Яндекс.Метрика

Основы государственной культурной политики

Основы государственной культурной политики

Россия 1

Основы государственной культурной политики (материалы и предложения к проекту)

Министерство культуры РФ отправило в администрацию президента материалы и предложения к проекту программы «Основы государственной культурной политики». На его базе  будет подготовлен сам проект, после чего начнется его широкое общественное обсуждение.

 «…Наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» (В.В. Путин, клуб «Валдай», 19.09.2013).

1. Представляется необходимым включить в разрабатываемый документ определение понятия «культура».

Воспроизводство социальной системы невозможно без передачи от поколения к поколению наиболее общих представлений о мироустройстве, о должном и недопустимом — то есть без закрепления системы ценностей, характерных для данного общества. Отсутствие такой системы ценностей ведёт к образованию мировоззренческого вакуума, заполняемого случайным образом, к расколу общества, к принятию различными социальными группами  и отдельными личностями систем ценностей, характерных для иных культур, в том числе несовместимых с существованием данного общества.

Представляется, что восприятие свойственной данному обществу системы ценностей, воспитание нравственности осуществляется путём приобщения к культуре. При этом под термином «культура» понимается исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закреплённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии.

Таким образом, именно культура в вышеприведённом понимании этого термина является объединяющей основой российского общества.

Представление о системе ценностей может быть также выражено через понятие «единый культурно-цивилизационный код». Согласно Паспорту государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р), национальным «культурным кодом» является «система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение».

Соответственно, одним из приоритетных ожидаемых результатов реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. является формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию».

2. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на принципе историзма.

Имеется в виду то, что национальная культура в изложенном выше понимании этого термина складывается не как «равнодействующая» или некий пазл из «локальных культурных сред» различных сообществ. Культура формируется на протяжении длительного времени в процессе исторического развития, являя собой основу идентичности данной социальной общности. Культура — это главное, чем данная общность отличается от иных.

Сначала в качестве объединяющего начала складывающегося народа возникает общее мировоззрение, основанное на конкретной системе ценностей: общее понимание добра и зла, допустимого и недопустимого, первичного и вторичного. Затем на этой мировоззренческой основе формируется «духовно-культурная матрица» данного народа, включающая в том числе культурные, нравственные, эстетические и этические нормы, национальный подход к пониманию прекрасного. Лишь затем из данной культуры могут выделяться «локальные культурные среды» различных сообществ со своими субкультурами.

Следует отметить, что такие субкультуры могут как соответствовать, так и противоречить национальной культуре (или соответствовать культурным установкам какой-либо другой цивилизационной парадигмы) и самой «духовно-культурной матрице» народа.

Из такого подхода, в частности, следует, что при проведении ответственной государственной культурной политики следует поощрять и развивать только те культурные направления и «локальные культурные среды», которые соответствуют принятой в данном государстве системе ценностей. По выражению В.Р. Мединского, «пусть расцветают сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны».

3. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на цивилизационном принципе.

Имеется в виду отказ от той точки зрения, которая характерна преимущественно для «либерально-западнического» направления в науке и которая постулирует единство пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов. Представители данного течения, как правило, рассматривают «западный» пусть развития как идеальный, а все иные — как отклонения от единственно правильного пути.

В противоположность описанному подходу, трудами целого ряда мыслителей (Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон) обоснован цивилизационный принцип: человечество представляет собой совокупность больших общностей (суперэтносов, цивилизаций, культур), отличающихся друг от друга своим отношением к окружающему миру, своими системами ценностей и, соответственно, своей культурой.

Россия в рамках такого подхода должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу» («Европе»), ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа», — подтверждаемый всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей. (На существование таких отличий указывают практически все авторы, занимающиеся данной тематикой.)

На существенные отличия между господствующими на Западе культурными трендами и традиционными для России ценностями указывает в своих недавних выступлениях указывает В.В. Путин.

«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их както подругому, стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису» (выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

Вероятно, в разрабатываемом документе следует кратко перечислить те ценности, которые характерны для российской культуры — с упором не на детализацию этого перечня, а на то, что данные ценности являются традиционными для нашего общества.

«Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение» (выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

«Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию» (Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, 12.12.2013).

«Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства» (В. В. Путин, выступление нарасширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству, Псков, 03.02.2014).

4. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на принципе преемственности.

Имеется в виду восприятие российской истории как непрерывного процесса — от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации. Цивилизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода.

В XX веке были предприняты две мощные попытки изменить культурно-цивилизационную идентичность России: коммунистами в 1917 году и сторонниками «либерально-западного» пути развития в конце 1980-х — 1990-х годах. Как видится и отмечается всеми исследователями, российскими и иностранными – обе попытки слома традиционной идентичности не имели успеха. Определённым подтверждением этого тезиса является сам факт разработки рассматриваемого документа, и об этом следует заявить в тексте основ государственной культурной политики.

«Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд» (выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

5. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис о государстве как активном субъекте культурной политики.

Обеспечение единства российского общества, недопущение его раскола под влиянием чуждых ценностей возможны посредством проведения единой культурной политики, понимаемой как воспитание граждан в духе общей для России системы ценностей.

Такое понимание термина «культура» возвращает нас к изначальному смыслу этого слова (от лат. «возделываю»): задачей государства становится «возделывание», «окультуривание» современного человека и общества в целом в соответствии с едиными духовными, нравственными, эстетическими ценностями.

Конституционной основой единой государственной политики в сфере культуры является следующее:

— статьёй 71 Конституции Российской Федерации установлено, что  в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики в области культурного развития Российской Федерации;

— статьёй 114 Конституции Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры.

Регулятор в данной сфере (Минкультуры России) осуществляет свою деятельность через систему учреждений культуры, формирует нормативно-правовые, экономические, информационные и иные условия реализации современных творческих и социально-культурных проектов.

Конкретные задачи государства можно разделить на три группы:

1) в сфере сохранения наследия и его актуализации, втягивания в профессиональный, образовательный, досуговый оборот, обеспечения к нему свободного доступа граждан, внедрения новейших технологий доступа к наследию;

2) в сфере обеспечения деятельности учреждений культуры, в том числе за счёт повышения уровня заработной платы, оптимизации системы подготовки кадров, оптимизации деятельности и увеличения внебюджетных доходов, а также обеспечения соответствия содержательной части заявленным задачам государственной культурной политики;

3) в сфере государственной поддержки творческих проектов, формирования критериев и систем отбора проектов, способствующих сохранению единого культурного кода и его трансляции новым поколениям россиян.

Отдельной важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться по трем указанным выше направлениям, становится поддержка научных исследований, нацеленных на выявление содержания традиционной для России системы ценностей, конкретных форм ее выражения и трансляции от поколения к поколению средствами искусства, её отличий от иных культур.

В свете вышесказанного важно указать на некорректность «реактивного» подхода к государственной культурной политике. Проведение какой-либо политики путём реакции на те или иные «угрозы», «вызовы» или события заведомо обречено на поражение по причине отсутствия целеполагания и инициативы. Истинная цель государственной культурной политики состоит не в том, чтобы «отвечать на угрозы», а в том, чтобы целенаправленно формировать национальный менталитет.

Из сказанного также необходимым образом следует задача проведения единой культурной политики не только в сфере, относящейся к полномочиям Министерства культуры РФ, но и в важнейших смежных отраслях — в сфере образования, молодёжной политики, миграционной политики и в особенности в сфере СМИ. Тезис об этом должен обязательно присутствовать в разрабатываемом документе.

6. Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности.

Сохранение единого культурного кода требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы.

Как отмечено выше, основой исторического единства жителей Российской Федерации является общность культуры, понимаемой как исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, отражённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии.

Народы, интегрируемые в состав российского государства в процессе его создания, принимали эту общую культуру, одновременно отказываясь от несвойственных российской культуре национально-культурных особенностей. Так, включение в состав Российской империи территорий Северного Кавказа сопровождалось постепенным отказом населявших их народов от целого ряда норм шариатской культуры того времени — таких, как кровная месть, многожёнство, рабовладение и пр.

Исторически могущество России заключалось в умении понимать и ценить наследие своих великих соседей — и мудрость Востока, и прагматизм Запада, — однако выбор российского пути всегда осуществлялся на основе тех духовных констант, которые были издавна присущи России.

