Яндекс.Метрика

Продолжение. Универсальное конфликтное содержание.

Продолжение. Универсальное конфликтное содержание.

Универсальное конфликтное содержание

В один из моментов очередного глубокого самопогружения я вдруг обнаружила, что все мои конфликты сопровождались схемами неко­его универсального содержания. Я назвала это содержание «универ­сальным» потому, что оно присутствовало со мной везде, во всех конфликтных ситуациях.
Универсальное конфликтное содержание (УКС) как фактологи­ческий материал относится не только к феномену защитного меха­низма или давления внешней среды, но также к феномену невежества в сфере воспитания и образования. Оно проявляется в жизнен­ных ситуациях независимо от возраста, сферы деятельности, функциональной позиции, социальной роли. При этом существен­ную роль играют стереотипы, наиболее ярко проявляющиеся именно в конфликтах. Под стереотипами имеются в виду устоявшиеся взгля­ды, привычные эмоционально-психологические реакции, модели поведения, установки, интенции, представления и т.п., находящие­ся вне критического анализа со стороны самого человека. Естествен­но, они существуют в обществе, однако вопрос в том, как ими пользу­ется сам человек. Универсальное конфликтное содержание — стерео­типно, явно присутствует, как само собой разумеющееся, а потому скрыто и оказывает в конфликте разрушительное воздействие на мно­гие жизненные и личностные процессы.
Установив дистанцию по отношению к стереотипам, мы сможем приблизиться к выявлению содержания УКС. Для того чтобы придер­живаться некоторой последовательности, я буду обозначать УКС но­мерами.

УКС1. Ложная интенция. Равнодействующая мотива и цели де­ятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим ми­ром. Цели могут быть собственные или чужие. Они всегда присут­ствуют, однако часто находятся вне поля зрения самого человека. Чужая цель, подкрепленная энергией личного мотива, чаще всего используется в целях манипулирования человеком. Обнаружение
содержания интенции и дистанцирование от нее позволяют выя­вить разницу между тем, что декларируется, и тем, что предъяв­ляется и реализуется в конфликте. Эгоистичность интенции оче­видна. Если человек действительно начинает ее осознавать, что требует от него определенного мужества, он может ослабить ее манипулятивное воздействие на свое сознание. Посмотрите вни­мательно, какова ваша интенция, когда вы убеждаете себя и дру­гих, что вы:

  • живете ради детей, мужа и т.д.;
  • работаете ради общественного блага и интересов нации;
  • боретесь за правду и справедливость;
  • разоблачаете коррупцию и т.д.

УКС2. Отождествление факта и его интерпретации. Вспомним широко известный случай, демонстрируемый по телевидению. Один политик плеснул в лицо другому стакан воды. Обычный человек сразу выражает свое ценностное суждение: это оскорбление досто­инства личности, невоспитанность и т.д. Был факт: один человек на виду у всей телеаудитории плеснул стакан воды в лицо другому. Этот факт не может быть опровергнут практически никем. Мысля­щий человек вычленит в этой ситуации юридический, морально- этический, физический и т.п. факт, а также выделит «рассказы»: оскорбление, невоспитанность, вседозволенность, агрессия и т.д. Такие пересказы бывают разными и вырабатывают, формируют эмоционально-психологическое отношение к факту, объединяя или разъединяя группы людей. Но если мы относимся к ним как к фак­там, мы не в состоянии увидеть целостность явления, а значит, действуем ограниченно, находясь под властью сформированного пересказом отношения. В этом плане можно зафиксировать безответственность самого человека за состояние своего сознания, не способного отделить рассказ от факта. Дальнейшие действия, реак­ции, чувства такого человека чаще всего стереотипны, и он за них как бы не отвечает.

УКС3. Защитная установка. Отличается от интенции тем, что в ней не обнаруживается мотив или цель, в ней присутствует агрессив­но-защитный механизм, нередко разрушающий саму возможность эф­эффективной коммуникации. Перечислим основные из наиболее рас­пространенных установок, обнаруженных нами в течение 10 лет в раз­ных городах, в разных профессиональных группах. Эти установки проявлялись независимо от пола и возраста, уровня культуры и обра­зования их участников в ходе инновационных тренингов, консультации­ций, бесед, наблюдений.

Что вы можете мне сказать, что может нанести мне ущерб?’

