, плюрализм.
Миграционная политика направлена на то, чтобы изменить или поддержать численность и состав населения всего государства и отдельных его частей путем воздействия на направление движения и состав мигрантов. Ее цель сводится к обеспечению рационального размещения человеческих ресурсов с точки зрения эффективного развития экономики и населения, улучшение его качественного состава, равномерное развитие отдельных регионов, сглаживание социально-экономической дифференциации в условиях жизни населения.
Возможность выхода миграции из-под контроля является следствием, по крайней мере, отчасти, слабости миграционной политики, методов регулирования и подходов, используемых в настоящее время. За последние 25 лет причины, природа и структура межстрановых перемещений значительно изменились, а национальные и международные законы и механизмы управления миграционными потоками практически остались прежними. Существующие юридические и институциональные инструменты и механизмы, какими бы эффективными они ни были в прошлом, оказываются неадекватными в условиях современной международной миграции. Вполне понятно, что они не были рассчитаны ни на огромное число новых проблем, ни на те сложности, которые повлекли за собой массовые миграции.
Проблема поиска убежища остается двусторонней и требует нового осмысления. В условиях новой миграционной ситуации необходимо определить, каким образом можно упорядочить поток беженцев и в то же время сделать систему более равноправной и цельной, обеспечивая постоянную или временную защиту различных категорий вынужденных переселенцев с учетом их реальных потребностей.
В современном мире право на перемену места жительства — с возможностью легально покинуть свою страну — почти повсеместно признается одним из фундаментальных прав человека. При этом речь идет не только о гуманистическом и политическом смысле этой формулы как главном ее принципе, но и об ее экономических аспектах. Свобода передвижения людей рассматривается наравне со свободным движением товаров, услуг, капитала.
Отсутствие концептуальной ясности часто затрудняет разработку разумной и четко определенной миграционной политики и соответствующих норм, а также препятствует эффективному управлению миграционными потоками на основе международного сотрудничества. Свидетельством этому является отсутствие однозначного трактования понятия свободы передвижения.
По оценкам ООН в настоящее время миграцией охвачено свыше 100 млн. человек. В основе этого процесса лежит не только усиление интернационализации хозяйственных связей, но и экономическая и социальная нестабильность, войны, нарушения прав человека, стихийные бедствия и экономические катастрофы. В отличие от добровольных переселенцев, вынужденные мигранты — это, как правило, люди, которые не подготовлены к отъезду, не наметившие определенного места жительства; они попадают в стрессовую ситуацию с отсутствием информации о перспективах трудоустройства. В 2004 г. число официально зарегистрированных беженцев, находящихся за пределами стран происхождения, превышало 17 млн. человек (в 1965 г. их насчитывалось 2 млн. человек).
В 90-е годы ХХ века произошло резкое увеличение притока вынужденных мигрантов, в связи с чем иммиграционное законодательство, которое раньше считалось довольно либеральным, было ужесточено во всех странах. Увеличение притока вынужденных мигрантов привело к резкому увеличению расходов на их прием и обустройство, обострению конкуренции на рынке труда, усилению нагрузки на сферу бесплатных социальных услуг и ухудшению криминогенной ситуации. Все это вызвало массовое недовольство и послужило причиной появления расистских настроений. Усилилась фильтрация лиц, ищущих убежище, многие из которых под видом беженцев пытались таким образом обойти строгие требования, предъявляемые к мигрантам.
Регулируемая иммиграция, в том числе и вынужденная, в целом оказывает позитивный эффект на богатые страны. Они рассматривают расходы на беженцев как целевые инвестиции в человеческий капитал и способны использовать дополнительные ресурсы рабочей силы весьма эффективно.
Развитые страны, принимающие беженцев, отдают предпочтение политике дальнейшего переселения в другие страны или добровольной репатриации, когда возникает возможность урегулирования конфликта, вызвавшего эмиграцию.