Отсюда следует категорическое неприятие идеологии «мультикультурализма». Не отрицая право любой народности на сохранение своей этнографической самобытности, недопустимо навязывание чуждых российскому обществу ценностных норм.

Никакие ссылки на «свободу творчества» и «национальную самобытность» не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав гражданина, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение. В случае нарушения действующего законодательства и прав других граждан к таким лицам и сообществам должны применяться соответствующие меры пресечения.

Соответственно, при проведении государственной культурной политики приоритет должен отдаваться подчёркиванию культурного единства народов России, а не различий национальных культур. Заботиться о поддержании национальных культурных особенностей — право органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В выступлении на заседании президиума Совета по культуре и искусству в г. Пскове 03.02.2014 г. В.В. Путин отмечал, что «…проблемы всех культурных жанров мы должны рассматривать в контексте формирования единого самобытного пространства культуры нашей страны».

Так и в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. указано, что поддержка разнообразия национальных культур народов России (один из ключевых ожидаемых результатов реализации госпрограммы) осуществляется именно «на основе единого культурного кода».

Данная трактовка обусловливает также правильное отношение к понятию «толерантность». Под этим термином принято понимать терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Представляется, однако, необходимым определить ту границу, за которой приверженность толерантности приводит к капитуляции российской идентичности перед чуждыми ей системами ценностей.

К сожалению, призывы к толерантности нередко воспринимаются как легитимизация любых форм поведения, независимо от их приемлемости с точки зрения общей для россиян культуры и системы ценностей. Тем самым блокируются усилия конструктивного большинства общества, направленные на недопущение социально опасных стандартов поведения, а также на противодействие насаждению культурно-ценностных норм, представляющих собой опасность для воспроизводства российской культуры и общества в целом.

Терпимость к представителям иных вероисповеданий, рас и национальностей является традиционной чертой русской (российской) культуры. Подтверждением тому является вся история русского народа и российского государства. Воспроизводство этой ценностной нормы достигается проведением соответствующей культурной политики.

В то же время термин «толерантность» в его современном понимании не позволяет производить чёткое разделение между расовой, национальной и религиозной нетерпимостью, с одной стороны — и нетерпимостью к социальным явлениям, являющимися чуждыми и опасными с точки зрения российского общества и свойственных ему ценностей, с другой стороны, что ведёт к нецелесообразности использования термина «толерантность» для целей проведения государственной культурной политики.

«И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с её великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства» (Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, 12.12.2013).

7. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис об определяющем значении культурной идентичности в условиях глобальной конкуренции.

Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и великой русской культурой, её духовным, интеллектуальным и инновационным потенциалом.

Глобализация означает не просто взаимное влияние культур, а их противоборство во всех сферах — экономической, политической, культурной и т. д. В данном противоборстве главным нашим козырем является наша уникальная цивилизационная идентичность, выраженная в нашем историко-культурном наследии и в нашей системе ценностей. Благодаря этой идентичности российское государство выжило на протяжении более чем тысячелетней истории; соответственно, сохранение этой идентичности в условиях глобального противоборства является важнейшей задачей.

Поэтому обогащение российской культуры во взаимодействии с культурами других народов допустимо лишь постольку, поскольку этим не размывается базовое ценностное ядро нашей культуры.

Отсюда также вытекает необходимость борьбы за сохранение и развитие русской культуры и русского языка как внутри, так и за пределами Российской Федерации, в первую очередь в государствах постсоветского пространства.

«Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но всётаки главное, что будет определять успех, — это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

8. Представляется, что разрабатываемый документ должен содержать тезис о культуре как основе социального благополучия.

Духовное благополучие человека непосредственным образом влияет на его физическое состояние и социально-демографическую ситуацию в обществе. (Из исследователей данной проблемы можно указать на Г. И. Россолимо и М. Нордау; из современных – И. А. Гундаров, С. Г. Кара-Мурза.) Отсутствие мировоззрения либо насаждение чуждых ценностей (в том числе средствами псевдоискусства) ведёт к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании; через рост заболеваемости и смертности, сокращение продолжительности жизни; через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей и т. д.

