Яндекс.Метрика

Опоздание как конфликтогенный фактор

Опоздание как конфликтогенный фактор

Преподаватель Цой Л.Н.

 ( Транскрипт  ПЕРВОГО занятия по дисциплине «Организационный конфликтменеджмент»  от 28.01.14г.    Выполнила: студентка 1го курса магистратуры, группы 623  Осеева Дария. (Время, потраченное на транскрипт: около 7 часов – занятия шли 2 пары. Транскрипт первой пары. ПримСамое начало семинара (10 минут)  пропущено, так как не включили диктофон.  )

 На первом занятии решаются следующие задачи:

  • Знакомство с аудиторией
  • Обсуждение норм и правила на курсе
  • Выбор менеджеров
  • Мотивация  магистрантов.
  • Требования к эссе

* * *

 Цой: — Когда магистрант говорит, что  «Я буду опаздывать, потому что…» и ищет любую причину, меня  этот ответ не устраивает  Будем договариваться и учиться правильно отвечать, не обманывать себя и не вводить в заблуждение окружающих.

Еще не было на курсе того, кто бы ушел с курса, кто  бы сказал «я не могу не опаздывать». Каждый оставляет себе лазейку для опоздания.  Расскажу только один эпизод, когда магистрант убеждал меня, что не опаздывать он не может в связи с жестким графиком работы.  Так вот, на второе занятие он пишет докладную своему руководителю  о том. что  курс ОКМ  самый важный, для менеджера организации,  что я прошу в это время отпускать меня, что я отработаю, за счет этого я берусь проанализировать конфликт в организации. И его отпустили  с работы, это я говорю вам честно.  После первого занятия магистрант   приходил и   говорил  руководителю: «Вам же нужны специалисты, с теми компетенциями, которых сейчас нет».    Соотносите вашу занятость с теми знаниями и методами, которые мы будем изучать на  курсе. Есть вопросы?  Примечание — опаздывать  на курс можно в случае объявления  ЧП, аварии с вашим участием, болезнь . В этом случае, вам придется взять аудиозапись занятия и  сделать траскрипт, выслать его преподавателю до следующего занятия. За опоздание минус 1 балл (в вузе 10-ти бальная система оценки). Вопросы есть?

— Нет

Цой: — Ну вопросы у вас должны быть. Они появятся. Я уже говорила об этом.  Но, если вы вдруг увидите красивую картинку, вы скажите: «А можно сфотографировать красивую картинку?». «Конечно можно. Схема, допустим, для себя, для своего эссе»

— А вы разве не будете эти презентации нам скидывать в lms?

Цой: -Нет. Но фотографировать можно, если, допустим, вы не успеваете записать.

Что такое, вы не успеваете переписать? У вас   есть одно средство- диктофон. Ребята! Я вам даю такие возможности, которые вам позволяют быть максимально свободными…»

(Тук-тук… «Да, заходите»).

Нам  уже весело?

-Да

Цой:  -Как вас зовут? Катя? А вы почему опоздали?

-Нет уважительной причины

Цой:  -Вот как вы думаете, как вы восполните пропущенное время?   И что же вы будете теперь сидеть делать?

-Постараюсь вникнуть в работу

Цой:  -А как? Вы уже пропустили., вы не слышали, что мы обсуждали.  Такой разговор, для меня это (не слышно). 30 минут вас не было. Как это возместить?

-Постараюсь (не слышно), вот, девочки со мной в группе

Цой:  -Неля, вы сможете рассказать все, что мы здесь делали? Расскажите сейчас, о чем мы говорили пол часа.

-Мы обсуждали те требования, которые предъявляются, план занятий, зачет, основная (не слышно), доклады, ответы (не слышно)

Цой:  -Мы только наметили, что будем об этом говорить. Ну, что вы поняли?

-Да. То, что сейчас сказала Неля. (не слышно) Требования по курсу, как себя представлять, как отвечать на вопросы

Цой:  -Ну, а теперь расскажите, девочки, как отвечать на опоздание. Это единственное, что мы отработали.

