Яндекс.Метрика

Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2013 г.

Отзывы магистрантов 1 г/о ф-та менеджмента НИУ ВШЭ — 2013 г.

НИУ ВШЭ Бураншина Н.
Курс ориентирован на практику. Я успела поработать над конфликтом в двух ролях: участник и консультант. Это очень полезный опыт.
В рамках курса обсуждались интересные темы, в том числе направленные на личностное развитие (работа с обидой, критика, манипуляция, построение взаимоотношений в семье).
Я пересмотрела некоторые свои стереотипы.
Что касается критики:
1. Теоретическая часть обычно рассказывалась в  очень быстром темпе. Тяжело было успеть сделать заметки или прочитать информацию на слайдах.
2. Мне кажется, структура курса была несколько хаотична, так как теоретическая часть привязывалась к темам докладов.  В частности, я разобралась с понятиями «конфликт» и «задача», только после того, как сделала  картографию.
Может быть, сделать наоборот, доклады выбирать исходя из теоретической части?

Виноградова И.
До прохождения курса «Организационный конфликтменеджмент» представления о конфликте находились на бытовом уровне. Конфликт был всегда сопряжен лишь с эмпирикой: чувства, эмоции, переживания, обида.
После прохождения курса сложилось впечатление, что ты можешь смотреть на конфликт на основе трехмерной системы координат: эмпирика, предмет конфликта, система «выше» над конфликтом. Теперь получается не только центрировать свое внимание на одном событии, одной точке (к примеру, неприятном, нежелательном), а размышлять над общей картиной, видеть всю «карту».
Для меня важным моментом в курсе стало то, что я научилась и узнала инструменты изменения собственного отношения, дистинкции к происходящему. Инструменты этому послужили: система «старая догма – критика – новая догма», мемы.
На основе этого была принята новая установка: положительной интенции по отношению к отцу.
Новым в конфликте для меня стало то, что конфликт, в первую очередь, это возможность изменить что – то в себе, то есть изменилась моя отрицательная интенция на положительную. Конкретно в случае  моего конфликта с папой – решение стало для меня ключом к развитию в лучшую сторону и гармонии, прежде всего с самим собой.
Иначе на конфликт с отцом получилась посмотреть после доклада и беседы с Цой Любовь Николаевной. В стрессовой ситуации она кардинально попробовала изменить мое отношение к «рассказам» и «фактам», которые были приведены в моем конфликте.
По сути, в результате проделанной работы – конфликта нет. Я определила свою роль в общении с отцом, общие темы, изменила свою интенцию. Вся проблема заключалась в моем отношении к отцу и общении с ним. Отсутствие обвинительного модуса и положительная интенция разрешили конфликт, выявили его отсутствие как такового.
Отношение к курсу «Организационный конфликтменеджмент»: — курс для меня один из самых интересных, которые я прослушала в магистратуре в ВШЭ. Благодаря курсу получилось перейти от интуитивного уровня во взаимоотношениях к системному. Большинство случаев, которые полагались конфликтами, не являются ими. Много полезной информации, которую можно применить как в личной, так и профессиональной жизни. К примеру, схема конструктивного диалога, мемы внутренние, внешние (особенно актуальны в век информационного хаоса).
Рефлексия о нормах курса. Хочется отметить, что для меня важным моментом стали нормы на курсе «Конфликтменеджмента». У преподавателя четкая система норм курса, четко прописаны наказания за не соблюдение норм, бонусы. Но в свою очередь Цой Любовь Николаевна дает  соответствующий feedback студентам. С самого начала были понятны принципы и нормы, что необходимо сделать, сроки. Такая системность очень важна. Нет никакой неопределенности: четко ясна позиция преподавателя и своя. В начале, как и все инновационное, новое, такая системность была конфликтогеном в нашей группе. К концу курса я поняла, что системность необходима во всем: установление норм. Сначала это конфликтоген, но потом такая система становится инструментом избегания конфликта. Так как сторонам четко прописаны их обязанности, четко обозначены границы – соответственно меньше вероятность их нарушения, либо если нарушаешь – знаешь последствия. Я бы назвала такую систему норм «карта взаимоотношений со студентом». В организации это тоже будет эффективным инструментом управления, контроля и регулирования.