Несколько иное положение с беженцами складывается в развивающихся странах с нестабильным экономическим положением и неоднородным этническим составом населения. Беженцы в этих странах могут стать дестабилизирующим фактором не только их экономического, но и политического развития и причиной возникновения религиозно-этнических конфликтов. В первую очередь это касается африканских и ряда азиатских и латиноамериканских стран
Проблема беженцев становится одной из глобальных проблем, затрагивая политические интересы не только отдельных локальных, региональных политических сообществ, но и изменяя контуры и сущность мирового политического пространства, что приводит к необходимости выработки международной миграционной политики.
Во втором параграфе «^ Основные направления миграционной политики России в ситуации обеспечения национальной безопасности» исследуются закономерности становления и функционирования миграционной политики в России.
В российской науке принято считать, что миграционная политика направлена на то, чтобы изменить или поддержать численность и состав населения всего государства и отдельных его частей путем воздействия на направление движения и состав мигрантов. Ее цель сводится к обеспечению рационального размещения населения с точки зрения эффективного развития экономики, улучшение его качественного состава, равномерное развитие отдельных регионов, сглаживание социально-экономической дифференциации в условиях жизни населения.
Важным шагом в направлении интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих миграционный процесс. В России сделаны первые шаги в подписании подобных соглашений. Одной из первоочередных мер в направлении защиты прав граждан России за рубежом является проведение консультаций и переговоров с государствами, в которые возможен наибольший поток мигрантов из Российской Федерации.
Миграционная ситуация в России ставит следующие приоритеты миграционной политики: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков; адаптациия и интеграция мигрантов на новом месте жительства; пресечение незаконной миграции; обеспечение регулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов; оптимизация размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций; добровольное возвращении мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище).

Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации должны являться: преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.
Говоря о миграционной политики, проводимой в Российской Федерации, необходимо отметить, что руководство страны пришло к пониманию того, что без «новожителей» развитие страны невозможно, а невозможно и улучшение жизни, и удвоение ВВП в том числе. Подтверждение этого можно найти в Указе Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом». В нем говорится, что в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом необходимо утвердить государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом; разработать план мероприятий по реализации этой Государственной программы.
Отправной точкой реализации этого указа в Ставропольском крае должны стать: анализ вмещающего потенциала Ставропольского края и геокультурной периферии. В рамках анализа вмещающего потенциала необходима организация мониторинга потребностей края в использовании переселенцев в качестве трудовых ресурсов, с целью определения районов края, имеющих в них потребность. Параллельно с этим необходимо выявить «заданные характеристики» (квалификационные, образовательные, половозрастные, языковые, культурные) переселенцев при помощи экспертных опросов представителей бизнес-структур, краевых и муниципальных органов власти, изучить социально-экономический потенциал Ставропольского края, для обеспечения оптимизации процесса принятия переселенцев при помощи экспертного опроса и анализа вторичной информации. Анализ геокультурной периферии должен включать в себя: мониторинг по изучению настроений потенциальных переселенцев в Ставропольский край.
В заключении сформулированы основные выводы исследования, обобщены его важнейшие результаты, намечены главные направления дальнейшего, более глубокого изучения проблемы миграции как политической составляющей национальной безопасности.
В современном мире происходит, с одной стороны, политизация миграционных процессов, а с другой – политические процессы становятся детерминированными миграционными волнами, что отражается в превращении миграции в неотъемлемый элемент системы национальной безопасности.
В настоящее время миграция приобретает политическое содержание как в странах-донорах, так и в странах-реципиентах; происходит политизация миграции как на локальном, региональном, так и глобальном уровнях. Современные миграционные процессы являются следствием политической модернизации, глобализации, нового витка контроля за пространством (географическим, экономическим, политическим, информационным) и несут в себе политическую нагрузку, связанную с давлением на сложившиеся политические институты, с трансформацией основных индикаторов политической жизни, с угрозой политической стабильности и национальной безопасности. Взаимообусловленность миграционного и политического процессов определяется, во-первых, политизацией миграционного процесса как условия обеспечения или подрыва социальной/национальной безопасности, во-вторых, уровнем политической компоненты миграционных процессов вследствие конкурентной борьбой той или иной социальной группы в ситуации стремления достичь свои политические интересы в условиях существующих или изменяющихся властно-иерархических отношений в политической, социальной, экономической, духовно-культурной сфере принимающего общества.
Проблема беженцев становится одной из глобальных проблем, затрагивая политические интересы не только отдельных локальных, региональных политических сообществ, но и изменяя контуры и сущность мирового политического пространства.
В связи с сохраняющейся социально-политической нестабильностью на Северном Кавказе, и в частности, на Ставрополье, с наличием на этих территориях факторов вынужденной стрессовой миграции (терроризм, экологические и техногенные катастрофы) возникает угроза национальной безопасности вообще, и безопасности местного сообщества в частности.

Начало текста

___________________

Статьи и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты.

Конфликтология и конфликты