  • «Я вас вижу насквозь!»
  • «Что бы вы мне ни говорили, это только ваша точка зрения, меня не переубедить».
  • «Когда вы замолчите, чтобы дать мне высказаться; то, что вы говорите, я знаю, а вот что я вам скажу, вы еще не знаете».
  • «Я не позволю вам доминировать над собой».

Дело в том, что установки вербализуются очень редко. Это обус­ловлено тем, что:

  • они скрыты от самого человека;
  • каждый человек старается выглядеть лучше, чем он есть;
  • люди часто ожидают «подвоха»;
  • если понимание и присутствует в мерцающем сознании челове­ка, оно все равно вытесняется жестким контролем для сохранения уже установившихся отношений и имиджа.

Само ожидание «подвоха» заставляет человека увидеть то, что он ожидает. Обвинение другого в подвохе есть перекладывание ответственности за процессы своего сознания на других людей. В этом плане можно зафиксировать, что если человек не в состоянии встре­титься со своими установками нежелательного для него содержа­ния, то он не в состоянии открыто обсуждать противоречия и про­блемы, возникающие в его жизни в предконфликтных и конфликт­ных ситуациях. А значит, он способствует созданию коммунальных конфликтов, в которых не разрешается противоречие и не решают­ся проблемы.

УКС4. Борьба за правду. Не вникая в содержание правды, отме­тим  высокий пафос самой позиции человека, который провозгласил­сил борьбу за правду делом своей жизни. Масштабы правды бывают разные, для одних она ограничивается семейной ситуацией, для дру­гих — организацией, профессиональной деятельностью или масшта­бами города, региона, страны, человечества. Примеры:

  • это правда, что мне жена (муж) изменяет;
  • это правда, что чиновники продажные;
  • это правда, что нас только обманывают, нас только оглупляют телевидением;
  • это правда, что в Америке отмываются наворованные в России деньги;
  • это правда, что в меня вошел Дух предков;
  • это правда, что партия коммунистов единственная, которая бо­рется за справедливость, мир, труд, свободу;
  • это правда, что женщин поработили мужчины;
  • это правда, что депутаты Государственной Думы думают только о, себе ит.д.

В любой борьбе за правду можно обнаружить две составляющие:  что человек получает, и что он теряет, т.е. чем он расплачивается в борьбе за правду.
Рассмотрим плюсы, что получает человек в борьбе за правду:

  • он доминирует, так как это придает ему энергию. Он выглядит некоторым героем в глазах тех, которые не в состоянии бороться за правду. О нем говорят как о правдивом человеке, который борется за правду, а это ему приятно;
  • он подавляет других, тех, кто не согласен с его правдой, и нахо­дит все больше и больше аргументов в защиту своей правды и подчи­няет их своей правде. Попробуйте переубедить его, что это не так, вы станете его врагом;
  • он оправдывает любые свои действия и поступки несправедливос­тью тех, против кого борется за правду;
  • он ищет соратников, которые бы его поддерживали;
  • он страдает и мучается наедине, спрашивает совета, обращается в разные инстанции, в суд, к гуру, родственникам, друзьям, иногда к Богу, что ему еще необходимо сделать, чтобы эффективнее бороться за правду?