И наоборот: сокровища культурного наследия, произведения искусства и эффективные социокультурные проекты оказывают прямое влияние на конкретные параметры человеческого капитала, формируя позитивные социально-демографические тренды, мотивируя людей к профессиональному росту и образованию, к социальной и творческой активности.

Не следует низводить цель такой государственной политики до уровня банального увеличения рождаемости, как это делают недобросовестные критики. Разумеется, повышение рождаемости — это важный, но далеко не единственный параметр человеческого капитала. Не менее важны не количественные, но качественные его параметры, которые влияют на конкурентоспособность (выживаемость) России в современном мире.

Таким образом, проведение соответствующей государственной культурной политики – это важнейший инструмент социально-демографического развития.

Финансирование отрасли культуры должно основываться на понимании расходов на культуру как эффективных инвестиций в национальный человеческий капитал. Доминантой современной культурной политики должен стать переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору», обеспечивающему формирование эффективной культурной среды и рост человеческого капитала с помощью адекватных бюджетных механизмов.

Государственная политика в сфере культуры должна быть в высшей степени прагматичной и научной. Как любой инвестор, который хочет получить максимум прибыли, государство обязано получать максимальный прирост параметров человеческого капитала на каждый рубль, вложенный в сохранение культурно-исторического наследия, в учреждения культуры, в конкретные творческие проекты.

 «Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. …Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции» (выступление В. В. Путина на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 08.02.2008).

9. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис: не всё, что предъявляется под видом «современного искусства», вправе рассчитывать на государственную поддержку.

Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям. Либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще.

На материале научных исследований о влиянии искусства на индивидуальное и общественное сознание необходимо выстраивать взаимодействие с экспертным сообществом по совместному отбору проектов в сфере современного искусства, отвечающих приоритетам государственной политики.

Это естественным образом приведет к пересмотру отношений регулятора с кураторами «современного искусства» в тех его проявлениях, которые не несут духовно-нравственного содержания либо оказывают негативное влияние на социум. Как минимум — такое «искусство» не должно получать государственной поддержки. Как максимум — государство должно пресекать негативное воздействие на общественное сознание.

Не следует вдаваться и в иную крайность. Оказание предсказуемого и целенаправленного позитивного воздействия на национальный человеческий капитал требует не примитивной пропаганды, но эффективного воздействия средствами искусства, в том числе с использованием самых современных технологий.

10. Из текста разрабатываемого документа должно быть ясно, что основой и ядром российской культуры является русская культура.

Достаточно очевидно, что исторически именно русский народ являлся и является «государствообразующим». Отрицание этого факта равносильно отрицанию межнациональных различий вообще. (Около 80% граждан Российской Федерации – русские.) Аналогичным образом, подавляющее большинство культурных достижений нашей страны связано с именами деятелей культуры, творивших в рамках русской культурной традиции.

В своём выступлении на заседании «Валдайского клуба» 19.09.2013 В.В. Путин характеризовал великую русскую культуру как «фундамент для самоопределения граждан, источник самобытности и основу для понимания национальной идеи».

Безусловно, при этом единая российская культура впитала в себя достижения всех коренных народов России (в меру их возможностей) — равно как и лучшее из мировой культуры.

Противопоставление понятий «русский» и «российский» недопустимо в силу их фактической идентичности. Примечательно, что в иностранных языках такое различие отсутствует. (Например, в английском слово «Russian» переводится на русский язык и как «русский», и как «российский» в зависимости от контекста; однако в английском языке это одно понятие).

«Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» (выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

«Для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи» (выступление В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

11. Для полноценного учёта и отражения всех вышеперечисленных тезисов представляется целесообразным принять за основу следующую структуру разрабатываемого документа.

1) Общая часть: основные задачи государственной культурной политики в России и принципиальные подходы к её разработке.

2) Духовные и ценностные основы Русской цивилизации, адаптированные к современным реалиям, которые должны быть положены в основу формируемой при помощи государственной культурной политики «духовно-культурной матрицы» России.

3) Оценка текущего состояния культуры в России, его причин и степени соответствия формируемой при помощи государственной культурной политики «духовно-культурной матрицы».

4) Цели и направления преобразования нынешней «духовно-культурной матрицы» России в соответствии с принятыми целями и ценностными установками.

5) Основные стратегические направления государственной культурной политики, позволяющие реализовать это преобразование.

