(Фрагменты из книги Акимова О.Е. «Правда о Фрейде и психоанализе».)
Книга предназначается тех, кто интересуется психологическими механизмами обмана больших групп населения.
1. Зачем нам неправда?
Было время, кода писались героические биографии Ленина, Сталина и прочих пламенных революционеров. Но скажите, зачем нам, современным людям, свободным от идеологических оков, сфальсифицированная биография Зигмунда Фрейда? Когда, наконец, будет написана правда об этом «авантюристе» и «конкистадоре» (этими словами он сам характеризовал себя)? Книга, которую вы держите в руках, призвана рассказать о некоторых малоизвестных подтасовках, осуществленных венским психоаналитиком, которым почему-то до сих пор не уделялось должного внимания. Однако основная цель книги – познакомить читателя с совершенно неизвестными фактами из жизни родоначальника «кокаиновой теории» (как известно, основы психоанализа закладывались в период, когда Фрейд интенсивно употреблял кокаин). Историк психологии, наверное, удивится, узнав, что Ирма (с этим именем связано главное сновидение «Толкования сновидений») и Анна О. (настоящее имя Берта Паппенхейм) – одно и то же лицо. Читателю, решившему изучать психологию всерьез, будет любопытно узнать, что Фрейд, прежде чем в тридцать лет жениться на Марте Бернайс, длительное время ухаживал за ее подружкой, Бертой, которая, в свою очередь, любила близкого друга Фрейда, Эрнста Флейшля. Фрейд в отношении Берты совершил преступление; он всегда совершал преступление против тех, кого любил. Чем больше он любил человека, тем большее преступление он против него совершал. Берта осталась жива, а своего друга, Флейшля, он погубил, причем умертвлял методично в течение нескольких лет. Когда Фрейд ждал присвоения ему звания профессора, он опасался, что кто-нибудь расскажет о его ужасных деяниях. Не любовь, а страх – вот главное чувство, испытываемое автором при написании книги «Толкование сновидений». В 1895 г. вышли несколько работ, в названиях которых фигурировали термины «страх» и «фобия». Но сон об Ирме и комментарий к нему появились раньше, когда у Фрейда превалировало чувство мести. Он мстил Берте за то, что она отвергла его любовь, предпочтя Флейшля. Родоначальник психоанализа никогда не был серьезным ученым, более того, примерно на четвертом курсе он забросил учебу в университете, а Брейер помог ему устроиться домашним врачом в дом Паппенхеймов, где «врач» без диплома вел «очистительные беседы» со своей дамой сердца. Из ревности он «залечил» наркотиками Берту до того, что она в течение многих лет страдала психическим расстройством, а Флейшля он просто-напросто убил ими. После смерти отца Берты, которому была занесена какая-то легочная инфекция, мать запретила «домашнему врачу» появляться у них дома. Испугавшись последствий трагических событий, Фрейд в спешном порядке приобрел диплом врача, который он должен был получить три с лишним года назад, и устроился в городскую больницу. Еще позже он сверстал книгу «Исследование истерии», в которой сочинил как Брейер «лечил разговорами» Берту (авторство метода и якобы успешное его применение к пациентке Анне О. коварный доктор приписал своему бывшему другу из чувства ненависти к нему). Страдающий нервным расстройством на почве половой неудовлетворенности Фрейд с помощью наукообразной теории бесцеремонно внедрялся в интимную жизнь девушек и женщин, озабоченных жизненными проблемами. Окружив себя группой льстецов, состоящей сплошь из врачей-дилетантов, он объявил себя отцом-основателем школы по одурачиванию доверчивого населения. У всех на виду Фрейд старался демонстрировать свое идеальное «супер-эго», доброго и умного доктора, но наедине с самим собой и, в частности, в некоторых своих произведениях, он показывал свое «ид», Фрейда-животного, все мысли которого сосредотачивались на сексе. Автор непристойных книжек хотел убедить читателей, что они все так же похотливы и низки, как и он сам. Те, кто находил у себя следы его гиперсексуальной природы, признавали в нем ученого; остальные в ужасе отшатнулись от него. Нужно с удовлетворением отметить, что вторых оказалось больше, чем первых. Ведь к изучению фрейдовских сочинений, которыми, к сожалению, завалены полки книжных магазинов, принуждают только студентов образовательных учреждений психологического профиля. Большинство же жителей нашей страны о Фрейде и его учении, слава Богу, ничего не знают. Я подозреваю, что в душе Фрейда на протяжении всей его жизни в отношении его первой пациентки, которую он любил, происходили сложные процессы психологического и эпистемологического характера. Возникло впечатление, что он сначала лелеял живой лик Берты, бережно хранил его в тайных отделах своего мозга, но потом ее образ начал медленно разлагаться, источать неприятное для него зловоние. И вот уже образовалась гора психоаналитического мусора, но едва уловимые очертания когда-то горячо любимой девушки продолжали мерцать в его сердце как угли в камине. Берта превратилась в белую лошадь – фобию пятилетнего Ганса. Изложение учения Фрейда его апологеты всегда начинали с рассказа о чудесном выздоровлении тяжелобольной Берты. Враги