Именно это придает ему энергию, так как в борьбе за правду жизнь приобретает некоторый смысл, Он энергичен в присутствии окружения, глаза его полны жизненной энергии, появляются новые идеи и планы, еще немного, и правда восторжествует.
Чем он расплачивается в борьбе за правду:
здоровьем. Необходимо иметь могучее здоровье, чтобы доказать каждому, кто со мной не согласен, что женщин поработили мужчи­ны, мой муж алкоголик, далее см. перечисление правд. Постоянное напряжение и стресс, которые испытывает борец за правду, не от­пускают его до тех пор, пока он не добьется правды. Известно, что около 90% заболеваний — это психосоматические последствия стрес­сов. Болезни желудка, кишечника, злокачественные опухоли, мигре­ни и т.д. Требуется передышка, т.е. момент снятия напряжения. При­емы снятия напряжения известны, самые доступные из них и эконо­мичные (по времени и средствам): сексуальный оргазм, алкоголь, эмоционально-психологический взрыв. За все остальное необходимо платить (сауна, услуги психоаналитика или экстрасенса, спортивные корты, массаж, прогулка или путешествие, концерты и т.п.). Но деньги спасают редко;
отношениями с самыми близкими и родными людьми. Для борьбы за правду требуется время, которое отнимается у родных и близких людей. Более того, все разговоры за столом, во время совместного отдыха и даже в постели сворачиваются на стезю борьбы за правду, ведь необхо­димо убедить самых близких людей, что борьба за правду имеет смысл для всей семьи, будущего общества, для родных и друзей;
счастьем, любовью и радостью. О какой радости и любви можно говорить, если борьба за правду составляет смысл всей вашей жизни. Счастье сконцентрировалось до точки, которая находится в борьбе за правду, реальные интимные и теплые отношения заменяются разго­ворами о правде и делами, способствующими борьбе за правду. Толь­ко в разговоре о содержании правды борец за правду успокаивается и получает эмоционально-психологическое «поглаживание»;
потерей творческого потенциала и возможности самовыражения. Борьба за правду отнимает много сил, здоровья и времени, не до твор­чества и полного самовыражения. Любимое дело подождет, так как борьба за правду — это на сегодня самый главный момент жизни.
Борьба за правду отнимает всего человека у самого человека. Он уже себе не принадлежит. Так как только преданные правде достига­ют на этом пути общественного признания. Их называют правдоиска­тели, правдозащитники. Но именно ради такого признания живет че­ловек.
Эта универсальная схема, в которую попадают борцы за правду, нивелирует их, и они становятся похожими друг на друга, приобре­тая черты характера, притягивающие их друг к другу. В борьбе за прав­ду человек вынужден самоопределиться, сделать выбор, связанный с вышеперечисленными потерями и приобретениями. Но часто человек делает выбор вслепую, не видит две составляющие. Поэтому потери воспринимаются им как кризис и катастрофа, а потому такое само­определение является неполноценным и дефективным.

УКС5. Подмена содержания формой. Любое общение имеет, как минимум, две составляющие:

  • как говорится, т.е. каким тоном, с какими жестами, с каким взглядом;
  • что говорится, т.е. о чем, каково содержание коммуникации.

В конфликтной ситуации мы имеем дело с нарушением общепри­нятых социальных норм. Примеры нарушения норм, лежащие на по­верхности: повышенный тон, жестикуляция, носящая агрессивно-угрожающий характер, различные обидные и оскорбительные выра­жения в адрес «противника». Все это относится к тому — как говорится. Но именно на этих поверхностных формах центрирует свое внимание эмоционально настроенный человек. Это происходит потому, что никаких интеллектуальных усилий, а тем более высшего образования и наличия диплома кандидата или доктора наук для их обнаружения не требуется. Эти, лежащие на поверхности, формы притягивают вни­мание и энергию человека в такой степени, что для остальной интел­лектуальной работы, требующейся для проникновения в то, о чем говорится, у него уже не остается сил. Такого человека можно назвать поверхностным, так как далее этой поверхности он интеллектуально идти не способен.
Для того чтобы проникнуть в суть вещей, форма не должна захва­тывать все внимание человека. Ему необходимо вникнуть в содержа­ние, причем не столько в то, о чем и что говорится, сколько в то, почему и ради чего говорится именно это, а не что-то иное.
Отвлекающие внимание формы (как говорится) воздействуют на эмоционально-психологическое состояние, в то же время содержа­ние (о чем и, особенно, почему и ради чего это говорится) требует затраты интеллектуальной энергии.
Если мы обратимся к генезису, т.е. развитию человека как много­клеточного биологического существа, то увидим, что различные фун­кции формировались последовательно, усложняя био-социальное раз­витие всего организма (инстинктивные и ментальные начала). Созна­ние, как функция мозга, сформировалось значительно позже чувств, эмоций и инстинктивных реакций. В биологической науке известен сле­дующий факт: во время опасности, которая угрожает жизни организ­ма, в жертву приносится та функция, которая сформировалась позже.
По аналогии, оказываясь в конфликтной ситуации, когда чело­веку угрожает опасность потери имиджа, средств, интересов и т.д. – эмоции и чувства вытесняют интеллект, т.е. организм жертвует ин­теллектом во время напряженной и опасной ситуации, какой являет­ся конфликт. Человек переходит на формальное поверхностное взаи­модействие, основанное на чувствах и эмоциях. Механизм эффектив­ного взаимодействия, которым является коммуникация, скрыт, а потенциально присутствующее содержание ожидает, пока утихнут страсти и мозг восстановит свои функции.