—  Еще одна девочка опоздала и она ответила, что не рассчитала свое время, (не слышно)

Цой:  -В этом плане ответ твой , Катя, — ответ  безответственного человека. Ты не отвечаешь за свое время, ты не отвечаешь за себя. А как ты можешь отвечать за свои действия ? То есть, я хочу сказать, что так ты ответила на опоздание, ты   ответила безответственно. Что ты сказала? Что у тебя нет уважительной причины.  То есть  опоздала  без всякой причины.  Хотя, если честно, то меня твоя причина вообще никак не волнует.  Ты не рассчитала свое время — все остальные причины это домыслы. Ты не рассчитала время. Все. Это единственное. У тебя нет навыков  управления собственным временем.  А я уже говорила, что мы не будем упускать ни одного конфликтогенного фактора. А опоздание – это конфликтогенный фактор. И если в следующий раз ты опоздаешь, то можешь не приходить. Фамилия как твоя?

— Бубнова (что-то говорит невнятное).

Цой:   — Я не хочу передавать свои знания тем, кто …….(не слышно). Знания должны  способствовать формированию высших  моральных и этических  принципов.  Курс практический. Вы транскрипт текста уже делали?

— Сегодня утром

Цой:   — Вы восстанавливаете событие. Лекции, которые читаются, процессы, над которыми вы думаете,  на которых мы останавливаемся,  которые будем разворачивать. Свое значение коммуникации. Почему я жестка уже ко второй магистрантке? А к третьей- четвертой буду все жестче и жестче. Потому что каждый возвращаться к опозданиям я не могу. Проблемы будут, противоречия между группой и опоздаввшим, если я каждый раз буду говорить про опоздания. Будем рассматривать в основном то, чего вы не замечаете в процессе . А когда вы будете делать транкрипт , будете обращать внимание. Смотрите -ка, а этого и не заметил. Вы боитесь собственных стереотипов восприятия. С вашей стороны это будет восприниматься, как замечание, неэтично. Но я уже говорила про этичность. Мы занимаемся конфликтами. И не все вам будет нравится. Сейчас уже вам многое не нравится.  Но при всем при том, что вам не будет нравится, мы будем тренировать (не слышно). Научимся управлять эмоциями. Нет, ты зеркало возьми просто и посмотри. С таким лицом нельзя сидеть. Это не лицо, это  ………….   Когда будете делать транскрипт, будете использовать авторские обороты речи. Я буду реагировать честно. Вы мне не нравитесь. Не старайтесь мне понравиться. Вы пришли сюда не для того, чтобы нравиться, а чтобы  получить  знания по курсу и что-то «вынести.» для своей деятельности.  После первого занятия у вас будет хотя бы 2-3 фиксации. Вы не будете опаздывать, будете спокойно смотреть на то лицо, которое вас критикует. Это будет очень сильный прорыв, если на каждом занятии вы хотя бы (не слышно). Итак, вам нужно выбрать менеджера. Обычно я говорю, кто желает? Будут бонусы. Нет, ты помогаешь. Ты уже не студентка. Ты ресурс для магистрантов. Личная консультация в течение всего курса.

-Можно я буду. Просто мне это очень нужно. У меня тема курсовой- дипломной с конфликтами связана.

Цой:    -Как тебя зовут?

-Люба

Цой:   — Ну, мало еще захотеть. Может, еще кто есть? Фамилия?

-Кудрявцева

Цой:   — В  том году на курсе выбрали четырех менеджеров, которые очень хотели  занять эту функцию в учебном процессе.    Кудрявцева Екатерина и Люба внимательно  подумайте, справитесь ли вы с этим? Вам дается примерно по  три  минуты, чтобы  рассказать о себе. Доказать, что вы можете на этом курсе быть лидерами. И вы действительно будете защищать интересы магистрантов.

КатяМеня зовут Кудрявцева Екатерина. Я учусь на управлении проектами. Мне кажется, я могла бы занимать эту позицию по ряду причин: во-первых, любая организация это по сути определенный проект, то есть, которым можно управлять, которое нужно вести. Я считаю, что это одна из моих будущих функций. Почему я выдрала вообще этот предмет? Потому что моя тема диссертации связана с конфликтами, которые нужно решить. В lms у нас будет своеобразная виртуальная команда. Я не исключаю, что там также будут определенные конфликты. Также я училась в бакалавриате на данном факультете, значит у меня есть определенный опыт координации происходящего. Я координировала в движении КВН ВШЭ, могу сказать, что 2 года вполне успешно этим занималась, поэтому исходя из этого скорее всего я справлюсь с обязанностями менеджмера.