психоанализа пытаются разоблачить этот миф, низвергнуть с заоблачных высот божественный образ. Они говорят, смотрите, да это же обыкновенная истеричка, у которой сфальсифицирована история болезни. Но преданные солдаты Фрейда свято чтят «научный подвиг» пациентки от невежественных «богохульников и еретиков». Фрейдизм важен не только как частный случай искажения психиатрической практики, но и как социально значимое явление для всей мировой науки. На конкретном примере случая Анны О. можно изучать глобальные законы функционирования знаний, скрупулезно исследовать, как в отдельных отраслях науки зарождаются и развиваются раковые опухоли в виде странных мифологем, которые оформляются в соответствующие непоколебимые каноны. Нужно пытаться найти профилактические меры против появления злокачественных образований в будущем. Яркая биография харизматической личности Фрейда, его активная спекулятивная деятельность и основанная им школа образуют один из мощнейших доменов современной культуры. Наряду с психологией доменное, или кластерное, строение характерно для религиозно-мистической и политэкономической деятельности интеллектуальной элиты. Математика и физика тоже имеет домены, только их генезис и функционирование в силу рациональной природы предмета исследования осуществляется на иных психологических и эпистемологических принципах. Как правило, в них отсутствует культ мифологизированного отца-основателя, а институциональная организация не столь жестко и ярко выражена. Где возникают культ и школа, там отсутствует наука и процветает схоластика. Фрейд сравнивал себя с жившим за несколько веков до Моисея библейским Иосифом, который после 14 лет рабства в 30 лет стал управителем Египта. Этот высокий пост Иосиф получил в награду за успешное истолкование сновидений фараона. Согласно библейской легенде, однажды фараону приснилось, будто семь тучных коров вышли с водопоя на луг, за ними проследовали семь тощих коров, которые съели семь тучных. В другой раз ему снилось семь тяжелых от зерен колосьев, растущих на одном стебле, а потом он увидел, что прорастают еще семь пустых от зерен стеблей, которые накинулись на семь первых колосьев и погубили их. Лучшие жрецы Египта не могли истолковать эти видения. Иосиф же интерпретировал их так: страну ожидает семь урожайных лет, за ними последуют семь лет засухи. Поэтому он посоветовал фараону поставить управляющим хозяйством страны мудрого человека, который бы в благоприятные годы не разрешал проедать и распродавать урожай, а старался бы сберечь его, чтобы накормить народ в годы засухи. Услышав эти слова, фараон снял со своей руки перстень, надел его на руку Иосифа и сказал: «Я фараон, но без твоего разрешения никто в Египте не посмеет пошевелить ни рукой, ни ногой» [Бытие, 41:44]. Фараон нарек Иосифа именем Цефнаф-Панеах, что значит «тот, кто разъясняет тайное», и в благодарность отдал ему в жены красивую и знатную Асенефу. Герменевтика, искусство истолкования символов и знамений, – основная «наука», с которой Фрейд по-настоящему считался. Имя Иосиф для него обрело магическую силу: его лучшего друга, Брейера, который был на 14 лет старше, звали Иосиф; несчастный дядя, который, как и библейский Иосиф, угодил в тюрьму, тоже носил это имя; он жил одно время на улице императора Иосифа. Фрейд, как и библейский Иосиф, женился в 30 лет. Сына-первенца, родившегося от Асенефы, управитель Египта нарек именем Манассия, что значит «забвение», поскольку он хотел забыть 14 лет рабства, тюремное заточение и горькие обиды, нанесенные ему окружающими. Чтобы забыть свои унижения и неудачи, Фрейд уничтожил за 14 предыдущих лет дневники и письма, которые он «признал недостойными выживания» (так он, во всяком случае, написал в апреле 1885 г.). По библейской легенде, Иосиф был красивым, честным и гордым парнем. Еще в юношестве ему приснился сон, будто он вместе со своими братьями вяжет снопы в поле. Вдруг снопы, которые вязали братья, пришли в движение, закружились и поклонились его снопу. В другой раз ему снилось, как одиннадцать звезд, луна и солнце склонились над ним. Он истолковал этот сон следующим образом: придет время, когда его одиннадцать братьев (звезды), мать (луна) и отец (солнце) придут к нему на поклон. За такое высокомерное толкование сновидения рассердились не только братья, но и отец, любивший Иосифа больше всех других братьев (отца Иосифа, как и отца Зигмунда Фрейда, звали Якоб). Из-за вспыхнувшей ненависти братья продали Иосифа в рабство. Но в неурожайные годы им пришлось идти на поклон к управителю Египта, в котором они не узнали своего брата. Когда же Иосиф дал им сполна зерна и сказал, кто он, весь большой род Израиля, состоящий из 70 человек, быстро переселился в Египет. Таким образом, сны Иосифа оказались пророческими: его отец, мать и братья были бесконечно ему благодарны, что и выражалось через поклоны небесных светил. Всякий рационально мыслящий человек скажет, что данная легенда является вымыслом, так как Бог, или нечто Его заменяющее, не сообщает людям через их сновидения события будущего и всякое совпадение сна с действительностью нужно рассматривать как случайное. Фрейд не верил