УКС6. Состояния обиды и оскорбления. Эти состояния известны каждому. Практически нет ни одного человека, которого бы не оби­жали или не оскорбляли хоть раз в жизни. Можем ли мы приоткрыть тайну завесы и взглянуть на механизм, приводящий человека в это состояние? Обижают, оскорбляют всегда незаслуженно, несправед­ливо. Иногда просто так: словом, вопросом, обвинениями и упрека­ми, действиями.
Кто может меня обидеть или оскорбить? Только тот, кто сильнее меня, так как если бы другой был слабее, вряд ли ему удалось оби­деть меня. Я бы ему показал, как меня обижать, оскорблять! А так как я, в силу ряда причин, не могу ответить ему тем же, я обижаюсь и оскорбляюсь.
Значит, обида, оскорбление и насилие присутствуют всегда в связ­ке, как стороны треугольника. Обида и оскорбление — это насилие в виде разрушительной эмоционально-психической энергии, направ­ленной внутрь человека. Она поражает слабые органы человека, и врачи квалифицируют такое состояние как результат психосомати­ческих последствий, приводящий организм к различным болезням.
Можно ли обидеть или оскорбить человека, и какого человека? Самая адекватная форма, когда мы можем фактологически зафикси­ровать, что кого-то обижают или оскорбляют, выражается в языке, а точнее, в словах: «Я вас обижаю» или «Я вас оскорбляю». Тогда сло­ва «обида и оскорбление», которые могут быть услышаны другими, появляются в коммуникативном пространстве. А пока они не произ­несены, «обиды и оскорбления» в пространстве, среде, в ситуации, между людьми нет.
Поищем, где место «обиды и оскорбления», как реакции на провокацию. Это место в голове у самого человека, который обижается и оскорбляется. Но почему-то за состояние его сознания должны отве­чать другие, те на кого он обижается или оскорбляется. Итак, обида, оскорбление — это состояние, созданное самим человеком, однако за это состояние он ответственности нести не желает и обвиняет в сво­ем состоянии другого человека. Не являясь хозяином собственного сознания, а затем и физического состояния, кем является такой че­ловек?
Эти кажущиеся элементарно-простыми фразы «меня обидел та­кой-то», «меня оскорбили» — на самом деле являются показателем того, что перед нами человек, тип реагирования которого показывает его безответственность. Безответственность не только по отношению к состоянию своего здоровья и сознания, но также по отношению к окружающим, потому что он вводит их в заблуждение относительно реального положения дел. Обида и оскорбление появляются тогда, когда на провокацию со стороны человек отвечает разрушительной для него самого реакцией.
Замечали ли вы, как быстро группируются люди, которых, как сказали бы мы раньше, обидел или оскорбил один человек? Теперь скажем так: которые обиделись или оскорбились все вместе на од­ного человека? Подобно толпе, появляется группа безответствен­ных и лживых людей. Толпа живет реакциями, чувствами и эмоция­ми, заряжаясь от нескольких ярко выраженных лидеров, таких же лживых и безответственных, — это биомасса. Вся история человече­ства — это история биомасс, во главе которых стояли те, кто знал, куда направлять энергию толпы. Толпа может только разрушать, со­зидать она не в состоянии. Для созидания необходим интеллект, в толпе он приносится в жертву. Толпа необходима политикам, а по­этому обиженные и оскорбленные люди, это то, что так необходи­мо для того, чтобы делать политику, так как историю все-таки де­лают массы.
Каждому человеку необходимо делать сознательный выбор: оби­жаться и оскорбляться для пополнения биомассы, в которой здо­ровые становятся больными, а мыслящие приносят в жертву:  свою способность мыслить,  функцию, сформированную гораздо поз­же всех других функций в организме;   владение  си­туацией коммуникации, осознанно отказываясь от такой возможности.