Цой:    -Вопросы

Зал-Что такое lms?

Зал-Система ВШЭ

Зал — Будет ли полезно побывать в этой роли? Как это пригодится в дальнейшем?

Катя-Не могу сказать, что у меня уже все есть, так как конфликты я не умею особенно решать, но хочу научиться

Цой:   — То есть до этого это был смешанный …… Опыта у тебя нет, но ты хочешь получить его на курсе.  Мы еще не знаем, полезна она или нет. Хорошо, спасибо. Садись. Люба

Люба-Меня зовут Любовь. Я с кафедры УЧР. Данная должно мне, как кажется подходит, потому что я открытый коммуникабельный человек. Мне нравится общаться с людьми, решать какие-то конфликты. Из тех, которые я решала связаны с клиентами на моем предыдущем месте работы. Это была торговая розничная сеть в другой стране. Я из Молдовы. Конкретно, как мы будем все это решать в конфликтной группе посмотрим в будущем, но в принципе я готова защищать ваши интересы.  Я так понимаю, что основной оппонент мой будете вы, я буду делать все, что в моих силах.

Цой:   — Вопросы к Любе есть? Бакалавриат у себя в Молдове заканчивала?

Люба-Да, я закончила факультет управления в МКА, у нас бакалавриат в школе, а в университете у нас лицензиат. Поступила по олимпиаде на бюджет

Зал-У меня такой вопрос. Если будут возникать конфликты в группе, как вы собираетесь это решать?

Цой:   -А ты, значит, считаешь, что надо защищать   группу

Люба — Если возник конфликт внутригрупповой, то я буду какими-то действовать нейтралитетными сдерживающими методами. Я буду основываться на каких-то своих оценках того, что происходит. Это будет чисто субъективная оценка. Еще буду учитывать мнение конфликтующих сторон. Если это внутригрупповой конфликт.

Цой:   -Будешь ли защищать студентов, которые опаздывают?

Ну…Я бы сказала, что она не знала о таких жестких правилах по поводу опоздания. Магистранты, которые привыкли за пол года, что преподаватели разрешают опаздывать, не обращают внимания. Я сама себе позволяю опаздывать. Но на ваш курс буду стараться приходить вовремя.

Цой:   — Ну понятно, что никому нет дела до вас, опаздываете вы или нет на занятия. Хорошо. Вопросов нет, садись. Спасибо большое. Теперь как вы будете выбирать из двух претендентов? Способ выбора

-Голосование

-тайное или открытое?

-должно быть открытое

-Мне кажется, тайное

-Тайное честнее. А чего боитесь?

-Мне кажется открытое. Кому-то может быть обидно.

-То есть, если тайное, то не будет обидно. Тайное предостережет.

Люба- мне не будет обидно, если кто-то из моих одногруппниц не проголосует за меня.

Цой:    Так. Про обиду мы попозже поговорим, выясним что это за «тварь»  такая.    Если твоя точка зрения    не совпадает с моей ты обижаешься   или у тебя что-то с головой, с психикой. Если мы выбираем тайное, то у нас что, все больны? Ну вы ж все психологию проходили. Итак, открытое или тайное?

Без разницы

-Открытое

— В таком случае можно вообще жребий провести. Вот это будет фартуна. Орел-решка.

-Я Любу знаю пол года, я ей больше доверяю.  Я не против первого кандидата. Но я уже знакома с Любой., уверена, что она защитит мои интересы

-Здесь не очень равные позиции. Ведь УЧР здесь больше.

— Мы все Любу знаем и знаем, что в случае чего мы будем защищены.

Цой:    — Кто за Екатерину?

-Люба- Я за Екатерину

Цой:    — Остальные все за Любу. Значит, проходит Люба. Но работы у вас много, вы можете вместе.   Теперь у нас два менеджера. Вы сами распределяете функции. Посещаемость, форум, технические вопросы обеспечения учебного процесса.  Каждое занятие открывается сообщение менеджеров.  Он сообщает кто  сегодня присутствуют:…А отсутствуют столько-то. Эта информация размещается на форуме.  Опоздания тоже фиксировать, снимать баллы. Вы распределяете обязанности между собой. Это ваша задача.  Вам бонус к зачету обеим. Вы также будете иметь право повысить на один балл оценку на зачете пятерым магистрантам. Это ресурс мотивации. Но потом вы должны четко сказать: я поставила оценку за то и за то. Чтобы четко знали, за что. Первое задание менеджерам курса: установить контакт с Бордюковой, чтобы она дала список и всех прикрепила к lms.  К следующей неделе уже все должны быть на форуме. Писать мне можете  все, я доступна на форуме.  Вопросы есть по этому вопросу?