Казакова И.
Курс для меня оказался не только интересным, но и полезным в практическом плане. Как здорово, что есть возможность разбора реальных конфликтов и их решения. Доклады, практическое эссе, обратная связь – все это правильно и необходимо для данной дисциплины. Начинаешь мыслить системно в таких, казалось бы, эмоциональных вещах, как конфликты.
Особое внимание хочется уделить нормам курса. Устраивало все, однако хотелось бы услышать от преподавателя о возможности отработать баллы. Понятно, что она есть, также ясно, что студенты должны проявлять креатив и выступать с инициативой, если им это нужно. Но раз все нормы и правила четко оговариваются в начале курса, то стоит упомянуть, что так или иначе потерянные баллы можно вернуть.
Было бы полезно на занятиях разбирать кейсы, устраивать бизнес-игры, создавать искусственные конфликты и тренироваться их разрешать не только преподавателю, но и студентам. Где браться опыта иначе? Считаю, что на курсе под контролем и замечаниями преподавателя – самое оно. Если Вам жалко тратить время занятий, можно ввести обязательным правилом обсуждение тем однокурсников на форуме.
Для закрепления материала можно было бы давать домашнее задание или же всем делать транскрипт (самое основное из лекции). Потому как свои презентации Вы не присылаете, а полезная информация, содержащаяся в них, теряется или забывается. Диктофонная запись всего полезного может и не содержать.
Хочется сказать большое спасибо за курс и иметь возможность получения небольшой консультации по одному конфликту в качестве некого бонуса, если конечно такое допустимо и у Вас будет на это время.

Кирюхин М.
Практическую полезность курса я оценю в 9 по 10ти-бальной системе.
Во время лекций давались оригинальные авторские разработки Л.Н. Цой, которыми она с удовольствием с нами поделилась и научила их использовать. Так же мы научился системно смотреть на конфликтные ситуации, объективно, без излишних эмоций оценивать точки зрения сторон конфликта.  Наиболее полезным инструментом я считаю «Картографию конфликта».
Манеру преподавания и преподнесения материала я оценю в 8 по 10ти-бальной системе.
во время семинаров Л.Н. Цой не пропускает ни одного конфликтогена. этим она учит слушателей дисциплине и способам разрешения конфликтных ситуаций. На мой взгляд — это лучший способ преподавания такой специфичной дисциплины, как организационный конфликтменеджмент. Что касается преподнесения материала, то я считаю, что слайды перегружены текстовой информацией и не сведены к единому стилю редактирования. Л.Н. Цой — прекрасный специалист, и я считаю, что при доработке слайдов материал, который она преподносит, будет лучше усваиваться слушателями, так как утрачена основная функция презентации (помощь презентующему и акцентирование внимания на том, что он/она говорит).
Плюс  было дано достаточное количество литературы, с которой стоит ознакомиться.
После прохождения курса ОКМ от Л.Н. Цой моё убеждение в том, что грамотное управление конфликтной ситуацией влечёт за собой положительный эффект, так как конфликт выявляет слабые стороны организации отношений в коллективе, а управление конфликтом сохраняет эти отношения и редко приводит к уничтожению той или иной стороны. Ходил на семинары с удовольствием и слушал в предвкушении открытия для себя чего-то нового, что происходило на каждом семинаре. Считаю, что прохождение этого курса необходимо любому менеджеру, претендующему называться эффективным и высокооплачиваемым.