УКС7. Тотальное отождествление с наукой, национальностью, иде­ологией. Партией, любимым (ой), детьми,, вождем, страной, професси­ей, вещами и т.д. Почти на каждой встрече с психологами и социо­логами, в режиме семинаров, я проверяю их возможности разотождествления. Результаты плачевные, хотя это элитные, интеллектуальные группы по отношению к другим социальным и профессиональным группам. «Психологи (можно сказать, — социо­логи, политологи, врачи – не важно кто), — говорю я, — ущербны». Или «казахи и киргизы — примитивные нации». Этого достаточно, чтобы конфликт приобрел самые крайние формы. Спрашивается, почему вдруг такая забота о том, кто не просит, чтобы его защища­ли и о нем заботились? Какие противоречия предъявляются в конф­ликте? Что собственно защищается?
Если мы обратим внимание на психологию, да и на любую дру­гую науку, то ее вклад в человеческую сокровищницу неоспорим. Но главное богатство любой науки — это идеи и достижения гениальных умов, которым защита не требуется. Тот, кто не в состоянии привне­сти практически ничего, тотально отождествляясь с какой-либо нау­кой, прикрывается близостью к научным кругам и авторитетам, что естественно повышает его имидж в своих собственных глазах. Выходя в позицию защитника, он предъявляет свою пустоту, так как кроме этого ему предъявить нечего, фактически он защищает себя. Ибо, если он сам что-то и внес ценного в развитие науки, об этом может сказать только история, и то после его смерти. Но к этому он не имеет никакого отношения, так как история много чего хранит, но не все ценит и развивает.
Что может быть оскорбительнее для человека любой националь­ности, когда о его нации говорят, что она примитивна? Или, что весь его народ продажный? Есть культурные образцы, позволяющие каждому человеку почувствовать, что такое гордость или честь.
Есть гордость за профессию, родину. Есть гордость родовая. Есть честь девичья, рыцарская, мужская. Но самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она является показателем того, что человек не в состоянии ничего внести в развитие и преумножение богатства нации. Единственное, чем он может гордиться, так это принадлежно­стью к нации, так как для этого не требуется ни сил, ни таланта, ни интеллекта. Он гордится тем, что досталось ему от Бога, с помощью родителей. Но для этого ума не надо. Человек, который действительно внес что-то существенное в развитие национальной культуры, осоз­нает, что защищать то, что есть, не имеет смысла. Это пустая трата сил и времени.

УКС8. Вопросный синдром. Содержание вопросного синдрома — неспособность человека разотождествить содержание вопроса и соб­ственное восприятие. Есть человек, задающий вопрос, есть содержа­ние вопроса и есть человек, реагирующий на вопрос. Специфической особенностью человеческой коммуникации является то, что реакция на вопросы выявляет интеллектуальные и эмоционально-психологи­ческие ограничения (проблемы) того, кто реагирует на вопросы.
Сам по себе вопрос, в первую очередь, характеризует того, кто его задает. А вот ответ и реакция на него характеризуют того, к кому он обращен. Вопросом невозможно оскорбить или унизить человека. В ответе человеку предоставляется возможность раскрыть все богатство своего человеческого «Я». Однако довольно часто эту возможность человек использует для того, чтобы оскорбиться, обидеться или об­винить другого в неприличном поведении. Поэтому неприличных воп­росов нет, есть неприличные реакции на вопросы:

  • Сколько раз вы были замужем?
  • Сколько вам лет?
  • Почему у вас кривые ноги?
  • Как депутат, какими льготами, не предусмотренными Законом, вы пользуетесь?
  • Почему вы опоздали на занятия? Это я к вам обращаюсь, канди­дат психологических наук.
  • Как расходуются деньги, получаемые организацией от арендато­ров?
  • Какие у вас были реакции на эти вопросы?