Зал- Вопрос про транскрипт… Вы говорили о персональных оборотах. То есть имеется ввиду дословно, не пропуская никакие слова?

Цой:    — Да. Если еще фон есть. На что-то аудитория отреагировала так-то. Процесс пошел. Вы тогда не только текст берете. Вы же понимаете, что даже юмор и шутка могут привести содержание в другой пласт обсуждения. Вы часто этого не замечаете. А надо замечать то, чего вы не замечаете. Вы ведь на многое глаза закрываете. Я вас готовлю к профессиональным действиям в конфликтных ситуациях. Магистрант   имеет право защищать свои интересы. Вы должны знать свои права. Вот если преподаватель скажет, что не допускает вас на занятия. Вы знаете свои права? (молчание)

Зал- В вышке есть права и обязанности. Вот именно в Вышке.

Цой:    Вы дошли до Устава уже (смех).  Когда человек опаздывает, пропускает занятия, приходит на третье занятие, а я ему говорю, что вы не посещали занятия. Он пропустил больше, чем три занятия, это больше, чем каникулы. Он все равно имеет право защищаться. Например, я не пришел, потому что вы на меня наехали. (смех)Ты пришел через 20 минут и ты хочешь тихо зайти и сесть…Не получится. Как ты будешь отрабатывать эти 20 минут? Или давайте каждый раз договариваться. Если вы понимаете, что ВШЭ предоставляет вам возможность встречи с профессионалами, то это надо ценить. ВУЗ это не хлебное место.

Зал- А можно еще вопрос?

Цой:    -Да

Зал — Выступления будут как-то учитываться? Или это будет включаться в эссе?

Цой:    — Эссе вы все будете писать. Каждый раз что-то нарабатывать, дорабатывать и снова нарабатывать.  Затем мы  будем с вами рассматривать структуру конфликта,  логику выстраивать.   Каждое занятие должно приносить в эссе какое-то дополнение в ваш материал.   У вас могут быть сейчас разные темы эссе. Но из каждого эссе вы что-то можете взять. Какой-то аспект, взгляд.  И тогда, когда вы слушаете внимательно доклад, допустим, Любови, вы думаете…Во, это ж тоже мне пригодится. Или доклад Екатерины. О, это ж мне надо записать. Коллективный труд он во многом поможет вам в эссе. Чем больше вы будете видеть нюансов в конфликтной ситуации, тем богаче вы   опишите свой конфликтную ситуацию в эссе.  Много процессов вы можете увидеть.   Все, орг вопросы закончились.

Итак, что такое эссе для магистрантов? Эссе является тем материалом, который позволяет магистранту сказать, что я могу проанализировать такого типа ситуацию, о которой я писал в эссе. Понятно, что на каждом занятии мы с вами еще будем темы дорабатывать. Каждому нужно будет сформулировать тему. И эта тема это уже то, что вы можете предъявить, как ваш инструмент. Вы говорите, я разбирал тему на занятии: конфликт между начальником и подчиненным. Все, на любой работе, в любой деятельности вы этот конфликт можете развернуть. Или конфликты в семье. Ну некоторые берут конфликты в семье. Вы тогда говорите, я могу межличностный конфликт проанализировать. То есть, эссе это ваш кусок хлеба, чтобы вы знали. Будем идти последовательно, спешить не будем. Идем от простого к сложному. Вот опоздания…Вроде просто. Ваши лица. Работать с конфликтами и не работать с провокациями нельзя.  У вас у всех разный уровень, вы учились в разных ВУЗах, и я буду это учитывать. Те, кто учился в бакалавриате на кафедре УЧР и  посещал курс Решетниковой К. , те уже знают теоретические основы. На мой взгляд, здесь они даются лучше, чем в других ВУЗах. Связь теории с практикой. Вы будете осваивать предмет на своей ситуации.  Поэтому я буду вас спрашивать, если у вас в жизни конфликт? У кого из вас нет конфликтов? Поднимите руки.