Пан А.
При подготовке к занятиям я прочитала на форуме в LMS фразу о том, что наш мозг находится «в спячке», и на занятиях он пробудится. Эта фраза меня заинтриговала и немного насторожила, даже на первое (для меня первое, для остальных второе) занятие было страшновато идти. Но после нескольких занятий я поняла, что мой мозг действительно спал последние 4 года. Почему-то раньше навыки, которые мы отрабатывали на курсе (работы с обидой, критикой и даже трансформацией конфликта), у меня присутствовали и я ими достаточно умело пользовалась. Однако потом постепенно всё забылось и ушло в небытие. Благодаря курсу ОКМ я проснулась J
Из критики: на мой взгляд, можно немного усовершенствовать презентационные материалы (слайды). В целом они прекрасно выполняют свою функцию – легко и доступно объясняют непростые вещи. Но кое-где (практически на каждом занятии) я обнаруживала опечатки, что для кого-то останется незамеченным, но не для таких дотошных людей как я.
Также можно поработать с общим форматом презентаций. Очень хорошо, что все темы начинаются и заканчиваются со слайдов в едином стиле, но было бы еще лучше, если на остальных слайдах будет единообразие стилей и оформления (в первую очередь это касается шрифтов, выравнивания). Так, например, можно поработать с картинками: хорошо, если на одном слайде присутствуют более 1 изображения, оформить их в едином формате (стиле) и качестве (бывает, что одна картинка высокого качества, а вторая – зернистая. Не очень эстетично). Если на слайде много текста, то хорошо хотя бы его отформатировать (выровнять по ширине).
И поделюсь одним размышлением, не знаю, насколько оно соответствует истине, это лишь моя догадка. Курс касается Организационного конфликтменеджмента в первую очередь, и в идеале студенты должны разбирать конфликты в организациях. Но у большинства студентов конфликты семейные. Почему? В какой-то степени это зависит от выборки студентов, выбравших этот курс. На мой взгляд, обязательность посещения и неудобное время занятий для работающих людей автоматически вычеркивает из списка желающих посещать курс ОКМ тех студентов, кто работает, у кого потенциально может быть организационный конфликт. Это только мое предположение, но может быть, если проводить занятия с 18-00, то в список слушателей курса включатся эти студенты и темы конфликтов станут более разнообразными?

Токарь Н.
Представления о конфликте ДО курса: конфликт – это неприятное столкновение, в ходе которого истощаются силы сторон, а победитель – один.
Представления о конфликте ПОСЛЕ курса: конфликт – это столкновение взглядов, мнений, которое сигнализирует о наличии необходимости развития, изменений.
Освоен ряд понятий, характеризующих стороны конфликта (актуализатор-манипулятор, роль-функция-позиция-персонаж и др.), особенности конфликта, его стадии, формы протекания. Также были проработаны некоторые методы работы с конфликтом, из которых лучше всего усвоились: схема и этапы работы с конфликтом, способы определения особенностей конфликта, конфликт-метод, трансформация конфликта.
Для меня важными шагами, которые позволили по-другому посмотреть на свой конфликт, были: написание картографии и поиск предмета, проблематизация; постановка задач при разрешении конфликта/конфликтной ситуации; выход за рамки ситуации и взгляд со стороны на происходящее.
Для меня очень важным было понять, что мы работаем с конфликтами на профессиональном уровне. О них нельзя говорить ни с кем. Если человек доверяет тебе в такой степени, что делится с тобой своими переживаниями, нельзя его упрекать и сразу исправлять. Нужно выслушать, обозначить, в чём он прав и только через какое-то время, аккуратно задавая ему наводящие вопросы, попробовать помочь ему самому выявить противоречия. Конфликт зреет внутри человека, поэтому его переживания и истинное восприятие ситуации не видно извне. Именно глубинная природа конфликта и свидетельствует о том, что работать с ним нужно изнутри себя (если ты субъект конфликта), либо, помогая человеку продвигаться внутрь себя и вовне ситуации (если ты медиатор).
Свой конфликт могу назвать конфликтной ситуацией. Она не разрешена, так как конфликтные ситуации возникают периодически в любом случае. Но, при этом, я знаю, как можно в них действовать, что поменять и отрабатывать (техника ответов на вопросы, позитивное отношение и поддержание благоприятной атмосферы).
Изначально были ожидания, что курс внесёт какие-то изменения. Сейчас могу сказать, что эти изменения касаются умения анализировать конфликты и работать над собой. Также начал вырабатываться навык разрешения споров, фасилитации дискуссий.
Что касается критики, я бы отметила следующее. Темы лекций не выстраивались у меня в одну цепочку. Например, есть этапы анализа конфликта. И я ожидала, что темы лекций будут как-то привязаны к этим этапам. Но темы были очень разные, каждый семинар как отдельный курс. Из-за этого я не могу вспомнить, когда и что мы рассматривали, потому что у тем лекций нет ни к чему привязки, как мне показалось. Запоминаемость из-за этого ниже. Мне не хватило хоистического подхода.
Ещё я не успевала слушать и читать текст слайдов. Мне удобно, когда я записываю то, что происходит на занятиях. Тогда мне очень легко воспроизвести все детали, перечитывая дома. Но я не успевала слушать, читать и записывать, что снижает лично мою эффективность обучения.
В целом, курс оцениваю как очень полезный, прикладной. Действительно вырабатываются полезные навыки.