6) Внешние и внутренние угрозы, способные этому воспрепятствовать, и пути их преодоления.

7) Качественные характеристики планируемых результатов, сроки и пути их достижения.

8) Механизмы, позволяющие это реализовать.

9) Культура как инструмент усиления внутриполитического влияния России и достижения её стратегических интересов.

10) Этапы реализации среднесрочных задач государственной культурной политики и требуемый ресурс.

12. Цель разрабатываемого документа — не только дать основу для проведения единой государственной культурной политики, но и способствовать коренному изменению отношения к культуре в обществе и, особенно в его руководящей элите.

«Потому что если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться» (В.В. Путин, выступление на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству, Псков, 03.02.2014).

Культура важнее экономики, обороны и системы управления, потому что без культуры не будет ни того, ни другого, ни третьего. А при должной духовно-нравственной мотивации все сферы нашей жизни развиваются качественно эффективнее.

Основным содержанием государственной культурной политики должно быть формирование полноценного человека — гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в условиях современного инновационного развития.

А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну».

Источник

 Заявление членов Ученого Совета Института философии РАН

о концепции основ культурной политики

Ознакомившись с проектом «Основ государственной культурной политики», подготовленным Министерством культуры РФ, сотрудники Института философии РАН, входящие в состав Ученого совета, считают своим долгом заявить следующее.

Проект содержит претензию на общеобязательную идеологию, что прямо запрещено ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Разработчики материала открыто и демонстративно вторгаются в область философии, полагая себя достаточно компетентными в данной отрасли знания, тогда как содержание документа не всегда соответствует даже студенческому уровню. Текст содержит множество утверждений односторонних, некорректных и просто ложных. Столь вольное и категоричное обращение с темами и идеями, дискутируемыми на протяжении всей истории российской мысли, совершенно недопустимо ни в одном уважающем себя сообществе.

Недоумение вызывает однозначность тезиса «Россия не Европа», объявленного «краеугольным» в данном документе. Это сугубо частное суждение никоим образом не может рассматриваться в качестве непререкаемой истины. Ложно утверждение, будто бы этот тезис подтверждается «всей историей народа и страны». Нельзя не считаться с тем, что многие исторические деятели и лучшие умы России придерживались прямо противоположного взгляда.

Считаем, что государство более способствовало бы интеллектуальной жизни России, если бы содействовало углубленному исследованию и обсуждению темы российской идентичности поддержкой соответствующих проектов, конференций, дискуссионных площадок, издательских программ и пр. И наоборот, государство будет выглядеть двусмысленно, пытаясь в директивном порядке решить сложнейшие философские вопросы.

Принципы государственной политики в области культуры должно разрабатывать прежде всего само общество, а не анонимные «рабочие группы» при сколь угодно авторитетном ведомстве. В связи с этим считаем необходимым не просто пересмотреть содержание и повестку данного документа, но и переформатировать сам процесс его подготовки, открыв возможность привлечения широкого круга специалистов. Это,  как минимум,  позволит  не   углублять непонимание  между бюрократическими  структурами  и  научным сообществом, возникшее в  последнее  время.

Интеллектуальный  и  духовный  опыт  России  должен осмысляться в таком режиме,  чтобы  этот процесс стал  основой  консолидации  общества, выхода на новый уровень культурного развития.

Члены Ученого совета ИФ РАН

  1. Р.Г. Апресян
  2. А.А. Гусейнов
  3. С.А. Никольский
  4. А.П. Огурцов
  5. Б.Г. Юдин
  6. А.В. Рубцов
  7. Н.В. Мотрошилова
  8. Н.И. Лапин
  9. С.В. Месяц
  10. А.А. Кара-Мурза
  11. Е.В. Петровская
  12. А.В. Карпенко
  13. В.А. Лекторский
  14. И.Т. Касавин
  15. П.Д. Тищенко
  16. В.М. Межуев
  17. М.С. Киселева
  18. В.И. Аршинов
  19. А.Л. Никифоров
  20. Е.Л. Черткова
  21. М.Т. Степанянц
  22. Г.Б. Степанова
  23. В.Л. Васюков

Источник

___________

Конфликтологическая компетентность

Конфликтология и конфликты

 

Конфликтология и конфликты