Основные положения Программы по разрешению конфликтов в школах.
Преамбула.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» значительное место уделено модернизации образования как основе динамичного экономического роста и социального развития общества, как фактору благополучия граждан и безопасности страны. Так как образование – производная российского общества, которое ищет выход из системного кризиса, то преодоление кризиса системы образования – это задача менеджмента образования. «Кризис» понимается в своем изначальном смысле (лат. crisis из греческого – решение, исход).
Необходимо признать, что т.н. среднее образование перестало быть прерогативой только школы – оно распределено между медиа-средой, семьей, кругом общения, различного рода курсами, сессиями, репетиторами и частными учителями, самообразованием. В школьном пространстве сталкиваются интересы четырех субъектов образовательного процесса: учителей, родителей, администрации и учениками. Вполне естественно возникают конфликты между: учеником -учеником, учителем — администратором, учителем-учителем, родителем – учителем, родителем — учеником.
Признавая, что конфликты пронизывают педагогическую деятельность и являются закономерными в образовательном процессе, тем не менее, данная закономерность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения.
Эффективному решению конфликтных ситуаций способствует развивающаяся в России новая область междисциплинарного научного знания – конфликтология (педагогическая конфликтология). В связи с тем, что конфликты и конфликтные ситуации в школе, не могут быть решены только силами педагогического коллектива в рамках предметных уроков, так как в школах отсутствуют предметы, раскрывающие прикладные знания в области конфликтов между участниками образовательного процесса, то школы вынуждены привлекать конфликтологов для организации занятий по практической конфликтологии. Курс «Конфликтология для старшеклассников» может быть отнесен к дополнительным образовательным программам в школах.
Ценностью курса «Конфликтология для старшеклассников» является личность как самоорганизующаяся система, которая формируется на пути преодоления кризисов и разрешения конфликтов, выстраивая конструктивную коммуникацию с другими и иными, в целях производства нового материального или духовного продукта. А это означает, что процесс самоосознания самого себя, формирование новых коммуникации, ответственность за последствия конфликтного взаимодействия, преодоление самого себя и самоорганизации – будут в центре внимания курса.
Конфликтология в школе — это практико-ориентированный курс для старшеклассников, в целях минимизации агрессивных форм взаимодействия и освоения навыков конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях.
Принципы, цели и задачи курса
Курс построен на принципах деятельностного подхода:
- Не только передача знаний о конфликтах, а освоение и овладение практическими навыками разрешения и управления собой в конфликтах.
- Не только описание, но и разработка проекта и предписание норм для минимизации агрессивных и насильственных форм конфликтного взаимодействия.
Формы взаимодействия — игры, тренинги, дискуссии, визуализация, онлайн – коммуникация в формате проектно-аналитических сессий (ПАС).
Цель: минимизации агрессивных и насильственных форм взаимодействия.
Основная задача: освоить модели конструктивной коммуникации в конфликте.
Длительность: — каждая сессия по 2 ак. пары = 3 часа. Всего: 10-12 сессий (40 -48 ак. часов).
Темы могут меняться, в зависимости от интереса и затруднений в процессе работы группы.
Проектно-аналитические сессии проводит группа специалистов Московской школы конфликтологии, состоящая из следующих функциональных позиций:
- Научный руководитель группы
- Методолог
- Игротехник
- Тренер-психолог
- Аналитик
- Исследователь
- Критик
Количество участников от 15 – 30 старшеклассников.
Время – по субботам.
Для решения целей и задач, каждый участник должен пройти всю технологию ПАС.
Каждая сессия (3 часа) состоит из следующих этапов:
- Установка – 15 мин.
- Действие (игра, тренинг, дискуссия …..) – 60 мин.
- Рефлексия — 60 мин.
- Методический материал (мини-лекции) – 30 мин.
- Вопросы, ответы, задание на следующую сессию – 15 мин
Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах
Конфликтология и конфликты