Уткина О.
Когда я выбирала дисциплины по выбору  — курс ОКМ был просто очередным более менее заинтересовавшимся мне предметом, который нужно было занести в индивидуальный план. Про преподавателя курса ходило много слухов – и плохих, и хороших было не мало. Это всегда привлекает – если о предмете и преподавателе говорят на факультете, это действительно, скорее всего, стоящая вещь.
Сначала мне все жутко не нравилось – очень жесткая дисциплина и своеобразным преподаватель с характером. Впервые за свои учебные годы я подумала, что этот курс будет самым сложным – в моральном плане в особенности. Было очень сложно привыкнуть к характеру и требований преподавателя, но с другой стороны такие сильные люди меня всегда восхищали. Через несколько занятий я поняла, что нужно просто посмотреть с другой точки зрения – не такое как все, не значит плохое. И в самом деле, курс ОКМ оказался в итоге одним из самых интересных курсов. Разбирая практические конфликтные ситуации, как на своем примере, так и на примере одногруппников, проводя анализ и делая проекцию в будущее, я научилась справляться с конфликтными ситуациями (конфликтов у меня пока еще не было) на работе. Особенно знания и навыки, полученные в ходе курса, помогли мне построить конструктивную коммуникацию с моим отцом и с меньшими потерями закончить конфликтную ситуацию с ним.
Из негативных черт курса я бы отметила работу в системе LMS (для меня эта не очень удобная система, но у нас, к сожалению, не было альтернативы) и излишняя жесткость к студентам, которые пропусками занятия по уважительным причинам (таким как уход за ребенком или болезнь). Я думаю, что для таких случаев нужно придумать особое задание, которое они могли бы выполнить, теряя баллов.

Варданова Р.
Слово “конфликт”, на первый взгляд, ясно и понятно всем. И я так думала. До курса. Мои представления были таковы: конфликт – это когда люди не ладят, может даже кричат и орут друг на друга и это всегда – плохо. В общем, банально, так многие и представляют себе конфликт. Но курс ОКМ изменил мои представления. Оказывается, конфликт можно ещё и нарисовать! Он заставил меня задуматься какие конфликты есть у меня в жизни. Ведь мой конфликт у меня уже давно, надо же, а я и не замечала, что это конфликт.. – рефлексия.
О хорошем. Многие курсы и предметы, которые мы проходим, заставляют задуматься о их необходимости и применении на практики. Курс ОКМ таким мыслям свободу не даёт. Он скорее о жизни, а не о науке. И мне это понравилось. Ведь мы, в первую очередь живём, а потом уже исследуем (при желании). Понравилось отношение педагога, её манеры доносить курс до каждого, принципиальность и твёрдость при нарушений норм и предоставленная свобода выбора (здоровье ребёнка либо 0,5 баллов) .
О плохом. Чего мне не хватило в курсе? Мне уже не хватает Ваших презентаций. Хотелось бы, годы спустя, столкнувшись с конфликтной ситуацией, открыть у себя на компе слайды, прочитать их до конца и увидеть милый смайлик с цветочком, который противоречит Вашему внешнему образу, но совпадает с внутренним миром (личное мнение).  Заметки – это да, но в презентациях все наглядно. Хотя презентации сделаны далеко не профессионально, но в этом и Ваш конек, и, вопреки, высказанному мнению, скажу, что их менять не стоит.
P. S. С ОКМ выходишь другим человеком, может курс, может педагог так влияет, не знаю…  Любовь Николаевна, спасибо за курс!

Данилова Д.
Данный курс я считаю интересным и полезным. Он заставляет думать не только над конфликтами, но над своим отношением с окружающими. Кроме того, я стала легче относиться к сложным ситуациям и критике. Не могу сказать, что поняла и разобралась, как решать конфликты и действовать в конфликтных ситуациях. Мне не хватило практических примеров, а так же было бы интересно поучаствовать в искусственном конфликте и понять, что я делала не верно. Не смотря на это, я получила модели, с которыми можно работать. Так же этот курс помог структурировать некоторую информацию, посмотреть на нее под другим углом. Могу сказать, что данный курс так же заставляет задумать над своим поведением и отношением. В течение первых нескольких занятий я замечала малейшие конфликтные ситуации и старалась построить карту конфликта, оценить свое отношение.