Зал- Конкретно в данный момент или вообще?

Цой:    — Ну вот нет у нее конфликта. Неважно, как она его понимает. У нее его нет. Это самая опасная вещь. Такие люди живут в иллюзиях. С другой стороны, если вы хотите дать негативную характеристику человеку, вы скажете, что он конфликтный. Откуда такой стереотип? Потому что, если вы спросите про Цой, все скажут конфликтная. Ведь тексты чистые не воспринимаются. Нужны графики, рисунки. Мы будем много рисовать, учиться рисовать свои конфликты, визуализировать, схематизировать, строить графики. Есть конечно такой принцип, активности  — заинтересованности. Если кто-то проходил психологические тренинги, вы должны понимать такие вещи. Но наш курс не психологический.  Играть будем только мозгами, головой. Неважно, где вы находитесь, мозги должны работать всегда. Оставьте ожидание комфорта. Я вас готовлю к ситуации конфликтного взаимодействия. Форма обучения –  смешанная, онлайн и оффлан коммуникация, для  этого открывается  форум.  Главный принцип – практической целесообразности. Я не буду пропускать ни одного конфликтогенного  фактора здесь и теперь. Если вы также научитесь не пропускать их.

Зал- конфликтогенные факторы – это те, которые могут привести к конфликтам. А что значит не пропускать. То есть, если он есть, я должна сразу отреагировать?

Цой:     – это значит, что вы будете учитывать слабые и сильные места и свои и других. С вашим лицом вас выбить из колеи очень просто. Это слабые и сильные места. Мы должны их знать.  Лицо это ваш ресурс, средство. Это не просто лицо. Для других да. Но вы же менеджеры. Вы должны уметь выражать все, все свои качества и компетенции. Мне не нужны ваши знания, чтобы знать. Важно, как вы это можете делать. Ваше эссе это ваш проект, как вы будете разрешать конфликт. Вы должны будете описать все. Что для вас истина. Это то, что вы смогли реализовать. Если вы не смогли это реализовать, то это бесполезные пустые рассуждения.  Отсюда ваши желания, декларируемое и реальное. Вы можете правильно мыслить, а сделать вы ничего не сможете. Объект это ситуация целостная.  Важно уметь определять предмет. Что это такое? Мы будем обсуждать попозже

Зал – (не  разборчиво)  А конфликт между мужчиной и женщиной будем разбирать?

Цой: «Если разберетесь в отношениях между мужчиной и женщиной, то весь мир у ваших ног» (смех)

Каждый  делает свой выбор, за который  ему необходимо отвечать.  Вы выбрали мой курс и вы сами отвечаете за свой выбор.  У нас будет обязательно конфликт, легкую жизнь не обещаю (смех в зале).

Зафиксируем  технологию ответа в ситуации опоздания, в случае если ставятся следующие задачи:

  • не создавать конфликтную ситуацию,
  • сохранить конструктивную коммуникацию в ситуации опоздания,
  • сохранить  чувство достоинство (не вставать в позу обиженного),
  • взять ответственность за опоздание на себя,
  • показать  готовность  восполнить  время опоздания.

Для этого необходимо  отвечать  по шагам:

  • признать факт опоздания (единственный достоверный факт — «Я не рассчитал свое время» — исключения болезнь и ЧС),
  • не тратить время на рассказы (транспорт, пробки, очередь и пр.),
  • извиниться ,
  • спросить  какое может быть задание, для того чтобы восполнить пропущенное время,
  • пообещать впредь рассчитывать свое время и не опаздывать.

Но если уж дал СЛОВО,  то  держи и выполняй его. Это необходимое условие для Успеха и уважения. Тогда  тебя будут   ценить  окружающие люди.

Итак, мы  обсудили тему   «Опоздание как конфликтогенный фактор»,    познакомились  с  бесконфликтной технологией коммуникации в ситуации опоздания.  В дальнейшем отвечать надо только по этой  технологии.  За неправильный  ответ  — минус 0,5 балла.  За опоздание — минус 0,5 балла.

Перерыв.

Окончание первой пары.

____________

Траскрипты занятий на курсе Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент» 

Конфликтология и конфликты