Универсальное конфликтное содержание не исчерпывается выше перечисленными моделями. Как уже было сказано ранее, в каждом человеке присутствует огромное множество УКС. Не являются исклю­чением политики, руководители, исследователи, ученые, домохозяй­ки, учителя, предприниматели т.д. Вопрос заключается в том, что с этим делать? С ним (УКС) делать ничего не надо, его необходимо видеть, и тогда оно ослабляет свою власть над человеком, коммуни­кативные способности которого приобретают некоторую чистоту, ос­вобождаясь от тяжести чужого содержания. Коммуникационные и иные действия человека, который видит УКС, и того, который не ведает о его существовании, — различны.
Человек, который высветил свои УКС, входит в состояние  так называемого «рас­ширенного сознания». Но не того мистического, которое достигается многочасовой медитацией и другими психотехниками. Он находится в реальной ситуации, ощущая многомерность пространства и богат­ство окружающего мира, в котором находится. Ему гораздо легче ос­вободиться от коммунального содержания и перейти к обсуждению предмета противоречия и решению реальных социальных проблем. Но это состояние можно начинать испытывать (точнее — тренировать) именно в конфликте, к которому отношение у большинства людей в основном отрицательное. Ведь редко кто может привести пример положительного опыта в конфликте.
Печальная тайна, о которой знает каждый человек, но редко рефлексивно и критически осознает, заключается в том, что УКС создается, формируется и стереотипизируется воспита­тельным и образовательным процессом в обществе.
Если мы обратим внимание на стратегическую направленность этих процессов, то увидим, что внимание и энергия человека в первую оче­редь, направляются на изменение окружающей среды и других людей. Человек конфликтно и негативно реагирует на нарушение общепри­нятых, по его представлению, норм. Чаще всего человек, который не в состоянии выявить УКС, действует в схеме «стимул—реакция», где под стимулом имеется в виду слово, поступок, действия (информа­ция и т.д.) окружающих людей. Что же касается реакции, то за нее в такой схеме человек ответственности нести не в состоянии, так как не он выбрал реакцию, а реакция выбрала его. Он находится в ее власти, так как действует привычно и стереотипно. В этой схеме чело­век реагирующий мало чем отличается от того, кто задает стимул, так как стимул и реакция по своей форме совпадают (или тождественны друг другу), что способствует эскалации конфликтной ситуации и развитию конфликта.
Выявление УКС может способствовать тому, чтобы человек пере­шел в режим реагирования по другой схеме. В этой схеме включается интеллектуальный «стоп-тормоз», позволяющий разорвать порочный круг, доставшийся человеку в наследство от процесса воспитания и образования.
Речь здесь идет не о том, чтобы признать нарушение общеприня­тых социальных норм за нормальное явление. Практически у каждого человека есть представление о том, что является неприличным и чего делать и говорить нельзя. В данном случае речь идет о том, чтобы осоз­нать, что для изменения окружающих людей и всего общества требу­ется очень много энергии, здоровья, сил и времени. Изменение воз­можно на локальном уровне (микроуровне), когда каждый человек будет способен вырваться из-под власти привычных ему стереоти­пов, реакций и простроить иную реальность, выработать новые сте­реотипы и реакции, способствующие созданию новых культурных образцов мышления и общения.

Заключение
Я не описала мои конфликты с моими учителями и ближайшими коллегами, да и зачем? Практически все конфликты развивались по сценарию предъявления универсального конфликтного содержания. Главное, что я вынесла из них, это то, что теперь мною не управляют оценки и мнения окружающих меня людей, особенно сильных мира сего. Единственное, что ценится превыше всего, — это поиск ограни­чений, развитие способностей в моей деятельности и построение ин­теллектуально богатой жизни.
Но я задаю себе вопрос: реально ли достигнуть успеха в запрете нарушения культурных и этических норм? Вероятнее всего — нет, только страх пока останавливает такие действия. Зато реально, ис­пользуя механизм онтосинтеза и коммуникации, выявлять в полной мере свой собственный интеллектуальный, эмоционально-психологический и нравственный потенциал, усиливая свои возможности при построении иной реальности. Фактически, выбор, который делает каждый человек, это не просто выбор поведенческих реакций или иной реальности, это выбор тех культурных образцов и моделей, по которым каждому из нас придется жить в настоящем и будущем. Если говорить об «иных» реальностях, то несомненно, что возможность, способность или невозможность, не способность их построения объе­диняют или разъединяют людей.


PS//Это статья — результат эксперимента над собственным сознанием. Интерпретации субъективные.

* * *

1. Вопрос   читателя из  facebook:  «не поняла, зачем …………?»
Ответ  Цой Л.Н.:  —  » ….  Причин задержки   в разных пространствах  и ухода из них, несколько: инсайт; конфликт; новый взгляд на ситуацию; новый материал по психотехнике; решение поставленных задач; осознание новой личностной проблемы; осознание зависимости от пространства и лидеров; осознание чуждости к членам сообществ; осознание потери себя; повторяемость ситуаций.  А еще очень стало  прискорбно за людей, которые превращались  в биомассу. А за себя особенно.
Понять исследовательский интерес во времени и в любом пространстве, в состоянии только тот, ценит эксперимент над своим сознанием. На мой взгляд, это гуманно проводить эксперимент  со своим сознанием (хотя и рисково).  Главное — не наносить вред окружающим.  Примеров в истории много и открытий на этом пути тоже  немало». 

В начало статьи.

_________

Статьи и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты.

Глоссарий

Список литературы