Лактыпова С.
Определения «курс», «урок», «лекция» не совсем подходят к этой дисциплине. Для меня самым точным названием было бы определение «мастер-класс», так как на каждом занятии Любовь Николаевна предоставляла нам  возможность «вживую» увидеть и даже поучаствовать в конфликте и его разрешении. Наверное, поэтому мое эмоциональное присутствие на занятиях было максимальным, если сравнивать с остальными предметами. Информация, представленная в таком наглядном, практическом виде, очень быстро усваивается и запоминается.  Второй огромный плюс — это наличие обратной связи и рефлексии. Для преподавателя возникает возможность получить свежий взгляд со стороны, для студентов — возможность выразить свое мнение, получить рекомендации по возникающим вопросам.
Замечания.  Наверное, единственной «упущенной возможностью» на курсе я считаю практически полное отсутствие обсуждения внутриличностных и организационных конфликтов. Мне кажется, что мы, как студенты, не до конца использовали имеющуюся у нас возможность обсуждения этих видов конфликтов, так как они    встречаются также часто, как и семейные.
В заключение.  Хочу выразить благодарность Любовь Николаевне за то, что она каждый год проделывает этот нелегкую работу – обучение такого рода способом, я думаю, что это требует огромных эмоциональных и энергетических затрат от преподавателя. Также хочется отметить, что наличие у преподавателя не только чувства юмора, но и самоиронии имеет большое значение, это во многом определяет его адекватность и умение критически мыслить.

Любых Ж.
До курса у меня не было сложившегося отношения к конфликтам, я не задумывалась хорошо это  или плохо, о последствиях, функциях и т.д. Поведение в конфликте основывалось не на конкретной теории, а на интуиции. В ходе курса было получены теоретические основы, а также практические рекомендации, касающиеся поведения в конфликте. Каждый студент имел возможность выступить с докладом о своем конфликте, с одной стороны мы, таким образом, ознакомились с другими конфликтами, посмотрели на себя со стороны. Однако, в нашей группе преобладали семейные конфликты, различающиеся по форме, но схожие по своей сути. Мы не смогли привнести все разнообразие конфликтов в группу, рассмотреть в полной мере организационные конфликты. Во-вторых, лично мне не хватало именно практики, а именно закрепление теоретических основ на практике во время занятия.

Молчанов П.
Курс удался, и был интересным. Вопросы и претензии — скорее к организации времени. К сожалению, дневное время в середине недели, в магистратуре — не самое удачное решение для такого сложного и важного предмета.
Что касается непосредственно курса, то мне кажется, что шоковая терапия, проведенная в начале, к концу занятий превратилась в лекционный курс с разбором кейсов от слушателей. Мне кажется, в дальнейшем стоит добавить больше интерактива, возможно, больше мастер-классов, конкретных сложных кейсов из практики.
К сожалению, специфика учебы в магистратуре ВШЭ слабо совместима с работой — и потому многие из рассмотренных конфликтов были семейными, межличностными. Но и на них мы смогли многому научиться.
Курс, безусловно, стоит потраченного на него времени, и у него есть потенциал для того, чтобы становиться лучше и интереснее.

