Яндекс.Метрика

Принципы демократии в контексте конфликтологии

Принципы демократии в контексте конфликтологии

Социальные конфликты, как столкновение интересов, ценностей и мотивов, потребностей  разных социальных групп — являются признаком  демократического общества.  Предлагаем ознакомиться с принципами     демократии в работе Э.Гидденса.

Принципы демократии – принципы  будущего  общества.

Трансформация                                                                                Если сравнивать различные подходы к политической демократии,   большинство из них имеют определенные общие элементы. Эти же элементы могут быть рассмотрены в контексте отношений между  разными социальными группами и институтами власти.

1). Создание таких обстоятельств, в которых  каждый гражданин  может развивать свои потенциальные возможности и выражать свои разнообразные качества.  Люди должны уважать возможности друг друга, равно как и  способность изучать и поощрять   склонности друг друга.

2). Защита от произвольного использования любого  авторитета и его  подавляющей власти. Это предполагает, что принимаемые решения могут в некотором смысле быть предметом сделки между разными субъектами.

3). Включенность каждого человека в детерминированные условия их объединения. Предварительное условие в этом случае состоит в том, что люди  принимают аутентичный и резонный характер суждений друг друга.

4). Распространение   экономической возможности разработки доступных ресурсов, включая сюда предположение, что каждый человек избавлены от бремени  нуждаемости.

5). Элементом демократия является наличие автономии, а значит и признание границ. Автономия означает способность субъекта (индивидуального или коллективного)    быть само-рефлексивными и само-детерминируемыми: «обдумывать, судить, выбирать и действовать различными возможными способами действия».

Автономия не могла бы развиваться в тех условиях, где политические права и обязанности были тесно связаны с традицией и фиксированными прерогативами собственности.   По мере того как все они постепенно исчезали, становилось возможным и движение к автономии, рассматриваемой как нечто необходимое, то есть то, без чего невозможно обойтись.

6)  Демократия  подразумевает не просто право быть свободным и равное саморазвитие, но также конституционное ограничение распределительной власти. «Свобода сильного» должна быть ограничена, но это не отрицание власти вообще, как это имеет место в случае анархизма.

7) Власть оправдана до той степени, в какой она признает принцип автономии; другими словами, в той степени, в какой могут быть приведены доводы в пользу того, что согласие улучшит автономию теперь или в будущем.

8) Принцип автономии  связан с договоренностями  его реализации. Каковы эти условия? Одно из них состоит в том, что должно соблюдаться равенство в оказании влияния на результаты принятия решений.            Принцип автономии поощряет различие — хотя он настаивает на том, что различие не должно быть наказуемым. Институционализация принципа автономии означает точное определение прав и обязанностей, которые должны быть действительными, а не просто формальными.

9) В политической сфере этого обычно добиваются с помощью правила «один человек — один голос».   Каждый человек  должен быть уверен в существовании справедливого арбитра.  Каждому человеку должны быть предоставлены средства для того, чтобы их голос каждого был бы услышан.  Должна быть предоставлена трибуна (место и время) для проведения свободной дискуссии. Демократия означает дискуссию, возможность использования «силы лучшего аргумента» для учета при принятии решения.

10) Политически образованный участник диалога способен канализовать свои эмоции позитивным образом: скорее рассуждать, доказывая свои убеждения, нежели втягиваться в болезненные размышления через полемику или эмоциональную критику.                

11) Следующей базовой характеристикой демократических отношений является открытая  подотчетность,  принятие  решений   разделяемых всем   обществом. Открытая  дискуссия становится нормальной лишь в связи с определенными проблемами или при особом стечении обстоятельств. Однако принимаемые решения или разрабатываемая политика  должны быть открыты взгляду каждому.  Подотчетность никогда не может быть непрерывной и потому должна идти в тандеме с доверием.

12) Доверие, когда оно исходит от подотчетности и открытости, а также покровительствует им, является красной нитью, пронизывающей весь демократический порядок. Это  решающий компонент  легитимности между разными социальными группами и институтами власти.

13) Права определяют привилегии,  они указывают также на   обязанности и на ответственность.         Права являются сущностными формами уполномочивания; они обеспечивают механизмы союза между субъектами. Обязанности определяют ту цену, которая должна быть уплачена за соответствующие права. В демократической политической системе права и обязанности являются предметом договора и никогда не могут просто предполагаться.   Права и обязанности, таким образом, должны стать центром непрерывного рефлексивного внимания всего общества.

14) Демократический порядок НЕ подразумевает общий для всех процесс «снижения уровня», а обеспечивает развитие индивидуальности. Демократия    НЕ есть одинаковость,  она НЕ является врагом плюрализма. Демократия — это враг привилегий, где привилегия определяется как удерживание прав или обладание благами, доступ к которым НЕ является справедливым и равным для  каждого.

Таким образом, демократия в межличностных отношения между разными людьми  ( и между государствами доб Цой Л.Н.)    обеспечивает «свободные и равные отношения» между ними для раскрытия потенциальных возможностей каждого в интересах  их совместной жизни.

( Энтони Гидденс  «Трансформация интимности» 2004 г. )

 Библиотека