в Бога, но верил в сновидения и пытался интерпретировать содержащуюся в них информацию в нужном ему ключе, особенно нумерологического характера. В погоне за смыслом, автору книги «Толкование сновидений», как и автору библейской легенды, приходилось что-то выдумывать или искажать реальные события. Фактически, фрейдовские сочинения мало чем отличаются от библейских легенд, написанных много веков назад. В обоих случаях мы имеем дело с мифотворчеством, которое в одном случае защищено авторитетом церкви, в другом – авторитетом психоаналитической школы. Однако оба этих института имеют примерно одну и ту же историю формирования культурологического домена, в основе которого отсутствует рациональное знание. Часто историки и биографы отделяют научное творчество от личной жизни ученого: они приводят важнейшие даты жизни ученого, его семейное положение, официальные посты, которые он занимал, рассказывают, где бывал, с кем встречался, какие награды получал, а затем излагают содержание его научных трудов. Для нашего случая такая раздельная схема изучения не годится: мы ничего не поймем ни в жизни, ни в творчестве Фрейда, если допустим зазор между эпистемологией и психологией. Чтобы проникнуть во внутренний мир героя, получить стереоскопическое изображение событий его жизни и одновременно досконально понять содержание его произведений, надо осмыслить не только аргументацию, которую автор выставил на всеобщее обозрение, но и найти тайные пружины его творчества, попытаться понять, какие жизненные обстоятельства подтолкнули его к преступлению. Для многих ученых, чье творчество попадает под пристальное изучение историков науки, такой рентгеновский аппарат не нужен. Но подобное безразличие к генезису интеллектуальных пристрастий Фрейда для исследователя психоанализа окажется пагубным: он просто не сможет уловить сути фрейдизма, претендующего сейчас на идеологию психиатрии. Поэтому, чтобы до конца понять результаты разрушительной деятельности первого психоаналитика, необходимо вот уже в который раз сосредоточиться на его личности. В результате скрупулезной расшифровки текстов фрейдовских произведений удалось получить более полное, так сказать, голографическое изображение предмета исследования. Для знакомства с истинным портретом Фрейда и адекватного понимания его трудов от читателя требуется одно – здоровый скепсис ко всему, что ранее он слышал о жизни и творчестве этого афериста. Каждый практикующий врач-психотерапевт, к какой бы школе он сам себя не причислял, налаживает контакт пациентом, исходя из своего личного опыта. Если пациент смог поверить в его психотерапевтические способности, можно рассчитывать на какой-то положительный эффект, если же у врача нет обаятельной харизмы, никакая школа ему не поможет. В погоне за симпатиями пациентов («позитивным переносом») многие психотерапевты прибегают к различным уловкам. Фрейд в помощь себе призвал богиню Венеру, а теперь его самого используют в качестве Санта-Клауса. От эксплуатации сказочного образа сотни тысяч психоаналитиков круглый год имеют щедрые подношения от наивных пациентов. Я не думаю, что подавляющая масса современных психоаналитиков находится в полном неведении относительно Фрейда. Уверен, многие давным-давно поняли, чего стоит его ученость. Однако они не хотели бы раскрывать карты перед доверчивой публикой, чтобы не лишиться прибыльной работы по «исцелению» больных. Рекламный образ мудрого отца-учителя на рынке психиатрических услуг позволяет собрать немалые денежки от тех, кто верит в новогодние сказки. Бренды «Юнг» и «Адлер» не идут ни в какое сравнение с успешной маркой «Фрейд». Рынок есть рынок: он функционирует в соответствии со своими экономическими законами, которые не считаются с научной истиной, если она не приносит деньги. Вот и выходят в России миллионными тиражами глупые и аморальные книжки вроде «Три очерка по теории сексуальности», «Анализ фобии пятилетнего мальчика» или «Толкование сновидений». Плох тот психолог, который принял обыкновенного жулика за серьезного ученого, но еще хуже, когда из психоанализа делают большую науку. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда является лучшим «учебным пособием» для студентов, приступивших к изучению курсов «Общая психология» и «История психологии». На его примере будущие специалисты смогут изучить психологические механизмы тотального обмана больших групп населения. При этом надо иметь в виду, что аналогичный алгоритм фальсификаций действует в политической, религиозной и иных сферах. В 2004 г. вышла моя книга «Психология познания. Удод». Форма подачи материала этих двух работ заметно отличается, но лежащая в них идея одна – показать способ познания мира через особенности психологии Фрейда. В обеих книгах убедительностью доказывается, что аморальный и бесчестный человек, уничтоживший все свидетельства своей бесславной биографии, не мог создать ничего ценного и полезного для науки. Психоанализ – это лженаука, которую возродили у нас в России ловкие люди с целью личного обогащения.
(Акимов О.Е. «Правда о Фрейде и психоанализе». – М.: Издатель АКИМОВА, 2005. – 279 с.)
Конфликтология и конфликты