Радионовская А.
            До курса конфликт, в общем, представлялся как некое отрицательное явление, которое не может привести ни к чему хорошему, то есть казалось, что  из конфликта не может быть конструктивного выхода.
Если говорить о конфликте, заявленном в качестве темы эссе, то до начала курса и на первом занятии разногласия с продажей дачи казались серьезной  проблеме, однако после нескольких занятий отношение к конфликту изменилось, и стало понятно, что та конфликтная ситуация, которую я рассматривала в эссе, не является проблемой вовсе. Вопрос с продажей дачи был решен без моего участия, однако занятия по ОКМ заставили меня пересмотреть свое поведение в конфликтных ситуациях, а также проанализировать поведение родителей и понять, в чем бывает причина наших разногласий.
Относительно курса ОКМ в целом хочется отметить, что это одна из самых интересных и полезных дисциплин, изученных мной. К плюсам курса я бы отнесла следующее:
В теоретическом материале были представлены только самые важные понятия и материалы из тем, была конкретика.
Курс ОКМ помогает разобраться со своим конфликтом, потому что многое из того, что происходит на занятии, проецируется на свою ситуацию, но также пересмотреть свое поведение в конфликтных ситуациях и отношение к стереотипам.
Рефлексия в конце занятия: когда она обязательная для всех, — это помогает сделать краткое резюме, в первую очередь, для себя, о том, что было важного и полезного на занятии, это помогает еще раз структурировать в голове  материал.
Разделение теории и практики на блоки: 1 пара – разбор конфликтов, 2 – теория.
Что касается критики, то единственное, что могу отметить, — скорость, с которой мы разбирали теоретический материал: так как информации было много, далеко не все запоминалось и записывалось.

Тишин К..
Представления о конфликте ДО курса: конфликт как проблемная ситуация, которая ведет к актуализации некой ситуация, которая не устраивает одну или несколько сторон в общении, в работе или других ситуациях.
Представления о конфликте ПОСЛЕ: у всего есть причина и следствие, конфликт же является следствием, что сигнализирует о необходимости его решить. Нельзя игнорировать конфликт, ибо это ведет к еще большим проблемам.
Из нового, что я смог вынести из курса, это то, что есть еще ряд факторов, на которые надо обращать внимание, когда возникает конфликт — критика, агрессия, стрессовые ситуации и т.д. Конфликт — многогранная структура, в которой нельзя подходить удаляя или подавляя лишь часть проблемы, нужно смотреть комплексно.
Для меня в процессе познания конфликтов не было ничего удивительного, но стоит отметить, что все таки, положительные стороны есть и их не мало. Дело в том, что я 4 года отучившись на психолога, имел много возможностей применять полученные знания для решения конфликтов в реальных условиях. Здесь же теоретической частью мне дали возможность структурировать свои возможности и знания. Единственное, что удручает, это то, что я не смог применить знания в полной мере, относительно своей ситуации конфликтной.
Конфликт был решен полностью, при этом никаких побочных проблем не возникло.
Если оценивать по 10 бальной шкале, то я бы поставил 6 из 10. Порой было скучно, может быть в силу того, что некоторые знания повторяются. Не хватает вовлеченности в сам процесс лекций — на теоретической части во всяком случае точно. Нужно заставлять людей думать постоянно, так им будет легче решить свои конфликты и чаще об этом думать. Нельзя давать им отвлекаться на компьютеры и телефоны.
Презентации веселые и интересные, но лучше их немного изменить, меньше слов, больше схем. Чем больше преподаватель дает теоретической информации, которой нет на слайде, тем интересней.

Филимонова Т.
Представления о конфликте ДО курса у меня были полностью сформированы психологическим факультетом Вышки, и методы его решения так же были строго психологичны. У меня имеется учебно-практический опыт консультирования, большой объем психологических знаний по вопросам межличностных взаимодействий. При этом я не считала и не считаю, что чтобы решить проблему нужно просто изменить свою точку зрения на нее.
Представления о конфликте ПОСЛЕ курса можно назвать скорее не расширенными, а структурированными и методически-представленными (хотя и не опробованными на практике). Не могу сказать, что я освоила (в плане умения дальнейшего применения) новые методы поведения в конфликте, или узнала, что-то разительно новое о конфликте.
О пересмотре своего конфликта я написала выше и повторюсь, слова преподавателя, и взгляд со стороны группы помог мне принять собственную мысль об отношениях с сестрой серьезнее и приять решение о том, чтобы не изменять ничего на настоящий момент. И хотя такое решение наиболее просто, я все равно хочу отметить, что это именно решение. До его принятия я все время тревожилась и каждый раз перед поездкой домой составляла речь, на случай если вдруг ее удастся произнести, но никогда не произносила ее.
Мой конфликт нельзя назвать разрешенным, хотя его нельзя назвать и конфликтом в полной мере, потому что предмет его, озвученный мною  как коммуникация о важных жизненных вопросах, не был полноценно представлен и ранее, то есть до конфликта, в нашем с сестрой общении.
В первую очередь я считаю, что студенты должны быть ознакомлены с очень важным требованием курса ДО его выбора – необходимостью самораскрытия и раскрытия личной ситуации, а так же готовности принять обратную связь, как от преподавателя, так и от группы.
Во-вторых, рассмотрения организационных конфликтов было бы куда эффективнее и полезнее для аудитории, однако специфика проведения курса в том, что он стоит в середине дня, что является неудобным для работающих студентов, чья включенность в работу и чьи ситуации были бы самыми полезными.
В-третьих, слишком суровые наказания за невозможность посетить занятия по уважительной причине (болезнь или необходимость остаться с ребенком). Мне кажется, необходимо придумать какие-то работы для ребят, чтобы они могли возвращать баллы, потерянные по причине непреодолимых ситуаций.
В целом – материалов очень много, они разнообразны, доступно сформированы и уложены в разделы, что удобно для самостоятельного изучения или обращения к ним в будущем. Разбор конфликтов был наиболее интересным и включающим в работу параметром занятий, помогающим взглянуть не только на свой конфликт, но и на некоторые свои жизненные ситуации иначе.
Спасибо за курс!

Чижова А.
Курс был неожиданным и сложным (в личном плане для меня, я тяжело переживаю любые конфликты и, тем более, их аккумуляцию). Думаю, я точно запомню курс ОКМ, по итогом обучения в ВШЭ, других таких не было и не будет.
Интереснее всего было слушать рефлексию, помогает понять, как по-разному воспринимают информацию люди, находящиеся в одной учебной аудитории.
Единственное, чего мне, наверное, не хватало, это разбора более разнообразных конфликтов. Мы разбирали те, что были у нас, как у участников курса, но, в итоге, большинство из них оказались слишком похожи.

Грачев Денис. 
Планы пойти на Ваш курс у меня возникли еще с окончания зимней школы НИУ ВШЭ, когда мне посчастливилось поcетить небольшой ваш семинар на тему конфликтов.
После поступления я сразу же выбрал Ваш курс и не ошибся. В целом мне очень понравились Ваши занятия, с самого первого, так как я уже знал что это за предмет и у меня не было негативного отношения, как это, наверное часто бывает, когда люди погружаются в рабочий процесс с в Вами.
Однако как говориться, мне кажется Ваш курс немного отличается от того, что привыкли люди получать в Университете. Студенты учатся и получают ответы на свои вопросы после Вашего же курса, у меня осталось очень много вопросов – почему, как,зачем … и не думаю, что это плохо, ведь если появляются вопросы, значит есть еще то, что нужно узнать и понять!
Очень многое из того что вы преподали, мне удалось еще до Вашего курса понять самому, я еще тогда не понимал психология это или просто понимание людей, но теперь я понимаю что конфликтология и разрешение конфликта это самостоятельная часть науки. Надеюсь, что в будущем такое понятие основательно войдет в учебную программу, ведь пока у нас все мыслят очень узко – если менеджмент то это управление и командообразование, если маркетинг то это рынок и реклама. Но после этого человек остается сам собой и миром наедине. Приходит в организацию и не может понять, почему если он специалист, высочайшего класса, ему все равно не получается достичь желаемой должности. И тут как раз приходит понимание того, что теоретические знания это еще не все, ведь мы все находимся в социуме и продвижение и должности отнюдь не всегда получают величайшие умы, а люди умеющие держать коллектив вместе и достигать целей посредством других качеств – коммуникаций.
Мне кажется, что если преподавать предмет еще в школе или на первых курсах бакалавриата, то можно получить опыт и ответы, которые помогут лучше сформировать себя как личность и понять что и как нужно делать. Однако предмет не только не в бакалавриате а еще и по выбору, и мне очень приятно, что мне удалось его посетить, можно сказать – эксклюзив. Не знал, что такое может быть в университете, но это факт.
Хочу отметить, что, наверное не совсем важно, сумел ли я полностью понять все, что вы говорили или полностью усвоить материал, но главное это то, что вы открыли новые области и сформулировали понятия, следя за которыми я уже знаю куда мне двигаться и что изучать.
Спасибо!  С наилучшими пожеланиями.

 

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

 

 Программа курса «Организационный